Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе по теме : "Родовые общины охотников и собирателей"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Учитель    Терехова Виктория Петровна

Тема урока: "Родовые общины  охотников и собирателей"

Цель урока: сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и людей разумных; отрабатывать навыки работы с исторической картой и лентой времени.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науке.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями земледелие, скотоводство, ремесло,  родовая община, люди разумные.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная,  работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: земледелие, скотоводство, ремесло,  родовая община, люди разумные.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       

Конспект урока истории в 5 классе

Учитель    Терехова Виктория Петровна

Тема урока: "Родовые общины  охотников и собирателей"

Цель урока: сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и людей разумных; отрабатывать навыки работы с исторической картой и лентой времени.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науке.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями земледелие, скотоводство, ремесло,  родовая община, люди разумные.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная,  работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: земледелие, скотоводство, ремесло,  родовая община, люди разумные.

Технологическая карта урока

Этап урока

Формы работы (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Рефлексия

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивационный

 Орг.момент, целеполагание

(1-2 минуты)

Проверяет готовность к уроку; организует обсуждение цели урока.

Приветствуют учителя; пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Уметь организовываться к работе; умение ставить учебные цели.

Создание проблемной ситуации (5 минут)

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на стр. 8-9, 12-13 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод о  причинах такого изменения.

Задание 2.8 (Рабочая тетрадь)

Необходимый уровень:

сравнивать  внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейшего человека  и человека разумного;

Повышенный уровень:

Делать  вывод о причинах такого изменения.

Умение строить поиск решения, анализировать результаты.

2.Ориентировочный

 (5 минут)

Актуализация знаний, выдвижение гипотез

На экране выделены понятия: собирательство, рыболовство, охота, палка-копалка, рубило, копье, гарпун, стадо.

- Организует работу  в парах: необходимо придумать вопросы к понятиям, составить предложения с любыми тремя понятиями.  

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Задание 2.2, 2.3 (Рабочая тетрадь)

Необходимый уровень:

Раскрывать значение терминов собирательство, рыболовство, охота, палка-копалка, рубило, копье, гарпун, стадо.

Повышенный уровень:

Делать вывод о занятиях и образе жизни древнейшего человека.

Уметь формулировать вопрос, составлять предложение с заданными понятиями.

3.Исполнительский 

(20 минут)

Поиск решения проблемы.

Представление результатов.

- путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.

- организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 8: задание №2.4; задание №2.6; стр.9: обозначить на контурной карте древнейший район земледелия.

- самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя,  формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки.

- самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям, оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Задания 2.9, 2.10 (Рабочая тетрадь), работа с атласами и контурными картами.

Необходимый уровень: раскрывать значение терминов человек разумный, родовая община, скотоводство, земледелие, ремесло, плуг, серп, зернотерка, ткацкий станок;

выделять признаки родовой общины;

-характеризовать новые способы охоты;

исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте;

-рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию;

-характеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства;

-выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла;

-выявить и сравнивать признаки родовой и соседской общин;

-характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати;

-находить на карте районы, где предположительно  впервые появилась металлургия;

Повышенный уровень:

-обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины;

-схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем;

-решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени.

Необходимый уровень:

-работать с новой информацией, самостоятельно,  находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины.

- умение работать  в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь;

Повышенный уровень:

-способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад  в общий результат;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия  в школе и социальном окружении.

4.Рефлексивный 

(5 минут)

Применение новых знаний.

Подведение итогов.

-организует работу по закреплению первичных знаний: вопросы для самопроверки в учебнике.

-подводит итог урока; помогает учащимся сделать вывод по новой теме, задавая наводящие вопросы.

- отвечают на вопросы для самопроверки.

- отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

-умение сформулировать ответ на вопрос; сделать обобщающий вывод по изученному материалу.

Домашнее задание (1-2 минуты)

Комментирует домашнее задание

Необходимый уровень:

подготовить ответы на вопросы к §3

Повышенный уровень:

Подготовить сообщение об археологических раскопках и пещерной живописи.

Определяют для себя, какой уровень домашнего задания выбрать.

                                                   

 

Учебные и методические пособия:

1. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: «Просвещение», 2012;

2. Пономарев М.В. История древнего мира: 5 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: «Экзамен», 2011;

3.Атлас по истории Древнего мира. 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)

Конспект  подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио)....

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Конспекты уроков по истории "Древнего мира" 5 класс (по всем темам)

Конспекты уроков по истории "Древнего мира" 5 класс, на каждый урок...

презентация для уроков истории 5 класса по теме "Родовые общины охотников и собирателей"

Презентация может быть использована для организации работы с обучающимися 5 класса, по учебнику История Древнего мира. 5 класс. Автор(ы): Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С....