Рабочая программа по всеобщей истории 5 кл
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2011 г.
Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vseobshchey_istorii_5_kl.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _________В.Ю. Магрычев Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Г.Г. Хренкова «____»____________20__г. | «Рассмотрено» На ШМО учителей Руководитель МО __________Е.В. Макарова Протокол № ___ от «____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБОУ Берендеевская СОШ
наименование ОУ
Нечаева Марина Леонидовна, высшая
Ф. И. О. педагога, категория
по всеобщей истории 5 класс
предмет, класс
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории Древнего мира.
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2011 г.
Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Цели курса:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Раздел | Знать и уметь |
Жизнь первобытных людей |
|
Древний Восток |
|
Древняя Греция |
|
Древний Рим |
|
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов при 2 часах в неделю.
Программа реализуется с помощью УМК:
- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2012.
- Настенные исторические карты
- Атлас по истории Древнего мира.
- Цифровые образовательные ресурсы:
1. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.
2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
3. Презентации по курсу Древнего мира.
Распределение учебного материала курса | ||
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Жизнь первобытных людей | 5 |
3 | Древний Египет | 7 |
4 | Западная Азия в древности | 11 |
5 | Древняя Греция | 20 |
6 | Древний Рим | 17 |
7 | Повторение | 6 |
Итого | 68 |
Основные понятия курса.
Раздел | Основные понятия курса (перечень ключевых слов) |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей Раздел 2. Древний Восток
Раздел 3. Древняя Греция Раздел 4. Древний Рим | Археология, история, всеобщая история, исторический источник, орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община, религия, искусство, старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы, Государство. Цивилизация, фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы, рабы, рабство, долговое рабство, колония, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща, касты, Конфуций, буддизм. Эллада, о. Крит, Микены, Афины, Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер, полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане, Спарта, спартанское воспитание, скифы, Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора, гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег, Македония, Александр Македонский, чудеса света. Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы, Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракх, восстание, Спартак, легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане, Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы. |
Список литературы для учителя.
- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2011.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., 2012.
- Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2007.
- Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997
- Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
- Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977
- Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998
- Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010.
- Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.
Список литературы для учащихся.
- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2011.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., 2012
- Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
- Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Содержание темы | Педагогические средства | Тип урока | Планируемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение (2 ч) | |||||
1 | Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | Хронологические рамки древней истории | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - давать определение науки археологии; - называть виды исторических источников |
2 | Счет лет в истории. | Основные понятия: лента времени, год, месяц, век, время нашей эры и время до нашей эры | Изучение и первичное закрепление нового знания | Комбинированный | Уметь: Считать годы до нашей эры, оперировать понятиями: год, месяц, век |
Раздел I. Первобытный мир (5 ч) | |||||
3 | Древнейшие люди. | Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Понятие «Первобытность» и «Древний мир». | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - Давать определение понятий:древнейший человек, орудие труда -описывать внешние признаки древнейшего человека |
4 | Родовые общины охотников и собирателей охотников и собирателей | Основные понятия: орудия труда, «человек разумный», родовые общины. Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условии на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - давать определение по- нятий: первобытные люди, человек разумный, челове- ческое стадо, орудия тру- да, родовая община; - описывать условия существования древней- ших людей; - излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека |
5 | Возникновение искусства и религиозных верований | Основные понятия: религия, тотем, наскальная живопись, магия. Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - давать определение поня - высказывать суждение и искусства; - называть характерные |
6 | Возникновение земледелия и скотоводства | Основные понятия: присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. | Изучение и первичное закрепление нового знания | Комбинированный | Уметь: - давать определение поня - анализировать причины |
7 | Появление неравенства и знати | Основные понятия: соседская община, неравенство, знать. Исторические факты: Развитие ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати | Изучение и первичное закрепление нового знания | Комбинированный | Уметь: -давать определение понятий: знать, соседская - сравнивать состав, соци |
8 | Обобщение по разделу: “Жизнь первобытных людей”. Тест№1 | Понятия и факты по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Контрольный | Уметь: - определять значение пер - описывать условия пере к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда |
Раздел II. Древний Восток (18 ч): Древний Египет (7 ч), Западная Азия в древности (7 ч), Индия и Китай в древности (4 ч) | |||||
9 | Древний Египет (7 ч) Государство на берегах Нила | Основные понятия: государство, папирус, дельта, фараон. Исторические факты: местоположение и природные условия, объединение Египта | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - показывать на историче - характеризовать природ - объяснять причины воз |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Основные понятия: шадуф, ремесло, Исторические факты: труд, жилище, быт земледельцев и ремесленников; | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - характеризовать сущест |
11 | Жизнь египетского вельможи | Основные понятия: вельможи, писцы. Исторические факты: чиновники, жрецы | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - давать определение поня характеризовать сущест |
12 | Военные походы фараонов | Основные понятия: колесницы, дротики, египетское войско, рабы, завоевательные походы. Исторические факты: цели, причины, направления, итоги военных походов египетских фараонов | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - раскрывать причины - показывать на историче - участвовать в дискуссии |
13 | Религия древних египтян. | Основные понятия: мифы, верования, религия, «олимпийские боги». Исторические факты: боги и жрецы; мифы, отражающие природные явления; священное животное; загробное царство | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - давать определение понятий: миф, религия, «олим- пийские боги»; - называть характерные - извлекать необходимые |
14 | Искусство Древнего Египта | Основные понятия: храмы, пирамиды, сфинкс. Исторические факты: научные познания древних египтян. | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - составлять описание па - характеризовать основ - анализировать историче по данному вопросу; |
15 | Письменность и знания древних египтян | Основные понятия: иероглифы, папирус. Исторические факты: Письменность. Древнеегипетская школа. Литература и искусство | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение поня - определять значение |
16 | Обобщение по разделу: «Древний Египет» Тест № 2 | Понятия и факты по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Контрольный | Уметь: - объяснять значение поня - определять значение |
17 | Западная Азия в древности (7 ч) Древнее Двуречье. | Основные понятия: Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички. Исторические факты: местоположение, природа, климат, население, его занятия | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; - сравнивать географическую - высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Основное понятие - законы. Исторические факты: возвышение Вавилона, законы Хаммурапи | Комплексное применение 3УН | Комбинированный | Уметь: - анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»; - высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей |
19 | Финикийские мореплаватели | Основные понятия: коло- нии, Карфаген, алфавит. Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - показывать на карте расположение Финикии и пути следования фини- кийских мореплавателей; - характеризовать важ- нейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры |
20 | Библейские сказания. | Основные понятия: Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет Исторические факты: происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государства | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия; - высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний |
21 | Древнееврейское царство | Основные понятия: Иордан, Иерихон,жертвенник | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: Объяснять значение понятий: жертвенник |
22 | Ассирийская держава | Основные понятия: бронза, конница. Исторические факты: Ассирийское войско. Завоевательные походы. Путешествие в столицу Ниневию | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - определять причины - характеризовать особен - сравнивать культуру |
23 | Персидская держава «Царя царей» | Основные понятия: Держава «Царь царей». Исторические факты: образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Кам-биза, Дарий I. Управление Персидской державой | применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - объяснять значения: держава «царя царей», «глаза и уши царя» |
24 | Индия и Китай в древности (4 ч). Природа и люди Древней Индии . | Основные понятия: джунгли, Брахма, жрецы, Будда. Исторические факты: природные условия, религиозные верования, легенды и сказания, касты | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - характеризовать природно- - анализировать историче |
25 | Индийские касты | Основные понятия: Касты Исторические факты: занятия населения | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - занятия, религиозные верования жителей Древней Индии; - анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Основные понятия: конфуцианство Исторические факты: философское учение Конфуция, научные знания и открытия | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - сравнивать учения Будды |
27 | Первый властелин единого Китая | Основные понятия: империя, «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена», компас Исторические факты: природные условия, империя Цинь, император и подданные | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - определять особенности - сравнивать учения Будды - высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая |
28 | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Тест № 4 | Повторение основных понятий и фактов по теме | Контроль, коррекция и оценка знаний | Контрольный | Уметь: - определять значение куль - описывать исторические - выявлять сходства и раз |
Раздел III. Древняя Греция (20 ч) | |||||
29 | Греки и критяне | Основные понятия: ахейцы, дорийцы. Исторические факты: природные условия, население и его занятия, | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - характеризовать природно- - сравнивать условия жизни, |
30 | Микены и Троя | Исторические факты: древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - характеризовать основные о начале Троянской войны» |
31 - 32 | Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея» | Основные понятия: эллины, «Илиада», миф. Исторические факты: Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея» | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - рассказывать основное - характеризовать основных их действия и поступки; - высказывать свою точку |
33 | Религия древних греков | Основные понятия: религия, мифология. Исторические факты: сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков, природные явления в религии древних греков | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - показывать на конкрет - называть имена мифиче - объяснять, какие силы |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Основные понятия: усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний. |
35 | Зарождение демократии в Афинах | Основные понятия: демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты. Исторические факты: развитие земледелия и ремесла, демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение по - раскрывать причины - называть характерные - анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам |
36 | Древняя Спарта | Основные понятия: спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга. Исторические факты: воспитание спартанцев, Спарта - военный лагерь, лаконичная речь | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - сравнивать общественное - описывать образ жизни - высказывать свое сужде |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Основные понятия: колонии, скифы, эллины, Эллада. Исторические факты: местоположение колоний; Массилия, Сиракузы, Пантикапей, Херсо-нес, скифы-кочевники | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - показывать на историче - раскрывать основные - извлекать необходимые о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии |
38 | Олимпийские игры в древности | Основные понятия: Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром. Исторические факты: олимпийские игры -общегреческое празднество, Милон, Феаген | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение - раскрывать причины - описывать ход проведе - излагать свое мнение |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Основные понятия: Мильтиад, Ксеркс, стратег, фаланга, марафон. Исторические факты: марафонная битва, битва у Фермопильского ущелья | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон; - раскрыть причины победы греков в Марафонской |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | Основные понятия: Мильтиад, Фемистокол, Ксеркс, стратег, триера. Исторические факты: Саламинское сражение | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение понятий: триера; - рассказать о наиболее |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | Основные понятия: Порт, гавань, афинские граждане, метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз. Исторические факты: продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - раскрывать роль Афин в истории Древней Греции; - описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов; |
42 | В городе богини Афины | Основные понятия: Акрополь, Совет пятисот, Ника, Парфенон, портики, кареатиды | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др. |
43 | В афинских школах и гимнасиях | Основные понятия: Педагог, палестра, гимнасия | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение понятий: педагог, палестра, гимнасия; - рассказывать об обучении в школе, о занятиях в палестре; - раскрывать значение афинских школ и гимнасиев в жизни |
44 | В театре Диониса | Основные понятия: театр, трагедия, комедия. Исторические факты: зарождение театра в Греции, Аристофан, Софокл | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - раскрывать значение и его роль в жизни древних греков; - рассказывать основное и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана |
45 | Афинская демократия при Перикле | Основные понятия: демократия, народное собрание, оратор. Исторические факты: Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение по - называть характерные - анализировать фрагмент - составлять характери |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | Основные понятия: междоусобные войны, македоняне, осадные башни Исторические факты: Македонское царство, потеря Грецией независимости | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - раскрывать причины подчинения Эллады Македонии; - высказывать суждение |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | Основные понятия: междоусобные войны, македоняне, осадные башни Исторические факты: походы Александра Македонского, держава Александра Македонского и ее распад | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - показывать на историче - высказывать суждение |
48 | В Александрии Египетской | Основные понятия: музей, обсерватория, Фаросский маяк, Александрийская библиотека. Исторические факты: культурное наследие Древней Греции | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - излагать свои суждения - раскрывать значение |
49 | Обобщение по разделу: «Древняя Греция» | Изученные понятия и факты по теме | Обобщение и систематизация ЗУН | Комбинированный | Уметь: - определять значение - описывать исторические - характеризовать исто |
Раздел IV. Древний Рим (17 ч) | |||||
50 | Древнейший Рим | Основные понятия: латины, ликторы, сенат, патриции, плебеи, народное собрание. Исторические факты: природа и население Древней Италии, занятие и положение населения | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - показывать на карте - объяснять влияние при - описывать условия жиз - называть дату освоения - излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима |
51 | Завоевание Римом Италии | Основные понятия: консулы, галлы. Исторические факты: Римская республика, господство Рима над Италией | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - определять даты основ - объяснять значение - характеризовать войско |
52 | Устройство Римской республики | Основные понятия: республика, народные трибуны, консулы, форум, легион. Исторические факты: управление Римской республикой, римское войско | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - объяснять основные - сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике; - характеризовать войско |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | Основные понятия: пунические войны. Исторические факты: войны Рима с Карфагеном, создание военного флота | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - характеризовать войны - объяснять значение - давать характеристику |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Основные понятия: триумф, император. Исторические факты: установление господства Рима в Восточном Средиземноморье | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - рассказывать о римских - объяснять значение - раскрывать последствия, |
55 | Рабство в Риме | Основные понятия: раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы. Исторические факты: рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять основные - описывать положение - рассказывать о гладиа |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | Основные понятия: гражданская война, закон. Исторические факты: гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснить основные - раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов; - анализировать деятель |
57 | Восстание Спартака | Основное понятие: восстание. Исторические факты: восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - описывать восстание - раскрывать причины, - давать характеристику - высказывать свое мнение |
58 | Единовластие Цезаря | Основные понятия: единовластие, ветераны. Исторические факты: кризис управления Цезаря | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять основные - раскрывать причины - анализировать деятель - извлекать необходимые - работать с историческим |
59 | Установление империи | Основные понятия: преторианцы, империя, император. Исторические факты: борьба Антония и Октавиана, создание империи | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - раскрывать причины па - рассказывать о борьбе - характеризовать римско |
60 | Соседи Римской империи | Исторические факты: территория Римской империи, управление империей | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - показывать на историче - описывать жизнь соседей - анализировать деятельность |
61 | В Риме при императоре Нероне | Исторические факты: обожествление императоров, Нерон, восстание в армии, гибель Нерона | Комплексное применение ЗУН | Комбинированный | Уметь: - показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти; - раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме |
62 | Первые христиане и их учение | Основные понятия: Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие». Исторические факты: зарождение и распространение христианства | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение - рассказывать о жизни и деятельности христиан; - объяснять суть христи - сравнивать учение хри |
63 | Расцвет империи во 2-м веке | Основные понятия: колоны, бетон, оратор. Исторические факты: возникновение и развитие колоната | Комплексное применение знаний | Комбинированный | - раскрывать историческое значение развития науки и литературы |
64 | «Вечный город» и его жители | Основные понятия: Колизей, Пантеон, термы, цирк. Исторические факты: Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение - описывать повседневную - составлять описание па - определять роль археоло |
65 | Римская империя при Константине | Основные понятия: варвары, епископ, священник, Новый Завет Исторические факты: правление Константина, признание христианства, основание Константинополя | Комплексное применение знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять основные - характеризовать деятель - рассказывать о переменах - раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток |
66 | Взятие Рима варварами | Основные понятия: готы, вандалы. Исторические факты: распад Римской империи, вторжение готов в Италию, падение Римской империи | Комплексное применение знаний | Комбинированный | Уметь: - объяснять значение - рассказывать о борьбе - объяснять причины рас |
Итоговое повторение (2 ч) | |||||
67 | Особенности цивилизации Греции и Рима. | Изученные понятия и факты | Обобщение и систематизация ЗУН | Комбинированный | Уметь: - сравнивать древние - определять общее и раз |
68 | Вклад народов древности в мировую культуру | Изученные понятия и факты по теме | Обобщение и систематизация ЗУН | Комбинированный | Уметь: - анализировать культур - описывать основные - сравнивать цивилиза |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...