МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
методическая разработка по истории (5 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
Педагогические цели:
- способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека;
- создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания;
- выделения основных признаков родовой общины.
Основное содержание урока:
- Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад).
- Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания.
- Расселение первобытных людей.
- Признаки родовой общины.
- Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад).
- Изучаемые термины: человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины |
Тип и вид урока | Усвоение новых знаний и умений |
Планируемые результаты (предметные) | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные результаты | Понимание культурного многообразия мира; толерантность; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Метапредметные результаты | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Основное содержание темы, понятия и термины | Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад). Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Расселение первобытных людей. Признаки родовой общины. Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад). Человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община |
Образовательные ресурсы | Учебник. Электронное приложение. Учебные картины: «Охота на мамонта», «Рыбная ловля первобытных людей», «Родовая община». Аппликации (слайды): «Охота первобытных людей на мамонта», «Изобретение лука и стрел». Рабочая тетрадь № 1 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | Форма контроля | |||
I. Организаци-онный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ | Организует беседу по вопросам, работу с картой, предлагает объяснить значение терминов, описать рисунок (вопросы и задания к § 1) | Участвуют в обсуждении вопросов; характеризуют условия и образ жизни древней-ших людей, показывают на карте места их расселения; раскрыва-ют значения терминов; описывают рисунок по плану | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Беседа по вопросам, работа с картой, иллюстра-цией, рассказ |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Знакомит с темой урока. — Сегодня нам предстоит узнать, как и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей и заверши-лось формирование человека современ-ного типа, что такое родовая община, каковы ее признаки | Слушают учителя, записывают тему урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформули-рованную учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Овладение огнем | Фронтальная. Объяснительно-иллюстратив-ный, проблем-ный. Рассказ, работа с иллюст-рациями, беседа | Рассказывает о страхе диких животных и древнейших людей перед огнем, о том, как им овладел человек, как древнейший человек добывал огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую. — Что вы чувствуете? (См. Приложение 1) | Осознают, каким огромным несчастьем была для человека потеря огня | Познавательные: используют знаково-символические средст-ва для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением восприятия рассказа учителя | Беседа по вопросам |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | Форма контроля | |||
Каменный век. Наступление ледникового периода. Занятия и образ жизни перво-бытных людей в период похоло-дания | Парная, фронта-льная. Словес-ный, наглядный, практический. Работа с текс-том, учебными картинами, аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа, рассказ | Рассказывает о каменном веке (опре-деление, свойства камней, новые орудия труда). (См. Приложение 2.) Знакомит с наступлением ледникового периода (100 тыс. лет назад). Предлагает, работая в парах, найти в тексте ответы на вопросы 1-3, 5 к §2. Организует проверку выполнения заданий | Характеризуют камен-ный век, новые орудия труда, условия и образ жизни первобытных людей в период похоло-дания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы на вопросы в учебном тексте | Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рас-суждений. Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют дейст-вия партнера | Работа с текстом, беседа по вопросам, рассказ |
Расселение первобытных людей | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой | Показывает по карте расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии, предлагает найти и показать самостоятельно в атласах места расселения | Читают карту с опо-рой на легенду; показы-вают по карте расселе-ние первобытных людей по холодным странам Европы и Азии | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой |
Появление «человека разумного». Родовая община | Фронтальная. Объяснительно-иллюстратив-ный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о появлении «человека разумного» (40 тыс. лет назад). Используя аппликации, картину «Родовая община», иллюстрации, характеризует родовую общину как новую форму человеческого коллектива (см. Приложение 3). Предлагает определить признаки родовой общины | Запоминают дату, определяют отличите-льные черты «человека разумного». Из рассказа учителя извлекают при-знаки родовой общины | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа и иллюстративного материала | Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и спосо-бов действий | Фронтальная. Словесный, про-блемный. Беседа | — Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины. — Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? | Рассказывают устно об исторических собы-тиях; раскрывают смысл, значения важ-нейших исторических понятий; | Познавательные: устанавли-вают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков. | Беседа по вопросам |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | Форма контроля | |||
— Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»? | излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий | Коммуникативные: формули-руют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | |||
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | — Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? — Смогли ли вы их достичь? — Какой материал был трудным, непонятным? — А что воспринималось легко? — Попробуйте дать оценку уроку. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогно-зируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информа-ция о домаш-нем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 2, вопросы, термины, контурная карта. Индивидуальное сообщение о находках мамонтов на территории России (по учебнику и ресурсам Интернета). Задания 5-11 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Сообщение, вопросы, термины, контурная карта, задания в рабочей тетради |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Приложение 1
Самые древние следы использования огня человеком найдены в Восточной Африке на стоянке под названием Чесованджа. Археологические данные позволяют утверждать, что люди овладели огнем около полутора миллионов лет назад. Понадобился целый миллион лет, чтобы человек научился использовать огонь повсеместно и добывать его искусственным путем.
Способы добычи огня различны. Изучено пять древних способов добычи огня: выскабливание (огневой плуг), выпиливание (огневая пила), высверливание (огневое сверло с разными вариантами), высекание, получение огня сжатым воздухом (огневой насос).
Эти способы известны по этнографическим данным. Их удалось «подглядеть» в XIX веке у племен и народов, сохранявших образ жизни людей каменного века.
И все-таки, умея добывать огонь, все племена предпочитали поддерживать в жилищах постоянный очаг.
ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ
«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он мертв!» (Отрывок из книги Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь».)
Комментарий текста.
Люди огнем отпугивали хищников («его красные зубы защищали человека...»). Мясо, испеченное на угольях, было вкуснее и питательнее сырого («он извлекал из мяса вкусные запахи...»). Если длинное копье — рогатину — обжечь на огне, то оно станет тверже («...делал твердыми концы рогатин...»).
Приложение 2
ОРУДИЯ ТРУДА
Каменный век ‒ первый исторический период жизни человечества, выделяемый учеными, длившийся примерно два с половиной миллиона лет. Металл людям еще не был известен, и орудия труда изготавливались преимущественно из камня, дерева и кости. Поскольку этот период был очень продолжительным, то для удобства ученые выделяют в каменном веке три эпохи. Самая древняя — это палеолит (от лат. «древний камень»). За ней следует средняя — мезолит («средний камень»). И последняя, наиболее близкая к нам, — неолит («новый камень»). Продолжительность каменного века в различных областях и для разных народов была неодинаковой. Некоторые племена до наших дней остаются на стадии каменного века.
Гарпун ‒ метательное оружие, известное с конца палеолита. Состоял из древка, костяного навершия и наконечника (из кости, камня или металла), снабженного боковыми зубцами и соединенного с древком ремнем. При ударе наконечник отделяется от древка и остается в теле животного.
Рубило ‒ грубо обработанный с двух сторон кусок камня с заостренным концом и закругленным основанием. Одно из главных орудий раннего палеолита.
Приложение 3
Родовая община ‒ это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение людей, ведущих совместное хозяйство.
В родовую общину могло входить несколько десятков человек, родственных друг другу. Люди жили в родовой общине не отдельными семьями, а все вместе — в одном или нескольких больших домах. Несколько родовых общин, живущих поблизости друг от друга, составляли племя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...
Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...
Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...
Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 час...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...