Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года в соответствии с требованиями ФГОС 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Жужнева Маргарита Сергеевна

Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года разработан для обучающихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок   на тему "Крестьянская реформа 1861 г."

Тип урока: урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

Технология: проблемного обучения.

Методическая цель урока: развитие навыка работы с различными источниками исторической информации при решении учебных задач.

Задачи урока:

   образовательные:

   – создать условия для деятельностного освоения значимости одного из ключевых событий российской истории – отмены крепостного права;

   – познакомить учащихся с содержанием крестьянской реформы;

   – способствовать формированию представления о противоречивом характере проведенной реформы;

   развивающие:

   – развивать компетенции, связанные с решением проблем;

   – развивать информационные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста исторического источника, умение обобщать, систематизировать и анализировать факты и формулировать вывод, доказывать свою точку зрения);  

   – развивать навыки использования ИКТ;

   воспитательные:

   – воспитывать уважение к отечественной истории и народу своей страны, развивать интерес к истории;

   привлечь внимание к личностям российской истории XIXв.

Базовый учебник:  А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. XIX век. Учебник для 8 класса – М.: Просвещение, 2010.-287 с., ил., карт.

Понятийный аппарат: крепостное право; Юрьев день; барщина оброк; реформа; рескрипт;   уставная грамота; мировые посредники;  временнообязаннные крестьяне;  отрезки, манифест.

Даты: 1497г; 1550; 1581г.; 1597г; 1797 г.; 1803 г.; 1816-1819гг;  30марта 1856 г., 19 февраля 1861 г.

Оборудование: 

- видеопроектор,

- учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, 

 -раздаточный материал - фрагменты документов; извлечения из документа  «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» с проблемным заданием для 4 творческих групп.

   – наглядные материалы (репродукции картин; фотоматериалы; задания) – компьютерная презентация.

   Видеофрагмент «Русское поле».

Литература, использованная при подготовке урока:

1.Бельский Э.Н. История аграрных отношений в России в схемах (в помощь учителю) // Преподавание истории в школе. 2006. № 8.

 2.Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века: VIII кл. Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

 2.Сухов В.В.; Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. и др. История России. XIXвек. VIIIкл. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2003.

4. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова «Поурочные разработки по истории России», М., «ВАКО», 2010 г.-С. 134-145.

5.Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

6. Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

ПЛАН УРОКА:

  1. Организация класса (1 мин.)
  2. Актуализация знаний, определение темы, цели урока; постановка проблемного вопроса урока (3 мин.)
  3.  Актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права» (7 мин.)
  4. Работа над новой темой в группах (27 мин.)
  5. Рефлексия (5 мин.)
  6. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание. (2 мин.)

Конспект урока

Ребята рассаживаются произвольно за 4 стола.

На доске написан эпиграф: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете» Н.Г.Чернышевский и проблемный вопрос: ««Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

На интерактивной доске слайд 1 «Фото крестьян и стихотворение Н.А.Некрасова:

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

1.Организация класса. Здравствуйте, ребята, садитесь.

2.Актуализация знаний:

Задача учителя – помочь учащимся определить тему и цель урока.

Учитель: Я, начинаю наш урок со слов известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

 (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение).

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

Вопрос учащимся: Ребята, о чем это стихотворение?

-Предполагаемые ответы (о тяжелом положении крестьян)

Учитель: (показываю на доску) Эпиграфом к нашему уроку будут слова ещё одного русского писателя Никола́я Гаври́ловича Черныше́вского, обращённые к крестьянам: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете».

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор? Определите тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: Крестьянская реформа.

Учитель: Действительно, темой сегодняшнего урока будет «Крестьянская реформа 1861 г.»

 Слайд 2: Картина художника Г.Г.Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» надпись «Крестьянская реформа 1861 г.»)

Определение цели урока совместно с учащимися.

Учитель: Какой ещё вопрос напрашивается по прочтении слов Чернышевского?

Учащиеся: Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

Учитель: Вы сами сформулировали проблемный вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока (показываю на доску) «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Учитель: Итак, начнём искать ответ на этот вопрос.

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Крепостничество тормозило дальнейшее развитие России. Эта проблема имела моральную и человеческую сторону. Веками крестьяне стремились к свободе, и этот долгожданный день настал! Это был день 19 февраля 1861 года. 

 Сначала давайте вспомним: «Каковы были предпосылки и причины отмены крепостного права?». Для этого вам в течение 5-7 минут следует ответить на вопросы теста.

3.Актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права». (5-7 минут)

   Тестирование. (Тест подготовлен по материалам Учебно-методического комплекта: Е. В. Симонова. Тесты по истории России. /К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс».Изд-во «Экзамен», М. 2010»). Приложение 1.

Учитель: Итак, время, отведённое на выполнение тестового задания, окончено.

(Прошу собрать листы)

4.Работа над новой темой в группах

Учитель: Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем, потому что на это были веские причины. Давайте озвучим их.

Ответы учащихся:

- Поражение в Крымской войне

 - Военно-техническое отставание России от европейских государств

 - Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

 - Массовое крестьянское движение

 - Изменение атмосферы в российском обществе

Слайд 3 «Причины отмены крепостного права»

Учитель:  Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства.

Слайд 4: (Портрет Александра II и слова “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”)

И звучала она так: (читает Савченко В.) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Учитель: Александр II имел ввиду что свыше, то есть, путем реформ, нежеле снизу - то есть, путём народной революции.

4 года шла сложная работа по разработке реформы. Сложная, потому что Александр II прекрасно помнил слова своей бабки Екатерины  II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”. Поэтому Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков-дворян.

И вот, несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведение реформы, 19 февраля 1861 года Александр II подписал два важных документа

Слайд 5: (Фото документов и надпись их:  Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»).

Учитель: (читаю)

  1. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;
  2. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Крепостное право отменялось навсегда в России.

В чём же суть этой реформы?

Что получили крестьяне, а что потеряли помещики, и что выиграло все общество?

Чьи надежды оправдались, а чьи нет?

Какое значение имела эта реформа для будущего России?

Чтобы получить более объективную оценку этой реформы, я предлагаю разделиться на группы.

На прошлом уроке я  просила вас подумать над тем, в роли кого – экономиста, правоведа или аналитика вы бы хотели поработать.

Согласно вашим пожеланиям займите, пожалуйста, свой стол:

Правоведы – стол №1

Архивариусы – стол №2

Экономисты – стол №3

Аналитики – стол №4

Учащиеся занимают свои места.

Учитель: У каждой группы на столе есть индивидуальная для данной группы карта-задание. Найдите её. (Приложение 2)

И у каждого из вас, за исключением группы аналитиков есть извлечения из документа  «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (Приложение 3). Возьмите его в руки. У группы аналитиков для каждого приготовлен текст Крестьянской песни и документ «Волнения в селе Бездна и Кандеевка». Так же вам для работы нужен будет учебник.

Чтобы выполнить задания из ваших карт, сначала необходимо ознакомиться с текстом документа, а потом путём его анализа выполнить задания. Вам даётся 7 минут для выполнения этой работы. По истечении времени представитель от каждой группы должен будет раскрыть суть крестьянской реформы с точки зрения правоведения, терминологии, экономики  и аналитики.

Закончить свою защиту он должен будет аргументированным ответом на наш проблемный вопрос (показываю на доску) «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Пожалуйста, приступайте.

Учащиеся выполняют задания. Учитель, переходя от стола к столу, контролирует их работу.

Проверка работы:

Команда Правоведов.

Слайд 6. (Задание группы Правоведов)

Задание 1. Из перечисленного отметьте ручкой права, приобретённые крестьянами по «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года:

  1. помещик не имел права распоряжаться крестьянами;
  2. крестьяне получили право собственности на землю;
  3. крестьянские общества могли создавать собственную полицию;
  4. крестьяне могли переходить в другие сословия;
  5. крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика;
  6. крестьяне могли избирать земства;
  7. крестьяне не могли подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ним властей;
  8. крестьяне получили право поступать в учебные заведения;
  9. крестьяне получили право поступать на службу.

Задание 2.Вставить пропуски в предложениях:

Крестьяне, ранее принадлежащие помещикам по реформе 1861, объявлялись свободными  и   наделялись общегражданскими  и имущественными правами.        

При освобождении        они наделялись земельными наделами в размере от   3   до   12   десятин, но ее нужно было выкупить у помещика.

Учитель: Так как же вы ответили на наш проблемный вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Крепостные крестьяне освобождались с землёй, но земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины. И пока крестьянин полностью не выкупит землю, он должен был отбывать барщину и оброк, то есть опять оставаться зависимым от помещика. Таким образом, настоящей воли эта реформа крестьянам не давала. Крестьянин полностью счастливым не стал.

Команда Архивариусов

Слайд 7. (Задание группы Архивариусов)

Задание 1. Дайте определение: «временнообязанные крестьяне», «отрезки», Уставная грамота, мировые посредники.

Временнообязанные крестьяне - крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, но не выкупившие ее.

Отрезки – это участки земли больше установленной нормы (от 3 до 12 десятин), которые помещик имел право отрезать.

Уставная грамота – это соглашение между помещиком и крестьянами, в котором указывался размер надела, оброка (барщины). Срок ее подписания – 2 года.

Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками –  мировой посредник.           

Задание 2. Вставить пропуски в предложениях:

До выкупа своих наделов крестьяне назывались  временнообязанными и должны были платить оброк  и отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры  крестьянских  наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами – Уставной грамотой.

Учитель: Как же вы ответили на наш проблемный вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Счастливым народ полностью считать нельзя, так как крестьяне после реформы полностью свободными не были, они становились хотя и временно, но обязанными помещику. Положительным было то, что судьба крестьянина во многом зависела теперь не от самодура-помещика, а от мирового судьи.

Команда Экономистов

Слайд 8. (Задание группы Экономистов)

Задание 1.  Как определялся размер выкупа крестьянина за землю у помещика?   Ответ: Выкупная операция:

  • 25% - 20 % стоимости земли крестьянин платит помещику;
  • 75% -80% стоимости земли помещику возмещает государство.
  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.
  • Размер выкупа определять таким образом, чтобы размер процентов, начисленных на него (в течении года) равнялся размеру оброка, который прежде уплачивали ему крестьяне за аренду земли.

- Могли ли быть финансовые потери у помещиков при отмене крепостного права? Нет, так как он получал всю стоимость земли (20% от крестьян,  80% от государства)

Задание 2.  Решите задачу.
Величина выкупного надела -8 десятин.

Крестьянин за 8 десятин согласно реформы должен был заплатить 166 ро.67 коп.

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях – 14,5 р.

Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?

Решение:

1)14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли.

2)116,67 − 116 = 50 р.67 коп.–сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции

– Была ли сумма выкупа справедлива? (Нет)

Учитель: Как  вы ответили на наш проблемный вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Нет, не счастлив, так как крестьянин получал землю, но плата за неё была грабительской.

Команда Аналитиков

Слайд 9. (Задание группы Аналитиков)

Задание 1. Прочитать «Крестьянскую песню» и документ «Волнения в селе Бездна и Кандеевка». Ответьте на вопрос: «Как восприняли крестьяне реформу 1861 г.? Какова была их реакция?

Учитель: Прочитайте нам эту песню.

Учащийся читает:

Крестьянская песня
Отпустили крестьян на свободу
Девятнадцатого февраля.
Только землю не дали народу:
Вот вам милость дворян и царя.
Мужики без земли пропадают,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле они нанимают
Мужиков на работу свою…

Чтобы с голоду нам не подохнуть,
На дворян мы работать идем,
И живет эта жадная свора
Исключительно нашим трудом.
Не довольно ли вечного горя,
Пред дворянами гнуться в дугу?
Разогнем-ка могучие спины
И покажем мы силу врагу!

Соберемся могучею ратью,
Разгромим мы дворцы богачей,
Возвратим себе матушку-землю
И не будем платить податей.

«Волнения в селе Бездна и Кандеевка.

В апреле 1861 г. в сёлах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян».

Всего за 1861 г. произошло 1859 крестьянских волнений»

Примерный ответ: Крестьяне были не согласны, не довольны  таким освобождением, так как многие положения  реформы ущемляли положение крестьян. Реакцией стали многочисленные крестьянские бунты.

Задание 2. Прочитайте последний пункт  §20 «Значение отмены крепостного права» и ответьте на вопрос: «Каково было экономическое и моральное и человеческое, то есть нравственное  значение крестьянской реформы 1861 г.?»

Примерный ответ: Нравственное – ликвидировано крепостничество, крестьяне стали свободными людьми.

            Экономическое – создала условия для утверждения капиталистического уклада в

           экономике страны.

Учитель: Ваш ответ на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Нет, не счастлив. Если бы был счастлив, то реакцией не стали бы многочисленные крестьянские бунты.

5.Рефлексия

Учитель: Чтобы сделать окончательную оценку реформе 1861 года, я предлагаю вам ещё один отрывок  из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Слайд 10:  В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

Учитель:

- Когда могло происходить действие поэмы? (После реформы)

- Почему вы так думаете? (Есть термин «временнообязанные)

– О чем говорят названия губернии, уезда и деревень, из которых были мужики? (крестьяне остались разутыми «Разутова», голодными «Неелова», «Неурожайка». Им по-прежнему приходилось туго «Терпигорева».

Учитель: Ребята, а давайте с вами попробуем сформулировать название крестьянской реформы 1861 г.

Слайд 11.         

  1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
  2.  Кому на Руси жить хорошо?
  3. Обманутые надежды.
  4. Да здравствует Свобода!
  5. Униженные и оскорбленные.
  6. СВОЙ ВАРИАНТ.__________________________________________

Учащиеся выбирают название.

Учитель: Вот вы сами и сформулировали суть крестьянской реформы 1861 г. Она была непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

        Но, тем не менее, Александр II за эту историческую реформу получил почетное звание царь-освободитель.

Впереди Россию ждали новые реформы. Но эта первая крестьянская реформа имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Крестьяне, пусть и не сразу, получили возможность свободно заниматься своим главным трудом – распахивать поля, растить хлеб, а это значит – дарить людям жизнь. Ведь не зря говорится:

«Когда же последний крестьянин умрет,
             Исчезнет Россия, исчезнет народ!»

6.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу. Особенно мне понравилось  (называю по именам, говорю оценки).

Я оставляю вам Информационные карты, в них вы найдете домашнее задание: обязательное для всех и одно на выбор.

1.§20,

2.Творческое задание на выбор: написать эссе на тему «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» или Уставную грамоту (договор крестьян деревни с помещиком).

Приложение 1.

Тест  «Накануне отмены крепостного права».

Вариант 1.

1.Годы правления Александра II:

А) 1825-1855 гг.       Б) 1817-1864 гг.       В) 1837-1841 гг.       Г) 1855-1881 гг.

2.Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?

А) Ф.Лагарп         Б) В.А.Жуковский        В) М.Н.Погодин        Г) С.С.Уваров

3. До Александра II предпринимались  попытки принятий законов, которые бы подтачивали устои крепостного права. Соотнесите имена правителей с годами принятия таких законов.

Год принятия закона

Правитель

А. 1797 г.

1.Николай I

Б. 1803 г

2.Павел I

В. 1842 г.

3.Александр I

Ответ: ______________________________________

4.Что не было причиной отмены крепостного права?

А) Поражение в Крымской войне

Б) Военно-техническое отставание России от европейских государств

В) Улучшение положения помещиков

Г) Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

5. Кто обратился к Александру II с такими словами: «Государь, дайте свободу русскому слову… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния…»

Ответ: __________________

Тест  «Накануне отмены крепостного права».

Вариант 2.

1.Кто не был наставником великого князя Александра Николаевича?

А) Мердер К.К.      Б)  Жуковский В.А.     В) Сперанский М. М.    Г) М.Н.Погодин        

2. Годы правления Александра II:

А) 1825-1855 гг.       Б) 1817-1864 гг.       В) 1837-1841 гг.       Г) 1855-1881 гг.

3. До Александра II предпринимались  попытки принятий законов, которые бы подтачивали устои крепостного права. Соотнесите годы принятия таких законов с названием закона.

Дата

Законы

А.1797 г.

1. об «обязанных крестьянах»

Б.1803 г.

2. «о трёхдневной барщине»

В.1842 г.

3. «о вольных хлебопашцах»

Ответ: ______________________________________

4.Что не было причиной отмены крепостного права?

А) Массовое крестьянское движение

Б) Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

В) Улучшение положения помещиков

Г) Поражение в Крымской войне

5.Какие тайные общества и организации не выступали за отмену крепостного права?

А) тайные общества декабристов

Б) представители либерального движения – западники и славянофилы,

В) революционеры-демократы.

Г) представители консервативного движения

Ключ: Вариант1: 1-Г; 2-Б; 3:А-2, Б-3, В-1; 4-В; 5-Герцену

            Вариант2: 1-Г; 2-Г; 3: А-2, Б-3, В- 1; 4-В; 5-Г

Приложение 2.

Карта-задание команды «Правоведы»

Задание 1. Из перечисленного отметьте ручкой права, приобретённые крестьянами по «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года:

  1. помещик не имел права распоряжаться крестьянами;
  2. крестьяне получили право собственности на землю;
  3. крестьянские общества могли создавать собственную полицию;
  4. крестьяне могли переходить в другие сословия;
  5. крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика;
  6. крестьяне могли избирать земства;
  7. крестьяне не могли подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ним властей;
  8. крестьяне получили право поступать в учебные заведения;
  9. крестьяне получили право поступать на службу.

Задание 2.Вставить пропуски в предложениях:

Крестьяне, ранее принадлежащие помещикам по реформе 1861, объявлялись __________ и   наделялись ________________ и ___________________ правами.        

При освобождении        они наделялись земельными наделами в размере от    _  до   _   десятин, но ее нужно было выкупить у помещика.

Карта-задание команды «Архивариусы»

Задание 1. Дайте определение: «временнообязанные крестьяне», «отрезки», Уставная грамота, мировые посредники.

Временнообязанные крестьяне - ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Отрезки – _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Уставная грамота – _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками –  ____________________________ .

Задание 2. Вставить пропуски в предложениях:

До выкупа своих наделов крестьяне назывались  _____________________ и должны были платить оброк  и отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры  крестьянских  наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами –________________________________.

Карта-задание команды «Экономисты»

Задание 1.  Как определялся размер выкупа крестьянина за землю у помещика?  

Могли ли быть финансовые потери у помещиков при отмене крепостного права?

Задание 2.  Решите задачу.
Величина выкупного надела -8 десятин.

Крестьянин за 8 десятин согласно реформы должен был заплатить 166 ро.67 коп.

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях – 14,5 р.

Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?

Была ли сумма выкупа справедлива?

Карта-задание команды «Аналитики»

Задание 1. Прочитать «Крестьянскую песню» и документ «Волнения в селе Бездна и Кандеевка». Ответьте на вопрос: «Как восприняли крестьяне реформу 1861 г.? Какова была их реакция?

                                    Крестьянская песня
Отпустили крестьян на свободу
Девятнадцатого февраля.
Только землю не дали народу:
Вот вам милость дворян и царя.
Мужики без земли пропадают,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле они нанимают
Мужиков на работу свою…

Чтобы с голоду нам не подохнуть,
На дворян мы работать идем,
И живет эта жадная свора
Исключительно нашим трудом.
Не довольно ли вечного горя,
Пред дворянами гнуться в дугу?
Разогнем-ка могучие спины
И покажем мы силу врагу!

Соберемся могучею ратью,
Разгромим мы дворцы богачей,
Возвратим себе матушку-землю
И не будем платить податей.

«Волнения в селе Бездна и Кандеевка.

В апреле 1861 г. в сёлах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян».

Всего за 1861 г. произошло 1859 крестьянских волнений»

Задание 2. Прочитайте последний пункт  §20 «Значение отмены крепостного права» и ответьте на вопрос: «Каково было экономическое и моральное и человеческое, то есть нравственное  значение крестьянской реформы 1861 г.?»

Приложение 3

Извлечения из документа

«Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

  • лично свободны;
  • наделены общегражданскими и имущественными правами;
  • крестьяне могли переходить в другие сословия.

НО! сохранилось:

  • сословное деление;
  • подать от крестьян;
  • рекрутские наборы;
  • зависимость от общины.

Пункт 6 – Порядок наделения землей.

  • Сохранялось помещичье землевладение.
  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.
  • Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось  земли больше установленной нормы, то помещик имеет право отрезать излишки  (отрезки)
  • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа
  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной, а не  с каждым крестьянином. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

…Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, но не выкупившие ее назывались временнообязанными. Временнообязанное состояние могло  продолжаться в течении 9 лет.

Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой – соглашением между помещиком и крестьянами. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:

25% - 20 % стоимости земли крестьянин платит помещику;

  • 75% -80% стоимости земли помещику возмещает государство.
  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.
  • Размер выкупа определять таким образом, чтобы размер процентов, начисленных на него (в течении года) равнялся размеру оброка, который прежде уплачивали ему крестьяне за аренду земли.
  • После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.

  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.
  • Контроль над этим лежал на мировых посредниках, которые наделялись судебно-административной властью для разбора споров между крестьянами и помещиками.

Информационный раздаточный лист

   http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/pivovar1.jpg              http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/pivovar5.jpg

Александр II – «освободитель»

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/pivovar6.jpg

Причины отмены крепостного права:

- Поражение в Крымской войне

- Военно-техническое отставание России от европейских государств

-Социально-экономическая отсталость России в сравнении с  

  Западной Европой

- Массовое крестьянское движение

- Изменение атмосферы в российском обществе.

Предпосылки отмены крепостного права

  • XVIII в.– А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”
  • 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине
  • 1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”
  • 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)
  • 1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)
  • 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца

Подготовка отмены крепостного права

Дата

Событие

Результат

1857 г.

3 января

Создан секретный комитет

Не дал положительных результатов, т.к. в его состав вошли высокопоставленные чиновники, которые всячески тормозили продвижение вопроса.

1857 г.

октябрь

Обращение дворян Виленской, Ковенской и Гордненской губерний с просьбой разрешить освобождение крестьян без земли

Император создал рескрипт на имя В.Н.Назимова о запрещении освобождать крестьян без земли и о создании комитетов для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. Рескрипт – письмо монарха к подданному.

1858 г.

Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу – во главе великий князь Константин Николаевич

После издания рескрипта повсюду создавались дворянские комитеты, которые направляли свои предложения в Редакционные комиссии города Петербурга (во главе генерал Я.И. Ростовцев, затем граф В.Н. Панин).Отмена крепостного права неизбежна.

1859 г.

Проект отмены крепостного права

Передан на утверждение в Главный комитет.

1860 г.

В Петербург съехались представители дворянских комитетов

Проект утвержден в Государственном совете.

19 февраля 1861 г.:
- «Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;

- «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Положение крестьян

До реформы

После реформы

1.Личная зависимость

1.Личная свобода, гражданские права

2.Земля в руках помещиков

2.Наделение крестьян землёй: нечернозёмные губернии-прирезки, чернозёмные губернии-отрезки.

3.Барщина, оброк

3.Временнообязанные: отработки.

4.Выкеупные платежи: 20% - крестьянин, 80% -государство (в течение 49 лет необходимо выплатить долг государству).

5.Положение крестьян определялось при участие мирового посредника и соглашением между помещиком и крестьянами - Уставная грамота.

Термины:

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму. 

Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

Временнообязанный – крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Уставные грамоты- соглашение между помещиком и крестьянами о размерах крестьянских наделов, а также оброка и барщины. 

Мировые посредники - должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.

Значение отмены крепостного права.

Прогрессивное значение

Феодальные пережитки

1.Ликвидация крепостного рабства

1.Земля в руках помещиков

2.Уравнение крестьян в правах с другими сословиями

2.Временнообязанное состояние крестьян

3.Расслоение крестьянства

3.Сохранение общины

4.Стимулирование развития промышленности и торговли

4.примитивные методы хозяйствования

5.Политическое бесправие крестьян

Вывод:

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Д/з: §20, Творческое задание на выбор: написать эссе на тему «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» или Уставную грамоту (договор крестьян деревни с помещиком).

Самоанализ урока «Крестьянская реформа 1861 г.»

Урок разработан для обучающихся 8 –х классов. Проведён был урок в 8 «Б» классе, где обучаются 24 человека. Ученики имеют средние и выше среднего познавательные способности, владеют мыслительными операциями – анализ, обобщение, сравнение, умозаключение, выбор главного из предложенной информации.

Урок имеет проблемные вопросы и задания, которые соответствуют уровню обученности учеников.

Тема урока: Крестьянская реформа 1861 г.

Тип урока - урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

Дидактическая задача (задача, которую учитель ставит для себя):

- сопровождать учащихся в процессе усвоения темы «Крестьянская реформа 1861 г.»;

- создать условия для систематизации изученного и изучения нового материала;

- выявить уровень овладения системой знаний и умений,

- способствовать формированию умения определять роль и значение социально-экономических событий в истории.

Перед учащимися я ставила следующие задачи:

Личностные:

- изучить основные положения крестьянской реформы и её значение;

- формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать их;

-  представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Метапредметные:

Регулятивные:

-формировать умения формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-ставить новые учебные задачи и цели в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

-формировать умения строить сообщения-рассуждения в устной форме, в том числе исследовательского характера; умения систематизировать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в группах;

-формировать умения строить монологическое высказвание и формулировать собственное мнение и позицию;

- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Предметные:

- знать следующие понятия: крепостное право, барщина,  оброк,  реформа,  Уставная грамота, мировые посредники,  временнообязаннные крестьяне,  отрезки, манифест;

- знать причины отмены крепостного права и значение крестьянской реформы.

В ходе урока учащиеся выполняли следующие виды деятельности:

1 этап – целеполагание: отвечают на вопросы, работают с презентационным материалом, строят монологические высказывания, формулируют цель урока и проблему.

2 этап - актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права»:

выполняют тестовое задание.

3 этап – изучение нового материала: самостоятельно работают с документами, анализируют, сопоставляют, решают проблему, делають выводы, высказывают собственное мнение на основе прочитанного, услышанного.

4 этап – рефлексия содержания учебного материала: устанавливают соответствие результатов поставленной цели путём выбора из предложенных вариантов название крестьянской реформы.

Урок занимает важное место в изучении темы: «Внутренняя политика Александра II». Перед учениками в начале урока была поставлена проблема, к которой обращались в течение урока и вернулись в конце урока, подводя итог.

Использование информационной технологии позволяло придать уроку образную выразительность и особую значимость. На уроке прослеживалась межпредметная связь (литература, МХК).

Кроме того, учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Им было предложено подумать над тем, в роли кого – экономиста, правоведа или аналитика они  хотели бы поработать, что способствует профориентации учащихся,  развитию интеллектуальных и личностных качеств, способствует повышению мотивации к изучению предмета.

В течение урока старалась активизировать познавательный процесс, ставя перед учениками новые проблемы и задания. В решении этих проблем и заданий старалась поддерживать активность учеников, не навязывая своей точки зрения.

Итоги подводились по результатам ответов учеников.

Таким образом, считаю, что в конце урока цель была достигнута.

Домашнее задание предложила обязательное для всех §20 и  творческое задание на выбор: написать эссе на тему «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» или Уставную грамоту (договор крестьян деревни с помещиком).

Урок разработан для обучающихся 8 –х классов. Проведён был урок в 8 «Б» классе, где обучаются 24 человека. Ученики имеют средние и выше среднего познавательные способности, владеют мыслительными операциями – анализ, обобщение, сравнение, умозаключение, выбор главного из предложенной информации.

Урок имеет проблемные вопросы и задания, которые соответствуют уровню обученности учеников.

Тема урока: Крестьянская реформа 1861 г.

Цель урока: обобщить, углубить и закрепить знания обучающихся о сущности крестьянской реформы 1861 г., разобрав основные положения реформы; уяснить значение отмены крепостного права.

Задачи урока:

   образовательные:

   – создать условия для деятельностного освоения значимости одного из ключевых событий российской истории – отмены крепостного права;

   – познакомить учащихся с содержанием крестьянской реформы;

   – способствовать формированию представления о противоречивом  характере проведенной реформы;

   развивающие:

   – развивать информационные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста исторического источника, умение обобщать, систематизировать и анализировать факты и формулировать вывод, доказывать свою точку зрения);  

   – развивать навыки использования ИКТ;

   воспитательные:

   – воспитывать уважение к отечественной истории и народу своей страны, развивать интерес к истории;

   привлечь внимание к личностям российской истории XIXв.

   -  воспитывать умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

  - воспитывать объективность в самооценке.

Сведения об уроке

 Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, размышление, сопоставление, анализ, которая относится к личностно-ориентированному подходу в обучении.

Тип урока - урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

Формы работы: тестирование; проблемное изложение; самостоятельное групповое исследование основных положений Крестьянской реформы по извлечениям из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; работа с учебником.

Методы обучения: репродуктивный (передача информации), исследовательский (в изучении документов), проблемное изложение, словесные методы (диалог, беседа,  дискуссия).

На уроке использованы следующие способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный, коллективный.

Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Им было предложено подумать над тем, в роли кого – экономиста, правоведа или аналитика они  хотели бы поработать, что способствует профориентации учащихся,  развитию интеллектуальных и личностных качеств, способствует повышению мотивации к изучению предмета.

Урок занимает важное место в изучении темы: «Реформаторская деятельность Александра II». Перед учениками была поставлена проблема, к которой вернулись в конце урока. Использование информационной технологии позволяло придать уроку образную выразительность и особую значимость. На уроке прослеживалась межпредметная связь (литература, МХК).

В течение урока старалась активизировать познавательный процесс, ставя перед учениками новые проблемы и задания. В решении этих проблем и заданий старалась поддерживать активность учеников, не навязывая своей точки зрения.

В результате применения активных форм обучения старалась формировать мировоззрение, формировать основные исторические знания.

Итоги подводились по результатам ответов учеников.

Таким образом, считаю, что цель урока – познакомить с основными положениями реформы 1861г. и конечный результат, а именно: умение ориентироваться по данной теме, излагая проанализированный материал, делать выводы, рассуждать, сопоставлять, обобщать и систематизировать информацию, определять свою точку зрения, уметь аргументировать,  был достигнут.

Домашнее задание предложила обязательное для всех §20 и  творческое задание на выбор: написать эссе на тему «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» или Уставную грамоту (договор крестьян деревни с помещиком).

Тип учебного

занятия

Урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы

Дидактическая цель

Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Личностные результаты

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;

- формирование умений работать в группе, в парах; выполнять различные социальные роли, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Метапредметные результаты

Овладение

- навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД),

- организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)

Формирование умений работать в группах (Коммуникативные УУД)

Овладение приёмами систематизации знаний (Познавательные УУД)

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать следующие понятия: крепостное право; Юрьев день; барщина оброк; реформа; рескрипт;   уставная грамота; мировые посредники;  временнообязаннные крестьяне;  отрезки, манифест.; предпосылки и причины отмены крепостного права, значение крестьянской реформы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Цель:  Познакомить учащихся с личностью Александра II.-Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.-Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогресс...

Урок-практикум по теме «Морфология». (Повторение пройденного в начале учебного года. В соответствии с требованиями ФГОС)

В своей работе на уроке по повторению морфологии использую метод познавательного интереса, сравнительного анализа, исследования, проектную деятельность, игры и игровые формы организации учебной деятел...

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе

Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе

Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс....