рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по истории 6 класс разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов: А.А. Данилов, Л.Г Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М. Просвещение,2012. А.А.Дангилов, Л.Г. Косулина История России. Сдревнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь 6 класс.УМК по истории Средних веков является частью УМК по Всеобщей истории А.А. Вигасин - О.С. Сороко- Цюпин. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс. - М.Просвещение 2012. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по истории 6 класс | 160 КБ |
пояснительная записка по истории России 6 класс. | 17.81 КБ |
рабочая программа по обществознанию 6 класс. | 18.29 КБ |
пояснительная записка по обществознанию 6 класс. | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
№ уроков | Название тем и уроков. | Цели изучения темы. | Планируемый результат | Обратная связь | Д.з. § | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Всеобщая история. История Средних веков. 30 ч. | ||||||||
Раздел I. Раннее средневековье 12 ч. | ||||||||
Тема 1. Западная Европа в V-XI вв. 6 ч. | ||||||||
1. | Введение | Объяснить, какое место занимают средние века во всемирной истории, каковы источники наших знаний об этом периоде. | Называть хронологические рамки периода Средневековья, объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам. Пон.: «Средние века», архивы, хроники | Анализ иллюстраций учебника с. 7-11. Игра «Жили ли они?» | Введение | 1 | ||
2. | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | Показать, как возникло Франкское королевство, и чем власть короля отличалась от власти военного вождя. | Показывать на ист. карте территорию расселения германских племён на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германцев. Объяснять значение понятий, называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать ист. материал в виде схемы «Управление государством франков». Пон.: германцы, знать, герцоги, дружина, Великое переселение народов, гунны, готы. | Устный опрос, игра «Расшифруй надпись» Составление схемы. | 1 | 1 | ||
3 | Христианская церковь в раннее средневековье. Подготовка к к.р. | Показать организацию христианской церкви, раскрыть значение понятий: духовенство, монастырь, монах. | Описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий. Пон.: духовенство, монастырь, монах. | Устный опрос, инд. тест | 2 | 1 | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Контрольная работа № 1.Входной контроль. | Показать этапы и особенности образования империи Карла Великого. | Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Пон: франки, государство, империя, император. | Устный опрос, инд. тест Таблица «Изменения в управлении франков к началу VI в.» | 3 | 1 | ||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Анализ к.р. | Показать причины наступления периода феодальной раздробленности, раскрыть содержание этого понятия | Описывать занятия и образ жизни разных социальных слоёв раннефеодального общества. Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница». Пон.: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. | Устный опрос, инд. тест, решение исторической задачи. | 4 | 1 | ||
6 | Англия в раннее Средневековье. | Раскрыть причины успеха военных походов норманнов, показать результаты этих завоеваний. | Показывать на исторической карте направление походов норманнов. Сравнивать политическую власть короля и крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе. Пон.: рыцари круглого стола, бриты, норманны, варяги. | Устный опрос, инд. тестовые задания | 5 | 1 | ||
Тема 2. Византия и славянский мир 3 ч. | ||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | Сформировать у учащихся представления о политическом и культурном развитии Византийском империи в VI-XI вв. | Называть существенные признаки политического устройства Византии. Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Высказывать и аргументировать своё отношение к личности и деятельности императора Юстиниана. | Таблица «Направления внешней политики Юстиниана», решение ист. задач | 6 | 1 | ||
8 | Культура Византии. | Сформировать у учащихся представления о культуре Византии. | Называть важнейшие достижения византийского искусства. | Сообщения учащихся, кроссворд | 7 | 1 | ||
9. | Образование славянских государств. | Ознакомить учащихся с занятиями и образом жизни славян в первые века нашей эры. | Показывать на исторической карте средневековые славянские государства. Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н.э.; определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. Высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия. | Игра «Древо познания» Устный опрос. | 8 | 1 | ||
Тема 3 . Арабский мир в VI-XI вв. 3 ч. | ||||||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | Показать, как образовался и распался Арабский халифат, как сложились основные направления в исламе. Показать, как ислам способствовал объединению арабов | Показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. Объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; | Устный опрос. Кроссворд | 9 | 1 | ||
11 | Культура стран халифата. Подготовка к к.р. | Сформировать представления о достижениях науки и особенностях культуры стран халифата. | Называть важнейшие достижения культуры стран халифата. Пон.: сунна, мечеть. | Игра «Исторический снежный ком» | 10 | 1 | ||
12 | Контрольная работа № 2. «Раннее средневековье». | Систематизация и контроль качества знаний учащихся. | Инд. тест.; задания с развернутым ответом. | 1 | ||||
Раздел II. Расцвет средневековья. 9 ч. | ||||||||
Тема 4. Феодальное общество 5 ч. | ||||||||
13. | Средневековая деревня и ее обитатели. Анализ к.р. | Показать, в чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами, раскрыть содержание понятия «натуральное хозяйство» | Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества. Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия. Пон.: барщина, оброк, натуральное хозяйство | Устный опрос, инд. тест | 11 | 1 | ||
14. | В рыцарском замке. | Познакомить учащихся с жизнью и бытом рыцарей. | Описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника. | Устный опрос. | 12 | 1 | ||
15. | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | Объяснить учащимся, почему и как возникли средневековые города. Показать причины и последствия борьбы городов с сеньорами. | Описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов. Пон.: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление. | Рассказ «Что я видел в средневековом городе?» | 13 | 1 | ||
16. | Торговля и денежное дело в Европе. | Выявить основные признаки средневекового городского ремесла; показать особенности развития торговли и денежного дела в средневековой Европе. | Описывать занятия ремесленников и купцов. Пон.: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк. | Устный опрос, инд. тест | 14 | 1 | ||
17. | Горожане и их образ жизни. | Сформировать представления о том, чем занимались и как жили горожане, входившие в разные слои городского населения. | Описывать образ жизни горожан. | Устный опрос, инд. тест | 15 | 1 | ||
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы 2 ч. | ||||||||
18. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Показать причины разделения церкви; объяснить, что из себя представляла католическая организация. Объяснить, какие представления об устройстве общества утверждала католическая церковь; что проповедовали еретики, и как церковь боролась с ними | Называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей. Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Пон.: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу. | Устный опрос | 16 | 1 | ||
19. | Крестовые походы. | Показать, чем было вызвано участие крестьян и фермеров в крестовых походах, какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах; показать, какие последствия они имели для народов Ближнего Востока и Западной Европы. | Показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений. Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. Пон.: крестоносцы, духовно-рыцарский орден. | Таблица | 17 | 1 | ||
Тема 6. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV в.) 2 ч. | ||||||||
20. | Как происходило объединение Франции. Подготовка к к.р. | Показать, как началось и происходило объединение Франции. | Показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства. Пон.: Генеральные штаты, сословная монархия. Личн.: Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII | Устный опрос | 18 | 1 | ||
21. | Что англичане считают началом своих свобод. К.р. №3 «Расцвет средневековья» | Сформировать у учащихся представление о причинах образования централизованного государства в Англии; показать значение Великой хартии вольностей. | Показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии. Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции. Пон.: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент. Личн.: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный. | Таблица «Реформы Генриха II» | 19 | 1 | ||
Раздел III. Позднее средневековье 9 ч. | ||||||||
Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. 4 ч. | ||||||||
22 | Столетняя война. Анализ к.р. | Показать причины и значение Столетней войны. | Показывать на исторической карте ход Столетней войны; называть имена участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны. Анализировать причины, характер войны и последствия. Высказывать свои суждения о деятельности Жанны д’ Арк и Карла VII. | Устный опрос | 20 | 1 | ||
23 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. | Показать причины и последствия усиления королевской власти в конце XV в. в Англии и во Франции. | Рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны. Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII. Пон.: централизация, неограниченная власть короля, уния. | Устный рассказ. | 21 | 1 | ||
24 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Подвести учащихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Называть особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове. Пон.: реконкиста. | Игра «крестики-нолики» | 22 | 1 | ||
25. | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | Объяснить, почему в Германии и Италии не возникло единого централизованного государства | Показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии и Италии. Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны. | Игра «Рассказ с ошибками», «Продолжи рассказ» | 23 | 1 | ||
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. 2 ч. | ||||||||
26. | Гуситское движение в Чехии. | Сформировать у учащихся представление о причинах, основных этапах и значении гуситского движения в Чехии. | Показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения. Анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать материал в виде таблиц и схем. | Устный опрос | 24 | 1 | ||
27. | Завоевание турками-османами Балканского п-ова | Сформировать представление об образовании, расцвете и упадке Османской империи в XIV-XV веках. | Показывать на исторической карте территории, завоёванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков - османов, о последних веках существования Византийской империи. | Тест. | 25 | 1 | ||
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. 2 ч. | ||||||||
28. | Образование, литература и искусство в Средние века. | Ознакомить учащихся с развитием образования и науки в XI-XVI вв; продолжить знакомство с известными произведениями средневековой литературы. | Рассказывать о представлениях средневекового человека о мире; называть знаменитых ученых европейского Средневековья; называть различные архитектурные стили. | Устный опрос. | 26-27 | 1 | ||
29. | Культура раннего Возрождения в Италии; научные открытия и изобретения. Подготовка к к.р. | Подвести учащихся к пониманию причин подъема культуры в Италии в XIV в.; ознакомить с техническими открытиями и изобретениями. | Рассказывать о причинах подъема культуры Италии в XIV в.; рассказывать о технических открытиях и изобретениях. | Заполнение таблицы «Технические открытия и изобретения Средневековья» | 29-30 | 1 | ||
Тема 9. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | ||||||||
30. | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. К.р. № 4 «Позднее средневековье». | Подвести учащихся к пониманию особенностей развития стран Азии, Африки и Америки. | Называть особенности развития стран Азии, Африки и Америки. | Заполнение таблицы «народы доколумбовой Америки» | 31-32 | |||
История России. 40 ч. | ||||||||
Раздел I. Древняя Русь в VIII- первой половине XII в. 10 ч. | ||||||||
31 | Древнейшие народы на территории России. Анализ к.р. | Познакомить учащихся с появлением людей на территории современной России; охарактеризовать быт, хозяйственные занятия; | Показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Анализировать взаимоотношения славян и их соседей. | Устный опрос | 1 | 1 | ||
32. | Восточные славяне. | Сформировать у учащихся представление о происхождении, расселении, традициях восточных славян | Показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. Анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян. Пон.: родовая община, племя, производящее хозяйство. | Устный опрос (игра «исторический снежный ком») | 2 | 1 | ||
33. | Формирование древнерусского государства. | Рассмотреть с учащимися предпосылки и причины образования государства у восточных славян. | Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. Сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян. Пон.: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги. | Тест | 3 | 1 | ||
34 | Первые киевские князья. | Сформировать у учащихся представление о правлении первых русских князей. | Показывать на исторической карте походы первых русских князей. Объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Пон.: дань, полюдье, погосты, уроки, | Игра «Древо познания» | 4 | 1 | ||
35 | Владимир Святославович. Принятия христианства. | Познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства. | Объяснять причины и значение принятия христианства. | Заполнение таблицы « Значение принятие христианства» | 5 | 1 | ||
36-37. | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Показать учащимся особенности причины расцвета древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. Анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. Пон.: усобица, посадник, наместник, династический брак. Личн.: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб | Устный опрос | 6 | 2 | ||
38. | Культура Древней Руси. | Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства. | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Пон.: миниатюра, житие, фреска, мозаика. Личн.: Нестор | Сообщенияи и презентации учащихся. | 7 | 1 | ||
39. | Быт и нравы Древней Руси. Подготовка к к.р. | Показать учащимся особенности быта и нравов жителей Древней Руси. | Описывать быт, образ жизни различных слоёв населения Древней Руси. Выявлять особенности местной культуры. | Устный опрос | 8 | 1 | ||
40. | Контрольная работа № 5 «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в | Систематизировать знания учащихся по данному материалу. | Тест | 1 | ||||
Раздел II. Русь Удельная в XII-XIII вв. 10 ч. | ||||||||
41. | Начало раздробления Древнерусского государства. Анализ к.р. | Рассмотреть с учащимися предпосылки и причины феодальной раздробленности. | Показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода феодальной раздробленности; называть причины междоусобной борьбы русских князей. Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. Пон.: раздробленность экономическая, эксплуатация, удел. Личн.: Владимир Мономах | Устный опрос | 9 | 1 | ||
42-43. | Главные политические центры Руси. | Рассмотреть с учащимися развитие основных политических центров Руси. | Показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Сравнивать политическое и экономическое развитие политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества. Пон.: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий. Личн.: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо | Устный опрос, инд. тест Таблица | 10-11 | 2 | ||
44-45. | Нашествие с Востока. | Сформировать у учащихся представление о монгольской державе и причинах поражения Руси. | Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Пон.: монголо-татары, стан, Золотая Орда. Личн.: Чингисхан, хан Батый | Игры «Что? Где? Когда?», «Найди ошибки» Тест | 12 | 2 | ||
46. | Борьба Руси с западными завоевателями. | Рассмотреть с учащимися причины наступления западных завоевателей на Русь и их итоги. | Показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. Раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского. Пон.: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы. Личн.: Александр Невский | Устный опрос | 13 | 1 | ||
47. | Русь и Золотая Орда в XIII в. | Показать учащимся положение Руси под татаро-монгольским игом. | Называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси. Пон.: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. | Игра «Древо познания» | 14 | 1 | ||
48. | Русь и Литва. | Охарактеризовать экономическое и политическое развитие Литовского государства; раскрыть значение присоединения русских земель к Литве. | Раскрывать процесс формирования Литовского государства; значение присоединения русских земель к Литве. | Заполнение таблицы «Великое княжество Литовское» | 15 | 1 | ||
49. | Культура русских земель в XII-XIII веках. Подготовка к к.р. | Сформировать у учащихся представление о культуре русских земель в XII-XIII веках. | Составлять описание памятников русской культуры в данный период. Раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. Пон.: архитектурный ансамбль, канон, уникальный. Личн.: Дмитрий Солунский | Сообщения и презентации учащихся | 16 | 1 | ||
50. | Контрольная работа № 6 «Русь Удельная в XII-XIII вв.» | Систематизировать знания учащихся по данному материалу. | Урок-викторина | |||||
Раздел III. Московская Русь в XIV – XVI в. 20 ч. | ||||||||
51-52. | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Анализ к.р. | Сформировать у учащихся представление о предпосылках объединения русских земель. | Показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси. Пон.: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Личн.: Иван Калита | Устный опрос, инд. тест Игра «Рассказ с ошибками» | 17 | 2 | ||
53 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Рассмотреть с учащимися причины превращения Москвы в центр борьбы с ордынским владычеством. | Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. Выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Пон.: централизация, национальное самосознание. Личн.: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. | Устный опрос | 18 | 1 | ||
54 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в. | Рассмотреть внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти XIV в.; охарактеризовать взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой) | Давать характеристику политики Василия I; называть причины новых усобиц. Пон.: диалект, уния. Личн.: Василий I, Тимур (Тамерлан). | Устный опрос, индивид. Тест | 19 | 1 | ||
55- 56. | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Сформировать у учащихся представление о процессе создания единого Русского государства. | Показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Раскрывать историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси». Пон.: единое русское государство, «государь всея Руси». Личн.: Иван III, Василий III. | Тест | 20 | 2 | ||
57-58 | Московское государство в конце XV- начале XVI века. | Показать учащимся преобразования, связанные со становлением московского государства. | Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях. Пон.: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, Юрьев день. Личн.: Иван III. | Устный опрос. | 21 | 2 | ||
59 | Церковь и государство в конце XV- начале XVI века. | Сформировать у учащихся представление об особенностях взаимоотношения церкви и государства. | Раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей. Высказывать суждения о значении деятельности церковных деятелей. Пон.: благотворительность, дьякон, нестяжатели, иосифляне, ересь. Личн.: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим. | Устный опрос | 22 | 1 | ||
60-61 | Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады | Рассмотреть с учащимися причины и содержание реформ Избранной рады. | Рассказывать о правлении Е.Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV. Составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки. Пон.: Земский собор, приказы, централизованное государство. Личн.: Елена Глинская, Иван IV, А.Курбский, А.Адашев. | Игра «Древо познания» Тест | 23 | 2 | ||
62-63 | Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. | Рассмотреть с учащимися основные направления и результаты внешней политики. | Показывать на исторической карте направления походов Ивана IV, рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств. Пон.: засечная черта, Речь Посполитая, острог | Устный опрос Игры «Что? Где? Когда?», «Отгадай термин» | 24 | 2 | ||
64-65 | Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. | Рассмотреть с учащимися причины, суть, последствия опричнины. | Называть существенные черты политического устройства при Иване IV. Раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России. Пон.: опричнина, земщина, посад, крепостное право. | Устный опрос Тест | 25 | 2 | ||
66-67 | Русская культура XVI века. | Сформировать у учащихся представление об особенностях развития русской культуры. | Составлять описание памятников русской культуры. Выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновения книгопечатания. Пон.: шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой». | Сообщения и презентации учащихся | 26-27 | 2 | ||
68 | Быт XV – XVI в. | Охарактеризовать быт горожан, крестьян и высших сословий. | Составлять описание устройства городов, избы крестьянина. Давать характеристику образу жизни различных слоев населения. Пон.: кафтан, полати, харчевня. | Сообщения и презентации учащихся | 28 | 1 | ||
69 | Итоговое повторение. Контрольная работа № 7. | Обобщить материал, отражающий особенности исторического развития в период средневековья. | Итоговый тест | 1 | ||||
70 | 3аключение Анализ к.р. | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Игра «Историческое домино» | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Агибалова Е.В. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-9/ М. «Просвещение 2008»).
УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 272 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2012
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— М.: «Просвещение», 2012
Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.
УМК по истории Средних веков является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа.
Агибалова Е.В., Донской Г.М. .История Средних веков:6 класс.—/М.: «Просвещение», 2012
Агибалова Е.В., Донской Г.М.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— М.: «Просвещение», 2012
Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением известного учебника для 5 класса по истории Древнего мира авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Планирование составлено на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часа. На изучение всеобщей истории всего 30 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности). В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до ХУII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к ХУII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
• смыслопоисковой компетенцией;
• компетенцией личностного саморазвития;
• информационно-поисковой;
• рефлексивной компетенцией;
• учебно-познавательной компетенцией;
• профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до ХVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Методические пособия:
- В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование 6 класс». М., ТЦ «Сфера» 2003 год.
- О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс» М., «ВАКО», 2004г.
- А.И.Майков. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца 18 в.» М., «Просвещение» 2001 год.
- В.Н.Серов, Л.М.Гаркуша «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 18 в.» 6-7 классы. М., «Вако» 2003 год.
- А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России» 6-11 классы. М., «Владос» 2003 год.
- Хрестоматия «история средних веков» часть 1, 2. М., «Просвещение» 1998 год.
КИМ:
- М.Ю.Брандт «Тесты. История средних веков» М., «Дрофа» 2002 год.
- Л.И.Зверева «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца 18 в. 6-7 классы». М., ТЦ «Сфера» 1999 год.
- В.М.Кадневский «История России в тестах до конца 20 в. часть1» М., «Школа – Пресс» 1997 год.
- Н.В.Девятайкина «Тесты по истории средних веков», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002г.
- А.В.Репин «История средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов, «Лицей», 2006г.
- Н.И.Ворожейкина «Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 классы» М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003г.
Предварительный просмотр:
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Измерительные формы контроля | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Как работать с учебником. | 1 | Урок изучения нового материала | Что изучает обществознание. Как работать с учебником. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Текущий (беседа) | Введение | ||
Раздел 1. Человек в социальном измерении. 12 ч. | |||||||||
2-3 | Человек – личность. | 2 | Комбинированные уроки. | Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? | Знать все термины по изученной теме. Уметь высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. | Решение проблемных задач, творческие задания. | § 1, рубрика «в классе и дома» | ||
4 5 6 | Человек познает мир | 3 | Комбинированный. | Познание мира и себя. Что такое самосознание. | Учимся узнавать и оценивать себя. | Решение проблемных задач. | § 2, схема | ||
7 8 | Человек и его деятельность. | 2 | Комбинированный | Человек и труд, жизнь человека многогранна. | Учимся правильно организовывать свою деятельность | Письменные задания, творческие задания. | § 3, задания в рубрике «в классе и дома» | ||
9 10 | Потребности человека | 2 | Комбинированный. | Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств. | Знать основные положения урока. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Заполнение схемы, творческое задание « учимся узнавать и оценивать себя» | § 4 | ||
11 12 | На пути к жизненному успеху. Подготовка к к.р. | 2 | Комбинированный | Готовимся выбирать профессию. Слагаемые жизненного успеха. | Знать основные положения раздела. | Решение проблемных задач, творческие задания. | § 5 | ||
13 | Контрольная работа № 1 «Человек в социальном измерении» | 1 | Урок повторения и обобщения. | Тест, задания с развернутым ответом. | |||||
Раздел 2. Человек среди людей 9 ч. | |||||||||
14 15 16 | Межличностные отношения. Анализ к.р. | 3 | Комбинированный. | Межличностные отношения, виды межличностных отношений. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы. | Задания с кратким ответом, карточки. | § 6 | ||
17 18 | Человек в группе | 2 | Комбинированный. | Что такое общение, каковы цели общения, особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Знать основные положения урока. Учимся помогать вести семейное хозяйство. | Творческие задания. | § 8 рубрика «В классе и дома» | ||
19 20 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | Комбинированный. | Основные стадии развития конфликта. Стратегии поведения в конфликте. | Знать основные положения урока. | Творческие задания. | § 9 | ||
21 | Практикум. Подготовка к к.р. | 1 | Урок применения полученных знаний и умений. | Творческие задания, составления схем, словаря, памятки. | Записи в тетради. | ||||
22 | Контрольная работа № 2 «Человек среди людей». | 1 | Урок повторения и обобщения. | Задания с развернутым ответом. | |||||
Раздел 3. Нравственные основы жизни. 13 ч. | |||||||||
23 24 25 | Человек славен добрыми делами. Анализ к.р. | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный. | Что такое доброта. «Золотое правило нравственности» | Работать с текстом учебника, выделять главное. | Составить свод правил хорошего человека. | § 10 | ||
26 27 28 | Будь смелым. | 3 | Комбинированный. | Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». | Знать основные положения урока. | Работа с текстом. | § 11, сообщения. | ||
29 30 31 | Человек и человечность | 3 | Комбинированный | Гуманизм – уважение и любовь к людям. | Уметь высказывать собственную точку зрения. Выделять главное. | Выполнение проблемных задач. | § 12 | ||
32 | Практикум. Подготовка к к.р. | 1 | Урок применения полученных знаний и умений. | Составление плаката, составление списка добрых дел. | |||||
33 | Контрольная работа №3 «Нравственные основы жизни». | 1 | Урок повторения и обобщения. | Задания с развернутым ответом. | |||||
34 35 | Итоговое повторение. Анализ к.р. | 2 | Урок повторения и обобщения. | Групповая работа «смотр знаний» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М.-«Просвещение», 2008г. Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу «Обществознание»: 6 кл.— М., 2012.
2. Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой— М., 2012
3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.
4. Обществознание. Поурочные разработки. Пособие для учителей. – М. «Просвещение», 2010 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы
Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...
рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов
Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...
Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс
В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы
Рабочие программы по истории России, всеобщей истории обществознанию включают в себя описания самих предметов, учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6-9 классы
Рабочие программы могут быть использованы при работе учителей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях...
Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов.
Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов, составленные на основе стандартов первого поколения....