Разработка урока на тему: « Родовые общины охотников и собирателей».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №52 станции Карамыш
Красноармейского района Саратовской области»
Разработка урока
учителя истории и обществознания
Жанжагуловой Галии Канатовны
на тему: « Родовые общины охотников и собирателей».
2014-2015
Тема урока «Родовые общины охотников и собирателей».
Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей;
- продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;
- формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
- выявлять причинно-следственные связи.
Оборудование: мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем к изучаемой теме, учебник, тетрадь-тренажер.
План урока:
1. Учебная проблема урока: Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?
2. Поиск решения проблемы.
3. Жизнь в суровых климатических условиях.
4. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
5. Родовая община
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия | Результат |
I. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошло сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник-огромный слой льда толщиной около двух километров. – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске:Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях. | Работают с текстом с. 10. Формулируют главный вопрос урока: Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? | Познавательные, регулятивные. | Метапредметный, предметный |
II. Версии. | – Какие у вас есть версии, предположения? | – Первобытным люди научились пользоваться огнем,стали жить в пещерах, рыть землянку, шить одежду. - Придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником. - Продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. | Метапредметный, предметный. |
III. Актуализация знаний. | 1. Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда». 2. Решение творческих задач с классом. |
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. | Метапредметный, предметный |
IV. Планирование деятельности. | – Что нам надо узнать для решения проблемы? | Формулируют пункты плана решения проблемы:
2. Какие были созданы новые орудия труда? 3. Что значит «родовая община» | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. | Метапредметный, предметный |
V. Открытие нового знания. Решение проблемы. | 1. Выполните задание: опишите по рис.3 на стр.12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? 2. Что значит «родовая община» 3. – Используя текст учебника (параграф 3, ), составьте логическую цепочку, предполагающую установление причинно-следственных связей. Учитель предлагает начальное и конечное звенья этой цепи. Ледниковый период- родовая община. | 1. Сообщение учащегося (в объеме учебника). Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть. Человек заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения помогло сделать величайшее изобретение-охотничий лук и стрелы. 2. Работа с текстом учебника. 3. Работают с текстом учебника. Ледниковый период-резкое похолодание-необходимость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком-человек становится охотником-потребность в помощи окружающих-родовая община. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. | Метапредметный, предметный |
VI. Выражение решения проблемы. | – Какой вывод по проблеме можем сделать? | Примерный вывод по проблеме урока: Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье; более тесное объединение людей в родовые общины помогло выжить людям в новых суровых условиях. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. | Метапредметный, предметный. |
VII. Применение нового знания. | – Выполните задания из учебника. | Работают в рабочей тетради (задание 2 на с. 10). | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. | Метапредметный, предметный. |
VIII. Домашнее задание. | Прочитайте параграф 3 и ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем». | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. | Метапредметный, предметный. |
Рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. «Что нового я узнал на уроке?», «Что очень заинтересовало и хотелось бы изучить подробнее?», «Что осталось непонятным?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе по теме : "Родовые общины охотников и собирателей"
Учитель Терехова Виктория ПетровнаТема урока: "Родовые общины охотников и собирателей"Цель урока: сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и лю...
Кросворд на тему: "Родовые общины охотников и собирателей".
Кросворд на тему: "Родовые общины охотников и собирателей"....
Материал по теме: "Родовые общины охотников и собирателей"
Урок открытия новых знаний...
презентация для уроков истории 5 класса по теме "Родовые общины охотников и собирателей"
Презентация может быть использована для организации работы с обучающимися 5 класса, по учебнику История Древнего мира. 5 класс. Автор(ы): Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С....
Презентации к уроку всеобщей истории "Родовые общины охотников и собирателей" 5 класс
Презентации к уроку всеобщей истории "Родовые общины охотников и собирателей"...