Пахомова Виктория Георгиевна

Сайт учителя истории

Неприступных крепостей не бывает

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: История и литература ХIХ века

Увлечения: История государства Российского

Регион: Амурская область

Населенный пункт: п. Юктали

Место работы: МОАУ "Юкталинская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pakhomova-viktoriya-georgievna
Лёгкие пути ведут в тупик
Уилсон Мизнер

ЭССЕ
«В твоих руках, учитель, наш  ХХΙ век»

Судьба учителя сложна и интересна. Учитель вводит детей в огромный неведомый мир, полный противоречий, помогает им постичь законы жизни, развивает способности ребенка в соответствии с его природой, воспитывает чувства и волю.

В нашем обществе принято считать: учитель учит тому, что он знает и умеет, значит, учитель тем лучше, чем больше объем его знаний, умений и навыков. Но тогда лучшими учителями следовало бы считать компьютеры, энциклопедии, самоучители, разного рода руководства.

Какие же качества необходимы человеку, кроме знаний, умений и навыков, чтобы стать учителем? Конечно, доброта, требовательность, такт, организованность и еще много других профессионально значимых качеств. Однако и эти качества сами по себе еще не определяют личность учителя.  Добрые, требовательные, тактичные люди могут быть очень разными учителями. Я думаю, личность учителя (как и личность любого человека) определяется, в первую очередь, его убеждениями.

Настоящий учитель страстно увлечен своим предметом, он по-настоящему верит в истину, красоту, добро и справедливость. Иначе, дети остро чувствуют, легко распознают духовную пустоту, фальшь и начинают отходить, отгораживаться от таких учителей. При этом их педагогическое влияние сходит на нет. Настоящий учитель – не просто источник знаний, не просто хороший человек, но своего рода катализатор увлеченного учения, духовной жизни, личностного роста учащихся.

Так было всегда. Так есть. Так будет. Почему? Наверное, потому, что по –другому нельзя. Идти только вперед, стремиться к вершине, заранее зная, что никогда ее тебе не достичь. И в то же самое время сознавая, что и на месте стоять недопустимо, а по отношению к детям еще и преступно. Новая социальная ситуация предъявляет сегодня к школе высшие требования. Если дети хотят учиться, то в хорошей школе, у хороших учителей. Учитель должен проникнуть в мир ребенка, чтобы стать прекрасным педагогом и вместе с ним строить новую школу. Такую школу возвести может только коллектив единомышленников, профессионалов и мастеров своего дела, неравнодушных и творческих.

Только в совместной деятельности учителя и ученика можно достичь гармонии взаимоотношений. Доверие и свобода! Вот где значимую роль приобретает приставка «со»: сотворчество, соучастие, соавторство.

О себе

Учитель, завуч

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Роман Ф. Достоевского "Бесы".

"Хоть убей, следа не видно,

Сбились мы. Что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Книги, как и их создатели, имеют свои судьбы. Одни  и при жизни авторов проходят незамеченными. Другие имеют шумный, но не долгий успех, а затем бесследно исчезают в потоке времени. Третьим уготована трудная судьба, но их ожидает бессмертие. К числу таких книг принадлежат "Бесы". Роман этот, расцененный как клевета на русское революционно-освободительное движение, фактически оказался под запретом. В основе романа лежит реальный исторический факт - убийство студента Иванова членами тайной революционной организации "Народная расправа" во главе с С.Г. Нечаевым. Программным документом "Народной расправы" является так называемый "Катехизис революционера", в котором были сформулированы задачи, принципы и структура организации, определены отношения революционера "к самому себе", "к товарищам по революции", "к обществу", "к народу". Революционер охарактеризован в этом документе как "человек обречённый", разорвавший все личные и общественные связи, отрицающий гражданские законы, приличия, мораль, честь.  Сознательное нарушение нравственных норм по принципу:  "цель оправдывает средства" во имя абстрактного лозунга "общего дела", авантюристическая  тактика, диктаторские приёмы руководства, система доносов и взамной слежки - всё это получило нарицательное наименование "нечаевщины" и вызвало справедливое общественное возмущение .

В романе "Бесы" центральное место занимает проблема поколений. Причины умственной и нравственной незрелости современной молодёжи Достоевский видит в неправильном воспитании в семье, где нередко встречаются "недовольство, нетерпение, грубость невежества", "материальное господствунет над всякой высшей идеей", "дети воспитываются без почвы, вне естественной правды, в неуважении или равнодушии к отечеству и в насмешливом презрении к народу". "Бесы" - это не просто роман, а прежде всего роман-трагедия, роман-предупреждение, имеющий общечеловеческое значение.  

Мой взгляд на мир

Величие педагогической профессии в следующем:

Во-первых, педагогическая деятельность вечна. Профессия учителя, по сущности, остаётся бессмертной: она всегда служит формированию человека будущего, осуществляет связь между поколениями. Конечно, со временем меняются условия и средства воспитания, методика и техника формирования личности. Но сохраняется основной объект воспитания - ребёнок, вечным средством воспитания остаётся и личность самого педагога. Во-вторых, трудом учителя создаётся величайшая ценность на земле - человек. Учитель продолжает себя в своих учениках, он остаётся жить вместе с теми, кого воспитал, он рядом в их делах и творчестве. В-третьих, педагогическая профессия в силу своей сложности одновременно выступает как труд умственный и физически нелёгкий, как исполнение единых требований и как творчество, как организаторская и исследовательская деятельность. В-четвёртых, профессия учителя востребована обществом, народом, самими родителями и детьми. Учителя благодарят за подаренный мир знаний, за воспитанные деловые качества, за развитые умственные силы и способности. Профессию учителя считают матерью всех профессий. Со школьной скамьи начинается дорога в долгую профессиональную жизнь. Эту замечательную профессию также считают и рядовой, и героической. Если подвиг на ратном поле человек совершает в мгновения своей жизни, то учитель совершает свой подвиг на ниве просвещения каждый день, отдавая делу всю свою жизнь. Как и для ратного подвига, учителю нужно мужество –  будничное, неяркое, требующее порой бессонных ночей, самопожертвования, умения сказать правду в глаза, стать выше личных обид и интересов.

 

Мои достижения

 

Моё портфолио

                                                                                                                                                 Эссе «Учить учиться»

                                                                                                                                                                                                                                                Я не согласен принять никакой истины иначе,

                                                                                                                                                                                                                                                Как от свободы и через свободу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Н. Бердяев

20 лет назад  я окончила педагогический институт и пришла в школу – «создавать всесторонне развитую личность». Вот я, человек с высшим образованием, до зубов вооружённый теоретическими знаниями о том, как построить урок, что такое методика и т.д. Всё просто. Объяснил, опросил, закрепил – и всесторонне развитая личность готова.

Как я собой тогда гордилась! Экзамен по всемирной истории сдан на отлично, за диплом по методике и педагогике получена «пятёрка». Сейчас приду и буду развивать духовные силы, воспитывать уважение к добру, к красоте, к свободе.

Как я была тогда неопытна и наивна! На лекциях по педагогике и психологии детей традиционно классифицировала по категориям – по темпераменту, по типам интеллекта, склонностям. А они вот – мои дети: вот старшеклассник – своенравный  и критически настроенный; вот малыш, который то жалуется, то задаёт вопросы; вот ребёнок медлительный  и вялый, а рядом с ним – капризный и впечатлительный, который нельзя сделать даже малейшее замечание; вот неутомимый и изобретательный шалун…

Я с таким воодушевлением рассказывала, но они  запоминали интересное, а не главное; я придумывала такие правильные вопросы, а лучшие ученики лишь цитировали зазубренные слова; я напускала на себя серьёзный вид, но…Ну что, где результат, где ожидаемая «всесторонне развитая личность»?

И я поняла: насильно вложить в детские головы знания нельзя – ведь нельзя же заставить быть умным и добрым. Как сделать главное интересным? Как научить осмысливать, думать, видеть прекрасное и творить его? Что делать?

Учиться. Учиться не для того, чтобы сдать экзамен или зачёт, а чтобы понять.

Вот она, учительская философия: откуда всё взялось и что в этом всём – Я.

Я считаю вершиной педагогического мастерства способность научить учиться – как это умели делать гениальные учителя прошлого: Сократ, И.Г. Песталоцци, А.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Я. Корчак, как это умеет делать, например, Ш. Амоношшвили. «Познай себя прежде,чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен. Ты сам тот ребёнок, которого  должен раньше, чем других, узнать, воспитывать, научить» (Я. Корчак).

Очевидно: чтобы быть педагогом, нужно стать мастером, овладеть профессией, технологией, опираясь на которую, можно выстроить отношения  учитель – ученик. Кто-то издревних мыслителей сказал: «Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра».

Какая же у меня цель? Дать интересный урок – всего лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет – ещё не значит быть педагогом. Какое же моё главное учительское дело? Кто даст ответ? Дети? Однако «детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Я Корчак). Ты мой ученик. Я твой учитель. Давай подумаем, зачем мы с тобой родились, зачем живём на этой земле? Зачем встретились я и ты?

Не просто ответить на этот вопрос себе и детям! Тут не отделаться общими фразами – требуются слова выношенные, выстраданные, идущие от сердца. И мы ищем эти слова. Ищем ответ, осмысливая окружающее, тревожа память, вглядываясь в судьбы тех, кого уже нет. Ищем у деревьев и цветов. В поэзии, когда приходит обжигающее душу ощущение нразрывной связи со всем сущим на земле. «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет» (А. Ахматова).

Ищем в философии.

Учитель не может обойтись без идей, которыми он вдохновляется, без осмысления того, что он делает, что он должен делать, без собственной философии.

Так какая же она – моя философия?

И снова книги, книги, книги…

Листаю страницы словаря: антропофилософия, прагматизм, сциентизм. Всё не то. А вот – гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, отстаивающая его право на свободу, на счастье, на развитие и проявление всех способностей.

Да, это моё. Если я вижу в ребёнке не объект, а субъект педагогического процесса, то эта философия подходит мне более всего. «Детей нет, есть люди». Повторяю я за Корчаком.

Но где в этом моя собственная жизнь, моё будущее, моё счастье? Отдавая себя, я теряю? Нет история учит, что образование есть функция жизни. Именно оно помогло людям найти себя во времени и пространстве, создало условия для диалога между поколениями, для накопления и умножения человеческих способностей.

И я, учитель, - активный и непосредственный участник диалога. Я адвокат, ищущий наследника и побуждающий его принять наследство.

Конечно, мы не вправе выбирать себе наследство, но мы можем им распорядиться. И то, как распорядятся им мои ученики, зависит и от меня – как и от тысячи учителей, стоящих сегодня у доски.

И я этим горжусь. Это моё признание. Это моя философия.

Мои публикации:
Администрирование школы
История
Обществознание
Разное
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио