открытый урок по истории 9 класс Национально-освободительное движение 1916 года
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме

Сембаева Рауфания Сабенқызы

открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"

  • Сембаева Рауфания, учитель истории

Разделы: Преподавание истории и обществознанияКонкурс «Презентация к уроку»

Цель: показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.

Задачи:

  • Обучающая: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;
  • Развивающая: развитие дедуктивного, логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих "Национально-освободительное движение 1916 г."
  • Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев "Национально-освободительного движения 1916 г" проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитать патриотизм и активную жизненную позицию.

Оборудование:

  • Слайдовая презентация, карта "Национально-освободительное движение 1916 г.", портреты руководителей движения, картина "Национально-освободительное движение 1916 г.", эпиграф.
  • Основные методы обучения и формы организации учебной деятельности: интегрированный урок история Казахстана + литература + ИКТ.

Литература:

  1. Учебник М.Козыбаев, К.Нурпеис, К.Жукешев "История Казахстана" 9 класс,
  2. Учебник М.К.Козыбаев, И.М.Козыбаев "История Казахстана" 10 класс, А.Кузембайулы, Е.Абиль "История Казахстана".

Основные понятия и термины: национально-освободительное движение, радикальная партия, революционно-демократическая партия.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о "Национально-освободительном движении 1916 г.", знакомятся с причинами, поводом, ходом, итогом и историческим значением.

Приемы деятельности учителя: конспективное повествование с опорой на слайды

Ход урока

Пою я про грозный шестнадцатый год,
И сразу припомнилось: в синих туманах
Пожар бушевал над родным Казахстаном,
И сразу я вспомнил, как смелый народ
Пошел на царя и на баев в поход,
Под знамя того, кто не трусил беды, -
Чапая казахского - Амангельды.
Джамбул Джабаев

Учитель:

Можем ли мы понять события, которые произошли почти сто лет назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. Тема нашего сегодняшнего урока - "Национально-освободительное движение 1916 г.". На сегодняшнем уроке мы попытаемся восстановить хронологию событий движения, особенности центров борьбы, результаты движения, выработать свою точку зрения на эти события. СЛАЙД 1,2,3.

Учащимся представлен план изучения нового материала. СЛАЙД 4.

Учитель задает проблемный вопрос:

- Что послужило причинами "Национально-освободительного движения 1916 г"? Охарактеризуйте политическую обстановку в Казахстане в годы Первой Мировой войны.

Для этого используем подборку документов, подготовленных для самостоятельной работы. Время работы с документами 5 минут. При ответах используйте цитаты из документов. Приложение №1

(Выполнение работы. Подведение итога. Просмотр СЛАЙДА 5)

Учитель.

- Что явилось поводом начала восстания? Проанализируйте царский указ, определите содержание указа и последствия его принятия. СЛАЙД 6,7,8

Учитель.

Ярким пятном в истории этого восстания являются личности, благодаря которым это движение приобрело такой размах. Это А.Жанбосынов, Ж.Мамбетов, Б.Ашекеев, Т.Бокин и, прежде всего Амангельды Иманов - революционер, вышедший из гущи народа, патриот, горячо любивший свой народ, свою Родину:

Следующие СЛАЙДЫ 9 -11 помогают нам установить характер, движущие силы, руководителей движения СЛАЙД 13,14

1 ученик.

Земля закачалась под мрачным дворцом,
Врагов самодержца - рабочих ряды
Идут в наступленье с открытым лицом.
Их жаркие не остывают следы.
Бесценный народ мой! Пришла к нам напасть.

2 ученик.

И наши потеют горячие лбы.
Но не уничтожит нас царская власть,
Коль станем мы все под знамя борьбы.
Давайте ж, в кулак наши силы собрав,
Навстречу врагу оседлаем коней.
Бесправие, гнет и шакала-царя
Мы сбросим с себя и развеем их в прах! Акын Бзаубак

Учитель.

- Нам необходимо установить масштабы восстания, и более детально изучить материал об основных очагах движения. Звучит рассказ о Семиреченском центре восстания. СЛАЙД 15-17

1 ученик.

Мы не подчинимся приказу царя,
Он жесток, алчен, завистлив.
Объединимся, сыны бедняков, не подчинимся,
Мы стоим против богачей и беков.
Не боимся, не дрогнем перед врагом,
Будем биться, хотя бы кровь дошла до груди.

2 ученик.

Мы стали сарбазами, сели на коней,
Взяли сабли, наша цель - объединиться, в этом наша сила.
Мы дали клятву быть вместе со своим классом,
Достигнем свободы своими руками.
Сколько бы ни шла кровавая борьба,
Не устанем, не свернем с пути.
В стройном ряду, на конях,
Со стальными мечами в руках сарбазы сидят.
Наш руководитель Амангельды.
Да здравствует наше единство и трудящийся класс!

Звучит рассказ о Тургайском центре восстания. СЛАЙД 18

Этот этап работы помогает рассказать об основных участниках движения, определить позицию различных групп по отношению к происходящим событиям в стране. СЛАЙД 19-25

(Выступление учащихся с сообщениями о лидерах движения)

Учитель.

- Теперь подведем итоги. (Определяем, что восстание было подавлено.) В чем причины поражения и историческое значение движения. СЛАЙД 26-28

Домашнее задание: сочинение-миниатюра в жанре эссе на тему "Самые яркие эпизоды из самостоятельно прочитанных произведений о национально-освободительном движении 1916 г. или написать письмо от лица участника движения. СЛАЙД 29

Подведение итогов. Учитель анализирует итоги интегрированного урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

открытый урок по истории: "Гуситское движение в Чехии"

Данный материал предназначен для открытого урока по истории в 6 классе...

Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года в соответствии с требованиями ФГОС 8 класс

Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года разработан для обучающихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...

открытый урок по истории "Гуситское движение в Чехии"

В данном материале содержится конспект урока по истории для 6 класса...

Открытый урок по истории в 9 классе "Общественное движение при Николае I"

Цель урока: дать представление о сущности и своеобразии общественно-политической мысли в годы правления Николая I....