открытый урок по истории "Гуситское движение в Чехии"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
В данном материале содержится конспект урока по истории для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гуситское движение в Чехии | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории 6 класс
Тема урока: «Гуситское движение в Чехии»
Цели урока:
- познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
- раскрыть причины, цели и итоги гуситского движения;
- совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, историческими документами, картой.
- показать величие гражданского мужества Яна Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов;
- содействовать формированию таких нравственных качеств, как чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: учебник, компьютер, медиапроектор.
Ход урока
- Организационный момент
Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с европейскими странами Средневековья. На прошлом уроке мы побывали в Италии и Германии, которые входили в состав Священной Римской империи.
- А сегодня мы отправимся в Чехию, которая тоже является частью могущественной империи. Тема нашего урока: «Гуситское движение в Чехии» (записываем).
План урока
- Развитие Чехии в XIV веке
- Причины гуситского движения
- Ян Гус и его учение
- Участники восстания и их цели
- Основные события
- Итоги и значение гуситского движения
II. Изучение новой темы
- Давайте вспомним, к какой ветви славянских народов относятся чехи? Какую религию исповедовала?
- Работа с картой стр. 205
Вопросы:
1. Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.?
2. В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.?
3. Какой город являлся столицей Чешского королевства?
Рассказ учителя
- К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”. Чешское государство было образовано в X в. В XI в. чешский князь принял титул короля. После избрания императором Священной Римской империи Карла I (чешского короля) под именем Карла IV, Чехия становится в ней сильным государством.
Рассказ про Карла I (Савостина Арина)
- Карл I (1346 – 1378-годы правления) из династии Люксембургов избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV. В своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.
Это был человек с незаурядными способностями:
- талантливый писатель;
- самый богатый коллекционер своего времени (собирал церковные реликвии и мощи святых, остатки предметов, связанных с жизнью Христа);
- основатель первого Университета в Центральной и Восточной Европе (Прага, 1348 г.)
- покровитель искусства;
- в то же время, глубоко религиозный человек.
Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи. Сюда приглашались мастера из Франции, Италии, Германии. Чехия переживала экономический подъем. По добыче серебра она была на первом месте. В городах насчитывалось более 200 ремесел. в т.ч. производство сукна и стеклянной посуды. В Праге 2 раза в год устраивали большие ярмарки, на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии. Только в одной Праге проживало 40 тысяч человек. После смерти Карла 4 императором стал его сын Сигизмунд I (1410-1437).
(Запись – Карл IV (Карл I) – чешский король, император Священной Римской империи).
- Но был ли счастлив чешский народ в своей стране? (учебник п. 1, с. 200-201). В чем причины недовольства?
Причины восстания (запись)
- Городское управление в руках немцев
- Бесчисленные поборы церкви
- Высокие налоги и повинности в пользу государства
- В XIV веке в Чехии назревало народное возмущение среди различных слоев общества. Поддержал и возглавил движение чехов за свои права профессор Пражского университета — Ян Гус. (запись – Ян Гус – профессор Пражского университета, выступал за переустройство церкви). В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи Яна Гуса. Давайте посмотрим, о чем же он говорил (работа с раздаточным материалом).
Высказывания Яна Гуса
«Отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа».
«Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях».
«Кто были бургомистры и ратманы (члены городских советов) во всех королевствах Богемии (Чехии)?
- Немцы.
- Где произносились проповеди для всех немцев?
- В соборах.
- А для чехов?
- На церковных погостах и домах».
«Духовенство не учит, а портит народ своим …богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они наоборот только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ” - Почему священники причащаются хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простые люди только хлебом? Разве не все одинаковы перед Богом?»
«Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?»
- К чему же призывал Ян Гус? (учебник п.2 стр. 201)
Он призывал: отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке; создать свою церковь, подчиненную не папе, а королю.
- Могло ли это понравиться Папе Римскому и католическим священникам? (документ «Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса» стр. 202). В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда 6 июля 1415 года он был казнен.
Стихотворение про Яна Гуса (Макаров Макар)
Когда спалили Яна Гуса
И смолкли все колокола,
Когда служителям Исуса
Ложилась под ноги зола,
На площадь опустились птицы -
Черны, печальны и тихи.
Народ разбрёлся, пряча лица:
Рыдать, замаливать грехи...
А кто-то, со смиреньем взгляда
Пройдя вдоль угольков огня,
Хихикнул: - Так ему и надо! -
И тише: - Лишь бы не меня.
- Как будет воспринята простым народом казнь Яна Гуса? Народ был возмущен решением церкви. Крестьяне шли в горы и слушали там речи сторонников Яна Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами (запись – Гуситы – последователи Яна Гуса).
1419-1434 гг. – гуситские войны в Чехии (запись только первой даты).
- Восстание началось в Праге в 1419 г. Горожане – чехи ворвались в ратушу. Выбросили из окна ненавистных правителей города. Вскоре к пражцам стали присоединяться жители других городов. Они громили монастыри, убивали служителей церкви, захватывали земли.
Гуситы делились на «умеренных» и «таборитов». Давайте найдем цели и составы участников (пункт 3, стр. 203).
Гуситы | |
«умеренные» | «табориты» |
Бюргеры, дворяне | Крестьяне, горожане, бедные рыцари |
Реформы церкви: упразднить привилегии и землевладения, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке | Реформы церкви и общества: уничтожить частную собственность, все повинности и налоги, правление передать в руки народа |
- Давайте вспомним, какие походы называли Крестовыми? (походы, организованные католической церковью против иноверцев). Можно ли гуситов считать иноверцами? (да). Следовательно, против них тоже организовывали Крестовые походы. Состояли из немецких феодалов, рыцарей из европейских стран.
- карта. В 1420 г. в Чехию вторглось 100-тыс. войско. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Битва на холме у восточных ворот – Витковой горе, где небольшой отряд таборитов отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще 4 похода, которые закончились также бесславно.
- Главным организатором и руководителем войска таборитов был Ян Жижка (запись). В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. Глазами Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск
Стихотворение про Яна Жижку (Макаров Макар)
На возу бесстрашно стоя,
Голосом, подобным грому.
Направляет ярость боя.
С ним один дружинник слева
И один дружинник справа.
Вместо глаз они герою.
Служат верно и лукаво.
- Чехия устала от многолетних войн, первыми сдались умеренные. Папа Римский признал многие церковные порядки и умеренные перешли на его сторону. Т.о., они начали борьбу с таборитами. Бывшие единомышленники стали врагами. 1434 г. – битва у г. Липаны, к востоку от Праги – умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их (запись в годы гуситских войн второй даты).
Итак, гуситское движение завершилось. Чего же добились гуситы, каковы итоги 15-летней войны? (пункт 7, стр. 207)
Значение гуситских войн (запись)
- Католическая церковь не смогла вернуть утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри;
- Утвердилась гуситская церковь;
- В Чехии утвердилась сословная монархия; Сейм – собрание представителей сословий в Чехии
- Крестьяне перестали платить десятину. (сравниваем с причинами восстания, разрешились ли они)
- Вернемся к теме нашего урока, что же называется гуситским движением? (общественное движение, которое происходило в Чехии в 1419-1434 гг. с участием умеренных и таборитов).
III. Закрепление новой темы
Установите соответствие между элементами таблицы
Правильный вариант
1415 г. | г. Констанц | Казнь Яна Гуса |
1419 г. | г. Прага | В ходе восстания изгнаны правители города |
1420 г. | Витковая гора | Начало крестовых походов против гуситов |
1434 г. | г. Липаны | Разгромлены табориты |
IV. Домашнее задание параграф 24-новые, параграф 25-старые.
V. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по географии "Движение земной коры"
Разработка урока по географии "Движения земной коры" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс"...
Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"
Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....
Открытый урок "Музыка рождает движение"
Цели урока: Ø выявить взаимодействие изобразительного искусства и музыки;Ø научить находить общее и различное между музыкой и живописью. Задачи урока. Дидактические (образовательн...
открытый урок по географии "Движение воздуха. Откуда дует ветер"
Разработка урока , план-конспект для учителей работающих в 6 лассах по учебнику Е.М.Домогацких."География, 6 класс", издательство "Руусское Слово". К уроку можно создать презентацию по информации реко...
Открытый урок "Игра с движением из картона по мотивам народных росписей Городца" преподавателя Пак Л.П. (ДХШ г. Ногинска)
Урок построен на основе нового метода преподавания народных росписей, разработанного преподавателем Ногинской детской художественной школы Пак Лидией Петровной. Инновационный подход к преподаванию нар...
Открытый урок "Петр I:движение вперед или..."
Открытый урок по истории для обучающихся системы НиСПО...
Открытый урок "Музыка изображает движение"
Урок предназначен ля учащихся 2 класса. Разработан с целью показать учащимся, как музыка может изображать движение. На уроке используется: Компьютер, карточки для работы над определен...