"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"
статья

Иванова Наталья Валентиновна

Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педагогическое и психологическое значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей учащихся

через исследовательскую деятельность»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3                                                                                                      

1. Развитие творческих способностей ………………………………………. ………5                                                                    

2. Методы решения творческих задач и  исследовательская работа …………… 7  

3.  Общая последовательность выполнения исследовательской работы ………  12                                                         

Заключение…………………………………………………………………………….14                                                                                                        

Список используемой литературы…………………………………………………..15                                                               

Введение

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений.

Толстой Л.Н.

Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей  в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

 Разработка проблемы развития  творческих способностей  школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутренние побуждения расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности.

 Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность. И  в том, и в другом случае, ему сможет помочь развитые  в школе навыки ведения исследовательской работы, развитые на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот чем объясняется выбор моей темы - развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Чтобы у подростка выработалось отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. На уроках географии это проявляется в разработке проектов,  в создании презентаций по различным темам, в обсуждении вопросов экологии, демографии, экономики и др.

Учитель должен помнить, что,  встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него, прежде всего,  всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. Поэтому особое внимание уделяю проведению интегрированных уроков и установлению межпредметных связей.

1.Развитие творческих способностей

В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся.

На своих уроках я стараюсь развивать такие творческие способности как:

  • Гибкость мышления  

Для этого использую задания типа: «Составить рассказ с умышленными географическими ошибками», «Составить  памятку путешественника на  материк …..», «Разработать туристический маршрут».

  • Беглость мышления

В данном случае учащимся предлагаю выполнить задания на выявление причинно-следственных связей:

«объяснить различия климата полуостровов Калифорния и Флорида, расположенных в одном климатическом поясе»,

объяснить «Почему в городе Мурманске, расположенном за полярным кругом среднемесячная температура января -5 градусов?»,

 «сравнить по плотности населения Центр Европейской части и Якутию, сделать выводы о причинах различия плотности населения и хозяйственной деятельности» и т.д.

  • Ассоциативность видения

Задаю творческие задания: изобразите в виде рисунка:

- с чем у вас ассоциируется территория (Дальний восток, Забайкалье, Русская равнина и т.д.);

- с чем у вас ассоциируется страна (Египет, Эфиопия, Франция и т.д.).

Даю учащимся задания-практикумы на выявление у них ценностных ориентаций, что служит диагностикой «на входе» по выявлению эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, к друг другу. Это дает учащимся возможность рефлексии, самооценки, способствует взаимодействию друг с другом в диалоге.                                                                                                        

  • Проблемность видения

На уроках предлагаю найти решения творческой задачи. Например:

- Какие возникают проблемы в связи с постройкой на реке ГЭС? Предложите пути их решения.

- Определите, в каком климатическом поясе находится город Усть-Илимск,  и какие проблемы необходимо решать администрации города в этой связи?

  • Дивергентность мышления

Для рассмотрения проблемы с разных точек зрения и предложений способов решений этой проблемы использую ролевые игры на уроках. Например, для оценки экологической ситуации в районе и объективного решения приглашаем «экологов», «врачей», «ученых-экспертов», «журналистов», «общественность».

  • Латентность мышления

По разыгранной сценке или ситуации определить: в какой стране происходят данные события, и пояснить демографическую политику страны, отображенной в данной сценке.

  • Надситуативная активность

Часто задания опережающего характера требуют от учащихся получения дополнительных знаний, использовать ресурсы Интернета, библиотек, проводить исследовательские работы. К тому же развитие надситуативной активности способствует формированию познавательных интересов детей.

Для развития творческих способностей полезно  использовать задания творческого характера, а также исторический и иллюстративный материалы. Никогда не начинаю изложение новой темы без надлежащей вводной части, возбуждающий интерес и внимание учащихся. Вводной частью может и должен быть 3-5-минутный увлекательный рассказ, связанный с историей  географии, и решение ребуса, кроссворда, и чтения учащимися стихов  собственного сочинения. Такое изложение дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что география  как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека.

Методы решения творческих задач и исследовательская работа

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. В психологии созданы эффективные алгоритмы и методы решения задач, развивающих  творческие способности, которые в совокупности слагают технологию решения творческих задач.

Метод мозговой атаки.

Один из эффективных методов решения творческих задач – это мозговая атака или мозговой штурм. Во время мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению).  Основная задача группы «генераторов» за отведенное время (15-20 минут) выдать как можно больше идей (в том числе фантастических, шутливых, явно ошибочных). При генерации идей запрещена всякая критика, необходимо, чтобы идея, выдвинутая одним учеником, подхватывалась и развивалась другими. При окончательном разборе, который состоится позже, многие предложения окажутся бесполезными. Однако сам процесс должен вызывать бурный поток идей, которые следуют непрерывно, обогащая друг друга. При отборе надо обдумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными и абсурдными. Опыт использования метода показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое), эмпатия (считай себя частью процесса или объекта) и т.д.

        Приведу примеры некоторых задач, для решения которых можно использовать метод мозговой атаки.

  1. Почему Россию не принимают в Европейское экономическое сообщество?
  2. На севере Западной Сибири вечная мерзлота распространена до глубины 25 м, затем располагается слой теплых пород, а затем вновь вечная мерзлота до глубины 80 м. Объясните это явление.
  3. Высокие речные террасы находятся в долине р. Катуни от Б. Ильгуменя до устья р. Чуи. Предполагается, что они образовались в небывало короткий срок.  Назовите возможные  причины их возникновения.
  4. В 1871 г. город  Чикаго в США сгорел дотла. Официально причиной пожара стала опрокинутая керосиновая лампа. Однако пожар был необычным: огонь появился одновременно во многих местах, а день был безветренным. Выскажите предположение о причинах пожара.
  5. Последствием,  какого процесса является образование большого числа  наледей в районе оз. Байкал?
  6. Что такое лукоморье? Деятельность каких физико-географических процессов можно наблюдать в этом месте?
  7. На достаточно ровной поверхности плато Усюрт  в Узбекистане встречаются огромные хаотично разбросанные глыбы округлой формы. Объясните их происхождение.

Применение  на уроках метода мозговой атаки  позволяет ученикам освоить новый нетрадиционный способ решения задач,  осознать основные процедуры своей умственной деятельности, ее саморегуляции и самооценки, испытать свои творческие возможности и получить опыт выбора методов решения соответствующей задачи.

        Метод контрольных вопросов.

        Суть метода состоит в использовании при поиске решения задач списка специально подготовленных вопросов. Благодаря данному методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно. Имеется  список вопросов для решения географических задач.

Не влияет ли на особенности данного явления или объекта:

-географическое положение,

-строение земной коры,

-состав горных пород,

-эндогенные и экзогенные факторы формирования рельефа,

-глубинные разломы земной коры,

-протяженность и площадь,

-движение воздушных масс,

-рельеф,

-высота над уровнем моря,

-близость к океанам, течения,

-области высокого и низкого давления,

-угол падения солнечных лучей,

-вращение Земли,

-деятельность живых организмов, человека и т.д.

ИЛИ  Как это явление будет происходить в другом климатическом поясе, на равнине, в горах, под водой, на Луне, в другой природной зоне, во льдах, в пустыне, на берегу океана, в пещере. Какие новые черты приобретет?

Перечислить все качества и определения  данного явления, изменить их. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

Попробовать «национальное решение»: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское.

Видоизменить решение с точки зрения времени.

Определить общепринятые ограничительные условия и причины их установления.

        Приведу пример некоторых задач,  для решения которых можно использовать метод контрольных вопросов.

- Не земле есть места, где пресная вода ценнее «черного золота», например Саудовская Аравия. Нередко засухи здесь длятся два-три года, реки с сезонно пересыхающими руслами не имеют выхода в море, вода редких источников сильно насыщена солями кальция, что ее необходимо очищать. Предложите способ снабжения этой страны пресной водой.

- Мелководные лагуны являются прекрасными условиями для разведения рыбы.  Проблема в том, что подрастая, рыба уходит из лагуны в море. С незапамятных времен рыбаки используют разные способы, чтобы удержать рыбу. Предложите возможные варианты  удерживания рыбы в лагуне, не затрудняющие судоходство.

- Недалеко от нового жилого массива оказался молодой лесок из красавиц елочек. Перед Новым годом неминуемо нашествие браконьеров. Что нужно сделать, чтобы сохранить лес?

- Одна из острейших уральских проблем – нехватка воды, возникшая из-за неравномерного распределения водных ресурсов, а также наличия большого количества водоемких отраслей промышленности. Как решить водную проблему?

- Придумайте применение пустым стеклянным и пластиковым бутылкам, жестяным банкам, ящикам и т.д.

- Главные проблемы Поволжья это повышение уровня грунтовых вод, загрязнение Волги, затопление огромных площадей плодородных земель, разрушение памятников истории и культуры. Предложите, как решить экологические проблемы и вернуть затопленные земли, не сократив выработку электроэнергии.

Метод обратной мозговой атаки.

Суть метода: поиск недостатков – ключ к совершенству. То есть цель метода заключается в выявлении недостатков рассматриваемого объекта. Обратная мозговая атака может быть использована при разработке каких-либо географических проектов, экспертизе и т.д. Задачи, решаемые с помощью этого метода, могут быть следующие.

1. Можно ли усовершенствовать герб Алтайского края?

2. Проанализируйте структуру размещения отраслей хозяйства в крае. Можно ли предложить более совершенную?

3.Проанализируйте сеть туристических маршрутов в пригороде г. Барнаула. Какие новые маршруты вы могли бы предложить?

4. Проанализируйте транспортную сеть Алтайского края, как можно ее усовершенствовать?

5. Проанализируйте схему экономического районирования России. Приведите примеры возможных альтернативных вариантов районирования.

Школьники могут практически использовать полученные умения и навыки исследовательского поведения, а также технологию решения творческих задач,  как в повседневной жизни, так и при подготовке к олимпиадам по географии, а также при выполнении исследовательских  работ.

Общая последовательность выполнения исследовательской работы

Общепринятая последовательность выполнения исследовательской работы следующая:

  1. Актуализация проблемы, выбор темы исследования (выявление проблемы и определение направления исследования, определение  темы работы);
  2. Определение сферы исследования (цель, задачи, предмет и объект исследования);
  3. Выработка гипотезы;
  4. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования);
  5. Определение последовательности проведения исследования;
  6. Сбор и обработка информации;
  7. Анализ и обобщение полученных материалов;
  8. Подготовка и оформление работы;
  9. Публичная защита работы.

Поиск темы исследовательской работы – очень сложный момент для учителя географии. Во-первых, в нашей дисциплине необходимы наблюдения и эксперименты, непосредственно проведенные на территории объекта исследования. Подобный вид деятельности очень ценен для развития исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире.

        Тему исследования желательно связывать с территорией, где живет ученик или с той местностью, которую ему удалось посетить в ходе экспедиции. Ведь именно в этих условиях ученику будут доступны эмпирические методы исследования, необходимые для выполнения работы. На уроках учащимися проводятся небольшие исследовательские работы.

Для участия в городских, региональных, межрегиональных конкурсах и  олимпиадах  учащимися под моим руководством созданы следующие исследовательские работы: «Супермаркет и география» (номинация «Приз зрительских симпатий»), «Отчет об экскурсии в Курьинский район» (II место в туристско-краеведческой олимпиаде), «Автомобиль - средство передвижения или «роскошь»  выживания» (I место), «География на денежных знаках России» (III место), «Путешествие по городу Рубцовску» (I место), «Празднование Нового года во Вьетнаме»(II место), «Гляжу в озера …цветные» (I место).

Заключение

Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его основе  - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.

Применение на уроках географии (начиная с пятого класса) основ исследовательского обучения позволяет развивать у учащихся следующие умения и навыки: наблюдать (измерять, фиксировать) знакомые и незнакомые явления природы, “считывать” географическую информацию, сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, находить необходимую информацию в различных источниках, описывать и составлять карты, объяснять, систематизировать, классифицировать, устанавливать связи между различными факторами и явлениями, формировать предложения к более эффективному решению задач, прогнозировать, уметь формулировать гипотезу и т.д. Развиваются коммуникативные навыки. Систематическая работа позволяет развить в учениках такие приемы умственной деятельности как  анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, сравнение и обобщение, владение формами географического прогнозирования, моделирования, аргументации, доказательности.

Список использованной литературы

1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф.  Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. -2001.- №. 1.

2. Поддьяков А. Н.  Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

3.  Методика преподавания экономической географии. – М., 1990.

4. Иванов Ю.П.  Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения //География в школе.- 2000. - № 2.

5.  Литвинова Т.Ф.  Формирование интеллектуальных и творческих способностей при изучении темы «Атмосфера»//География в школе. -  2004. - № 1.

6. Лук А.Н. Психология творчества. – М.:Наука, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое.В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполн...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...