Развитие исследовательских способностей школьников через образовательное путешествие.
статья по краеведению (8 класс) на тему
В статье описана роль образовательного путешествия в развитии исследовательских способностей школьников на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_puteshestvie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских способностей школьников
через образовательное путешествие.
Путешествие один из древнейших видов деятельности, и с самых древних времен его основной функцией было получение новых знаний о мире и саморазвитие путешественника. Великий французский философ эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо считал путешествие неотъемлемой частью образования. Один из создателей российской теории образовательных путешествий, историк и педагог И. М. Гревс писал: «Кому удалось в юношеские годы хорошо путешествовать, тот вступает в жизнь с незаменимым запасом таких знаний, умственных навыков и душевных сил, каких он не мог бы почерпнуть ни у какого иного источника».
Предмет истории и культуры Санкт-Петербурга дает широкое поле для исследования. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Педагогическая ценность исследований состоит в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствуют формированию у школьников таких качеств, как наблюдательность, вдумчивость, настойчивость, терпеливость, сообразительность, развивают исследовательский подход. Направления исследовательской деятельности могут быть самыми разнообразными.
Занятия по истории и и культуре Санкт-Петербурга , проходящие вне школы , могут быть выстроены в форме образовательных путешествий , в основе которых лежит самостоятельная работа учащихся, связанная с освоением культурного наследия города в объектах городской и музейной среды. Путешествие – это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «Я». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает ученикам возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям. Путешествие становится образовательным в том случае, когда эта цель реализуется и оно из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений трансформируется в целенаправленный процесс познания мира, результатом которого является становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве. Образовательное путешествие – это всегда путешествие в культуру, оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. Все объекты окружающего мира могут рассматриваться как своеобразные «тексты» культуры .Учащиеся изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной, поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, проблемами современной городской жизни.
Образовательное путешествие
«Дворцы Петербурга как отражение духа эпох. »
В нашем городе ,который более двухсот лет был столицей сохранились уникальные архитектурные памятники, напоминающие о жизни петербургской аристократии.
Это дворцы, которые являются не только украшением города, но и важнейшими культурными историческими центрами Петербурга. Все они могут не мало рассказать о вкусах, моде ,архитектуре своего времени и о своих владельцах. Чтобы в этом убедиться –достаточно пройти вдоль какой-нибудь набережной и вы сразу перенесетесь в прошлое и почувствуете дух разных эпох.
1.Вы оказались на месте, откуда из Невы берет свое начало река, которая получила свое существующие название после того, как из нее начали брать воду для фонтанов.
На берегу, у истока этой реки находится дворец. Осмотрите этот дворец снаружи и ответьте на следующие вопросы:
.
1Как вы думаете, кому и для чего мог служить этот дворец?
2.О чем ,на ваш взгляд, могут рассказать нам барельефы на фасаде здания.
3. Найдите аллегорические детали, которые прославляют победу России в Северной войне.
4.Как вы думаете, почему для украшения крыши выбран флюгер с фигурой Георгия Победоносца, пронзающего копьем дракона?
5.Как вы думаете , в каком стиле построен этот дворец и каким архитектором?
6.Посмотрите внимательно на здание и скажите какие архитектурные черты были характерны для того времени?
7.В чем неповторимость этого дворца с вашей точки зрения?
2.Найдите на карте набережную, которая находится на правом берегу
-находится ближайший дворец находился Почтовый двор.
.
3 Пройдите по этой набережной до ближайшего дворца .
1.Чем на ваш взгляд отличается этот дворец от предыдущего?
2.Как вы думаете, кому мог принадлежать этот дворец?
3.Обойдите здание и найдите конный монумент одному из русских императоров и попробуйте догадаться ,почему он здесь установлен.
4.Найдите на набережной здание, в котором сейчас располагается научное учреждение и попробуете предположить что могло находиться здесь до революции. (дворец князя Владимира Александровича)
-Что можно сказать о хозяине этого дворца, глядя на фасад здания?
4Пройдите вдоль набережной ,осмотрите все здания, которые здесь располагаются и скажите:
- составляют ли они единый ансамбль?
- есть ли в застройке набережной стилистическое единство?
В застройке набережной нет стилистического единства, и, тем не менее, её облик отличается исключительной законченностью и целостностью. Ни одно из зданий на набережной не выпадает из ансамбля.
А как вы думаете, почему так происходит?
5. Дойдите до здания, которое служило зимней резиденцией российских императоров и ответьте на следующие вопросы:
- Почему этот дворец называют апофеозом русского барокко?
- Как изменяется архитектура дворцовых зданий начиная с времен ПетраI и о чем это может свидетельствовать?
Каждое образовательное путешествие предполагает сочетание нескольких уровней освоения объектов городского пространства: знакомство с ними, приобретение опыта их исследования и усвоение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в данных объектах.
Путешествие не может считаться завершенным, до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Итоговое занятие получило название "защита", т. к. на нем ученикам предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия и тех ощущениях, которые они испытали.
Защита менее всего напоминает отчет о работе или последовательное изложение того, что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Она строится как проблемное обсуждение, в результате которого высказываются версии по поводу заявленной в ходе подготовки проблемы путешествия.
Форма проведения подобного занятия может быть различна и зависит от фантазии педагога и возможностей учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность"
Статья раскрывает основныепоказатели творческих особенностей обучающихся. А именно- беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. А также, являются ли эти показатели...
Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики....
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....
"«Развитие потенциальных художественных способностей школьников через использование нетрадиционных средств изобразительной деятельности».
обобщение педагогического опыта...
Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся через краеведческий кружок
программа занятий краеведческого кружка по изучению истории родного края для учащихся 5-9классов на материале темы «История семьи Ксенофонтовых», будет наиболее эффективной при учете следующих педагог...
Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)
В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....
МУЗЕЙ-ЭКСПЛОРАТОРИУМ «МОК МОКЭН» («БУДУЩЕЕ - ДЕТЯМ») МАОУ СОШ № 7 Г.КОГАЛЫМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
МУЗЕЙ-ЭКСПЛОРАТОРИУМ «МОК МОКЭН» («БУДУЩЕЕ - ДЕТЯМ») МАОУ СОШ № 7 Г.КОГАЛЫМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ...