План-конспект урока по истории на тему: "Реформы Петра I в экономике".
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Матвиенко Виктория Александровна

План-конспект по теме Петровских преобразования предназначен для 7 класса, урока изучения нового материала, рассчитан на 2 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_reformy_petra_i_v_ekonomike.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по методике преподавания истории

на тему: «Реформы Петра I в экономике»

МОУ Сыртинская СОШ

Учитель истории и обществознания

Матвиенко В.А.

ТЕМА:  «Реформы Петра I в экономике»

Цели урока:

Обучающая – охарактеризовать положение России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ.

Развивающая – содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающая – способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны; способствовать воспитанию внимания и толерантности.

Методы урока:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый.

Приемы:

- слово учителя;

- работа с учебником;

- меловая речь;

- работа в группах.

Форма урока:

- традиционная.

Тип урока:

- комбинированный.

Методы оснащения:

-иллюстрации;

- учебник;

- схемы;

- карта.

Основные понятия:

Протекционизм – экономическая политика государства,  направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Меркантилизм – экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Подушная подать – основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.

Приписные крестьяне – дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных заводах, т.е. были приписаны к ним.

Основные даты:

1722 г. – ремесленные цеха.

1724 г. – введен таможенный тариф.

1718-1724 гг. – введена подушная подать.

План урока:

  1. Экономическая политика Петра I.
  2. Сельское хозяйство.
  3. Мануфактура.
  4. Ремесленное производство.
  5. Торговля.
  6. Денежная и налоговая реформы.
  7. Итоги экономического развития.

    Ход урока:

   

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент (постановка задачи перед учениками)

Приветствие и организация дисциплины.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с личностью Петра I и начали изучать преобразования в государственной сфере, которые он провел в период своего правления. Сегодня мы с вами подробно рассмотрим изменения в экономической сфере. Мне бы хотелось, чтобы к концу нашего урока мы с вами пришли к пониманию,  с какой целью царь ввел изменения, и что из этого получилось.

II. Проверка пройденного на прошлом уроке материала. (выявление основных причин приведших к преобразованиям).

Учитель: Ребята, мы  уже познакомились с положением России в начале XVIII века. Думаю, что мы с вами сумеем определить основные причины, приведшие к изменениям. Посмотрите на карту, на стр. 127.1. Что вы можете сказать о положении страны в начале XVIII века на мировой арене? 2. Как вы думаете, что происходило в результате такого положения?

Учащиеся:

  1. В начале XVIII в. Россия была промышленно отсталой. Страна отставала от европейских держав по выплавке металла. Все это ставило обороноспособность страны под угрозу.

2. Государству требовались огромные поставки металла, после чего государство начинает активно вмешиваться в экономику.

III. Изучение нового материала.

1. Основные направления в реформе.

2. Отрасли экономики, подвергшиеся изменениям.

Учитель: Вмешательство государства в сферу экономики проявилось в двух направлениях:

  1. протекционизм (т.е. государство поддерживало развитие отечественной промышленности и вывоз товаров за границу);
  2. меркантилизм (т.е. преобладание вывоза товаров над ввозом, что помогало концентрировать денежные средства внутри страны).

Учитель:

Давайте рассмотрим с вами развитие сельского хозяйства: Россия в начале XVIII века продолжает оставаться аграрной страной. Как вам уже известно, в это время царь создает большую регулярную армию, для нужд которой начинают разводить новые породы овец, создаются первые конные заводы, для артиллерии. Теперь обратимся к мануфактурному производству: эта отрасль экономики развивается наиболее успешно. Сравните: XVII  в. – 30 мануфактур; первая четверть XVIII в. – более 200 мануфактур. В начале века построены Невьянский, Уктусский и Алапаевский металлургические заводы на Урале. Владельцами были знаменитые заводчики Демидовы. Вы, конечно же, понимаете, что для работы на мануфактурном производстве требовались рабочие. Как вы думаете, какое решение нашел Петр I?  Такие крестьяне назывались посессионными. Так же был и другой вид занятости ремесленное производство. Вам хорошо известно, что именно ремесленники поставляли на рынок большую часть товаров, скажите, что можно было предпринять, чтобы не уменьшить эти поставки, а увеличить?

Именно поэтому в 1722 г. Были введены ремесленные цеха для повышения качества товаров.

Как вы считаете, как в ремесленном производстве отразились преображения армии?

Еще одна и самая основная отрасль  экономики это торговля: внутри страны торговля проходит уже не только на сельских торжках, но и на крупных ярмарках. Развитию торговли содействовало строительство Вышневолоцкого и Ладожского обводного канала, а также Волго-Донского канала.

Как вы думаете, как обстояло  дело с внешней торговлей?

Также в 1724 г. Петр вводит Таможенный тариф,  суть которого состоит в том, что пошлина на высококачественные изделия увеличилась, если они в достаточном количестве производились в России, что явилось невыгодным для иностранных купцов (75 %). Запрещался вывоз сырья необходимого для отечественного производства.

Как вы думаете, какие страны были основными торговыми  партнерами России?

Ввозили в Россию табак, металл, кофе, украшения. Вывозили: лес, зерно, пеньку, лен, сало.

Обратимся теперь непосредственно к финансовой сфере: начавшаяся Северная война требовала больших расходов, в связи началось освоение Нерчинского серебряного рудника и чеканка медной монеты. В 1710 г. Петр I проводит подворно-подушную перепись населения и уже в 1718-1724 гг. вместо налога со двора вводит подушную подать – 1 руб. 44 коп. с государственного крестьянина; 74 коп. с крепостного. Данная реформа повысила сумму собираемых налогов.

Учащиеся:

- разрешить крепостным работать на производстве.

- объединить мелких ремесленников

- стали поступать заказы по производству сукна, сапог и т.д.

- царь приглашает купцов в Петербург, который становится центром внешней торговли.

- Англия и Голландия.

IV. Первичное закрепление.

Учитель: Поработаем в группах ребята, (учащиеся делятся на 3 группы и отвечают на поставленные учителем вопросы).

Вопросы:

  1. Скажите мне, как вы считаете, почему Россия отставала от ведущих европейских стран в начале XVIII века?
  2. Что, по-вашему, являлось главной целью экономической реформы Петра I?
  3. Какие итоги экономического развития России в  первой четверти XVIII века вы считаете главным и почему?

Учащиеся:

Отвечают на вопросы:  

1.  Малое число мануфактур, большое количество населения занималось сельским хозяйством, отсутствовала слаженная система торговли внутри страны.

2. Главной целью постоянно являлось получение как можно больше денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

3. Переход к новому оборудованию, важен потому, что позволяет облегчить труд и увеличить объем производства. Рост мануфактур, важен потому, что развиваются новые отрасли строительства флота, повышается оплата труда. Изменения во внешней торговле, что позволило сделать Петербург торговым центром.   

V. Подведение итогов урока. Инструктаж по домашнему заданию.

Прочитать и пересказать параграф 16 учебника, ответить письменно на вопросы (3,4) после параграфа учебника. Заполнить таблицу и сделать вывод после таблицы.

Реформа

Причины

Содержание реформы        

Значение

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План урока по истории на тему " Реформы Петра Первого. Абсолютизм."

Урок предназнчен для 7 класса. Урок составлен в соответствии с ФГОС, а так же включены элементы Сингапурской методики обучения....

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....