Раочая программа по истори и обществознанию для 8 класса
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа для 8 класса по истории и обществознанию содержит следующие разделы:
1) Пояснительная записка;
2) Календарно-тематическое планирование;
3) Содержание программ;
4) Учебно-тематическое планирование;
5) Ресурсное обеспечение программ;
6) Использование здоровьесберегающих технологий на уроке истории и обществознания.
В данном материале есть рабочие программы по Всеобщей истории, истории России и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МОУ СОШ №16
С.А. Рыбалкина г. Балашова
от 02.09.2014г. №
Рабочая программа
по истории обществознанию
для 8-а класса
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания №
Педагогического совета
МОУ СОШ № 16 г. Балашова
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по Всеобщей истории. 1800-1914 гг.
(8 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе:
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.
Цели курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;• анализировать исторические явления, процессы, факты;• обобщать и систематизировать полученную информацию;• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной ре чью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулиро вать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;• осуществлять самоконтроль и самооценку.
Календарно-тематическое планирование (24 ч.)
по курсу Всеобщей истории 8 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание |
1 | Индустриальная революция: достижения и проблемы | Вводный урок | Завершение промышленного переворота. Переворот в средствах транспорта. Экипаж без лошадей. Первые полеты человека. Новые источники энергии. Монополистический капитализм. | . П.1-2 | ||
2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. | Комбинированный урок | «Земля выбрасывала своих детей». Люди в движении. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Женское движение за уравнение в правах. | П. 3-4 | ||
3 | Наука: создание научной картины мира | Комбинированный урок | . Причины быстрого развития физики и других естественных наук. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. | П. 5-6 Заполнить таблицу | ||
4 | Искусство XIX в. в поисках новой картины мира | Комбинированный урок | «Огненные кисти романтиков». «Салон отверженных». «Поэт Парижа». «Живописец счастья». Создатели «маленьких шедевров» | П. 7-8 Индивидуальные сообщения. | ||
5 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство | Комбинированный урок | Почему появились социалистические учения. Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Эдуард Бернштейн и рождение ревизионизма. Анархизм. | П.9-10 | ||
6 | Консульство и образование наполеоновской империи | Комбинированный урок | От Франции революционной к Франции буржуазной. «Революционер на троне». Завоевательные войны консульства и империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | П.11-12 Диалоговая форма контроля. | ||
7 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов. | Комбинированный урок | Билль о реформе. Чартизм. «Хартия, хартия и ничего , кроме хартии».Начало Викторианской эпохи. Англия – «мастерская мира». Внешняя политика.» «Король-буржуа». Кризис июльской монархии во Франции. | Защита презентаций. П. 13-14 | ||
8 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. | Комбинированный урок | «Голодные сороковые». «Монархия на вулкане». Вторая республика. Экономическое развитие Германии и проблемы объединения страны. Франкфуртский парламент. Образование Северогерманского союза. | Индивидуальные сообщения. П. 15-16 | ||
9 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | Комбинированный урок | Седанская катастрофа и конец Второй империи. Третья республика. Окончание войны. Провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Борьба версальцев с Коммуной. | Подготовка к тестированию. П. 17-18 | ||
10 | Германская империя в конце XIX - начале XX в. Борьба за место под солнцем. | Комбинированный урок | Модернизация в экономику. Монополистический капитализм. «Новый курс» Бисмарка. «Человек больших неожиданностей» От «нового курса» к «мировой политике». | П. 19 | ||
11 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | Комбинированный урок | «Мастерская мира» уходит в прошлое. Эпоха реформ. Движения протеста. Рождение лейбористской партии. «Мятежный остров» получает гормуь. | П.20 | ||
12 | Франция: Третья республика. | Комбинированный урок | От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Третья республика. Эпоха демократических реформ. Рабочее и социалистическое движение. Создание колониальной империи. | Подготовка к тестированию. П. 21 | ||
13 | Италия: время реформ и колониальных захватов | Комбинированный урок | Цена объединения страны. Конституционная монархия. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Виктор Эммануил III – сторонник нового курса. | П. 22-23 | ||
14 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | Комбинированный урок | Особенности промышленной революции США. «Земельная лихорадка» Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Начало гражданской войны. Победа северян Значение Гражданской войны. | Индивидуальные сообщения. П. 24 | ||
15 | США: империализм и вступление в мировую политику. | Комбинированный урок | Четыреста лет после открытия Америки. Истоки трудолюбия. Господство трестов. Президентская республика. Особенности рабочего движения. | П.25 | ||
16 | Латинская Америка в XIX - начале XX в.: время перемен. | Комбинированный урок | Время освободителей. Итоги и значение освободительных войн. Век каудильо. Причины медленного развития экономики. Особенности верований у католиков в Латинской Америке. | П.26 | ||
17 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника» | Комбинированный урок | Насильственное «открытие» Японии. Реформы в области государственного управления. Новые черты экономического развития.. Внешняя политика. | Подготовка к тестированию. П.27 | ||
18 | Китай: сопротивление реформам. | Комбинированный урок | «Опиумные войны» и их последствия. Движение тайпинов. Курс на политику самоусиления. «100 дней» реформ и их последствия. «Новая политика» Цыси. | П.28 | ||
19 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества | Комбинированный урок | Индия – жемчужина Британской короны. Индийские ткачи – первая жертва разрушаемого Англией традиционного общества. Великое восстание 1857 года. Индийский Национальный Конгресс. | П. 29-30 | ||
20 | Международные отношения в конце XIX - начале XX в. | Повторительно-обобщающий урок | Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Создание военных блоков. | Коллективно-групповая форма контроля. П.31 | ||
21 | Итоговое повторение. | Итоговый урок. | Итоговое тестирование |
Содержание рабочей программы по Всеобщей истории в8 класс (24 ч)
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ( 11 ч)
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (6 ч)
Переход от аграрного общества к обществу индустриальному в Европе[1]. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Технический прогресс в Новое время. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Возникновение научной картины мира. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. Изменение взгляда человека на общество и природу.
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе.
Изобразительное искусство. Романтизм:: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. Строительство Новой Европы (5 ч)
Франция в период консульства Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт.. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». Внешняя политика Англии.
Европейские революции XIX в. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Борьба за объединение Германии. Вильгельм I. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (12 ч)
Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ (4 ч)
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Тема 2. Две Америки (З ч)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Гражданская война в США. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
Монополистический капитализм. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч)
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 4. Международные отношения в Новое время (2 ч)
Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее движение. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Тема 5. Культурное наследие Нового времени.(1 час)
Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. Духовный кризис индустриального общества. Декаданс
Учебно-тематический план по курсу «Всеобщей истории » (8класс)
№ | Разделы и темы рабочей программы | Количество часов, отведённое на изучение темы/раздела | Количество часов, отведённое на контрольные уроки |
I | Становление индустриального общества. | 5 | 1 |
II | Строительство новой Европы | 4 | |
III | Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. | 4 | 1 |
IV | Две Америки | 3 | 1 |
V | Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. | 4 | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по Всеобщей истории.
должны знать:
- даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, и их участников, результаты и итоги событий XIX в.;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей стран Европы, сформировавшиеся к XVII в.;
- изученные виды исторических источников;
должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать,
- анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказать собственное суждение; читать историческую карту;
- группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
- сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Владеть компетенциями:
-информационно-поисковой;- учебно-познавательной;- коммуникативной;- рефлексивной;
- смыслопоисковой;- личностного саморазвития; - профессионально- трудовой.
Состав учебно-методического комплекта по Всеобщей истории для 8 класса
«Новая история. 1800 -1913» А.Я. Юдовская, Москва «Просвещение» 2009
«Хрестоматия по Новой истории» Н.Н. Яковлев, Москва «Просвещение» 2009
«Сто игр по истории» Г.А.Кулагина, Москва «Просвещение» 2000
«Загадки истории» Н. Н. Непомнящий, Москва «Вече» 2010
http://www.openclass.ru/
http://www.openclass.ru/
http://nsportal.ru/shkola
http://www.myshared.ru/slide/166729/
http://elkniga.ucoz.ru/publ/uchebniki/9_klass/istorija_8_11_klassy_podgotovka_k_olimpiadam_po_istorii_utkina_eh_v/99-1-0-914
http://school.xvatit.com/index.php
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России XIX век. (8 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе:
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 8 классе:
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
- Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
Рабочая программа рассчитана на 44 часа, при 2 часах в неделю.
Календарно-тематическое планирование (44 ч.)
По курсу «История России» 8 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание |
1 | Россия в начале XIX века Внутренняя политика Александра I | Вводный урок | Особенности экономического развития России начале XIX века. Реформы Александра I. Проект реформ М.М. Сперанского. | Анализ документов. Индивидуальные задания.. П.1-2. | ||
2 | Внешняя политика в 1801 – 1812 гг. Отечественная война 1812 г. | Комбинированный урок | Русско-турецкая и русско – иранские войны. Тильзитский мир. Начало Отечественной войны. Бородино. Гибель Наполеоновской армии. | Индивидуальные сообщения. П.3-4. Диалоговая форма | ||
3 | Заграничный поход русской армии. Россия после Отечественной войны 1812 г. | Комбинированный урок | Роль России в разгроме Наполеоновской империи. Венский конгресс. «Аракчеевщина» | П.5-6, анализ документа | ||
4 | Общественное движение при Александре I. Восстание декабристов | Комбинированный урок | Северное и Южное общества декабристов. «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева. Династический кризис. Значение восстания декабристов. | Дискуссия. П.7-8 | ||
5 | Николай I. | Комбинированный урок | Личность Николая I. Русская православная церковь и государство. Реформы Николай I. | П.9,личность Николая I. | ||
6 | Социально-экономическое развитие в 1820 – 1850 гг. | Комбинированный урок | Начало промышленного переворота и его особенности в России. Виды мануфактур. Развитие товарно-денежных отношений. | П.10-11., анализ документа | ||
7 | Внешняя политика Николая I. В 1826-1849 гг. Крымская война | Комбинированный урок | Россия и Турция, Россия и Европа. Причины и повод Крымской войны. Ход военных действий. Оборона Севастополя. | Подготовка к тестированию. П.12, 14 Коллективно-групповая форма работы | ||
8 | Общественное движение в годы правления Николая I. | Комбинированный урок | Причины начала и развитие общественного движения в годы правления Николая I. | П.13. Диалоговая форма. | ||
9 | Наука и образование. Художественная культура. | Комбинированный урок | Достижения русской науки в первой половине XIX века. Развитие классицизма, романтизма и реализма. | П.15-16 Индивидуальные сообщения | ||
10 | Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. | Комбинированный урок | Проекты по отмене крепостного права. Достижения и просчеты реформы 1861 года и её значение. | П.17-18. Анализ таблицы. | ||
11 | Либеральные реформы 60-70 гг. | Урок - дискуссия | Земская реформа. Формирование земской интеллигенции. Судебная реформа и военная . Значение либеральных реформ 60-70 гг. | П.19-20 Дискуссия | ||
12 | Развитие капитализма. | Комбинированный урок | Отличие капиталистического хозяйства от крепостнического. Новые социальные слои, возникшие в ходе промышленного переворота. | Подготовка к тестированию. П.21 | ||
13 | Общественное движение. Зарождение революционного народничества. | Комбинированный урок | Зарождение революционного народничества и его идеология. Три течения. Народнические организации: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». | П.22-23. | ||
14 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877- 1878 гг. | Комбинированный урок | Россия и Турция, Россия и Европа. Причины и повод русско-турецкой войны 1877- 1878 гг. Ход военных действий. Берлинский конгресс. | П.24-25. | ||
15 | Внутренняя политика на рубеже 70-80-х гг. | Комбинированный урок | Полицейское государство. Переселенческая политика. | Подготовка к тестированию. П.26. | ||
16 | Внутренняя политика Александра III | Комбинированный урок | Реформы и контрреформы Александра III. «Миротворец, который не принес мира». | Индивидуальные задания. П.27 | ||
17 | Социально-экономическое развитие в годы правления Александра III. | Комбинированный урок | Промышленный подъем 90-х гг.Правительственная политика в области промышленности. | П.28-29, анализ документов | ||
18 | Общественное движение в 80- 90-х гг. | Комбинированный урок | Три лагеря в общественном движении России в 1880- 1890-х гг. Рабочий класс и рабочее движение. | П.30, диалоговая форма работы. | ||
19 | Внешняя политика Александра III. | Комбинированный урок | От «Союза трех императоров» к франко-русскому союзу. Политика российского правительства на Дальнем Востоке. | Мини-тестирование. П.31-32 | ||
20 | Просвещение и наука. | Комбинированный урок | Развитие образования. Русская наука во второй половине XIX века. Русские путешественники. | Диалоговая форма. П.33-34. | ||
21 | Художественная культура во второй половине XIX века. | Комбинированный урок | Архитектура периода эклектики. «Русский стиль».Живопись эпохи «передвижников». «Могучая кучка». | Индивидуальные сообщения, доклады, рефераты. П.35-37 | ||
22 | Обобщающий урок | Итоговый урок | Защита проектов. Тестирование. |
Содержание программы учебного курса.
Россия в XIX в. (44 ч.)
Россия в первой четверти XIX в.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.
Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.
Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
Россия во второй четверти XIX в.
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм, Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия.
Русские первооткрыватели и путешественники.
Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствовании Александра II. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.
Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.
Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения.
Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Русское искусство.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Родной край во второй половине XIX в.
Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX в.
Учебно-тематический план по курсу «Истории России » (8класс)
№ Разделов | Темы рабочей программы | Количество часов, отведённое на изучение темы/раздела | Количество часов, отведённое на контрольные уроки |
I Россия в первой половине XIX в. | 1. Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. 2 Внешняя политика в 1801 – 1812 гг. 3 Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. 4 Отечественная война 1812 г. 5 Заграничные походы русской армии. 6 Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. 7 Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. 8 Общественное движение при Александре I. 9 Выступление декабристов. 10 Внутренняя политика Николая I. 11Социально-экономическое развитие в 20 – 50-е гг. 12Внешняя политика Николая I. 13 Культура России в первой половине XIX в. | 12 | 2 |
II Россия во второй половине XIX в. | 1Накунуне отмены крепостного права. 2 Крестьянская реформа 1861 г. 3Либеральные реформы 60-70-х гг. 4Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. 5 Общественное движение: либералы и консерваторы. 6 Зарождение революционного народничества и его идеология. 7Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х гг. 8 Внешняя политика Александра II. 9 Внутренняя политика Александра III 10 Экономическое развитие в годы правления Александра III. 11Положение основных слоев общества. 12Общественное движение в 80 – 90-х гг. 13Внешняя политика Александра III. 14 Просвещение и наука. 15Культура России во второй половине XIX в. | 22 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по истории России.
Должны знать: даты и ключевые события истории России XIX в.(годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г ., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.); характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в XIX в.; положение разных слоев населения; внутреннею и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIX в.(консервативных, либеральных, радикальных); место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний; термины и понятия значительных процессов и основных событий.
Должны уметь: соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция), выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ресурсное обеспечение рабочей программы по курсу «Истории России» 8 класс
«История России XIX век» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение» 2010
«Исторические вечера в школе» Т.И. Гончарова, Москва «Просвещение» 2001
«Сто игр по истории» Г.А.Кулагина, Москва «Просвещение» 2000
«История России XIX век» П.Н. Зырянов, Москва «Просвещение» 2004
«Загадки истории России» Н. Н. Непомнящий, Москва «Вече» 2010
http://www.openclass.ru/
http://www.openclass.ru/
http://nsportal.ru/shkola
http://www.myshared.ru/slide/166729/
http://elkniga.ucoz.ru/publ/uchebniki/9_klass/istorija_8_11_klassy_podgotovka_k_olimpiadam_po_istorii_utkina_eh_v/99-1-0-914
http://school.xvatit.com/index.php
Пояснительная записка .
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе
.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2009год
Авторской программы по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009
Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 №822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Календарно-тематическое планирование
по курсу обществознания 8 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание |
1 | Что такое общество. | Вводный урок | Сферы общества: экономическая, политическая, духовная и социальная. Глобализация. | П.1 | ||
2 | Человек, природа, общество. | Урок - дискуссия | Понятие природа в широком и узком смысле слова. Глобальные проблемы человечества. Международный союз охраны природы. | П. 2 Дискуссия | ||
3 | Типология обществ. | Комбинированный урок | Все общества можно разделить на три типа: доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные. | Заполнить таблицу. П. 3 | ||
4 | Социальный прогресс и развитие общества. | Комбинированный урок | Закон ускорения истории. Уплотнение исторического времени. Социальный прогресс: экономический, технический и культурный. | П. 4 | ||
5 | Личность и социальная среда | Комбинированный урок | Понятие личности и индивидуальности человека. Личность и индивид. | Диалоговая форма работы П.5 | ||
6 | Потребности человека | Комбинированный урок | Что такое потребности. Классификация потребностей. Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности | П.6 Индивидуальные сообщения | ||
7 | Социализация и воспитание. | Комбинированный урок | Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. | Защита презентаций. П. 7 | ||
8 | Общение | Комбинированный урок | Виды общения. Убеждающее общение. Ритуальное общение. | Коллективно-групповая форма работы. П. 8 | ||
9 | Повторительно-обобщающий урок | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование. | Повторить понятия | ||
10 | Что такое экономика. | Комбинированный урок | Экономические потребности и экономический выбор. Факторы производства .Производственные возможности. Предпринимательская деятельность | П. 9 | ||
11 | Товар и деньги. Карманные деньги: за и против. | Урок - дискуссия | Свойства товара. Функции денег. Средство обращения. Мера стоимости. Инфляция. | П.10 Дискуссия | ||
12 | Спрос и предложение | Комбинированный урок | Основные понятия рыночной экономики. Цены на товары. Маркетинг. | Тестирование. П. 11 | ||
13 | Рынок, цена, конкуренция. | Комбинированный урок | Что такое рынок. Равновесная цена. Конкуренция производителей и продавцов. Конкуренция покупателей. | П. 12, анализ документа | ||
14 | Предпринимательство | Комбинированный урок | Формы предпринимательства. Менеджер и предприниматель. Малый бизнес. | Индивидуальные сообщения. П. 13 | ||
15 | Роль государства в экономика. Пенсионные программы | Комбинированный урок | Традиционная экономическая система, командная экономическая система, рыночная экономическая система. Налогообложение. Льготы и дотации. | П.14, диалоговая форма работы | ||
16 | Бюджет государства и семьи. Государственный бюджет РФ. | Комбинированный урок | Три основные фазы составления бюджета. Оценка доходов, планирование расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. | П.15 Дискуссия. | ||
17 | Труд. | Комбинированный урок | Производительный и непроизводительный труд. Заработная плата. Безработица. | П.16 | ||
18 | Повторительно-обобщающий урок | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование | Повторить понятия. | ||
19 | Социальная структура. | Комбинированный урок | Социальная группа. Социальное положение. Статус. Имидж. | П. 17 | ||
20 | Социальная стратификация. | Комбинированный урок | Социальная стратификация – социальное расслоение. Причины социальной стратификации. | П.18, диалоговая форма работы | ||
21 | Богатые | Комбинированный урок | Неравенство, богатство и бедность. Уровень жизни. «Новые русские». | П. 19, анализ документа | ||
22 | Бедные | Комбинированный урок | Порог бедности. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. | П.20 | ||
23 | Этнос: нации и народности | Комбинированный урок | Биологические и социальные свойства этноса. Отличительные признаки этноса. Народность. Нация. | П. 21, коллективно-групповая форма работы | ||
24 | Межнациональные отношения. | Комбинированный урок | Разновидности межнациональных отношений. Этноцентризм. Этнические конфликты. | Тестирование П. 22 | ||
25 | Конфликты в обществе. | Комбинированный урок | Виды конфликтов. Причины и повод конфликта. Конфронтация, соперничество, конкуренция. Способы решения конфликтов. | П.23 | ||
26 | Семья | Комбинированный урок | Жизненный цикл семьи. Традиционная семья. Нуклеарная семья. | П.24 | ||
27 | Итоговое повторение. | Итоговый урок. | Итоговое тестирование |
Содержание рабочей программы по обществознанию 8 класс.
Глава 1. Общество и человек
Тема 1. Что такое общество
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.
Тема 2. Человек природа общество
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Глава 2. Экономическая сфера
Тема 9. Что такое экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Глава 3. Социальная сфера
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Тема 19. Богатые
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Тема 20. Бедные Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Тема 23. Конфликты в обществе Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.
Тема 24. Семья .Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Учебно-тематический план по курсу «Обществознания» (8 класс)
№ | Разделы и темы рабочей программы | Количество часов, отведённое на изучение темы/раздела | Количество часов, отведённое на контрольные уроки |
I | Общество и человек | 8 | 3 |
II | Экономическая сфера | 8 | 3 |
II I | Социальная сфера | 8 | 3 |
Требования к уровню подготовки учеников, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения обществознания ученик 8-го класса должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей.
Приложение №1 к рабочим программам по истории и обществознанию для 8 класса
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ в 8 классах
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага
жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Шопенгауэр
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья. Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории, обществознания и внеурочное время» не нова, об этом свидетельствуют многочисленные разработки в СМИ, Интернете. Но эти же статьи свидетельствуют и об актуальности данной темы. Укрепление здоровья детей и подростков - будущих матерей и отцов - является общей государственной задачей.
Целью использования здоровьесберегающих технологий является проблема преодоления «больного детства» [1,43]. Задачи, которые стоят перед современным учителем для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
- выполняя образовательную функцию, содействовать оздоровлению учащихся;
- вовлекать родителей в оздоровление детей;
- передавать знания по предотвращению отдельных болезней;
пропагандировать здоровый образ жизни;
Ожидаемые конечные результаты работы:
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Повышение приоритета здорового образа жизни.
3. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
4. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Одним из направлений работы педагога на уроке по решению первой задачи стало использование режима двигательной активности. На каждом уроке педагог следит за осанкой детей, проводит физическую паузу. На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, впрочем, открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.
Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен.
Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить первую задачу, выделенную в данной работе, ведь как говорят пожилые люди: «Все болезни от нервов». Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.
Со слабыми и больными детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими учащимися.
Решая вторую задачу, педагог устанавливает связь «школа – родители - школа». В связи с этим на каждом родительском собрании ставятся вопросы о комфортности и дискомфорте детей в школьных условиях, рассматриваются темы о возрастных психологических особенностях раннего подросткового возраста, проводятся различные виды анкет и опросов, позволяющие понять насколько родители знают своего ребёнка, общаются с ним. Решение третьей задачи, поставленной в данной работе и сформулированной, как передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется:
на уроках истории при изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»; при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8, 10 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;
Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами. На уроках обществознания говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Интересно проходят урок «круглый стол» на эту тему в 9-11 классах. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них.
- на уроках «Право. Основы правовой культуры» в 9, 10 классах рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;
- при изучении глобальных проблем человечества в 5-11 классах подростки понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.
Древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Именно эти слова являются эпиграфом к каждому уроку обществознания в каждом классе при изучении тем «Глобальные проблемы человечества». Именно этими словами педагог пытается показать учащимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.
Система работы в данном направлении позволила педагогу добиться достаточно высокого показателя качества знаний, что в свою очередь свидетельствует об интересе к изучаемым предметам.
Естественно, что наряду с успехами есть и трудности: такие как нигилизм детей и подростков, сомневающихся в не только в учителях, их искренности, но и в самой жизни. Перефразируя одну из пословиц, можно сказать: «Если хочешь жить интересно, будь интересным сам».
Теоретический материал | Технологический материал | |
История | Отечественная война 1812 г. | Диалоговая форма работы. Развитие коммуникабельности. Снижение порога тревожности, закрепление веры в собственные силы и успех. |
История | Общественное движение при Александре I. Восстание декабристов | Дискуссия. Повышение интереса к истории своей страны, своего народа. Развитие умения мотивировать собственную точку зрения, используя убедительные аргументы. |
История | Внешняя политика Николая I. В 1826-1849 гг. Крымская война | Коллективно-групповая форма работы. Повышение актуализации морально-нравственных норм и их практическая реализация в процессе общения. Развитие умения работать в группе, команде. |
История | Общественное движение в годы правления Николая I. | Диалоговая форма работы. Развитие социальной активности личности, адаптированной к современным реалиям окружающего мира. |
История | Наука и образование. Художественная культура. | Индивидуальные сообщения. Развитие креативности, умение реализовать творческий потенциал. |
История | Либеральные реформы 60-70 гг. | Дискуссия. Повышение интереса к истории своей страны, своего народа. Развитие умения мотивировать собственную точку зрения, используя убедительные аргументы. |
История | Общественное движение. Зарождение революционного народничества. | Коллективно-групповая форма работы. Повышение актуализации морально-нравственных норм и их практическая реализация в процессе общения. Развитие умения работать в группе, команде. |
История | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877- 1878 гг. | Синквейн. Развитие мировоззренческой позиции учащегося, формирование социального опыта ребенка. |
История | Внутренняя политика Александра III | Индивидуальные задания. Развитие креативности, умение реализовать творческий потенциал. Повышение интереса к истории своей страны, своего народа. |
История | Общественное движение в 80- 90-х гг. | Диалоговая форма работы. Развитие коммуникабельности. Снижение порога тревожности, закрепление веры в собственные силы и успех. |
История | Художественная культура во второй половине XIX века. | Индивидуальные сообщения, доклады, рефераты. Повышение интереса к истории своей страны, своего народа. Развитие креативности, умение реализовать творческий потенциал. |
Обществознание | Человек, природа, общество. | Дискуссия. Развитие культуры ведения дискуссии, умения слышать иную точку зрения, уважительного отношения к позиции оппонента. |
Обществознание | Личность и социальная среда | Диалоговая форма работы. Развитие коммуникабельности. Снижение порога тревожности, закрепление веры в собственные силы и успех. |
Обществознание | Потребности человека | Индивидуальные сообщения, доклады, рефераты. Воспитание осознания необходимости здорового образа жизни, как авангардного условия достижения успеха. |
Обществознание | Социализация и воспитание. | Защита презентаций. Развитие креативности, умение реализовать творческий потенциал. Развитие социальной активности личности, адаптированной к современным реалиям окружающего мира. |
Обществознание | Общение | Коллективно-групповая форма работы. . Повышение актуализации морально-нравственных норм и их практическая реализация в процессе общения. Развитие умения работать в группе, команде. |
Обществознание | Товар и деньги. Карманные деньги: за и против. | Дискуссия. Развитие культуры ведения дискуссии, умения слышать иную точку зрения, уважительного отношения к позиции оппонента. |
Обществознание | Предпринимательство | Индивидуальные сообщения, доклады, рефераты. Повышение интереса к истории своей страны, своего народа. Развитие креативности, умение реализовать творческий потенциал. |
Обществознание | Роль государства в экономика. Пенсионные программы | Диалоговая форма работы. Развитие коммуникабельности. Снижение порога тревожности, закрепление веры в собственные силы и успех. |
Обществознание | Бюджет государства и семьи. Государственный бюджет РФ. | Дискуссия. Развитие культуры ведения дискуссии, умения слышать иную точку зрения, уважительного отношения к позиции оппонента. |
Обществознание | Социальная стратификация. | Диалоговая форма работы. Развитие коммуникабельности. Снижение порога тревожности, закрепление веры в собственные силы и успех. |
Обществознание | Этнос: нации и народности | Коллективно-групповая форма работы. . Повышение актуализации морально-нравственных норм и их практическая реализация в процессе общения. Развитие умения работать в группе, команде. |
Ресурсное обеспечение рабочей программы по курсу «Обществознания» 8 класс
«Обществознание» А.И. Кравченко, Москва «Русское слово» 2009
«Словарь-справочник по обществознанию» Н.С. Чернавин, Москва «Просвещение» 2007
«Обществознание» Л. Н. Боголюбов, Москва «Просвещение» 2010
«Искусство управления собой» С.Ю. Ключников, Москва «Русское слово» 2004
http://www.alleng.ru/d/soc/soc136.htm
http://www.openclass.ru/node/157250
http://www.1variant.ru/2011-10-27-02-57-31/117-2012-08-25-19-19-16/357--8-1.html
http://www.myshared.ru/slide/265806/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...
рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК по истории России состоит из комплекта ...
Рабочая программа по истории и обществознанию, 5 класс
Рабочая программа по истории и обществознанию, 5 класс...
программы по истории и обществознанию 6 класс за 2016-2017 г.
Программы по истории и обществознанию...
рабочие программы по истории и обществознанию 7 класс
рабочие программы по истории и обществознанию 2016-2017...
программы по истории и обществознанию 8 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию 8 класс 2016-2017гг...
рабочие программы по истории и обществознанию 9 класс
рабочие программы по истории и обществознанию 9 класс 2016-2017...