Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом
рабочая программа (9 класс) на тему
.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_9g_klass_slozhnyy_defekt.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
- Казенное специальное (коррекционное) образовательное
- учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников
- с ограниченными возможностями здоровья «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
«Согласовано» Председатель методического совета ________ И.В. Грюнберг Протокол от 27.08.2015 г. № 1 | Принято на заседании педагогического совета Протокол от _______№ | «Утверждаю» Директор школы VIII вида _________ О.Б. Чарова Приказ от «___» ___ 2015 г. № ____ |
Рабочая программа
по истории Отечества
(9 класс со сложным дефектом)
на 2015 / 2016 учебный год
Составители:
Чарова О.Б.
Грюнберг И.В.
Орёл
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………... | 3 |
2. | Содержание программы ………………………………………….. | 5 |
3. | Учебно-тематический план ……………………………………… | 11 |
4. | Планируемые результаты освоения программы ………………. | 13 |
5. | Материально-техническое обеспечение реализации программы………………………………………………………….. | 16 |
6. | Литература ………………………………………………………… | 17 |
Пояснительная записка
Курс «История Отечества» для учащихся 9 класса со сложным дефектом адаптирован на основе типовой программы по истории для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Данный предмет входит в учебный план школы, рассчитан на 68 часов (2 раза в неделю). Содержание курса предполагает обобщающее рассмотрение истории России с древних времён до конца XIV века. Данный курс является подготовительным для изучения истории родного края в 10 классе.
Основанием для адаптации программы являются психофизические возможности учеников конкретного класса. Особенности памяти, внимания и мышления, учащихся не позволяют им воспринимать исторический материал в полном объёме. Нарушение операций анализа, синтеза, сравнения, искажение пространственно-временных представлений требуют изменения и упрощения содержания курса, изменения методики преподавания истории для достижения наиболее прочного усвоения знаний.
На уроке внимание учащихся концентрируется на запоминающемся событии или историческом факте в сравнительно-сопоставительной форме с предыдущим изученным материалом. Обязательными на каждом уроке являются упражнения, основанные на историческом материале, направленные на коррекцию и развития основных психических процессов (сравнение предметов, явлений, нахождение логической связи между различными фактами, словарная работа).
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, современные компьютерные и информационные технологии. Усвоение учащимися исторического материала обеспечивается использованием словесных, практических методов.
Особенное внимание уделяется использованию на уроке различных средств наглядности (иллюстраций в учебнике, электронные презентации Power Point, доступные для восприятия и понимания фото- и видеоматериалы). Они способствуют развитию воображения, умению представлять и анализировать изучаемые события. С наглядностью проводится пропедевтическая работа: предварительное рассматривание, беседа, уточнение последовательности событий. Работа с наглядностью направлена также на знакомство с историческими персоналиями, жизнью и бытом людей, культурой и искусством.
Основными задачами курса истории родного края являются:
- формирование знаний и представлений об основных исторических событиях Российского государства с древних времен до конца XIV века;
- развитие основ социального мировоззрения, развитие патриотических и гражданских чувств, приучение школьников к нравственным оценкам и правильным, аргументированным суждениям;
- развитие элементарных навыков работы школьников с историческим материалом, умений работы с адаптированными текстами, тетрадью;
- коррекция (исправление, ослабление, сглаживание) дефектов психического и физического развития детей;
- формирование эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в искусстве и повседневной жизни;
- воспитание сенсорной культуры, личного отношения к воспринятому;
- развитие и совершенствование эмоциональной сферы учащихся;
- развитие элементарных творческих способностей (наклонностей);
- практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду;
В программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением количества часов для изучения каждой темы.
При отборе исторического материала особое внимание также уделялось реализации следующих принципов:
- интеграции исторических фактов и событий с явлениями природы, общества, культуры в их исторической ретроспективе;
- экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- объективности при толковании исторических фактов.
На уроках истории Отечества осуществляются межпредметные связи с географией, естествознанием, этикой, чтением. Это позволяет перевести на язык истории имеющиеся у детей знания их других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления трудностей обучения.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Основная форма организации учебного процесса – урок, самостоятельная работа (домашнее задание).
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- беседа с учителем, другими учащимися (диалог, полилог);
- работа с учебником (чтение, анализ текста, ответы на вопросы, пересказ);
- самостоятельная работа;
- практическая работа в тетради.
Методы обучения:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные – наблюдение, демонстрация;
- коррекционно-развивающие упражнения;
- методы повторения, закрепления знаний;
- методы практического применения знаний
- методы контроля.
Виды практических заданий
- словарная работа;
- чтение, анализ адаптированных текстов;
- работа с деформированным текстом;
- заполнение таблиц;
- дидактические игры на основе исторического материала.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- Комбинированный урок;
- Урок обобщения и систематизации, контроля знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Урок – экскурсия (экскурсия в школьный историко-литературный музей).
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
- психофизические возможности учащегося при усвоении исторического материала;
- знание теоретического материала по разделам, правильность применявшихся учащимся практических действий;
- активность ученика во время работы.
Оценка «5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике полученные знания, правильно отвечает на вопросы, поставленные учителем.
Оценка «4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.
Оценка «3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога. На вопросы и задания педагога во время урока не отвечает.
Содержание программы
Введение (6 часов)
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории.
Как и из каких источников мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории. Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. Россия - наша родина. Счет лет в истории. Лента времени.
История нашей страны древнейшего периода (12 часов)
Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. Легендарная история происхождения славян и земли русской.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Киевская Русь (15 часов)
Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской.
Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.
Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».
Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.
Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.
Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.
Распад Киевской Руси (9 часов)
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.
Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя»
Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздальского княжества при князе Всеволоде.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.
Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.
Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями (9 часов)
Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.
Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель (10 часов)
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.
Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.
Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.
Итоговое повторение за год (1 час)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Введение | 6 | |
1. | История – наука о прошлом | 1 |
2. | Исторические памятники | 1 |
3. | Наша Родина – Россия | 1 |
4. | Счет лет в истории | 1 |
5. | Восточные славяне-предки русских, украинцев и белорусов | 1 |
6. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
История нашей страны древнейшего периода | 12 | |
7. | Роды и племена восточных славян и их старейшины | 1 |
8. | Славянский поселок | 1 |
9. | Занятия восточных славян | 1 |
10. | Занятия восточных славян – земледелие и скотоводство | 1 |
11. | Ремесла восточных славян | 1 |
12. | Экскурсия в школьный историко-литературный музей | 1 |
13. | Обычаи восточных славян | 1 |
14. | Верования восточных славян | 1 |
15. | Соседи восточных славян | 1 |
16. | Славянские воины и богатыри | 1 |
17. | Объединение восточных славян под властью Рюрика | 1 |
18. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Киевская Русь | 15 | |
19. | Былины – источник знаний о Киевской Руси | 1 |
20. | Образование государства восточных славян – Киевская Русь | 1 |
21. | Русские князья - Игорь и Святослав. Княгиня Ольга | 1 |
22. | Укрепление власти князя | 1 |
23. | Оборона Руси от врагов | 1 |
24. | Крещение Руси при князе Владимире | 1 |
25. | Культура и искусство Киевской Руси | 1 |
26. | Княжеское и боярское подворье | 1 |
27. | Жизнь и быт людей в Киевской Руси | 1 |
28. | Правление Ярослава Мудрого | 1 |
29. | Образование и грамотность на Руси | 1 |
30. | Летописи и летописцы | 1 |
31. | Киевский князь Владимир Мономах | 1 |
32. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Распад Киевской Руси | 9 | |
33. | Древнерусские города | 1 |
34. | Причины распада Киевской Руси | 1 |
35. | Образование самостоятельных княжеств | 1 |
36. | Киевское княжество в XII веке | 1 |
37. | Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
38. | Господин Великий Новгород | 1 |
39. | Торговля и ремесла Новгородской земли | 1 |
40. | Новгородское вече | 1 |
41. | Русская культура в XII-XIII веках | 1 |
42. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Борьба с иноземными завоевателями | 9 | |
43. | Монголо-татары | 1 |
44. | Нашествие монголо-татар на Русь | 1 |
45. | Героическая борьба русских людей против монголо-татар | 1 |
46. | Русь под монголо-татарским игом | 1 |
47. | Рыцари-крестоносцы | 1 |
48. | Александр Невский и Новгородская дружина | 1 |
49. | Невская битва | 1 |
50. | Ледовое побоище | 1 |
Начало объединения русских земель | 10 | |
51. | Возвышение Москвы | |
52. | Московский князь Иван Калита, его успехи | 1 |
53. | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси | 1 |
54. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
55. | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском | 1 |
56. | Сергий Радонежский | 1 |
57. | Битва на Куликовом поле | 1 |
58. | Значение Куликовской битвы для русского народа | 1 |
59. | Иван III. Освобождение от иноземного ига | 1 |
60. | Укрепление Московского государства | 1 |
61. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Повторение | 6 | |
62. | История – наука о прошлом | 1 |
63. | История нашей страны древнейшего периода | 1 |
64. | Киевская Русь | 1 |
65. | Распад Киевской Руси | 1 |
66. | Борьба с иноземными завоевателями | 1 |
67. | Начало объединения русских земель | 1 |
68. | Итоговое повторение | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы по истории в 9 классе со сложным дефектом включают достижение учащимися с нарушением интеллекта двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты освоения программы по истории включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их практического применения. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень требований программы:
- представление о своей семье, взаимоотношениях членов семьи, профессиях родителей, бабушек, дедушек, знание истории своей семьи, представление об участии старших поколений родственников в развитии своей страны;
- элементарные сведения о своей стране как о Родине, месте проживания русского народа;
- знание некоторых памятников истории и культуры;
- знание памятников истории и культуры;
- знание основных фактов (событий, явлений) в развитии истории Отечества с древнейших времен до конца 14 века;
- знание великих исторических личностей (царей, известных ученых, и так далее);
- умение устанавливать последовательность и длительность событий, происходивших в исторической ретроспективе;
- умение находить самостоятельно находить информацию вкниге и тетради.
Достаточный уровень требований программы:
- знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения; знание мест совершения основных исторических событий;
- знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
- знание основных терминов-понятий словаря и их определений;
- умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;
- умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
- умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
- умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и родного края;
2) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
3) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Контроль достижения обучающимися планируемых результатов осуществляется в ходе промежуточной аттестации по итогам учебных четвертей и года. Аттестация проводится в форме самостоятельных работ, оценки устных ответов обучающихся. По итогам аттестации учащимся выставляется отметка. Для проведения аттестации по итогам изученной темы, четверти, года в календарно-тематическом планировании предусмотрены повторительно-обобщающие уроки на которых проводятся контрольные работы или устные опросы.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы по истории Отечества. Оно должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся.
В ходе изучения истории родного края необходимо применять:
- учебно – методический комплекс по истории, включающий в себя учебник, методическую литературу учителя;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданием, схемы, алгоритмы выполнения задания);
- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее);
- экспонаты школьного историко-литературного музея для демонстрации учащимся.
Литература
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы. / Под редакцией И.М. Бгажноковой. – Москва, «Просвещение», 2013 г.
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Учебно – методическое пособие – М, ВЛАДОС, 2012
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России. 7 класс. – Москва, ВЛАДОС, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс
Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов второго поколения. Базовый уровень 35 часов....
рабочая программа по истории отечества 7 класс
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...
рабочая программа по истории отечества 9 класс
Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...
Рабочая программа по истории отечества 8 класс
Рабочая программа по истории в 8 «б» кл. разработана в соответствии· с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 2...
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....
Рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Рабочая программа по истории Отечества 9 класс...
Рабочая программа по Истории Отечества 7 класс 2018-2019 уч.год
Рабочая программа по Истории Отечества 7 класс 2018-2019 уч.год...