рабочая программа по истории отечества 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Юсупова Руминя Загитовна

          Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Б.П.Пузанов, О.И.Бородина . Учебник «История России»для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 310 с.: ил. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал,           способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_9_klass_2.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                             

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

( ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»)

В 9 КЛАССЕ

на 2014-2015УЧ.Г.

                                                                                     

                                                                                              Ульяновск,2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»(9КЛАСС)

          Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Б.П.Пузанов, О.И.Бородина . Учебник «История России»для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 310 с.: ил. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал,         способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если         на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие  формированию правильных исторических представлений(внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание  уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной  работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.  Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера

Содержание программы  по истории России 9 класс

(2 часа в неделю)

9 КЛАСС

(2 часа в неделю)

Повторение

Россия в начале XX в.

Правление Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной бур-

жуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.

Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).

Гражданская война и интервенция

«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.

Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.

Переход Советской страны к нэпу

Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики

Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.

Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.

Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.

Индустриализация, коллективизация и их результаты

Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Руководители индустриализации и их судьбы (С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств.
Голод на селе.        
\

Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.

Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).

Советская страна накануне суровых испытаний

Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Танк — Т-34, автомат Калашникова. Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).

Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Великая Отечественная война Советского Союза

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Оте- чественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Роль И. В. Сталина в войне. Обращение к народу патриарха и главы государства. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования. Роль Г. К. Жукова в войне.

Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.

Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.

Отечественная история 1945—2000 гг.

Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в стране. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Разложение политической системы, застой в экономике. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.

Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев).

Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Гласность, демократизация страны, перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.


Тема урока

Коли-

чество уро-

ков

Сроки проведения

Рекомендуемая литература

Информационное обеспечение

1

Начало правления Николая II

С.8-14

Интернет- материал

2.

Русско- японская война 1904-1905г.г.

С.14-20

Рисунок на стр.15

3

Первая русская революция

С.20-26

с.16 карта в учебнике

4.

Появление первых политических партий в России

С.26-32

5

Реформы государственного управления

С.32-36

6

Реформы П.А.Столыпина

С.36-42

Портрет Столыпина

7

«Серебряный век русской культуры»

С.42-48

8

Россия в первой мировой войне

С.48-55

Словарная работа

9

Февральская революция и отречение царя от престола

С.56-61

10

Захват власти  большевиками в Петрограде

С.61-68

11

Установление советской власти

С.68-77

12

Начало гражданской войны и интервенции

С.77-83

Хронологическая таблица

13

Борьба между красными и белыми

С.83-89

14

Крестьянская война против белых и красных

С.89-94

15

Экономическая политика советской власти

С.94-98

Словарная работа

16

Жизнь и быт людей в горды революций и гражданской войны

С.98-105

17

Новая экономическая политика

С.106-111

Таблица в учебнике

18

Образование СССР

С.111-116

19

Изменение в системе государственного управления. Культ личности Сталина

С.116-120

Рассказ для дополнительного чтения

20

Индустриализация СССР

С.120-129

21

Коллективизация крестьянских хозяйств

С.129-135

22

Конституция 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е годы

С.135-140

23

Развитие науки и культуры в СССР  в 20-30 годы

С.140-146

24

Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы

С.146-151

25

СССР накануне Второй мировой войны

С.152-158

26

Начало Великой Отечественной войны

С.158-162

Карта военных действий

27

Битва за Москву

С.162-170

28

«Все для фронта! Все для победы!»

С.170-177

29

Блокада Ленинграда

С.177-183

Рисунки в учебнике

30

Сталинградская битва

С.183-188

31

Борьба советских людей  на оккупированной территории

С.188-195

32

Битва на Курской битве

С.195-201

Ответы на вопросы

33

Героизм тружеников тыла

С.201-208

34

Окончание Великой отечественной войны

С.208-213

Схема военных событий

35

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны

С.213-218

36

Возрождение советской страны после войны

С.218-222

37

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина

С.222-225

38

Реформы Н.С.Хрущева

С.225-230

39

Достижения в науке и технике в 50-60 годы

С.230-236

40

Освоение космоса

С.236-241

41

«Хрущевская оттепель»

С.241-245

42

Экономика и политика в эпоху «застоя»

С.245-250

43

Внешняя политика Советского Союза в 70 годы. Афганская война

С.250-257

44

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя»

С.257-261

45

Жизнь и быт советских людей в 70 годы- в начале 80 годов XXвека.

C.261-267

46

Реформы М.С.Горбачева

С.267-273

47

Распад СССР

С.273-279

48

Экономические реформы Б.Н.Ельцина

С.279-284

49

Реформы государственного управления

С.284-289

50

Развитие науки и культуры в 90 годы XX века

С.289-297

51

Продолжение реформ в России

С.297-303

52

Повторение пройденного

53

Повторение пройденного за год

Ресурсное обеспечение.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2000, под редакцией В. В. Воронковой.
  2. Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 312 с.: ил.
  3. Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.: ил.
  4. Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. История России// Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.: ил..
  5. Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 216 с. – (Коррекционная педагогика).
  6. Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие.  -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).
  7.  Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 192 с. – (Коррекционная педагогика).

Основные требования к знаниям, умениям учащихся. Учащиеся должны знать:

  • основные исторические события революционные движения,
    гражданская война; становление Советской власти; стройки первых
    пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
  • основные периоды развития хозяйственной и политической
    жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
  • исторических деятелей, полководцев, руководителей страны,
    национальных героев.



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс

Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов  второго поколения. Базовый уровень 35 часов....

рабочая программа по истории отечества 7 класс

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...

Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом

.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...

Рабочая программа по истории отечества для умственно отсталых учащихся (7 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII...

Рабочая программа по истории отечества 8 класс

Рабочая программа  по истории в 8  «б» кл.   разработана     в соответствии·      с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 2...

Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс

Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....

Рабочая программа по истории Отечества 9 класс

Рабочая программа по истории Отечества 9 класс...