рабочие программы по истории и обществознанию 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
рабочие программы по истории и обществознанию 9 класс 2016-2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9.rar | 203.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от ____________________ Руководитель МО _____________________ Т.А.Шепеленко | Согласовано Замдиректора по УВР ___________________ Г.А.Шапорова | Утверждаю Директор МКОУ Рамонской СОШ № 2 _________________ Г.Н.Зубова Приказ №____ от ______________________ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа
по элективному курсу
«Введение в огэ по обществознанию»
9 класс
Разработчик: Гаджиева Ирина Анатольевна
учитель истории и обществознания
МКОУ Рамонской СОШ № 2,
высшая квалификационная категория.
2016- 2017 учебный год.
1. Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначена для учащихся 9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ЕГЭ. Программа предполагает наличие осознанного выбора старшеклассниками предмета по выбору для сдачи в форме государственной итоговой аттестации. Программа рассчитана на 9 часов. Исходя из практики апробирования программы целесообразным представляется следующий режим прохождения курса: в 4 четверти 1 час в неделю. Цель данного элективного курса и его программы не дублирование содержания уроков обществознания, а подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
-Цели курса:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (14-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
-Сроки реализации Рабочей программы:2016-2017 уч.г.
-Структура Рабочей программы:
1) пояснительная записка;
2) результаты освоения учебного предмета, курса
3) содержание учебного предмета, курса;
4) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
-Особенности содержания и методического аппарата УМК:
Отличительной особенностью новой линии учебников по курсу «Обществознание» является начало обучения в 5 классе. Линия учебников создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Каждый из учебников имеет аппарат ориентировки, включающий инструктивное введение «Как работать с учебником», оглавление, красочно оформленные «входы» в главу с рубриками «О чем мы узнаем», «На какие вопросы ответим».
Т.ж. используются различные пособия для подготовки и демо версии разных лет.
Состав УМК
- Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочие программы. 5-9 классы
- Обществознание. Учебник. 9 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- О. А. Котова, Т. Е. Лискова. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 9 класс
- Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс
- Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы./ Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова
- ЕГЭ 2014. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Кишенкова О.В.
- Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию 9 класс.,М: «Экзамен», 2012
-Структура и специфика курса:
Содержание курса включает
- Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
-Целевые установки для класса:
- В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса; - Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий ;
- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену
2. Результаты освоения учебного курса.
-Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.
Предполагаемые личностные результаты
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые
- для успешной сдачи ОГЭ в ЭТОМ году,
- для подготовки теоретической базы и необходимых умений для дальнейшего обучения.
2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику.
3. Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.
Предполагаемые метапредметные результаты:
- Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность
- Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций
- Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- составление простого плана;
- составление тезисов;
- составление конспекта;
- использование несложных реальных связей и зависимостей:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- объективную оценку своих учебных действий;
- корректировку своего собственного поведения в социуме;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
- способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.).
4. Учащиеся смогут быть готовыми к сотрудничеству с учениками, с учителем, к коллективной работе.
Предполагаемые предметные результаты:
в познавательной сфере:
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;
- знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
в ценностно-мотивационной сфере
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;
- знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;
- знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;
- знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
-Контрольно-измерительные материалы:
- Фронтальный опрос
- Индивидуальный опрос
- Понятийный диктант
- Работа по карточкам
- Решение ситуативных задач
- Индивидуальная беседа
- Проверка практического задания
- Проверка творческого задания
- Тестирование
3. Содержание учебного курса.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Общество Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. | 1 |
2 | Человек (1) Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Бытие человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека. Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения. Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности. Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в духовном опыте человечества. | 1 |
3 | Познание (1 ч) Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание. | 1 |
4 | Духовная жизнь общества (1ч) Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Наука как форма культуры. Наука как система знаний и вид духовного производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества. Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации. | 1 |
5 | Экономика (1 ч) Экономика: теория и практика. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост. Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Экономическая деятельность. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя. Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений. Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция. Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица. Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений. | 1 |
6 | Социальные отношения ( 1 ч) Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России. Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития. | 1 |
7 | Политика ( 1ч) Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества. Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность. Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. | 1 |
8-9 | Право ( 2 ч) Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура. Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность. Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения. Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений. | 2 |
Итого | 9 |
4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
.
№ урока | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание |
1 | Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Общество - сложная, динамично развивающаяся система. | Практическая работа. Работа с кодификатором и спецификатором. Ответы на вопросы вводной анкеты, первичное тестирование по тексту демоверсии | ||
2 | Ступени развития общества. | Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Парная работа по составлению пояснений к кроссворду, имеющему лишь ответы (понятия по данной теме занятия). Работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом (сначала индивидуальная, затем групповая, затем коллективная) | ||
3 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Многообразие видов деятельности человека. | Письменное тестирование , Компьютерное тестирование. После данного занятия устный зачёт индивидуальный | ||
4 | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Наука и образование. Мораль. Религия. Познание мира. | Беседа, фиксирование результатов предварительной домашней работы, индивидуальные устные выступления по основным вопросам темы занятия. Решение кроссворда | ||
5 | Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. | Письменное тестирование , Компьютерное тестирование. После данного занятия устный зачёт индивидуальный по теме | ||
6 | Семья и брак как социальные институты. | Компьютерное и письменное тестирование, проверка домашних схем-конспектов. | ||
7 | Политическая система.Структура политической власти в РФ. | составление простого плана; составление тезисов; составление конспекта; | ||
8 | Конституция РФ. | Компьютерное и письменное тестирование, проверка домашних схем-конспектов. Проверка знания основных понятий по теме посредством работы с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом | ||
9 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Использование элементов причинно-следственного анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы
Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...
рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов
Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...
Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс
В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы
Рабочие программы по истории России, всеобщей истории обществознанию включают в себя описания самих предметов, учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6-9 классы
Рабочие программы могут быть использованы при работе учителей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях...
Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов.
Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов, составленные на основе стандартов первого поколения....