Интегрированный урок истории и русского языка
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Погосян Анна Васильевна

Текс интегрированного урока истории и обществознания по теме "Реформы Петра I и изучение служебных частей речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок истории и русского языка,

проведенный в 7б классе

ГОУ СОШ № 356 учителями Погосян А. В. и Бахмат Ю. В.

Тема урока: «Реформы Петра I и изучение служебных частей речи»

Цели урока:

  • Раскрыть значение, необходимость, важность и неоднозначность реформ Петра I;
  • Повторить классификацию союзов, предлогов и частиц, их правописание, пунктуацию в предложениях с союзами, провести лексическую работу.

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, дидактические материалы в виде текстов исторических документов, слайдов, картин

Задачи:

  • повторить материал по предшественникам Петра I;
  • Поработать по лексике, орфографии, пунктуации;
  • Разобраться в неоднозначности реформ Петра I.
  • Понять необходимость преобразований, проведенных Петра I, его предшественниками и современниками.

Ход урока:

  1. Звучит стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра». Обсуждение заслуг Петра I перед Россией.
  2. Слайды № 1 и № 2. Работа над значением слов «реформа» и «утеха», синонимический ряд.
  3. Слово учителя истории: «Было ли осознание необходимости реформ в допетровское время, в XVII веке?»
  4. Назовите реформаторов до Петра I
  5. Слово учителя русского языка. Орфографическая работа с текстом о В. Голицыне, подробная проверка работы.
  6. Исторический аспект текста, связанный с ответами на вопросы: «Какие проекты реформ        В. Голицына называет автор?» и «Какие черты быта В. Голицына свидетельствуют о его тяге к европейской культуре?»
  7. Перед глазами учеников – портрет Петра I и его сподвижников. Задание: подобрать эпитеты, характеризующие императора (активный, целеустремленный, деятельный, властный, импульсивный)
  8. Слово учителя русского языка. Работа над текстом о поездке Петра I в Европу. Помимо орфографической и пунктуационной работы обсуждение учителя истории с учениками следующих вопросов: «Дать характеристику Петра I как личности, как государственного деятеля» и «Какова цель поездки Петра I в Европу?». Ряд слайдов по этой теме.
  9. Учитель истории помогает ученикам сделать вывод о том, что Петра I проводил реформы с целью экономического укрепления России.
  10. Слово учителя русского языка. Работа над слайдами. Проверка сделанной орфографической и пунктуационной работы на экране. Текст «Король шведский … »
  11. Учитель истории подчеркивает необходимость военных реформ Петра I.
  12. Слово учителя истории о неоднозначности реформ Петра I. Кто был недоволен реформаторской деятельностью императора? Почему? Самыми неоднозначными и впечатляющими были реформы в быту. На экране представлены репродукции картин «Русские женщины», «Сидение царя», «Екатерина» и «Петра I». Задание заключается в том, чтобы ученики сопоставили черты быта, представленные на картинах до Петра I и во время правления императора.
  13. Слово учителя истории о манерах поведения, соответствующих правилам этикета. Учитель русского языка работает над значением слова «ассамблея» и над текстом из правил этикета «Юности честное зерцало». Разбор орфограмм, пунктограмм.
  14. Слово учителя истории о новом календаре. Главная его особенность – соответствие европейским стандартам. Учитель русского языка работает вместе с учениками над служебными частями речи в тексте о реформе календаря.
  15. Преобразования в культуре. Слайды. Орфографическая работа и выяснение практической и культурной необходимости создания Ботанического сада в Петербурге.
  16. Слово учителя истории о противниках Петра I. Демонстрация репродукции картин «Петра I допрашивает своего сына, царевича Алексея», «Портрет Софьи» и «Утро стрелецкой казни». Ученики обосновывают свое мнение по поводу причин появления противников Петра I. Что их не устраивало в петровских реформах?
  17. Вывод о предлогах, союзах, частицах, их правописании и употреблении в речи, а также необходимости и неоднозначности реформ Петра I.

Домашнее задание:

  • Написать сочинение-рассуждение на тему: «За что я сказал бы Петра I «спасибо» и что в его реформаторской деятельности является неприемлемым для нас?»
  • Работа по тетради с печатной основой над таблицей «Оценка реформ Петра I».

В конце урока собрать карточки с текстами по русскому языку на проверку с целью выявления самоконтроля учащихся и их уровня грамотности, а также культуры обоснования орфограмм и пунктограмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".

Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.

Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение  знаний по  темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к...

Интегрированный урок Истории, литература, русский язык "Театр и жизнь"

Знакомство с развитием театра с древнейших времен....

Интегрированный урок истории и русского языка в 6 классе

Тема урока: Русь в середине XII -  начале XIII века. Имя числительноеТип урока: урок обобщения и систематизации знанийКласс: 6Цели урока: доказать взаимосвязь этих двух дисциплин, повторить и обо...