Дети приходят к выводу, что реформы были необходимы, но они проходили в очень тяжелых условиях: война, сопротивление реформам.
Извлечение информации о государственном управлении при Петре I в ходе составления схемы. Извлечение информации о коллегиях в ходе заполнения таблицы. Извлечение информации о указе единонаследия в ходе заполнения таблицы, формирование представления о расширении опоры самодержавия при Петре I.
Извлечение информации о табеле о рангах в ходе заполнения таблицы. Учащиеся делают вывод, о том, что табель о рангах резко увеличил социальную мобильность в обществе.
Извлечение информации о областной реформе в ходе рисования схемы. Ученики осознают, что губернская реформа усилила вертикаль власти.
Учащиеся приходят к выводу, что городов становится больше и ими необходимо управлять.
Учащиеся приходят к выводу, что церковь становится частью государственного аппарата и теряют независимость.
Учащиеся осознают, почему не всем нравились реформы Петра I. | III. Вводный этап. (18 мин.) Первая стадия-вызов (актуализация). Учитель: Прочитайте тему урока (слайд №1). Впервые ли Вы изучаете реформы? Предположите, какие реформы были необходимы России в начале 18 века? Для выполнения этого задания я Вам предлагаю проработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «Корзину мнений». Учитель фиксирует предлагаемые ответы. Учитель: (читает) «Народ собрался в дорогу, ждали вождя. Вождь пришел, им был Петр I.». Как Вы понимаете смысл этой фразы?
Вторая стадия-осмысление. Учитель задает самостоятельную работу в группах. Учитель: Делимся на группы по три человека. Должно получиться 7 групп. Первой группе необходимо составить схему государственного управления пери Петре I и проанализировать ее, используя страницы 115-116 учебника. Второй группе необходимо заполнить вторую колонку в таблице по коллегиям, используя страницу 116 учебника.
Третьей группе необходимо провести работу над указом о единонаследии. Заполнить вторую и третью колонки таблицы. Сделать вывод, используя страницу 116 учебника.
Четвертой группе необходимо провести работу над табелем о рангах. Ответить на вопрос: «Давал ли табель о рангах жить по пословице «Из грязи в князи»?». Заполнить третью колонку таблицы. Сделать вывод, используя страницу 117 учебника.
Пятой группе необходимо провести работу над областной реформой. Нарисовать схему разделения страны на губернии и провинции, используя страницу 117 учебника. 1708 г.-…губерний (каких?) Кто управляет? Кто назначает? 1719 г.-…провинций. Кто управляет?
Шестой группе необходимо провести работу над реформой городского управления, используя страницу 117-118 учебника.
Седьмой группе необходимо провести работу над церковной реформой, используя страницу 118 учебника. Выступление групп. Ответы учащихся сопровождаются презентацией, в ходе которых еще раз обращается внимание на основные преобразования Петра I.
Учитель: Рассмотрев основные реформы Петра, теперь вы можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные.
Теперь вернемся к нашему плану. Какой вопрос остался без внимания? А можно ли без него представить полную картину, в каких условиях проходили реформы? В чем Вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством? | Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1-2 минут, каждая пара предлагает свои варианты ответов.
Дети обдумывают, после чего озвучивают свои варианты ответов.
Дети 1 группы-составляют схему государственного управления при Петре I.
Дети 2 группы-заполняют вторую колонку в таблице по коллегиям.
Дети 3 группы-работают над указом о единонаследии, заполняют 2 и 3 колонки таблицы, делают вывод.
Дети 4 группы-работают над табелем о рангах, отвечают на вопрос, заполняют 3 колонку таблицы, делают вывод.
Дети 5 группы работают над областной реформой, рисуют схему разделения страны на губернии и провинции.
Дети 6 группы-работают над реформой городского управления (1720 год).
Дети 7 группы работают над церковной реформой (1700, 1722 год).
Дети определяют кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные. Дети отвечают на поставленные учителем вопросы. |