"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение знаний по темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к этим предметам, способности анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
К сожалению, ролик "Моя Россия" загрузить не удалось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока. | 62 КБ |
Презентация к уроку. | 901.08 КБ |
Первая страница буклета с дом.заданием. | 61 КБ |
Вторая страница буклета с дом.заданием. | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
интегрированного урока математики,
русского языка и литературы
в 5 – 6 классах по теме
«Старинные русские меры»
Цель: Развитие гражданской идентичности школьников посредством
интеграции предметов математики, русского языка и литературы;
развитие общеучебных умений:
- Расширение общекультурного кругозора учащихся и формирование у них положительного мотива учения за счёт "погружения" в межпредметную область;
- развитие наблюдательности и нестандартного мышления в процессе работы над темой.
- формирование практических умений и знаний по математике, русскому языку и литературе.
- организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по трем предметам.
- Образовательная: обогащение знаний по темам русского языка, литературы и математики: измерение и построение отрезков, умножение десятичных дробей, фразеологизмы, средства выразительности речи.
- Развивающая: формирование умений логического мышления, развитие интереса к предмету математике, русскому языку и литературе, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
- Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыков групповой работы сотрудничества, воспитание организованности, умения самоконтроля и саморефлексии;
Тип урока: расширение знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная работа
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер и мультимедийный проектор;
- раздаточный материал (домашнее задание).
УМ: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Необычный потому, что с вами будут работать сразу два учителя: Ирина Александровна, учитель русского языка.
УР: И Жанна Юрьевна, учитель математики.
УМ: Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о старинных русских мерах.
УР: А также о красоте и культуре русской речи, которая для нас является родной, ведь мы живем в России.
Показ ролика.
УР: У России богатая история. И сегодня на уроке мы хотим поговорить о русской старине. Тема нашего урока «Старинные русские меры». (слайд 1)
УМ: Ребята, а для чего мы рассматриваем эту тему, для чего мы обращаемся к русским мерам? (ответы) А какие русские меры вы знаете? ( ответы) В глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом.
УР: Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе…
УМ: …их нельзя «забыть дома». Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: пядь, вершок, аршин, локоть, сажень, версту.
УМ: (слайд 2) Познакомимся с русской мерой ПЯДЬ. Это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении. Размер пяди колебался от 19 до 23 см. Ведь руки у всех разные. Определим, чему равна ваша пядь. Постройте в тетради отрезок, равный вашей пяди.
Сейчас мы не пользуемся мерой пядь.
УР: И слово это устарело, но живет в русской речи. Вы, наверное, помните, что такое фразеологизм? (ответы). А вам известен фразеологизм со словом ПЯДЬ? (ответы) «Не отдать ни пяди земли». Как вы думаете, что это означает (ответы). Посмотрите в тетради. Какой маленький получился отрезок! Не отдать ни пяди земли. Так говорят, когда отступать уже некуда и лучше умереть, чем отдать клочок родной земли врагу. Так было в годы Великой Отечественной войны, когда фашисты подошли к самой Москве. (слайд 2). Наш народ прогнал фашистов и освободил пол-Европы. Русские люди не единожды спасали другие народы.
А вы знаете, что означает оборот «семи пядей во лбу»? Так говорят об очень умном человеке.
УМ: Это какой должен быть высоты лоб, чтобы в нем поместилось семь пядей? Давайте посчитаем.
(Дети производят вычисление: 19*7=133 см)
УР: Русский человек всегда обладал чувством юмора, и к тому же это гипербола, т.е. преувеличение.
УМ: А теперь поговорим о мерах - вершок и аршин (слайд 3)
ВЕРШОК: в современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх", длина верхней части пальца.
УР: Вам знаком фразеологизм: от горшка два вершка? Что он обозначает? (ответы) Так говорят о человеке неразумном, малом, чтобы о чем-то судить.
УМ: (слайд 4) Аршин - длина всей руки. Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. В дальнейшем так стали называть величину, равную длине руки.
УР: Вы помните сказку Ершова «Конек-горбунок»?(слайд 5)
В этой сказке есть эпизод, где белоснежная кобыла говорит Ивану:
Да рожу тебе конька
Ростом ровно три вершка
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Вы можете представить себе конька-горбунка?
УМ: Давайте обсчитаем размеры конька (рост - 4,44 * 3 = 13,32 см; уши – 0,71 м=710 см.) .
УР: Попробуем нарисовать это чудо. ( Класс делится на творческие группы и изображают конька за 1 минуту).
Работы собираются и закрепляются магнитами на доску. (Поощрение)
УР: (слайд 5) Посмотрим на иллюстрацию к сказке «Конек-горбунок». Как вы считаете, художник точен в изображении конька? (Мнения ребят). Как вы думаете, почему автор дает такого маленького конька, горбатого, с огромными ушами? (ответы). Пусть мал и некрасив, да зато много может. «Как пушусь да побегу, так и беса настигу». Русские люди говорили: мал-да удал, мал золотник-да дорог.
УМ: В торговле аршин постепенно вытеснил другую меру «локоть». (слайд6) ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Но локти у людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе издавался свой указ, каким локтем должны пользоваться.
Кто желает определить длину этой веревки в локтях? (выходит учащийся и производит измерение).
УР: Такие веревки служили нашим предкам скакалками и была на Руси популярной забавой. Давайте ее вспомним. Приглашаем двух добрых молодцев крутить веревку. Красны девицы, выходите к нам! Поскачем.
( физкультминутка для девочек под песню).
УМ: Существовала еще одна мера длины: сажень. (слайд 7) Сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей).
Маховая сажень (слайд 8) - расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см).
Косая сажень (слайд 9) - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 213 см).
УР: Как вы понимаете фразеологизм «Видеть на сажень сквозь землю»? ( Отличаться большой проницательностью).
Есть способ плавания с попеременным выбрасыванием вперед то одной руки, то другой, который называется саженки.
Мера косая сажень часто встречается в русской литературе, например, в стихотворении Н.А.Некрасова «В деревне (слайд 10).
УМ: Два метра тринадцать сантиметров! Вот это плечи! Воистину богатырские.
УР: Да, русская земля всегда славилась богатырями. (слайд 11 с музыкой) Богатыри стояли на страже земли русской, о них слагались песни, сказки, былины. Каких русских богатырей вы видите на картине Васнецова В. «Богатыри»? (ответы) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Не перевелись еще богатыри на земле Русской. Добры молодцы, приглашаем вас испытать себя в меткости. Берите копья и бросайте их точно в цель. (физкультминутка для мальчиков: игра в дартс под песню «Богатырская сила»)
Русские люди были сердобольными, что находило отражение в литературе. Вспомним стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (слайд 12).3
УМ: Давайте представим размеры островка, на котором оказались бедные зайчата. (Изображаем импровизированный остров).
УР: Вот на таком островке дрожали голодные, испуганные зайцы. А вода все прибывала. И замечательный человек их спас. Доброта воистину спасает мир.
УМ: Наши предки умели измерять и большие расстояния. Для этого они использовали меру, которая называлась верста- старорусская путевая мера. Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. В современном исчислении – 1 верста = 1066,8 м.
(слайд 13)
УР: Слово «верста» встречается и в стихах Пушкина (слайд 14).
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
УМ: (слайд 15) Есть еще одно значение верста: верстовой столб на дороге. Он был полосатым, высота его более 4 метров.
УР: Живет в речи выражение «Его за версту видно» - так говорят о хорошем или плохом человеке, который выделяется среди других людей своими делами.
УМ: Ребята, какими старинными мерами научились мы пользоваться на уроке? ( пядь, вершок, локоть, аршин, сажень, верста).
УР: Ушли эти меры, но остались они в языке нашем. Что обозначают фразеологические обороты?
От горшка два вершка, а уже указчик - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
Не уступить ни пяди - не отдать даже самой малости.
Семи пядей во лбу - об очень умном человеке.
Сам с ноготок, а борода с локоток - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. До Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.
Каждый купец на свой аршин меряет - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.
Сидит, ходит, словно аршин проглотил - о неестественно прямом человеке. : (слайд 16)
УМ: ( слайд 17) Почему сейчас мы не используем старорусские меры? Дело в том, что мы вступили во всемирный процесс унификации мер и весов, перейдя на систему единиц СИ. Случилось это в 1917 году, и уже к 1925 году новая метрическая система мер и весов была официально принята.
УР: Сегодня старинные русские меры для нас – метафоры, накрепко вросшие в русский язык. Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, быть патриотами своей страны – России.
УМ: Давно ушли из употребления меры: аршин, вершок, локоть, пядь, сажень, верста. Появились новые, более точные, меры длины с другими названиями. Но остались они в крупицах народной мудрости: пословицах и поговорках…
УР: И по-прежнему уважаемы люди «семи пядей во лбу» (умные), «косая сажень в плечах» (сильные), «верста коломенская» (высокие), потому что мы частица нашей великой России и надо помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его и украшать.
Звучит стихотворение «Русская мера» А. Смердова.
Урок заканчивается песней «Как красива ты, Россия!»
Во время исполнения песни дети заполняют карточки
«Сегодня на уроке»
Было интересно___________________________________________
Было трудно______________________________________________
Что нового ты узнал(а)_____________________________________
__________________________________________________________
Своей работой на уроке я: (нужное подчеркни)
Доволен___________________________________________________
Не совсем доволен__________________________________________
Недоволен, потому что______________________________________
Домашнее задание: В буклетах решить задачи.
Подписи к слайдам:
Составители: Дороженко Ж.Ю, Прищепова И.А.МБОУ ООШ № 9,П.Байкал.2014 г.
Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении. Размер пяди колебался от 19 см до 23 см). Говорят: «Не отдать ни пяди земли», подразумевая не отдать, не уступить даже самой малой части своей земли. Об очень умном человеке часто говорят: «Семи пядей во лбу».
вершок
В современном исчислении – это 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх", длина верхней части пальца.
Аршин длина всей руки. Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки.
Да рожу тебе конькаРостом ровно три вершкаНа спине с двумя горбамиДа с аршинными ушами.
Локоть - расстояние от конца пальцев до локтяЛокоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - локоть был основной мерой. Измеряемую ткань было удобно наматывать на такой эталон. Полный оборот ткани около локтя назывался двойным локтем. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см.
Простая сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека. Равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей.
Маховая сажень - расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста. Равнялась примерно 176 см.
Косая сажень — старорусская единица измерения, равная 2,13 метрам. Первоначально косая сажень — это расстояние от кончиков пальцев вытянутой вверх руки до пальцев противоположенной ей ноги.
Н.А.Некрасов
Росту большого,Рука что железная,Плечи – косая сажень. (Из стихотворения «В деревне»)
Виктор Васнецов «Богатыри»
Илья МуромецДобрыня НикитичАлеша Поповична страже землиРУССКОЙ.
Мазай
С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.
ВЕРСТА - старорусская путевая мера. Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. В современном исчислении – 1 верста = 1066,8 м.
А.С.Пушкин
Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег. Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне. (Из стихотворения «Зимняя дорога»)
Верстовой столб
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
От горшка два вершка, а уже указчик - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.Не уступить ни пяди - не отдать даже самой малости.Семи пядей во лбу - об очень умном человеке.Сам с ноготок, а борода с локоток - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. До Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.Каждый купец на свой аршин меряет - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.Сидит, ходит, словно аршин проглотил - о неестественно прямом человеке.
Переход к современным мерам
Почему сейчас мы не используем старорусские меры? Дело в том, что мы вступили во всемирный процесс унификации мер и весов, перейдя на систему единиц СИ. Случилось это в 1917 году, и уже к 1925 году новая метрическая система мер и весов была официально принята.
Частица истории страны
Сегодня старинные русские меры для нас – метафоры, накрепко вросшие в язык и потому не исчезнувшие вместе с модернизацией метрической системы. Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, углубить свою патриотическую память. Но ничто на земле не проходит бесследно. Язык, как и жизнь, не стоит на месте. Ушли давно из нашей речи версты, сажени, аршины, пуды. Появились новые меры веса и длины с новыми названиями. Но остались они в крупицах народной мудрости: пословицах и поговорках, и по-прежнему уважаемы люди «семи пядей» (умные), «косая сажень в плечах», (сильные), «верста коломенская» (высокие), потому что мы – частица нашей великой России, и надо помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его и украшать, а не уродовать.
Литература: Ресурсы интернет. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986г. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А. П. Савин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике,русскому языку и информатике в 6 классе
повторение и обобщение изученного.Повторить и углубить знания и умения учащихся по математике(устный счёт, решение задач на скорость); и русскому языку (орфограммы в корнях, приставках и суффиксах, пу...
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Интегрированный урок по математике и русскому языку по теме "Путешествие в страну Числяндию, или как Математика с Русским языком подружились" 6 класс
Урок-путешествие...
Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку
Интегрированный урок "Язык и логика" способствует формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...
Интегрированный урок по математике и английскому языку с презентацией на тему "Меры длины", 5 класс
Итегрированный урок для 5 класса.Тема "Знакомство с русской и английской системами мер.Урокудобно проводить при закреплении единц длины....
Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.
В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...
«Русский град» (Интегрированный урок. История, математика).
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:сформировать навык решения задач по теме: «Нахождение части от числа и числа по его части, процентов»;ознакомление с особенностями жизни народа;закрепить знания по истории и м...