Урок в 7 классе "Реформы Петра Первого"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Разработка составлена для проведения открытого урока. Содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал. Презентация разделена на 2 части и удалены пустые слайды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_reformy_petra_1.doc | 47.5 КБ |
reformy_petra_1chast_1.ppt | 2.67 МБ |
reformy_petra_1_chast_2.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
1 часть урока – 15 минут
- Приветствие , Отсутствующие - 1 мин
- Готовность к уроку - 1 мин
- Что мы изучали с вами на прошлом уроке? Мы изучали Северную войну.
- Что вы узнали о Северной войне? Когда она была, какие причины привели к Северной войне, страны-участники, ход, итоги…
- Для того, что проверить, как вы усвоили материал по этой теме, сейчас вы ответите на вопросы теста. (Приложение ). В тесте 10 вопросов, на каждый вопрос 3 варианта ответа, правильный ответ нужно обвести в кружок. Критерии оценивания: за 9-10 правильных ответов оценка «5», за 7-8 - «4», за 5-6 – «3», менее 5 – «2». На работу вам отводится 7 минут. (раздаю листы, подписываем). Время пошло… - 3 мин.
- Тест – 7 мин
- Поменяйтесь работами, (слайд 1) на слайде отмечены правильные ответы. Проверьте тест соседа по парте, правильные ответы отмечайте плюсом, не правильные – минусом.
- Подсчитайте правильные ответы и поставьте оценку в соответствии с критериями. (слайд 2) - 3 минуты
2 часть – целеполагание – 5 мин
- А сейчас мы переходим к новой теме урока. (слайд 3). Эпиграфом к нашему уроку послужит отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»… Катя читает… (пустой слайд 4)
- Отвечаем на вопросы:
- Про кого поэма? Про Петра 1.
- Кого олицетворяет «гордый конь»? Россию, общество России.
- Куда скачет «гордый конь»? Вперед.
- Без чего невозможно движение общества вперед? Без реформ.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока…. Реформы Петра Первого. (слайд 5) – записываем в тетрадь. (пустой слайд 6)
- Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Какие реформы проводил Петр 1.. К чему они привели.
- Зачем вам это надо знать? (ответы)
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие реформы проводил Петр 1 для улучшения управления государством и план нашего урока будет следующий (слайд 7).
Пустой слайд – 8.
Часть 3 – изучение нового материала.
В начале правления Петра I еще сохранялся государственный аппарат времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича. Давайте посмотрим, какие изменения произошли в системе органов власти и управления за время правления Петра I. Рассмотрим приложение 1 на ваших партах. (работа в парах со схемами).
Слайд 9
Записи в тетради: 1711 год – создан Правительствующий Сената
Пустой слайд 10.
Задание. Найдите в учебнике на стр. 129 информацию о составе и функциях Сената. (ответы). Контроль над Сенатом осуществлял генерал – прокурор. Его называли «око государево». Как вы думаете, почему? (ответы)
Рассмотрим схему дальше .
Слайд 11
Записи в тетради: 1718 – 1720 – введение коллегий.
Каждую коллегию возглавлял президент, вице-президент и советник. Решения принимались коллегиально, то есть сообща, отсюда и название. Сколько было коллегий? (13)
Пустой слайд 12.
Сейчас вы поработаете в группах. Приложение 2. Используя учебник на стр. 131 и ваши знания, попробуйте определить функции коллегий. (работа с карточками, 2 -3 минуты, 1 человек от группы к доске, проверка).
Возвращаемся к нашей схеме. Как вы думаете, какие органы управления сменил Синод? (Патриаршие приказы)
Прочтите пункт учебника "Церковная реформа" и составьте в тетради хронологию ее проведения. Проверяем. Сверяем с моей. (слайд 13).
Пустой слайд 14.
Итак, кроме реформы центрального управления Петром 1 была проведена реформа местного управления.
Используя схему, представленную на слайде, (слайд 15) охарактеризуйте эту реформу.
Дистрикт – работа с интернетом по поиску информации (административно-территориальная единица в России в составе провинции. Была введена в 1719 году в ходе Областной реформы Петра I.)
Слайд 16
Следующим шагом в проведении реформ было принятие Табеля о рангах. (запись в тетради)
Пустой слайд 17
Рассмотрим приложение 3. Что вы в нем видите? Как Вы думаете, с какой целью он был принят? Какое значение мог иметь? Давайте сверим Ваши выводы с выводами историков. Учебник стр.116-117(слайд 18)
Для пополнения рядов служащих в 1714 году был принят Указ о единонаследии. В чем был смысл этого закона? (слайд 19).(объяснение учителя)
Пустой слайд 20
Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?
Слайд 21.
Прочтите, как определялась власть царя в предисловии к Воинскому уставу.
Что мы можем с Вами сказать о власти императора? (он управляет государством " по своей воле и благолепию ").
Пустой слайд 22
В России оформился абсолютизм. Определение ищем в словарях.
Слайд 23.
Определите из предложенных утверждений, те что характеризуют черты абсолютизма.
Закрепление материала (слайд 24)
Домашнее задание – 1 мин
Слайд 25 § 15, вопросы № 1,3,4,5.
Индивидуально: Документы стр.134-135 и вопросы к ним.
Рефлексия – 2 мин
Какой этап урока вам показался наиболее интересным и почему?
Решил ли кто-либо из Вас найти дома дополнительную информацию о реформах Петра I? Оцените урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
9-10 правильных ответов – оценка «5» 7-8 правильных ответов – оценка «4» 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2»
1. Реформы государственного управления: 2. Церковная реформа 3. Областная реформа 4. "Табель о рангах" 5. Оформление абсолютизма в России.
1711 год – создан Правительствующий Сенат
1700 г . - смерть патриарха Адриан. Митрополит рязанский Стефан Яворский назначен местоблюстителем патриаршего престола. 1721 г. - упразднение патриаршества, - передача управления церковными делами Духовной коллегии, - преобразование Духовной коллегии в Святейший Правительствующий синод Вывод: завершился процесс превращения церкви в одно из государственных учреждений.
8 губерний провинция провинция провинция дистрикт дистрикт дистрикт дистрикт дистрикт Московская, Смоленская, Ингерманландская, Архангельская, Казанская, Киевская, Азовская, Сибирская 50 провинций дистрикт 5 дистриктов 5 дистриктов 5 дистриктов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.
«Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен» Воинский устав.
Неограниченный характер власти монарха. Регулярная армия. Сильное влияние боярства. Сильный бюрократический аппарат. Местное самоуправление. Централизация управления. Представительные органы власти. Сословный строй и единая налоговая система.
1. Создание Сената. 2. Создание коллегий. 3. Введение административного деления государства на губернии. 4. Выборы воевод. 5. Учреждение Верховного тайного совета. 6. Открытие церковно-приходских школ. 7. Создание "Табели о рангах". 8. Создание регулярной армии. 9. Созыв парламента. 10. Подчинение церкви государству.
§ 15, вопросы № 1,3,4,5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"
Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...
Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....
Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)
Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....
материалы к уроку по теме "Петр Первый" для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля
Материалы к открытому уроку и республиканскому конкурсу "Планета открытий"...
материалы к уроку по теме "Петр Первый" для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля
материалы к уроку по теме "Петр Первый" для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Увы, ролик не закачивается. Но можно снять самим: дать задание ученикам опросить разные кат...
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....