рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

Лопухова Елена Владимировна

Рабочая программа по истории 6 класс разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов: А.А. Данилов, Л.Г Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М. Просвещение,2012.  А.А.Дангилов, Л.Г. Косулина История России. Сдревнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь 6 класс.УМК по истории Средних веков является частью УМК по Всеобщей истории А.А. Вигасин - О.С. Сороко- Цюпин. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс. - М.Просвещение 2012. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

уроков

Название тем и уроков.

Цели изучения темы.

Планируемый результат

Обратная связь

Д.з.

§

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Всеобщая история. История Средних веков. 30 ч.

Раздел I. Раннее средневековье   12 ч.

Тема 1. Западная Европа в V-XI вв.  6 ч.

1.

Введение

Объяснить, какое место занимают средние века во всемирной истории, каковы источники наших знаний об этом периоде.

Называть хронологические рамки периода Средневековья, объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам.

Пон.: «Средние века», архивы, хроники

Анализ иллюстраций учебника с. 7-11.

Игра «Жили ли они?»

Введение

1

2.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

Показать, как возникло Франкское королевство, и чем власть короля отличалась от власти военного вождя.

Показывать на ист. карте территорию расселения германских племён на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германцев.

Объяснять значение понятий, называть существенные черты процесса образования государства  у германцев; систематизировать ист. материал в виде схемы «Управление государством франков».

Пон.: германцы, знать, герцоги, дружина, Великое переселение народов, гунны, готы.

Устный опрос, игра «Расшифруй надпись»

Составление схемы.

1

1

3

Христианская церковь в раннее средневековье. Подготовка к к.р.

Показать организацию христианской церкви, раскрыть значение понятий: духовенство, монастырь, монах.

Описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий.

Пон.: духовенство, монастырь, монах.

Устный опрос, инд. тест

2

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Контрольная работа № 1.Входной контроль.

Показать этапы и особенности  образования империи Карла Великого.

Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом.

Пон: франки, государство, империя, император.

Устный опрос, инд. тест

Таблица «Изменения в управлении франков к началу VI в.»

3

1

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Анализ к.р.

Показать причины наступления периода феодальной раздробленности, раскрыть содержание этого понятия

 Описывать занятия и образ жизни разных социальных слоёв  раннефеодального общества.

Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница».

Пон.: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.

Устный опрос, инд. тест, решение исторической задачи.

4

1

6

Англия в раннее Средневековье.

Раскрыть причины  успеха военных походов норманнов, показать результаты этих завоеваний.

Показывать на исторической карте направление походов норманнов. Сравнивать политическую власть короля и крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе.

Пон.: рыцари круглого стола, бриты, норманны, варяги.

Устный опрос, инд. тестовые задания

5

1

                                                                        Тема 2.  Византия и славянский мир     3 ч.

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Сформировать у учащихся представления о политическом и культурном развитии Византийском империи в VI-XI вв.

Называть существенные признаки политического устройства Византии. Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

Высказывать и аргументировать своё отношение к личности и деятельности императора Юстиниана.

Таблица «Направления внешней политики Юстиниана», решение ист. задач

6

1

8

Культура Византии.

Сформировать у учащихся представления о культуре Византии.

Называть важнейшие достижения византийского искусства.

Сообщения учащихся, кроссворд

7

1

9.

Образование славянских государств.

Ознакомить учащихся с занятиями и образом жизни славян в первые века нашей эры.

Показывать на исторической карте средневековые славянские государства.

Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н.э.; определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств.

Высказывать и аргументировать своё отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия.

Игра «Древо познания»

Устный опрос.

8

1

                                                                  Тема 3 . Арабский мир в   VI-XI вв.   3 ч.                                                                                                                                                                                                                                      

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Показать, как образовался и распался Арабский халифат, как сложились основные направления в исламе. Показать, как ислам способствовал объединению арабов

Показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

Объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата;  характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии;

Устный опрос.

Кроссворд

9

1

11

Культура стран халифата.

Подготовка к к.р.

Сформировать представления о достижениях науки и особенностях культуры стран халифата.

Называть важнейшие достижения культуры стран халифата.

Пон.: сунна, мечеть.

Игра «Исторический снежный ком»

10

1

12

Контрольная работа № 2. «Раннее средневековье».

Систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Инд. тест.; задания с развернутым ответом.

1

                                                                                       Раздел II. Расцвет средневековья.   9 ч.                                                                                

Тема 4. Феодальное общество 5 ч.

13.

Средневековая деревня и ее обитатели.

Анализ к.р.

Показать, в чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами, раскрыть содержание понятия «натуральное хозяйство»

Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.

Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий.

Составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия.

Пон.: барщина, оброк, натуральное хозяйство

Устный опрос, инд. тест

11

1

14.

В рыцарском замке.

Познакомить учащихся с жизнью и бытом рыцарей.

Описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Устный опрос.

12

1

15.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Объяснить  учащимся, почему и как возникли средневековые города. Показать причины и последствия борьбы городов с сеньорами.

Описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов.

Пон.: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление.

Рассказ «Что я видел в средневековом городе?»

13

1

16.

 Торговля и денежное дело в Европе.

Выявить основные признаки средневекового городского ремесла; показать особенности развития торговли и денежного дела в средневековой Европе.

Описывать занятия ремесленников и купцов.

Пон.: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк.

Устный опрос, инд. тест

14

1

17.

Горожане и их образ жизни.

Сформировать представления о том, чем занимались и как жили горожане, входившие в разные слои городского населения.

Описывать образ жизни горожан.

Устный опрос, инд. тест

15

1

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы 2 ч.

18.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Показать причины разделения церкви; объяснить, что из себя представляла католическая организация. Объяснить, какие представления об устройстве общества утверждала католическая церковь; что проповедовали еретики, и как церковь боролась с ними

Называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы.

Пон.: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу.

Устный опрос

16

1

19.

Крестовые походы.

Показать, чем было вызвано участие крестьян и фермеров в крестовых походах, какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах; показать, какие последствия они имели для народов Ближнего Востока и Западной Европы.

Показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений.

Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоёв населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы.

Пон.: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.

Таблица

17

1

                                                               Тема 6. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV в.) 2 ч.

20.

Как происходило объединение Франции.

Подготовка к к.р.

Показать, как началось и происходило объединение Франции.

Показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.

Пон.: Генеральные штаты, сословная монархия.

Личн.: Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII

Устный опрос

18

1

21.

Что англичане считают началом своих свобод.

К.р. №3 «Расцвет средневековья»

Сформировать у учащихся представление о причинах образования централизованного  государства в Англии; показать значение Великой хартии вольностей.

Показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии.

Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции.

Пон.: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.

Личн.: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный.

Таблица «Реформы Генриха II»

19

1

Раздел III. Позднее средневековье 9 ч.

Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. 4 ч.

22

Столетняя война.

Анализ к.р.

Показать причины и значение Столетней войны.

Показывать на исторической карте ход Столетней войны; называть имена участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

Анализировать причины, характер войны и последствия.

Высказывать свои суждения о деятельности Жанны д’ Арк и Карла VII.

Устный опрос

20

1

23

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

Показать причины и последствия усиления королевской власти в конце XV в. в Англии и во Франции.

Рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

Сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII.

Пон.: централизация, неограниченная власть короля, уния.

Устный рассказ.

21

1

24

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Подвести учащихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Называть особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Пон.: реконкиста.

Игра «крестики-нолики»

22

1

25.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

Объяснить, почему в Германии и Италии не возникло единого централизованного государства

Показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии и Италии.

Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны.

Игра «Рассказ с ошибками», «Продолжи рассказ»

23

1

                                                              Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.  2 ч.

26.

Гуситское движение в Чехии.

Сформировать у учащихся представление о причинах, основных этапах и значении гуситского движения в Чехии.

Показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.

Анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать материал в виде таблиц и схем.

Устный опрос

24

1

27.

Завоевание турками-османами Балканского п-ова

Сформировать представление об образовании, расцвете и упадке Османской империи в XIV-XV веках.

Показывать на исторической карте территории, завоёванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков - османов, о последних веках существования Византийской империи.

 Тест.

25

1

                                                         Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. 2 ч.

28.

Образование, литература и искусство в Средние века.

Ознакомить учащихся с развитием образования и науки в XI-XVI вв; продолжить знакомство с известными произведениями средневековой литературы.

Рассказывать о представлениях средневекового человека о мире; называть знаменитых ученых европейского Средневековья; называть различные архитектурные стили.

Устный опрос.

26-27

1

29.

Культура раннего Возрождения в Италии; научные открытия и изобретения.

Подготовка к к.р.

Подвести учащихся к пониманию причин подъема культуры в Италии в XIV в.; ознакомить с техническими открытиями и изобретениями.

Рассказывать о причинах подъема культуры Италии в XIV в.;  рассказывать о технических открытиях и изобретениях.

Заполнение таблицы «Технические открытия и изобретения Средневековья»

29-30

1

Тема 9. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

30.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

К.р. № 4 «Позднее средневековье».

Подвести учащихся к пониманию особенностей развития стран Азии, Африки и Америки.

Называть особенности развития стран Азии, Африки и Америки.

Заполнение таблицы «народы доколумбовой Америки»

31-32

История России. 40 ч.

Раздел I. Древняя Русь в VIII- первой половине XII в. 10 ч.

31

Древнейшие народы на территории России.

Анализ к.р.

Познакомить учащихся с появлением людей на территории современной России; охарактеризовать быт, хозяйственные занятия;

Показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Анализировать взаимоотношения славян и их соседей.

Устный опрос

1

1

32.

Восточные славяне.

Сформировать у учащихся представление о  происхождении, расселении, традициях восточных славян

Показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян.

Пон.: родовая община, племя, производящее хозяйство.

Устный опрос (игра «исторический снежный ком»)

2

1

33.

Формирование древнерусского государства.

Рассмотреть с учащимися предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян.

Пон.: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Тест

3

1

34

Первые киевские князья.

Сформировать у учащихся представление о правлении первых русских князей.

Показывать на исторической карте походы первых русских князей.

Объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Пон.: дань, полюдье, погосты, уроки,

Игра «Древо познания»

4

1

35

Владимир Святославович. Принятия христианства.

Познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.

Объяснять  причины и значение принятия христианства.

Заполнение таблицы « Значение принятие христианства»

5

1

36-37.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Показать учащимся особенности причины расцвета древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

Анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

Пон.: усобица, посадник, наместник, династический брак.

Личн.: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Устный опрос

6

2

38.

Культура Древней Руси.

Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.

Составлять описание памятников древнерусской культуры.

Пон.: миниатюра, житие, фреска, мозаика.

Личн.: Нестор

Сообщенияи и презентации учащихся.

7

1

39.

Быт и нравы Древней Руси.

Подготовка к к.р.

Показать учащимся особенности быта и нравов жителей Древней Руси.

Описывать быт, образ жизни различных слоёв населения Древней Руси. Выявлять особенности местной культуры.

Устный опрос

8

1

40.

Контрольная работа № 5 «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.

Тест

1

Раздел II. Русь Удельная в XII-XIII вв. 10 ч.

41.

Начало раздробления Древнерусского государства.

Анализ к.р.

Рассмотреть с учащимися предпосылки и причины феодальной раздробленности.

Показывать на исторической карте крупнейшие  русские земли периода феодальной раздробленности; называть причины междоусобной борьбы русских князей.

Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.

Пон.: раздробленность экономическая, эксплуатация, удел.

Личн.: Владимир Мономах

Устный опрос

9

1

42-43.

Главные политические центры Руси.

Рассмотреть с учащимися развитие основных политических центров Руси.

Показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Сравнивать политическое и экономическое развитие политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества.

Пон.: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Личн.: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

Устный опрос, инд. тест

Таблица

10-11

2

44-45.

Нашествие с Востока.

Сформировать у учащихся представление о монгольской державе и причинах поражения Руси.

Показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Выявлять особенности  и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Пон.: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Личн.: Чингисхан, хан Батый

Игры «Что? Где? Когда?», «Найди ошибки»

Тест

12

2

46.

Борьба Руси с западными завоевателями.

Рассмотреть с учащимися причины наступления западных завоевателей на Русь и их итоги.

Показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. Раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Высказывать суждения о деятельности и личности Александра Невского.

Пон.: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.

Личн.: Александр Невский

Устный опрос

13

1

47.

Русь и Золотая Орда в XIII в.

Показать учащимся положение Руси под татаро-монгольским игом.

Называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

Раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси.

Пон.: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Игра «Древо познания»

14

1

48.

Русь и Литва.

Охарактеризовать экономическое и политическое развитие Литовского государства; раскрыть значение присоединения русских земель к Литве.

Раскрывать процесс формирования Литовского государства;  значение присоединения русских земель к Литве.

Заполнение таблицы «Великое княжество Литовское»

15

1

49.

Культура русских земель в XII-XIII веках.

Подготовка к к.р.

Сформировать у учащихся представление о культуре русских земель в XII-XIII веках.

Составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Пон.: архитектурный ансамбль, канон, уникальный.

Личн.: Дмитрий Солунский

Сообщения и презентации учащихся

16

1

50.

Контрольная работа № 6 «Русь Удельная в XII-XIII вв.»

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.

Урок-викторина

                                                                       Раздел III. Московская Русь в XIV – XVI в.   20 ч.                              

51-52.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Анализ к.р.

Сформировать у учащихся представление о предпосылках объединения русских земель.

Показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси.

Пон.: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Личн.: Иван Калита

Устный опрос, инд. тест

Игра «Рассказ с ошибками»

17

2

53

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Рассмотреть с учащимися причины превращения Москвы в центр борьбы с ордынским владычеством.

Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

Выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

Пон.: централизация, национальное самосознание.

Личн.: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский.

Устный опрос

18

1

54

Московское княжество и его соседи в конце XIV –  середине XV в.

Рассмотреть внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти XIV в.; охарактеризовать взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой)

Давать характеристику политики Василия I; называть причины новых усобиц.

Пон.: диалект, уния.

Личн.: Василий I, Тимур (Тамерлан).

Устный опрос, индивид. Тест

19

1

55- 56.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Сформировать у учащихся представление о процессе создания единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Раскрывать историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси».

Пон.: единое русское государство, «государь всея Руси».

Личн.: Иван III, Василий III.

Тест

20

2

57-58

Московское государство в конце XV- начале XVI века.

Показать учащимся преобразования, связанные со становлением московского государства.

Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.

Пон.: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, Юрьев день.

Личн.: Иван III.

Устный опрос.

21

2

59

Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.

Сформировать у учащихся представление об особенностях взаимоотношения церкви и государства.

Раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей.

Высказывать суждения о значении деятельности церковных деятелей.

Пон.: благотворительность, дьякон, нестяжатели, иосифляне, ересь.

Личн.: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим.

Устный опрос

22

1

60-61

Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады

Рассмотреть с учащимися причины и содержание реформ Избранной рады.

Рассказывать о правлении Е.Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV.

Составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки.

Пон.: Земский собор, приказы, централизованное государство.

Личн.: Елена Глинская, Иван IV, А.Курбский, А.Адашев.

Игра «Древо познания»

Тест

23

2

62-63

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

Рассмотреть с учащимися основные направления  и результаты внешней политики.

Показывать на исторической карте направления походов Ивана IV, рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств.

Пон.: засечная черта, Речь Посполитая, острог

Устный опрос

Игры «Что? Где? Когда?», «Отгадай термин»

24

2

64-65

Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина.

Рассмотреть с учащимися причины, суть, последствия опричнины.

Называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России.

Пон.: опричнина, земщина, посад, крепостное право.

Устный опрос

Тест

25

2

66-67

Русская культура XVI века.

Сформировать у учащихся представление об особенностях развития русской культуры.

Составлять описание памятников русской культуры. Выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновения книгопечатания.

Пон.: шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой».

Сообщения и презентации учащихся

26-27

2

68

Быт XV – XVI в.

Охарактеризовать быт горожан, крестьян и высших сословий.

Составлять описание устройства городов, избы крестьянина. Давать характеристику образу жизни различных слоев населения.

Пон.: кафтан, полати, харчевня.

Сообщения и презентации учащихся

28

1

69

Итоговое повторение.

Контрольная работа № 7.

Обобщить материал, отражающий особенности исторического развития в период средневековья.

Итоговый тест

1

70

3аключение

Анализ к.р.

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Игра «Историческое домино»

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и  авторских программ А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Агибалова Е.В.  «История средних веков, 6 класс»  (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-9/ М. «Просвещение 2008»).  

УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который  освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 272 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2012

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— М.: «Просвещение», 2012

  Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.

УМК по истории Средних веков является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. .История Средних веков:6 класс.—/М.: «Просвещение», 2012

Агибалова Е.В., Донской Г.М.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— М.: «Просвещение», 2012

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением известного учебника для 5 класса по истории Древнего мира авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.

    При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и  истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

   Планирование составлено на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часа. На изучение всеобщей истории всего 30 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности). В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.

     Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до ХУII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к ХУII в.; изученные виды исторических источников;

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

владеть компетенциями:

• коммуникативной компетенцией;

• смыслопоисковой компетенцией;

• компетенцией личностного саморазвития;

• информационно-поисковой;

• рефлексивной компетенцией;

• учебно-познавательной компетенцией;

• профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи:  высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

   Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до ХVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

  Методические пособия:

  1. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович «Поурочное планирование 6 класс». М., ТЦ «Сфера» 2003 год.
  2. О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс» М., «ВАКО», 2004г.
  3. А.И.Майков. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца 18 в.» М., «Просвещение» 2001 год.
  4. В.Н.Серов, Л.М.Гаркуша «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 18 в.» 6-7 классы.  М., «Вако» 2003 год.
  5. А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России» 6-11 классы. М., «Владос» 2003 год.
  6. Хрестоматия «история средних веков» часть 1, 2. М., «Просвещение» 1998 год.

  КИМ:

  1. М.Ю.Брандт «Тесты. История средних веков» М., «Дрофа» 2002 год.
  2. Л.И.Зверева «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца 18 в. 6-7 классы». М., ТЦ «Сфера» 1999 год.
  3. В.М.Кадневский «История России в тестах до конца 20 в. часть1» М., «Школа – Пресс» 1997 год.
  4. Н.В.Девятайкина «Тесты по истории средних веков», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002г.
  5. А.В.Репин «История средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов, «Лицей», 2006г.
  6. Н.И.Ворожейкина «Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 классы» М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003г.



Предварительный просмотр:

Раздел, тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

1

Введение. Как работать с учебником.

1

Урок изучения нового материала

Что изучает обществознание. Как работать с учебником.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Текущий (беседа)

Введение

Раздел 1. Человек в социальном измерении.  12 ч.

2-3

Человек – личность.

2

Комбинированные уроки.

Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?

Знать все термины по изученной теме. Уметь высказывать свою точку зрения, вести дискуссию.

Решение проблемных задач, творческие задания.

§ 1, рубрика «в классе и дома»

4

5

6

Человек познает мир

3

Комбинированный.

Познание мира и себя. Что такое самосознание.

Учимся узнавать и оценивать себя.

Решение проблемных задач.

§ 2, схема

7

8

Человек и его деятельность.

2

Комбинированный

Человек и труд, жизнь человека многогранна.

Учимся правильно организовывать свою деятельность

Письменные задания, творческие задания.

§ 3, задания в рубрике «в классе и дома»

9

10

Потребности человека

2

Комбинированный.

Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.

Знать основные положения урока. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Заполнение схемы, творческое задание « учимся узнавать и оценивать себя»

§ 4

11

12

На пути к жизненному успеху.

Подготовка к к.р.

2

Комбинированный

Готовимся выбирать профессию. Слагаемые жизненного успеха.

Знать основные положения раздела.

Решение проблемных задач, творческие задания.

§ 5

13

Контрольная работа № 1 «Человек в социальном измерении»

1

Урок повторения и обобщения.

Тест, задания с развернутым ответом.

Раздел 2. Человек среди людей  9 ч.

14

15

16

Межличностные отношения.

Анализ к.р.

3

Комбинированный.

Межличностные отношения, виды межличностных отношений.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы.

Задания с кратким ответом, карточки.

§ 6

17

18

Человек в группе

2

Комбинированный.

Что такое общение, каковы цели общения, особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Знать основные положения урока. Учимся помогать вести семейное хозяйство.

Творческие задания.

§ 8 рубрика «В классе и дома»

19

20

Конфликты в межличностных отношениях

2

Комбинированный.

Основные стадии развития конфликта. Стратегии поведения в конфликте.

Знать основные положения урока.

Творческие задания.

§ 9

21

Практикум.

Подготовка к к.р.

1

Урок применения полученных знаний и умений.

Творческие задания,  составления схем, словаря, памятки.

Записи в тетради.

22

Контрольная работа № 2 «Человек среди людей».

1

Урок повторения и обобщения.

Задания с развернутым ответом.

Раздел 3. Нравственные основы жизни.  13 ч.

23

24

25

Человек славен добрыми делами.

Анализ к.р.

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный.

Что такое доброта. «Золотое правило нравственности»

Работать с текстом учебника, выделять главное.

Составить свод правил хорошего человека.

§ 10

26

27

28

Будь смелым.

3

Комбинированный.

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».

Знать основные положения урока.

Работа с текстом.

§ 11, сообщения.

29

30

31

Человек и человечность

3

Комбинированный

Гуманизм – уважение и любовь к людям.

Уметь высказывать собственную точку зрения. Выделять главное.

Выполнение проблемных задач.

§ 12

32

Практикум.

Подготовка к к.р.

1

Урок применения полученных знаний и умений.

Составление плаката, составление списка добрых дел.

33

Контрольная работа №3 «Нравственные основы жизни».

1

Урок повторения и обобщения.

Задания с развернутым ответом.

34

35

Итоговое повторение.

Анализ к.р.

2

Урок повторения и обобщения.

Групповая работа «смотр знаний»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М.-«Просвещение», 2008г. Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цели курса: 

— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу  «Обществознание»: 6 кл.— М., 2012.

2. Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой— М., 2012

3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002. 

4. Обществознание. Поурочные разработки. Пособие для учителей.  – М. «Просвещение», 2010 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы

Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...

рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов

Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс

Рабочие программы  по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...

Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс

В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы

Рабочие программы по истории России, всеобщей истории  обществознанию включают в себя описания  самих предметов,  учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...

Рабочие программы по истории и обществознанию 6-9 классы

Рабочие программы могут быть использованы при работе учителей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях...

Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов.

Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов, составленные на основе стандартов первого поколения....