Разработка урока истории для 10 класса "Реформы Петра Первого"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Презентация и конспект урока по истории России для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_reform_petra_i.pptx | 2.32 МБ |
konspekt_uroka._znachenie_reform_petra_i.docx | 132.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реформы в сфере культуры и быта Введение ассамблей, указ о ношении европейского платья, брадобритие, новое летоисчисление.
Реформы в области просвещения и науки Введение «гражданского шрифта», издание первой печатной газеты «Ведомости», открытие цифирных школ, указ об обязательном образовании для дворян.
Военные реформы Строительство флота, уничтожение стрелецких полков, введение рекрутской повинности.
Финансовые и социальные реформы Введение подушной подати и других многочисленных налогов, указ о единонаследии, «Табель рангах».
Административные реформы Городское самоуправление, раздел России на 8 губерний, учреждение Сената и коллегий, указ о престолонаследии.
Церковные реформы Устранение патриаршества, учреждение Синода, прекращения гонений на старообрядцев .
В.А . Серов. Пётр I. 1907.
Домашнее задание §44, написать эссе «Петр I в истории России»
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 5
«Дискуссионная технология».
Выполнила:
Усаинова Альфия Биктимировна
(ФИО)
учитель истории и обществознания
(должность)
МБОУ Игримская СОШ №1
(место работы)
Пояснительная записка
Целью личностно-ориентированного образования в современной школе является создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Дискуссия на уроках истории в полной мере отвечает главным позициям личностно-ориентированного образования. В переводе с латинского языка "discussio" переводится как исследование или разбор. Это парное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление различных позиций, идей, мнений, предложений.
В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.
В последние годы в педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие
Основная часть
Тема урока «Значение реформ Петра I для России».
10 класс
Цель урока: закрепление и применение знаний по теме «Эпоха Петра Великого».
Задачи урока:
Образовательные:
1) познакомить учащихся с различными точками зрения на деятельность Петра I
2) определить роль личности в истории
3) раскрыть необходимость и закономерность реформ Петра I
4) помочь учащимся увидеть альтернативы развития России в указанный период
5) на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I
Воспитательные:
1) привить чувство гордости за свое Отечество
2) воспитание у учащихся уважения к истории и культуре, традициям своего народа
3) формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей прошлого
Развивающие:
1) формирование и развитие дискуссионной культуры учащихся
2) развитие мыслительных способностей учащихся
Оборудование: карточки для составления сравнительной таблицы, оценочные карточки для группы экспертов, весы, одинаковые по размеру бусины (желательно черного и белого цвета), презентация, интерактивная доска.
Тип урока: урок – семинар.
Форма урока: урок – дискуссия
Форма деятельности учащихся: групповая.
Метод: частично-поисковый.
Технологии:
- информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация материала);
- здоровьесберегающая технология
- личностно-ориентированная
Опережающее задание: класс делится на три группы, каждая группа получает опережающее задание: 1 – группа готовится отстаивать положительные результаты преобразований Петра I; 2 – представляет отрицательные последствия петровских преобразований; 3 – группа экспертов, оценивает выступления первой и второй групп, готовит вопросы для 1 и 2 групп. Каждая группа получает перечень реформ для рассмотрения (это поможет ребятам подготовить выступления), обучающиеся в своей работе используют материалы учебника, школьной и поселковой библиотеки, интернета (время подготовки: 2 недели). Необходимо настроить ребят на то, что каждый должен выступить на уроке и заранее подготовить свое выступление, учитель контролирует процесс подготовки всех трех групп.
Оформление доски: на доске записаны цитата историков, например: «Реформы Петра I – «блестящая ошибка». (Н.М. Карамзин)
«Из тьмы ничтожества и неведенья вступили в театр славы и присоединились к образованным государствам Европы». (Г.И. Головкин)
Оформление класса: парты расставлены буквой «П», по центру – группа экспертов, боковые парты занимают 1 и 2 группы, по центру парта, на которой стоят весы, на экране титульный слайд презентации с темой урока.
Этапы урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня наш урок пройдет в не совсем обычной форме. В форме урока-дискуссии - спора. А спорить мы будем по такому вопросу: «Каково значение реформ Петра I для России?».
Каждая из групп подготовилась отстаивать свою точку зрения на петровские реформы, группа экспертов готова оценить аргументы и доводы каждой группы и подвести итоги сегодняшнего урока.
Во время дискуссии необходимо придерживаться определенных правил:
- вести себя спокойно и достойно;
- говорить убедительно, не перебивать репликами выступления, не горячиться;
- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.
- внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования;
- правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.
- при выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы;
- избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов.
II. Изучение нового материала
Итак, начнем нашу дискуссию. Первая реформа, которую мы рассмотрим - преобразования в сфере культуры и быта. Начнем с выступления группа с положительной оценкой реформы, затем заслушаем выступление группы с негативной оценкой, последней выскажется группа экспертов о том, чьи доводы были более убедительны.
(выступление групп, по ходу выступления ученики заполняют сравнительные таблицы – карточки, в соответствии с оценкой группы экспертов на весы кладется бусина, таким же образом рассматриваются все остальные реформы, каждый блок реформ сопровождается слайдом с основными положениями реформ в этой сфере).
Положительные результаты | Реформы | Отрицательные результаты |
Реформы в сфере культуры и быта (введение ассамблей, указ о ношении европейского платья, брадобритие, новое летоисчисление) | ||
Реформы в области просвещения и науки (введение «гражданского шрифта», издание первой печатной газеты «Ведомости», открытие цифирных школ, указ об обязательном образовании для дворян) | ||
Военные реформы (строительство флота, уничтожение стрелецких полков, введение рекрутской повинности) | ||
Финансовые и социальные реформы (введение подушной подати и других многочисленных налогов, указ о единонаследии, «Табель о рангах») | ||
Административные реформы (городское самоуправление, раздел России на 8 губерний, учреждение Сената и коллегий, указ о престолонаследии) | ||
Церковные реформы (устранение патриаршества, учреждение Синода, прекращения гонений на старообрядцев) |
III. Подведение итогов
Итак, мы рассмотрели все петровские преобразования и с положительной и с отрицательной точек зрения. Какая же точка зрения стала преобладающей? Обратимся к нашим весам.
(результат дискуссии может быть любым, все зависит от того какая группа лучше подготовилась)
Послушаем наших экспертов.
(выступает группа экспертов с оценкой работы участников, их выступлений; на экране слайд с портретом Петра I В.А. Серова)
О смысле и значении преобразований Петра Великого размышляют, спорят мыслители, общественные деятели, историки многих поколений. В этом споре очень трудно остаться беспристрастным — ведь деяния Петра на века определили развитие русской истории, и, оценивая их, каждый исходит из своего представления об историческом пути России, ее прошлом и настоящем. Оценка петровских преобразований началась еще при жизни самого реформатора и изменялась с течением времени. Можно выделить три этапа деятельности Петра I в отечественной историографии: досоветский, советский и современный. Запишите их себе в тетрадь в форме схемы, она на презентации.
(обучающиеся записывают схему с презентации себе в тетради)
Я не принуждаю вас стать сторонниками результата нашей сегодняшней дискуссии или присоединиться к точке зрения современных исследователей. Оставляю вам полную свободу выбора. В нашей истории много событий и деятелей, которыми мы безоговорочно гордимся. В нашей истории много событий и деятелей вызывающих у нас горечь и сожаления, многое в нашей истории остается спорным. Но каждый момент в судьбе нашей родины заслуживает нашей памяти, нашего знания.
(выставление оценок, комментарии оценок, группа экспертов может самостоятельно оценить работу участников 1 и 2 группы, запись домашнего задания)
IV. Домашнее задание
§44, написать эссе «Петр I в истории России»
Список источников
1. Программы курса к учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова, Зырянова «История России с древнейших времён до конца XIX в.» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни /автор С.И. Козленко, С.В. Агафонов. – М.: «Русское слово – учебник», 2013
2. История России, конец XVII - XIX век. 10 класс. Профильный уровень. Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н. 18-е изд. - М.: 2012. - 336 с.
3. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 352 с.
4. Козленко С. И., Тороп В. В. История России с древнейших времен до конца ХVII века: 10 класс: Книга для учителя.
5. http://aria-art.ru
6. http://petr-velikii.ru
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории «Петр Первый – итоги реформ»
В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальн...
разработка урока истории в 10 классе "Оценка деятельности Петра I"
10 класс. Цель: Сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило гл...
Урок истории по теме "Петр Первый. Россия на рубеже веков"
Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в ...
Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)
Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...
Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"
Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка и презентация урока....
Разработка урока по истории России "Эпоха Петра Первого"
Урок-игра "Эпоха Петра Первого"...
Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»
Материал содержит полный конспект урока по теме «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....