Урок истории "Политико-административные реформы Петра I"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Урок нацелен на знакомство с политико-административными реформами Петра I.
Задачи:
● показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных органов власти;
● продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.
Формы урока: задания, групповая работа, элементы практической работы. Тип урока: урок-объяснение с использованием элементов практической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_petr_i.doc | 125.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
«Политико-административные реформы Петра I»
Автор-составитель:
Кузиков Владимир Аркадьевич,
учитель истории и обществознания
с. Панаевск, 2012
Тема: «Политико-административные реформы Петра I»
Цель: знакомство с политико-административными реформами Петра I
Задачи:
● показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных органов власти;
● продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.
Тип урока: урок-объяснение с использованием элементов практической работы.
Формы урока: задания, групповая работа, элементы практической работы.
Оборудование урока: карта, таблицы, мультимедиа система, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
-На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели внешнюю политику Петра, экономику России в первой четверти XVIII века. Сегодня мы с вами познакомимся с политико-административными реформами Петра. Должны показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных органов власти. Также должны продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.
Перед тем, как начать новый материал проведу с вами опрос по пройденному материалу. (слайд).
Какова была цель России в Северной войне?
Кто был союзником России в Северной войне?
(Слайд)
Решить кроссворд:
- Ключ-город
- Полк, который стал одним из основ новой армии.
- Гарнизон, где произошел перелом в Северной войне.
- Один из полководцев, который героически боролся на протяжении 2-х месяцев.
- Самый южный остров из Аландских островов.
- Судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами.
- Шведская крепость
(На экране карта Северной войны).
Назовите основные события и сражения Северной войны?
- Нарва (потери 8 тыс., 145 пушек.)
- Полтавская битва (27 июня 1709 г.) шв – 9 тыс. убитыми; русские в 7 раз меньше.
- Прутский поход. Россия овладела Ригой, Выборгом, Ревелем.
В 1711 г. Турция объявила войну России. Огромная русско-турецкая армия окружила лагерь русских на р. Прут. По условиям перемирия Россия возвращала Турции Азов, соглашалась не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию. Турция согласилась выпустить русскую армию из окружения, но сохранить знамена, оружие, артиллерию.
4. У мыса Гангут – 1714г.
5. У острова Гренгам – 1720г.
Чтобы оценить некоторые результаты преобразований сравните расходы в 1704 и 1725 гг.
(На экране слайд «Расходы»):
- О каких изменениях, происшедших в жизни страны свидетельствуют приведенные в таблицах данные?
- Почему возросли расходы на армию?
- С чем было связано увеличение расходов на флот?
- Что общего в бюджетах России 1704 и 1724 гг.?
Изучение нового материала
Вы правильно замелили, что к концу царствования Петра I увеличились расходы на содержание государственного аппарата, на администрацию. Это было связано реформами в области управления.
В начале царствования Петра I еще сохранялся государственный аппарат, унаследованный царем-преобразователем от отца и брата – Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.
Назовите основные органы власти и управления допетровской России?
(Земский собор состоял из избранных депутатов. Они должны были отстаивать перед царем «наказы» избирателей,
Боярская дума имела исключительно совещательный голос, степень ее влияния определялась авторитетностью бояр, входивших в ее состав.
Приказы: пос., каз., разр., конш., поместн.. ямской, челобитный приказы.)
В первое десятилетие самостоятельного правления Петра I роль приказов и Боярской думы постепенно уменьшилась. После Земского собор 1653 года соборы больше не созывались.
Какой вопрос рассматривался на упомянутом соборе? (Собор созывался для обсуждения планов развития страны, а позже лишь для утверждения подготовленных царем проектов.)
Петр I поручал решение важнейших государственных вопросов наиболее преданным ему лицам, не с лишком считаясь с их родословной и ориентируясь на способности людей и их преданность царю. В начале XVIII века монарх стал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. При этом вся полнота власти находилась в руках императора.
Откройте учебник на стр. 115 прочитайте и скажите , какие органы власти и управления появились после реформ Петра I?
- Какой орган власти заменил Боярскую Думу?
- Кто входил в Боярскую Думу?
- Почему Петр I создал Правительствующий Сенат?
- Кто стоял во главе Сената?
(Ученики делают вывод, что созданный в 1711 году Сенат отличался. от Боярской думы тем, что его члены назначались царем. Указы Сената имели силу закона.)
Должность генерал-прокурора была учреждена в 1722 году. Петр I называл этого чиновника «око государево». Он наблюдал за деятельностью всех государственных учреждений. В этом помогали прокуроры и фискалы – агенты, доносившие о всех злоупотреблениях чиновников.
Школьники отвечают на вопросы:
- Какие органы управления были созданы вместо приказов?
- Почему Петр I отказался от использования системы приказов?
Коллегию возглавлял президент, при нем были советники и помощники. Решения принимались после совместного обсуждения дел. Принцип коллегиальности отличал новые центральные учреждения от приказов. Петр строго следил за соблюдением этого принципа и не раз напоминал чиновникам, что решения должны принимать «с общего совету».
(Учащиеся перечисляют коллегии и кратко характеризуют их функции.)
Петр I хотел создать коллегию, которая бы занималась сельским хозяйством, но не успел этого сделать. Правда, была учреждена Вотчинная коллегия, в круг обязанностей которой входила охрана земельных прав дворян.
Центральным ведомством по городским делам стал Главный магистрат, которому подчинялись все государственные магистраты.
Специально для 12 коллегий было выстроено здание в Санкт-Петербурге. Порядок работы коллегий . их функции. Отношения друг с другом и с другими ведомствами закреплялись законодательно.
Кроме коллегий создавались канцелярии. Походная посольская канцелярия сопровождала Петра и на суше, и на море. Тайная канцелярия занималась политическим сыском. Первое ее дело – дело царевича Алексея. (СЛАЙД)
Откройте стр. 119, ответьте на вопрос: В чем заключатся Дело царевича Алексея?
Реформы Петра I распространялись и на местное управление. В 1708 г. состоялся указ, согласно которому вводилось губернское деление государства. Было учреждено 8 губерний.
(Показываю границы губерний на карте, школьник записывают в тетрадях перечень. СЛАЙД).
Во главе губернии стоял губернатор, обладавший большой властью. Каждая губерния делилась на провинции; их насчитывалось 50. Провинции делились на уезды.
После длительной подготовки в 1722 г. было опубликована «Табель о рангах» - один из важнейших документов петровской эпохи. «Табель» определяла порядок продвижения на государственной службе – военной и гражданской.
Ученики отвечают на вопросы:
- на сколько классов делились все военные и гражданские чины?
- Какой был самый высокий класс?
- Для чего было необходимо соответствие военных и гражданских чинов?
Присвоение очередного чина производилась за служебные заслуги, а не благодаря знатному происхождению. Без прохождения службы даже дети аристократов не могли получать чины. Доступ к высшим чинам был открыт для не дворянских слоев населения. Дворянские же дети должны были начинать службу в армии с солдатских чинов.
- Какое значение имело принятие «Табели о рангах»?
- В чьих интересах проводил Петр I политико-административные реформы?
- Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на характер царской власти?
Завершая объяснение нового материала хотелось бы вам процитировать предисловие к принятому при Петре I Воинскому уставу:
«Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен».
Делается вывод о том, что в результате реформ в России оформился абсолютизм.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Отметьте, какие из перечисленных ниже преобразований были осуществлены Петром I:
- Создание Сената;
- Учреждение коллегий;
- Введение административного деления государства на губернии;
- Регулярные выборы воевод;
- Учреждение Верховного тайного совета;
- Введение «Табели о рангах»;
- Создание регулярной армии;
- Созыв парламента.
Составить синквейн к понятию «Реформы Петра». Обсуждение синквейнов. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационный урок по истории: "Реформы Петра I"
Аттестационная работаучителя историиУльяновской средней общеобразовательной школы Лукояновского районаУЛАНОВОЙ Елены Валерьевны ПРЕДМЕТ: История Рос...
Урок по истории "Реформы Петра I"
Урок по теме "Реформы Петра I"...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"
Материал урока даёт возможность повторить причины преобразований и реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуры, даетс...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"
Материал презентации в игровой форме поможет учителю повторить реформы Петра I и сделать выводы о значении реформ для дальнейшего развития страны....
Урок "Социальные последствия реформ Петра I"
Урок "Социальные последствия реформ Петра I" с приемом "работа в группах сменного состава" в 7, 10 классах...
Конспект урока по истории "Реформы Петра 1"
рассказать о модернизации государственной системы России...
Урок по теме "Реформы Петра I"
Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс...