Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и западников. Что это за движение, почему до сих пор будоражат эти мысли и не дают покоя, в чем их сила? На эти вопросы попытались ответить на уроке истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennoe_dvizhenie.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания Голубева Лидия Ивановна
Предмет: история России. 8 класс.
Тема урока: Общественная жизнь России в 30 – 50 годы XIX века.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников и других мыслителей эпохи XIX века; познакомить учащихся с проблемой определения места России в
модели мира XX I века.
2. Формирование навыков работы с документами, умений выделять главное, обобщать и систематизировать материал.
3. Способствовать развитию толерантности, готовности конструктивно
анализировать различные идейные течения и взгляды, продолжить формирование у учащихся умений вести дискуссию,; формировать у учащихся активную гражданскую позицию.
Задачи урока:
1. Закрепить выводы о том, что идеологическое осмысление существующего строя происходит под влиянием Отечественной войны 1812 года, декабристского восстания, поражения России в
Крымской войне, всколыхнувших чувства патриотизма в русском обществе.
Оборудование:
- Портреты А.С.Хомякова, Ю.Ф.Самарина, И.Тургенева, К. Д. Кавелина, В.Г.Белинского, А.Герцена, Н.Чернышевского.
- Документы – высказывания западников и славянофилов, справочный материал о славянофиле А.С.Хомякове.
Форма урока: урок – практикум с элементами дискуссии.
Методы обучения: исследовательский, учебная дискуссия.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания:
- - Годы Крымской войны, особенности войны, причины поражения России
1) у России в Крымской войне не было союзников.
2) плохое техническое оснащение армии, отсутствие у России
парусного флота.
3) по западным и южным границам Россия была окружена либо
противниками, либо странами, готовыми в любой момент
вступить в войну против Николая I.
4) в армии процветала показная строевая выучка.)
- - Почему реформы Николая I не спасли и не привели к победе в войне?
- - Герои войны: Н.И Пирогов, Д.Севастопольская, П.Кошка, П.С.Нахимов, Горчаков
- - Как общество отреагировало на поражение России в войне?
2. Изучение новой темы.
Вступительная беседа с классом:
Актуализация прежних знаний (Работа в группах, по 6 чел. с документами)
1. Давайте вспомним причины, вызвавшие идеологическое
осмысление существующего строя.
2. Вспомните из курса Всемирной истории, какие изменения и
события произошли в Европе в это время? (Революции в Латинской Америке, июльская рев-ция во Франции 1830г., «весна народов» - рев-ции в Европе 1848гг.)
3. Как они повлияли на просвещенную часть русского общества?
Вывод: События Отечественной войны 1812 года всколыхнули патриотические чувства наших соотечественников. Но эти чувства ещё более обострились, когда ожидания от итогов победоносного завершения войны 1812 года пришли в противоречие с неизменностью существующего строя и его укреплением после поражения декабристов и поражения в Крымской войне.
Какая тема урока? (Слайд №1)
(Слайд №2)
Работа в группах с документами: (6 чел.)
Что объединяет и какие общие признаки нашли?
1. Реформы
- Указ о вольных хлебопашцах
- Реформа М.Сперанского
2. Репрессии
- Суд над декабристами
- Военные поселения А. Аракчеева
3. Революция
- Восстание на Сенатской площади
- Революция во Франции 1830г.
Вывод: - Какие пути развития могли быть в России?
- Какой путь самый опасный? А какой самый быстрый? Какой самый лучший? Почему?
- Какой путь победил в России в начале XX века? Посмотрим, почему это произошло?
(Слайд №3)
(Слайд №4) задание классу
Лекция учителя: 1) В середине 20-х гг. возник кружок Д.Веневитинова, где изучались произведения Шеллинга, в которых большое место занимала проблема свободы. А.Хомяков,
Д. Веневитинов, И.Киреевский, А.Кошелев по совету А.Пушкина стали издавать журнал «Московский вестник» (Слайд №5)
2) В начале 30-х гг. студент Московского университета Н.Станкевич образовал кружок , в который входили К.Аксаков, В.Белинский, позже М.Бакунин, где они увлекались философией Фихте и пытались применить ее для познания жизни. Позже отделились бунтарь Бакунин и, увлекшийся философией Гегеля, Белинский.
(Слайд №6)
3) В 30-е гг. создается кружок А.Герцена и Н.Огарева, они зачитывались произведениями французского социалиста Сен-Симона, обсуждая события французской революции 1830г. и проблемы равноправия женщины. (Слайд №7)
Судьба Белинского, Герцена и России
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить…»
Ф.И.Тютчев
Вопросы: - Какова позиция автора о пути развития России?
- Был ли вопрос о пути развития России действительно актуален в XIX веке?
Проблема? «Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий,
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?»
В.Я.Брюсов
Учитель: Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: Восточные и Западные.
- К какому из них относится Россия?
- А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?
- Попытки ответить на эти вопросы, породили сложные противоречия в российском обществе.
О чем спорили и что доказывали друг другу мыслители, посмотрим фрагмент виртуальной беседы «несуществующие диалоги»
В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова? Горит свеча
К.С.Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру I» читает:
Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила и отвага
И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презрена была,
И, на твоем Великом деле,
Печать проклятия легла.
Т.Н.Грановский (западник): - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».
А.С.Хомяков (славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.
К.Д.Кавелин (западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!
Н.А.Бердяев: - Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.
П.Я.Чаадаев: - А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущем у России, предназначение Высокое…
После этих слов из комнаты все уходят…
Вопрос: какие пути обсуждались в XIX веке? (Слайд №8)
Работа учащихся над заданиями:
Ученики анализируют взгляды западников и славянофилов по предложенным документам.
Работа по группам, по 4 чел: 6 групп -3 славянофилы, 3 – западники (не менее 2-х фамилий, не менее двух идей течения, подтверждение аргументами)
Западники:
1. Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества, чтобы совершить движение вперед, а главное - уничтожить в русском раба».
2. «Не без некоторой зависти смотрим на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»
З. «Нам нужна ограниченная монархия, парламентский строй демократические свободы».
4. «Необходима отмена крепостного права».
5. «Именно Петр 1 «спас» Россию, обновил страну».
6.«Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития».
7. «В уважении к личности - один из великих принципов европейской жизни».
8. «Свобода - это прежде всего свобода выбора». (Слайд №9)
Славянофилы:
1. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго. Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать. Нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».
2. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его- не останется ничего, из его же развития может развиться целый гражданский мир».
З. «Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника».
4. «Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собой. Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго».
5. « Нам нужна монархия вместе с совещательным народным представительством в виде земского собрания».
6. «Мы выступаем за отмену крепостного права».
7. «Петр 1 внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного, самобытного пути».
8. «Западный путь развития - это неизбежные революции. Но можно заимствовать у Запада полезное - фабрики, железные дороги».
9. «Община - основа России. Уцелевшее гражданское учреждение, основанное на началах равенства». (Слайд №10)
(Слайд № 11,12)
Таблица в тетради. В чем сходство и в чем различие основных идей?
Вывод: в результате поисков ответов на вопросы каково настоящее и будущее России?
- По какому пути в своем развитии должна идти Россия, возникли 3 направления в русской общественной мысли:
Консервативное Либеральное Радикальное
Николай I Славянофилы кружки
С.Уваров Западники Петрашевцы
А.Аракчеев
(Слайд № 13, 14) (Слайд № 15) (Слайд № 16,17,18)
(Слайд № 19)
Вопросы: - Почему Россия пошла радикальным путем?
- Чью сторону вы бы поддержали?
- Как считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами?
Домашнее задание:
Пар. 18? Написать эссе, речь или открытое письмо на тему «Выбор и определение пути России» Алгоритм:
- Своя точка зрения
- Раскрытие проблемы
- Аргументы
- Знания истории, обществознания
Темы для эссе:
- Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?
- Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?
- Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"
На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...
Урок по истории в 9 классе "Россия на рубеже XX века. Модернизация"
Урок изучения нового материала, направлен на анализ различных типов информации (диаграммы, статистика, текст) и выделение на ее основе характерных черт развития России в указанный хронологический пери...
Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).
Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и развивающих заданий....
Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...
Урок Общественное движение в России в с.XIX века: либералы и консерваторы
Ресурс содержит сценарий урока и презентацию по теме...
Разработка урока истории "Общественное движение 6-70-х гг. XIX века.
Урок разработан в соответсвии с требованиями к обучающимся 8-ого класса. Цель урока: познакомить учащихся с возникновением революционного народничества, выделить особенности данного движения.Зада...
Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...