Интегрированный урок истории и русского языка в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс)

Порякова Татьяна Викторовна

Тема урока: Русь в середине XII -  начале XIII века. Имя числительное

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Класс: 6

Цели урока: доказать взаимосвязь этих двух дисциплин, повторить и обобщить знания, полученные в ходе изучения последних тем по этим предметам.

Задачи: повторить и обобщить знания, полученные учащимися при изучении темы «Имя числительное», «Политическая раздробленность на Руси»; развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и сопоставлять исторические события; закрепить умение грамотно употреблять имя числительное в устной и письменной речи; закрепить появившийся интерес к данной части речи; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и истории.

Предметные:Научатся определять термины, изученные в теме. Получат возможность научиться: определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности,  извлекать полезную информацию из исторических источников

Предметные: понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_istorii_i_russkogo_yazyka.docx88.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русь в середине XII -  начале XIII века. Имя числительное

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Класс: 6

Цели урока: доказать взаимосвязь этих двух дисциплин, повторить и обобщить знания, полученные в ходе изучения последних тем по этим предметам.

Задачи: повторить и обобщить знания, полученные учащимися при изучении темы «Имя числительное», «Политическая раздробленность на Руси»; развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и сопоставлять исторические события; закрепить умение грамотно употреблять имя числительное в устной и письменной речи; закрепить появившийся интерес к данной части речи; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и истории.

Предметные:Научатся определять термины, изученные в теме. Получат возможность научиться: определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности,  извлекать полезную информацию из исторических источников

Предметные: понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Форма проведения урока: интегрированный, путешествие по станциям

Формы работы учеников: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа

Методы работы: наглядный, словесный, частично-поисковый

Приемы работы: «чистая доска», «кластер», «найди лишнее»

Оформление.

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Письмо от Владимира Мономаха.
  3. Маршрутные листы для учащихся
  4. Монеты, карта Руси в начале XII-конце  XIIIв.
  5. Контурные карты.

ХОД УРОКА.

  1.  Оргмомент.

1 учитель. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Удачи желаю всем вам.

2 учитель. Я рада приветствовать всех на нашем необычном уроке. Сегодня у нас интегрированный урок истории и русского языка. А над какой темой будем работать и чем заниматься, мы сейчас выясним.

  1. Формулировка темы и целей урока

  1 учитель .   Если вы отгадаете загадку, то сможете сформулировать тему урока. О чём идет речь? На какой стадии изучения этой части речи мы находимся?

Я каждый день и каждый час

Сказать готова, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

 Сказать, который ты в ряду.

Тема урока «Повторение и обобщение материала по теме «Имя числительное»

А зачем нам надо повторить и обобщить материал о числительном? (чтобы справиться с контр. Диктантом)

2 учитель.

- Раз у нас сегодня необычный урок, его  ведут два учителя, значит, будет и вторая тема урока. А какая, вы узнаете, выполнив задание №1 в маршрутном листе.

В маршрутном листе. 1. Расположите в хронологическом порядке правления имена первых князей Древней Руси. Выпишите полученное слово

ь

Святослав

у

Олег

с

Игорь

р

Рюрик

  1. XII в.          В каком веке образовано Древнерусское государство?          

IX в.  

XIII в.

Задание. Выпишите лишние века. __________________

Тема урока: « Русь в конце XII – начале XIII века» (запись темы на доске)

-Девизом нашего урока будут слова великого математика Пифагора. Слайд

-Как вы его понимаете?

- Раздаётся стук в дверь. Вошедший (подразумевается почтальон) отдаёт письмо. Учитель бегло просматривает его.

   Т.Г.: Письмо какое-то. По-моему, это по Вашей части, Татьяна Викторовна.

  Т.В.. зачитывает письмо вслух:

Дорогие ребята, в нашем древнерусском государстве – великая беда. Было единое государство, а стало несколько удельных княжеств. Большинство удельных князей не хотят подчиняться воли Великого Киевского государя. Каждый «да держит вотчину свою», думают только о собственном благе. Теперь в нашем государстве хаос, беспорядок. Помогите   разобраться.

                                                                              Владимир Мономах.

   Т.В: Да, видно, без знаний по истории и  русскому языку в этом деле не обойтись, а для того, чтобы разобраться, надо собрать исторические факты, а для этого необходимо отправиться в путешествие по маршруту. Вы готовы? Открываем на магнитной доске маршрут.

1. Туристы-лингвисты, в путь сбирайтесь,

Знанья свои показать постарайтесь,

Нас ждут приключенья, игры, кроссворд.

Не будем терять ни минуты. Вперёд!

2.Отправляясь в дорогу, давайте вспомним народную мудрость. Назовите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.

(Одна голова хорошо, а две лучше. Один за всех, а все за одного. Семь раз отмерь, один отрежь. Руки одного поборют, а знания –тысячи и др.) Может написать на листочках, а потом перевернуть???На доске

Берём в дорогу и кошель для монет, которые будем собирать на станциях.

1 станция Угадай-ка

Чтобы отправиться в путь, нам надо выполнить ещё одно ответственное задание: достать письмо из сундучка. Код этого сундука состоит из  цифр.  

Задание . Найдите числительное и укажите, сколько раз встречается оно в этом шуточном стихотворении:

    У простого сторожа –

     Непросторный дом:

     Часто в нём стоножка

     Бродит под столом.

     Дорожит стоножка

     Чистотою ног

     И столичной ваксой

     Чистит сто сапог.

     Вместо двух непросто

     Вычистить все сто,

     Сразу столько обуви

           Не носил никто!    

 - Какое числительное вы встретили в стихотворении? (100) В чём его особенность? Какие ещё числительные склоняются так же? (90, 40)

   Код:     (100 - 14) = 114

Слайд 4

Ж.Л.  Молодцы, сундучок открылся, а в нем карта.(Раздробленность Руси в конце XII- начале XIIIв).

- Знакома ли она вам? Что изображено на карте? Какое это государство?

Причины раздробленности. (ответы детей)

Работа с контурными картами (работа в парах)

Задание:

  1. Обведите границу древнерусского государства в начале XIII века
  2. Укажите в легенде названия княжеств, обозначенных на карте цветом. Подпишите на карте названия их центров
  3. Стрелками покажите направления походов Романа Мстиславича и его союзников. Закрасьте и обозначьте в легенде территорию Галицко-Волынского княжества, объединенного Романом Мстиславичем. Подпишите год, когда это произошло.

2 станция. Вспоминай-ка (фронтальная работа)

Задание «Чистая доска».

- Ребята, на доске написаны слова. Помогите мне разобраться, что они обозначают? Каждое слово, расшифрованное вами, я буду стирать с доски. В конце выполнения задания доска должна стать чистой.

Раздробленность – это исторический период в истории Руси, который характеризовался  децентрализацией власти, усилением власти в уездных княжествах, стремлением князей к самостоятельной политике.

Удел – владение младших членов княжеского рода

- Какая дата считается началом раздробленности (1132г. после смерти Мстислава Великого)

- На сколько княжеств первоначально раздробилась Русь? (15)

     Вече – народное собрание

- Мы знаем, что имена числительные сочетаются не со всеми существительными. С каким из этих слов можно составить словосочетание? (со словом удел)

- Составьте словосочетание. Давайте вспомним: что такое имя числительное?

Числительное – новая для вас часть речи, которую вы только что изучили, отметьте то, что является верным «да», неверным - словом «нет» Листочки на руках или в маршрутный лист.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок действий при счете.

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня.

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятьдесят.

5. Числительные от 1 до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения.

6. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.

7. В предложении числительное может быть сказуемым.

8. Порядковое числительное изменяется по падежам, числам и родам.

9. Собирательное числительное оба не изменяется по родам.

10. В середине числительного мягкий знак никогда не пишется.

(Взаимопроверка. Сверяют правильность ответов по образцу)

1.+

2. –

3.+

4.+

5. +

6. +

7. –

8. +

9. -

10. -

3 станция. Определяй-ка (индивидуальная работа)

Политические особенности

Задание. Заполнить кластер.  Определите, политическое устройство какого княжества отображено на кластера. Заполните пропуски.

1. Политический строй ___Новгородская республика_________

2. Политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества и  Галицко-Волынского.

   

( Проверка.  Правильное задание на доске)

«Найди зайца» (четвертое лишнее)

А) Пять десятых, двадцать пятый, пятеро, тысяча шестнадцатый

Б) двадцать второй, десятеро, семнадцатый, седьмой

В) одна вторая, две тысячи восемнадцать, семнадцать восемнадцатых, сорок второй

с взаимопроверкой

4 станция. Узнавай-ка

О ком идёт речь?

  1. Основатель княжеской династии. Своё прозвище получил за стремление «протягивать руки» с далёкой северо-восточной окраины в разные концы русской земли. Активно участвовал в княжеских усобицах. Отличался богатырским телосложением и отменным здоровьем, после одного из пиров внезапно заболел и умер. ( Юрий Долгорукий 1125-1157гг.)

  1. Отправляясь на север из Киевской земли, он увёз икону Богоматери. Организовал поход на Киев. Подчинил Новгород. Заложил во Владимере новую крепость, построил Золотые ворота с церковью.Величественные каменные соборы Властолюбие настроило против него ближайшее окружение. В ходе заговора был убит. (Андрей Боголюбский 1157 – 1174гг.)

  1. При нём могущество Владимиро-Суздальского княжества ещё более выросло. Выделял уделы своим сыновьям. После смерти княжество раздробилось на несколько уделов. ( Всеволод Большое Гнездо 1176 – 1212 гг.)

( Портреты князей на доске.)

Задание.-  Определите имя князя. Найди его портрет. ( какой по счету этот портрет)

- Ребята, к какому разряду относятся числительные, обозначающие годы правления князей?

-В чем особенность склонения порядковых числительных? (в презентации).

Исправить на доске три ошибки.

И. п. Одна тысяча сто двадцать пятый год

Р. П. одна тысяча ста двадцать пятого года

Д. п. одной тысяча сто двадцать пятому году

В. П. одна тысяча сто двадцать пятый год

Т. П одна тысячью сто двадцать пятым годом

П. п. одна  тысяча сто двадцать пятым годом

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стул тихонько сесть.

5 станция. Прочитай-ка. (индивидуальное задание)

1.С именем этого князя связано первое упоминание о Москве в летописи.

 В 1147 году он пировал здесь со своими союзниками.

2. В 1156 году Юрий Долгорукий приказал заложить здесь град-крепость.

3. В 1169 году Андрей Боголюбский собрал вокруг себя дружины многих князей и двинулся на Киев.

 4.32 метровый Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси.

 5.В  начале 12 в. в Новгороде сложилась республиканская форма правления.

 6.Борьба между боярскими группировками  шла с переменным успехом почти 40 лет. 7.Археологи обнаружили в Галиче до 30 каменных построек.

 8.С 1095 по 1304 г.в Новгороде побывало около 40 человек из 3 княжеских семей.

9.В 1240 году Даниил Галицкий объединил под своей властью Киевскую землю.

6. Всезнайка. (Групповая работа) Класс делится на две группы.

Задание. Собрать картинку. Найти соответствующее ей название и табличку, рассказывающую об особенностях храма.

Задание. Подойти и подчеркнуть, каким членом предложения являются имена числительные.

1.Церковь Спаса на Нередице  построена в двенадцатом веке.

2. Высота Успенского собора составляет тридцать два метра.

3. Пятьсот фигурок людей, зверей, птиц украшали стены церкви Спаса на Нередице.

4. В трех городах Новгородской земли в двенадцатом веке были построены церкви.

5. Храм Спаса на Нерли по своей красоте был первым.

       Возвратимся к нашему эпиграфу. Взаимосвязаны ли имена числительные и наука история? Действительно, они помогают науке быть точной и и конкретной.

Домашнее задание. Дифференцированное. (на геометрических фигурах)

Всем – повторить материал параграфов 12,13,14

1.Используя текст учебника и Интернет, создайте родословное древо от Рюрика до черниговского князя Олега Святославича.

2. Используя Интернет и дополнительную литературу, составьте хронику жизни князя Даниила Галицкого в тетради.

Сосчитаем количество монет. Счёт на доске. Оценки за урок

(максимальное кол. монет – 20)

От 17-20 монет – оценка «5»

От 11 – 16 монет – оценка «4»

От 9-10 монет – оценка «3»

Рефлексия

Наше настроение. Зелёный – было интересно, урок помог обобщить знания; желтый-

урок понравился, но не всё усвоил; красный- было неинтересно, материал не понял.

Итог урока.

1.Раз, два, три, четыре, пять!

2.Хорошо уметь считать!

3.Коль захочешь, сможешь ты

4.Сосчитать свои мечты.

5.Сто друзей себе прибавить,

6.От злодеев мир избавить,

7.И историю изучить,

 8.Все пятёрки получить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс

Интегрированный урок истории и русского языка...

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе на тему: "Русская культура XIV - XVIIвв."

Мультимедийная презентация к интегрированному уроку истории и литературы в 10 классе "Русская культура XIV-XVII вв." позволяет в более интересной форме показать учащимся культуру нашей страны этого пе...

Интегрированный урок истории и русского языка

Текс интегрированного урока истории и обществознания по теме "Реформы Петра I и изучение служебных частей речи"...

Интегрированный урок Истории, литература, русский язык "Театр и жизнь"

Знакомство с развитием театра с древнейших времен....