Тема урока: "Родовые общины охотников и собирателей".
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Цели:
Познавательный аспект:
сформировать у учащихся представление о жизни первобытных охотников и собирателей, создать условия для осмысления перехода от человеческого стада к родовой общине.
Развивающий аспект:
способствовать развитию умений извлекать информацию, навыков работы в сотрудничестве, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию.
Воспитательный аспект:
продолжить развитие у учащихся чувства гражданственности, раскрыть огромное значение совместной коллективной деятельности первобытного человека в становлении человека современного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodovye_obshchiny_okhotnikov_i_sobirateley.rar | 135.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 4. Родовые общины охотников и собирателей.
Цели:
Познавательный аспект:
сформировать у учащихся представление о жизни первобытных охотников и собирателей, создать условия для осмысления перехода от человеческого стада к родовой общине.
Развивающий аспект:
способствовать развитию умений извлекать информацию, навыков работы в сотрудничестве, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию.
Воспитательный аспект:
продолжить развитие у учащихся чувства гражданственности, раскрыть огромное значение совместной коллективной деятельности первобытного человека в становлении человека современного.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация «Родовые общины охотников и собирателей»
- Дидактический раздаточный материал (приложение 1,2)
- Листы самоконтроля (приложение 3)
- Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2012
Тип урока: формирования и совершенствования компетенций учащихся.
Форма урока: комбинированный.
Основные даты:
- около 100 тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание.
- 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человек разумный.
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения.
Ход урока
- Подготовка устного ответа по карточке № 1. Творческая работа.
(Охота на диких лошадей).
Представь, что на «машине времени» ты перенесся в период первобытности. Опиши глазами очевидца охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начни словами: «Я стоял на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»
- Работа в группе (4 человека - карточка №2).
Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.
- Что давал огонь первобытным людям?
- Как они его сохраняли?
- Почему потеря огня считалась несчастьем?
- Работа с классом. Проверка знания терминов.
Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».
- Развернутый ответ учащихся по карточкам № 1,2.
Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.
Проблемный вопрос: Что помогло первобытным людям выжить
в новых суровых условиях?
План
- Причины выживания людей в первобытных условиях.
- Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
- Появление родовой общины. Племени.
На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община, род, племя.
- 1.Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 13-15 Вигасина.
- Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов).
(слайд 10-12).
2. Работа с иллюстрациями учебника.
- Опишите по рис. на с. 14 учебника Вигасина охоту на диких коз. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие).
3. Сообщение учащегося (в объеме учебника).
И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.
- Рассказ учителя.
Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.
Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство (14 слайд).
Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России (15 слайд-карта).
Изменения в хозяйственной деятельности не могло не привести к изменениям социальным. Улучшение условий быта привело к сокращению смертности и увеличению рождаемости. Родовые общины разрослись на столько, что вскоре стали выделяться отдельные роды, стремившиеся отделиться от остальных. Однако проживание на одной территории определяло схожесть занятий, а необходимость защищаться от общих врагов породило коллектив нового типа – племя (слайд16).
Племенем управлял совет старейшин, выбиравшихся из наиболее прославленных представителей своих родов. Совет старейшин решал все текущие дела. Но в решении самых важных дел должны были принимать участие все мужчины племени. Такой совет назывался народным собранием.
5 . Закрепление изученного материала. Игра «ДА – НЕТ» (слайд 17).
- Древнейшие люди появились более 1 млн. л.т.н. - нет
- У древнейших людей руки свисали ниже колен - да
- Они ходили прямо - нет
- Первобытные люди жили стадами - нет
- Первобытные люди умели разговаривать - да
- Первобытные люди жили в холодных странах - да
- Первобытные люди занимались охотой и собирательством – да
- Человек разумным стал приблизительно 40 тысяч лет назад – да
- Сородичи – это люди другого рода – нет
- Для охоты на мелких и быстро бегающих животных использовали гарпун – нет.
Лист самоконтроля
учащегося 5 ___ класса ________________________________
Вопросы | «Да» | «Нет» |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Рефлексия:
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового я узнал на уроке?
- Чему научился?
Оценки за урок.
Домашнее задание:
- параграф № 2,
- нарисовать и подписать орудия труда,
- придумать вопросы для одноклассников к следующему уроку,
начинающиеся со слов:
-Дайте объяснение, почему…
- В чем различие …
- Предположите, что было бы… (слайд18)
Проводится инструктаж.
Рефлексия:
Выбери себе смайлика «С каким настроением пойду на следующий урок? Почему?»
Приложение 1.
Творческое задание
Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»
Приложение 2.
Работа в группе.
Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.
- Что давал огонь первобытным людям?
- Как они его сохраняли?
- Почему потеря огня считалась несчастьем?
почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.
- Что давал огонь первобытным людям?
- Как они его сохраняли?
- Почему потеря огня считалась несчастьем?
Приложение 3.
Лист самоконтроля
учащегося 5 ___ класса ________________________________
Вопросы | «Да» | «Нет» |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: « Родовые общины охотников и собирателей».
Конспект урока...
Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе по теме : "Родовые общины охотников и собирателей"
Учитель Терехова Виктория ПетровнаТема урока: "Родовые общины охотников и собирателей"Цель урока: сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и лю...
Технологическая карта урока "Родовые общины охотников и собирателей"
История 5 класс...
Кросворд на тему: "Родовые общины охотников и собирателей".
Кросворд на тему: "Родовые общины охотников и собирателей"....
Материал по теме: "Родовые общины охотников и собирателей"
Урок открытия новых знаний...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...