открытый урок по истории: "Гуситское движение в Чехии"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Данный материал предназначен для открытого урока по истории в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1.doc | 75.5 КБ |
yan_gus.ppt | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Гуситское движение в Чехии».
Урок истории (6 класс).
Проблемно – диалогический урок
(технология проблемного обучения).
Образовательные цели урока: осветить борьбу чешского народа с «крестоносцами», вскрыть причины этих побед и показать историческое значение гуситского движения.
Развивающие:
- формировать навыки работы с источниками;
- развивать навыки групповой работы (КСО коллективный способ обучения);
Воспитательные:
- способствовать воспитанию нравственной позиции;
- воспитывать уважение к социальным нормам и ценностям.
Класс разбит на 3 группы.
Учитель: Сегодня, мы поговорим с вами о событиях, произошедших в истории стран средневековой Европы. И тема нашего урока сегодня: «Ян Гус. Гуситские войны».
Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.
Учитель: Перед тем, как мы перейдем к изучению данной темы, я думаю, что сначала нам следует познакомиться с такой исторической личностью как Ян Гус. Сообщение ученика «Биография Яна Гуса».
Учитель: На странице 197 (Е.В. Агибалова Г.М. Донской «История средних веков» М. «Просвещение» 2005г.) помещено письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса. Проанализируйте слова пана из Хлума и архиепископа Лондонского и поясните аргументы сторон.
Анализ исторического источника (работа с источником):
- на ваш взгляд высказывания и предложения участников собора совпадают/нет.
- почему столь различны их высказывания (один видит в Яне Гусе защитника – патриота Чехии, другой противника католической церкви.)
- как вы думаете, позиция союзников Гуса или его противников победит на соборе (противников больше).
- К каким последствиям приведёт в Чехии решение собора о казни Яна Гуса. (К борьбе, к войне, к сопротивлению).
Учитель: Что мы должны узнать на уроке?
В ходе диалога определяется и фиксируется на доске опорными сигналами.
Ответы на поставленные вами вопросы вы будете находить сами.
Первая группа: Ваша задача определить участников гуситского движения, их цели.
Вторая группа: определяет причины побед таборитов.
Третья группа: Итоги и последствия гуситского движения.
Инструктаж: У вас на столах находятся конверты. В них информация вашей проблемы. Печатный материал рассчитан на каждого. Прочитайте материал. Составьте схему ответа. Выберите руководителя группы. Вам 7 минут на работу.
Текст для работы первой группы:
Восставшие чехи стекались к горе Табор на юге Чехии. Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.
Более решительную часть гуситов составляли табориты. Среди них преобладали крестьяне, ремесленники и городские бедняки.
Табориты выступали против феодального гнета, католической церкви и засилий немцев.
К таборитам присоединились некоторые разорившиеся рыцари. С помощью восставших они хотели отнять у церкви и панов земли, захватить военную добычу. Им удалось взять в свои руки руководство таборитами. Народных проповедников сожгли на кострах.
Другую группу гуситов составляли умеренные. К ним принадлежали зажиточные мастера торговцы, а также большинство чешских феодалов. Умеренные стремились ослабить могущество католической церкви, отобрать у неё земельные владения и выступали против засилия немцев. Но они боялись своего народа, поднявшегося против угнетателей, и действовали менее решительно, чем табориты.
Учитель: Слово 1 группе, которая работала над вопросом – Участники гуситского движения и их цели
Представитель от группы называет участников гуситского движения и их цели. По ходу учитель ведет диалог.
Учитель: Почему одних участников гуситского движения называли таборитами, других умеренными? Почему к таборитам среди которых преобладали крестьяне, ремесленники и городская беднота примкнули рыцари?
По ходу диалога на доске заполняется схема (учитель заранее приготовил текст опорных сигналов и прикрепляет их к доске).
против
общие цели
против
Текст для работы второй группы:
Какую трёпку мы задали крестоносцам! Пусть только сунутся! Мы не пожалеем своей жизни за Родину. Мы хотим, чтобы в стране хозяевами были чехи. Мы патриоты своей Родины и любим её .
-Ой, какой у нас талантливый полководец! Молодец Ян Жижка! Наш он, хоть и из бывших рыцарей. Смело сражается, жаль, в одном из боёв был ранен и ослеп. Теперь ему помогают его помощники. Они сообщают ему о расположении и движении войска, а он принимает решения. Не даром о нем сложены стихи и его боятся крестоносцы, называя «страшным слепцом»:
На возу бесстрашно стоя.
Голосом, подобным грому.
Направляет ярость боя.
С ним один дружинник слева
И один дружинник справа.
Вместо глаз они герою.
Служат верно и лукаво.
-Молодец Ян Жижка и его помощники. Мудро они придумали применять в бою пушки. Какой ужас они наводят на крестоносцев. Ведь они не ждали встретить их в поле, они привыкли к пушкам, когда штурмовали города .
-Да, ты прав. Ян Жижка проявляет изобретательность, неожиданные приемы ведения боя. Это все наводит ужас на крестоносцев. Ведь недаром, заслышав боевые песни гуситов и грохот их повозок, рыцари в панике бегут. Еще ни разу им не удалось взять укрепление таборитов из повозок. Хорошо придумано! Ставить возы на возвышенности плотным кольцом и, скрепляя один воз к другому цепями и досками. От врага удобно укрыться в таком лагере и хорошо вести обстрел крестоносцев .
-Да, а как мудро придумано было спустить с горы на крестоносцев, когда они шли на наш лагерь, повозки, груженые камнями . Они смяли крестоносцев, разделили их . Ох, и досталось им тогда! Надолго запомнят!
Да, и какая молодец Лада! Хорошую западню она придумала для крестоносцев, а Ян Жижка поддержал её идею.
-Я предложила собрать головные покрывала и бросить на дно высохшего пруда, чтобы рыцари в них запутались и завязли в трясине. Ведь так и вышло, по-моему. Легко тогда табориты добили рыцарей .
-А я считаю, что одной из причин побед является строгая дисциплина. Представьте себе, что было бы с войском, если бы не запретили и жестоко не наказывали за азартные игры, пьянство, грабежи среди воинов. Я полагаю, тогда бы не было боевого духа, стойкости, благодаря чему мы побеждаем крестоносцев.
Учитель: Слово второй группе, задача которой была определить причины побед таборитов.
От группы выступает представитель. На доске заполняется схема .
Причины побед таборитов:
- Патриотизм
- Талантливый полководец Ян Жижка ( на доске помещается только имя)
- Применение в бою пушек
- Приемы боя
- Строгая дисциплина
Учитель: Ребята, мы выяснили причины побед таборитов. Рассмотрите на стр. 199 оружие таборитов .
Докажите, что особенности военной тактики и организации войска гуситов были связаны с народным характером движения в целом .
Ученики: Войско таборитов состояло из крестьян, ремесленников, городской бедноты; они использовали приемы боя из своей повседневной жизни, свое оружие они делали из орудий труда.
Учитель: Направляет детей на анализ документа.
В 1431 году на Базельском соборе было решено сделать Чехии уступку. Чехи получили право: вести богослужение на своём языке, не допускать в страну иноземных монахов, держать при дворе папы гуситского священника. Папа обещал чешским феодалам оставить в их руках захваченные церковью земли.
Учитель: С какой целью и почему папский престол согласился с подобными привилегиями чехов? Как эти уступки повлияют на расстановку сил в гуситском движении?
Ученики: Папский престол пошел на привилегии чехов, чтобы расколоть движение гуситов и тем самым ослабить его. Умеренные отойдут от движения гуситов, так как добились своих целей (возвращаемся к опорной схеме на доске).
Учитель: 1434 год – у города Липаны умеренные разбили таборитов.
Кто победил в гуситских воинах? Умеренные (фиксируем на доске).
Текст для третьей группы:
Чешский народ в течение пятнадцати лет ( с 1419 по1434 гг.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В гуситских войнах победили умеренные. На два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне прекратили платить десятину .
В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм – собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем . Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Крестьяне и городские бедняки потерпели поражение , но все же они сумели на время приостановить попытки феодалов усилить феодальный гнет. В результате гуситских войн население большинства городов стало чешским .
Передовые идеи гуситов способствовали подъему борьбы народных масс против феодального гнета в Европе.
Учитель: Слово третьей группе. Итоги гуситского движения. Выступает представитель группы. Заполняется схема на доске.
Последствия гуситского движения:
- Гуситская церковь
- Сейм
- «Церковная десятина» - убрана
- Сословная монархия
- Повышение антифеодальной борьбы в Европе.
Учитель: Мы выполнили план урока (повторяет какой он был, выводы по каждому пункту плана). Заполняют «барометр настроения» и выставляют себе оценку за урок.
Опорный конспект (схема) по теме урока
«Гуситские войны».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация открытого урока "Величины, характеризующие колебательное движение" 9 класс
Познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение....
Обществознание 9 класс.Открытый урок "Политические партии и движения"
Конспект урока "Политические партии и движения" 9 класс Кравченко...
Материал для открытого урока по физике : "Реактивное движение .Ракеты"
Структура урока соответствует заявленным целям по изучению темы «Реактивное движение. Ракеты». Целесообразны логическая последовательность и распределение времени по этапам урока.Содержание данн...
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...
Открытый урок: "Текстовые задачи на движение по реке"
Текстовые задачи на движение по реке....
План открытого урока по теме "Дорожное движение"
Большое внимание в программе изучения английского языка уделяется теме "Городская жизнь". Это план урока по теме "Дорожное движение" - "Спросите путь" / "Asking the way"...
открытый урок по истории "Гуситское движение в Чехии"
В данном материале содержится конспект урока по истории для 6 класса...