Урок истории "Политико-административные реформы Петра I"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Урок нацелен на знакомство с политико-административными реформами Петра I.

Задачи:

● показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных органов власти;

● продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.

Формы урока: задания, групповая работа, элементы практической работы. Тип урока: урок-объяснение с использованием элементов практической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_petr_i.doc125.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

«Политико-административные реформы Петра I»

Автор-составитель:

Кузиков Владимир Аркадьевич,

учитель истории и обществознания

с. Панаевск, 2012

Тема: «Политико-административные реформы Петра I»

Цель: знакомство с политико-административными реформами Петра I

Задачи: 

● показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных органов власти;

● продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.

Тип урока: урок-объяснение с использованием элементов практической работы.

Формы урока: задания, групповая работа, элементы практической работы.

Оборудование урока: карта, таблицы, мультимедиа система, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

-На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели внешнюю политику Петра, экономику России в первой четверти XVIII века. Сегодня мы с вами познакомимся с политико-административными реформами Петра. Должны показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных органов власти. Также должны продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем и таблиц.

Перед тем, как начать новый материал проведу с вами опрос по пройденному материалу. (слайд).

Какова была цель России в Северной войне?

Кто был союзником России в Северной войне?

(Слайд)

Решить кроссворд:

  1. Ключ-город
  1. Полк, который стал одним из основ новой армии.
  1. Гарнизон, где произошел перелом в Северной войне.
  1. Один из полководцев, который героически боролся на протяжении 2-х месяцев.
  1. Самый южный остров из Аландских островов.
  1. Судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами.
  1. Шведская крепость

(На экране карта Северной войны).

Назовите основные события и сражения Северной войны?

  1. Нарва (потери 8 тыс., 145 пушек.)
  1. Полтавская битва (27 июня 1709 г.) шв – 9 тыс. убитыми; русские в 7 раз меньше.
  1. Прутский поход. Россия овладела Ригой, Выборгом, Ревелем.

В 1711 г. Турция объявила войну России. Огромная русско-турецкая армия окружила лагерь русских на р. Прут. По условиям перемирия Россия возвращала Турции Азов, соглашалась не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию. Турция согласилась выпустить русскую армию из окружения, но сохранить знамена, оружие, артиллерию.

4. У мыса Гангут – 1714г.

5. У острова Гренгам – 1720г.

Чтобы оценить некоторые результаты преобразований сравните расходы в 1704 и 1725 гг.

(На экране слайд «Расходы»):

  1. О каких изменениях, происшедших в жизни страны свидетельствуют приведенные в таблицах данные?
  1. Почему возросли расходы на армию?
  1. С чем было связано увеличение расходов на флот?
  1. Что общего в бюджетах России 1704 и 1724 гг.?

Изучение нового материала

Вы правильно замелили, что к концу царствования Петра I увеличились расходы на содержание государственного аппарата, на администрацию. Это было связано реформами в области управления.

В начале царствования Петра I еще сохранялся государственный аппарат, унаследованный царем-преобразователем от отца и брата – Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Назовите основные органы власти и управления допетровской России?

(Земский собор состоял из избранных депутатов. Они должны были отстаивать перед царем «наказы» избирателей,

Боярская дума имела исключительно совещательный голос, степень ее влияния определялась авторитетностью бояр, входивших в ее состав.

Приказы: пос., каз., разр., конш., поместн.. ямской, челобитный приказы.)

В первое десятилетие самостоятельного правления Петра I роль приказов и Боярской думы постепенно уменьшилась. После Земского собор 1653 года соборы больше не созывались.

Какой вопрос рассматривался на упомянутом соборе? (Собор созывался  для  обсуждения планов развития страны, а позже лишь для утверждения  подготовленных царем проектов.)

Петр I поручал решение важнейших государственных вопросов наиболее преданным ему лицам, не с лишком считаясь с их родословной и ориентируясь на способности людей и их преданность царю. В начале XVIII века монарх стал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. При этом вся полнота власти находилась в руках императора.

Откройте учебник на стр. 115 прочитайте  и скажите , какие органы власти и управления появились после реформ Петра I?

  1. Какой орган власти заменил Боярскую Думу?
  1. Кто входил в Боярскую Думу?
  1. Почему Петр I создал Правительствующий Сенат?
  1. Кто стоял во главе Сената?

(Ученики делают вывод, что созданный в 1711 году Сенат  отличался. от Боярской думы тем, что его члены назначались царем. Указы Сената имели силу закона.)

Должность генерал-прокурора была учреждена в 1722 году. Петр I называл этого чиновника «око государево». Он наблюдал за деятельностью всех государственных учреждений. В этом помогали прокуроры и фискалы – агенты, доносившие о всех злоупотреблениях чиновников.

Школьники отвечают на вопросы:

  1. Какие органы управления были созданы вместо приказов?
  1. Почему Петр I отказался от использования системы приказов?

Коллегию возглавлял президент, при нем были советники и помощники. Решения принимались после совместного обсуждения дел. Принцип коллегиальности отличал новые центральные учреждения от приказов. Петр строго следил за соблюдением этого принципа и не раз напоминал чиновникам, что решения должны принимать «с общего совету».

(Учащиеся перечисляют коллегии и кратко характеризуют их функции.)

Петр I хотел создать коллегию, которая бы занималась сельским хозяйством, но не успел этого сделать. Правда, была учреждена Вотчинная коллегия, в круг обязанностей которой входила охрана земельных прав дворян.

Центральным ведомством по городским делам стал Главный магистрат, которому подчинялись все государственные магистраты.

Специально для 12 коллегий было выстроено здание в Санкт-Петербурге. Порядок работы коллегий . их функции. Отношения друг с другом и с другими ведомствами закреплялись законодательно.

Кроме коллегий создавались канцелярии. Походная посольская канцелярия сопровождала Петра и на суше, и на море. Тайная канцелярия занималась политическим сыском. Первое ее дело – дело царевича Алексея. (СЛАЙД)

Откройте стр. 119, ответьте на вопрос: В чем заключатся Дело царевича Алексея?

Реформы Петра I распространялись и на местное управление. В 1708 г. состоялся указ, согласно которому вводилось губернское деление государства. Было учреждено 8 губерний.

(Показываю границы губерний на карте, школьник записывают в тетрадях перечень. СЛАЙД).

Во главе губернии стоял губернатор, обладавший большой властью. Каждая губерния делилась на провинции; их насчитывалось 50. Провинции делились на уезды.

После длительной подготовки в 1722 г. было опубликована «Табель о рангах» - один из важнейших документов петровской эпохи. «Табель» определяла порядок продвижения на государственной службе – военной и гражданской.

Ученики отвечают на вопросы:

  1. на сколько классов делились все военные и гражданские чины?
  1. Какой был самый высокий класс?
  1. Для чего было необходимо соответствие военных и гражданских чинов?

Присвоение очередного чина производилась за служебные заслуги, а не благодаря знатному происхождению. Без прохождения службы даже дети аристократов не могли получать чины. Доступ к высшим чинам был открыт для не дворянских слоев населения. Дворянские же дети должны были начинать службу в армии с солдатских чинов.

  1. Какое значение имело принятие «Табели о рангах»?
  1. В чьих интересах проводил Петр I политико-административные реформы?
  1. Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на характер царской власти?

Завершая объяснение нового материала хотелось бы вам процитировать предисловие к принятому при Петре I Воинскому уставу:

    «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в      своих делах ответу дать не должен».

Делается вывод о том, что в результате реформ в России оформился абсолютизм.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Отметьте, какие из перечисленных ниже преобразований были осуществлены Петром I:

  1. Создание Сената;
  1. Учреждение коллегий;
  1. Введение административного деления государства на губернии;
  1. Регулярные выборы воевод;
  1. Учреждение Верховного тайного совета;
  1. Введение «Табели о рангах»;
  1. Создание регулярной армии;
  1. Созыв парламента.

Составить синквейн к понятию «Реформы Петра». Обсуждение синквейнов. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационный урок по истории: "Реформы Петра I"

Аттестационная работаучителя историиУльяновской средней общеобразовательной школы Лукояновского районаУЛАНОВОЙ Елены Валерьевны ПРЕДМЕТ:       История Рос...

Урок по истории "Реформы Петра I"

Урок по теме "Реформы Петра I"...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал урока даёт возможность повторить  причины преобразований  и   реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуры, даетс...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал презентации  в игровой форме поможет учителю повторить реформы Петра I и сделать выводы о значении реформ для дальнейшего развития страны....

Урок "Социальные последствия реформ Петра I"

Урок "Социальные последствия реформ Петра I" с приемом "работа в группах сменного состава" в 7, 10 классах...

Конспект урока по истории "Реформы Петра 1"

рассказать о модернизации государственной системы России...

Урок по теме "Реформы Петра I"

Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс...