Урок истории в 10 класс "Реформы Петра 1: движение вперед или ..." 2012 г.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Урок повторения и общения в форме передачи «Пусть говорят»
 
Цели: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении    темы; дать нравственную оценку  Петра  I; учить сравнивать внутренние преобразования Петра I, характеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления; уметь характеризовать внутреннюю обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 столетия,  формировать собственное представление о политических деятелях и их политике; давать свою аргументированную оценку событиям , историческим личностям,  формировать умение анализировать  предоставленные документы , вести дискуссию.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rekomendatsiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Хабибулина Светлана

Антоновна

МОУ СОШ П. Арчаглы- Аят

2012 г.

Нестандартный урок

по теме  «Петр I (повторительно-обощающий)»

урок- дискуссия

10 класс

Урок повторения и общения в форме передачи «Пусть говорят»

Цели: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении    темы; дать нравственную оценку  Петра  I; учить сравнивать внутренние преобразования Петра I, характеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления; уметь характеризовать внутреннюю обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 столетия,  формировать собственное представление о политических деятелях и их политике; давать свою аргументированную оценку событиям , историческим личностям,  формировать умение анализировать  предоставленные документы , вести дискуссию.  

Оборудование: мультимедийная установка с показом презентации по теме урока, отрывок из передачи , показанный по ДVД; документы из сочинения историка В. О. Ключевского. Высказывания известных историков ,  писателей о Петре 1 и его реформах.

Формы организации деятельности учащихся: «ведущие» программы, активные участники обсуждения темы урока.

Источники, используемые при подготовке к уроку: Ключевский В. О. «Исторические портреты», Соловьев С. М. , Н. И. Вурста «Репетитор по истории России», Р. В. Пазин «История России. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности», « Творческая мастерская учителя. Инновационные формы уроков .История 5-11 классы» Е.В. Тайкова  Л. А. Степанова Издательство « Учитель»  г. Волгоград  2010 г.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. (видео сюжет о Петре I)

2 слайд

Ведущий (выбранный из числа учеников):

- Здравствуйте! Сегодня наша программа «Пусть говорят»  посвящена эпохе  преобразований 17-18 века. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра. Действия Петра были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они  шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих царях. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной, и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это все свою огромную энергию.

        II Актуализация опорных знаний.

Ведущий : Итак – «Преобразователь или разрушитель?» К концу передачи вам нужно будет выбрать одну из точек зрения и записать аргументы, подтверждающие избранную вами точку зрения.

Ведущий: И наш первый гость.

1 гость.  Уже первые шаги Петра как самостоятельного правителя дают представление о его будущем политическом курсе: жестокое подавление оппозиции внутри страны. Петр беспощадно расправлялся со своими противниками. От его руки летели отрубленные головы приговоренных к смерти стрельцов. Петр не пощадил даже своего сына Алексея, когда узнал о его участии в заговоре бояр и духовенства против царя.  

3 слайд

Ведущий: Да, царь был жесток. Ведь он даже сам принимал участие в казни стрельцов. А его отношение к сыну…

4 -5 слайды

1 гость.  (продолжает)Царь не имел заранее плана преобразований, четкой программы реформ. Логика петровских преобразований диктовалась необходимостью: одни реформы требовали других, вопросы военные не могли быть решены без определенных экономических перемен.

Ведущий Но есть совсем противоположное мнение. И наш следующий гость.

2 гость

Я хочу представить точку зрения В. О. Ключевского (копии есть у учащихся на партах), какие же задачи стояли перед Россией в то время: «…Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей, 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию, 3) завершение переустройства войска в регулярную армию, 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной, 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности, 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса, 7) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства. Легко заметить, что совокупность  этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра…»

Крымские походы 1687 и 1689 годов, а позже Азовские походы 1695 и 1696 годов показали военное отставание России. У государства отсутствовал парусный военный флот. Без боеспособной армии было невозможно решить проблему выхода к Балтийскому и Черному морям.

6 - 7слайды

Вспомним, что Северная война началась  с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сражении. Россия победила в Северной войне одну из ведущих держав – Швецию. Россия становится гегемоном в Восточной Европе, одной из «великих держав» Европы. Русская армия во всей полноте проявила свои прекрасные боевые качества. Отныне Россия входит в «оркестр» европейских государств полноправным и уважаемым членом.

Ведущий: Некоторые историки, литераторы, например, Ломоносов, Пушкин считали Петра идеальным монархом, эталоном государственного деятеля, который не щадил себя и не гнушался ради достижения цели черновой работы. Они прославляли  такие черты Петра, как бережливость, простоту в общении, любовь к правде, насаждение просвещения, готовность со всеми нести бремя суровой военной жизни.

8 слайд

Ведущий: Вместе с тем тот же Пушкин отмечал в Петре и такие свойства, как деспотизм, жестокость, резкость.

3 гость Отметим, что реформы императора  носили насильственный характер. Все новое в экономике, политике, культуре насаждалось только сверху, от лица государства. В годы петровского правления произошло усиление крепостного права, а не раскрепощение крестьян, как на Западе в период буржуазных преобразований. Встает вопрос и о "цене" реформ. "Цена" была слишком дорогой. Страна продвигалась вперед благодаря крайнему напряжению материальных и людских сил, угнетению и эксплуатации народа. Историк П.Н. Милюков приводит, например, такой факт: за время правления Петра численность населения России сократилась на 20%. Слава и величие Санкт-Петербурга, нашей новой столицы выросли на костях почти ста тысяч, погибших при его строительстве.

9  слайд

Ведущий И все таки… Давайте посмотрим, какие огромные изменения происходят в экономике!!!

4 гость Да, действительно, экономические преобразования были очень существенны. Создаются металлургические базы на Урале, строительство Заводов, выпускавших железо. Впервые широко развернулись добыча  и обработка меди на Урале и в Карелии, был построен первый сереброплавильный завод. Развивается кораблестроение: в Петербурге, Воронеже, Архангельске и т.д. вырастают верфи. Так, на одной Адмиралтейской верфи в столице работали 10 тысяч человек. В  1719 г. Государство объявило Берг-привилегию: все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали передаваться предприятия, ранее принадлежавшие казне. Владельцам предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Государство проводило протекционистскую политику и в отношении торговли. Создавались крупные купеческие компании, строились речные каналы. Благодаря  политики меркантилизма , повышению  таможенных пошлин, в 1726 году российский экспорт вдвое превысил импорт.

10-11 слайды

Также Петр кардинально перестроил систему органов центрального и местного управления. На смену Боярской думы пришел Сенат. Громоздкая и запутанная приказная система была заменена 12 коллегиями. Коллегии строились по отраслевому принципу.

12 слайды

Ведущий И еще один сторонник Петра выступит перед вами. Встречаем!

5 гость Я поддерживаю предыдущего выступающего  и заявляю, что Петр совершил переворот в культуре российского общества. Преобразования в экономической  и административной сферах требовали большого количества образованных людей. С этим связано внимание Петра к образованию. В 1698 г. Первая группа дворян была направлена на учебу за границу. В 1701 г. Были организованы Навигацкая и Артеллирейская школы, в 1707 г. Возникло Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Образование имело светский характер: первое место занимали математика, астрономия, инженерное дело и другие предметы. Для обучения использовались  новые учебники, например, «Арифметика»» Л. Магницкого. Переход на новый гражданский алфавит в 1708 г. Упростил обучение грамоте и облегчил чтение.  В декабре 1699 г. Петр отказался от традиционного летоисчисления «от сотворения мира» и приказал перейти на общеевропейское – от Рождества Христова, началом года считалось не 1 сентября, а 1 января.

Светский характер культуры проявился  и в преобладании гражданского каменного строительства над культовым. Символом новой России стал Петербург, первый город в стране, построенный по плану. Летний дворец Петра, Кунсткамера, Гостиный двор, здание двенадцати коллегий олицетворяли европейскую архитектуру.

13-14  слайды

Ведущий  Поприветствуем следующего гостя, которому не терпится выступить с противоположной точкой зрения.

6 гость О чем вы говорите??!! При Петре I русская бюрократия оформилась в широкую иерархическую систему, когда ранг определял статус и привилегии человека. Указ Петра I положил начало официальной цензуре. При нем были созданы органы политического сыска. Историки М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин обвиняли Петра в том, что он, европеизируя Россию, нарушал ее самобытное развитие (например, ликвидировал институт земских соборов). Философ Н.А. Бердяев считал, что в результате петровских реформ произошел раскол в русском обществе между элитой и народом. Верхушка общества (двор, высшее чиновничество, столичное и в определенной степени провинциальное дворянство) европеизировалась, приобщилась к западной культуре, получила образование. Народ, оставленный в состоянии крепостной зависимости, лишенный образования (Ломоносов - это лишь исключение из правила) в массе своей сохранил старые религиозные верования, не принял и не понял западный образ жизни, западные влияния. Жизненные условия народа были настолько тяжелы, что в его среде сама личность Петра и его преобразования встречали резкое осуждение.

15  слайды

III  Подведение итогов. ( Выполнение задания, на усмотрения учителя и на оставшееся время, можно дать на дом)  

Ведущий Мне, кажется, мы могли бы так спорить до бесконечности… В деятельности Петра можно найти много положительного, прогрессивного, но также и негативного. Преобразования Петра были ярким примером реформ, проведенных государством без поддержки и даже сопротивлении широких слоев общества.  Вековые традиции сформировали основной метод проведения реформ – деспотическое насилие. Успехи в экономике и внешней политике были достигнуты ценой многократного увеличения налогов, обнищания и закабаления основной массы населения. По подсчетам ученых, налоги в эпоху преобразований выросли  в три раза, а население сократилось на 15%.

        Результатом Петровской эпохи стало превращение России в европейскую державу, но европеизация осуществлялась на традиционной основе внеэкономического принуждения населения, деспотизма, централизации и бюрократизации государственного аппарата. Закономерно, что петровское время и личность императора стали предметом дискуссий историков, общественных деятелей, публицистов, писателей; вызывали как восхищение, так и острую критику.

16 слайд

И нам с вами нужно выбрать точку зрения, представленную перед вами и записать аргументы. А я ведущий передачи прощаюсь с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Политико-административные реформы Петра I"

Урок нацелен на знакомство с политико-административными реформами Петра I. Задачи: ● показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных...

Открытый урок "Петр I:движение вперед или..."

Открытый урок по истории для  обучающихся системы НиСПО...

Урок истории в 7 классе"Реформы Петра I"

Конспект урока истории в 7 классе...

Урок в 7 классе "Реформы Петра Первого"

Разработка составлена для проведения открытого урока. Содержит  конспект урока, презентацию и раздаточный материал. Презентация разделена на 2 части и удалены пустые слайды....

Разработка урока истории для 10 класса "Реформы Петра Первого"

Презентация и конспект урока по истории России для 10 класса...

Урок истории, 7 класс. Реформы Петра I.

В презентации собраны основные факты о реформах Петра I, а тест создан как задания для укрепления материала....

Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...