рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
рабочая программа (история, 6 класс) по теме
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарта общего образования, , программы преподавания истории Средних веков под редакцией Е.В.Агибалова и Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение» 2005 г. И курса «История России» для 6 класса, разработанного на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -М.; Просвещение,2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (ФКГОС 2004, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
На курс « Всеобщей истории. Средние века» отводится 28 часов в год ( 2 часа в неделю), на курс « История России с древности до ХVIвека» 40 часов (2 часа в неделю) , всего 68 часов за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rossiya_i_srednevekove.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.
1. Пояснительная записка к рабочей программе по
«Всеобщей истории и истории России с древности до ХVIвека»за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарта общего образования, , программы преподавания истории Средних веков под редакцией Е.В.Агибалова и Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение» 2005 г. И курса «История России» для 6 класса, разработанного на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -М.; Просвещение,2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (ФКГОС 2004, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
На курс « Всеобщей истории. Средние века» отводится 28 часов в год ( 2 часа в неделю), на курс « История России с древности до ХVIвека» 40 часов (2 часа в неделю) , всего 68 часов за год.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.
-формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
-изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также ценостно- смысловая ( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг);
2.Учебно-методические материалы по курсу.
I.Учебники, учебные пособия для учащихся:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;
2. . Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков»,6 класс. Саратов:Лицей,2012.
3 Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
4. Пронина Е.В История России. 6 класс. –Проверочные работы.- саратов: Лицей, 2012.
5. Рабочая тетрадь к учебнику Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века, Пронина Е.В, История России. 6 класс, -Сратов:Лицей,2012.
II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:
1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
2. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
3. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.
4. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.
5. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.
IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».
М., 2000 г.;
2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;
7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;
8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;
10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
11. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;
13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;
14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.
3. Содержание курса «История средних веков», 6 класс (28 ч)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Становление средневековой Европы. 16-11 вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Византия и славяне в 16-11 вв.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Юстиниан и его правление.
Культура Византии. Образование славянских государств. Их образ жизни.
Арабы в 6-11 вв.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Культура стран халифата. Наука, искусство, литература.
Феодалы и крестьяне
Рыыцарский замок. Развлечения и кодекс чести. Возникновение и расцвет средневековых городов
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв.
Могущество папской власти, ересь. Крестовые походы.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го класса по истории Средних веков:
1.Хронологические знания и умения:
-знать и называть хронологические рамки истории средневековья;
-знать и называть этапы и даты основных событий Средневековья;
-оперировать историческими датами, выявлять синхронность и
диахронность событий и явлений
2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;
2.2. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;
2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи);
2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;
2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;
2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;
2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;
2.8 представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;
2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья
2.10. знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
3. Работа с исторической картой и другими источниками:
3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.
3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;
3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Анализ, сравнение, оценки:
4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных
регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;
4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);
4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);
4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го класса по «истории Росси с древности до ХVIвека»:
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание тем учебного курса история России ( 40 часов)
Введение. (1 ч)
Раздел 1. Русь Древняя. (9 ч)
Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международние связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.
Обучающийся должен знать.
- понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
- даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
- имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.
Обучающийся должен уметь.
- Соотносить даты с веком;
- Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
- Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;
Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. (9 ч)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках.
Обучающийся должен знать.
- понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;
- даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
- имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;
Обучающийся должен уметь.
- определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
- показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;
- рассказывать об особенностях развития русских земель;
- оперировать терминами;
- объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
- характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;
Раздел 3. Русь Московская. (14 ч)
Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.
Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-
представительной монархии.
Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Обучающийся должен знать.
- понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник 1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
- даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
- имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;
Обучающийся должен уметь.
- называть причины возвышения Москвы и образования единого государства;
- давать краткую характеристику личностям;
- рассказывать об изменениях в управлении государства;
- называть предпосылки централизации страны;
- оперировать понятиями;
- показывать на карте направление походов ИванаIV ;
- соотносить с изученными событиями даты;
- характеризовать исторические источники.
5. Тематическое планирование курса «история Средних веков».
№ урока | Название разделов, тем, уроков курса «История средних веков» | Кол-во часов | №№ параграфов | |
1 | Введение | 1 | Введение | |
Раздел I. Раннее средневековье | 12 часов | |||
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв. | 7 часов | |||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | 1 | |
3 | Королевство франков и христианская церковь | 1 | 2-3 | |
4 | Империя Карла Великого | 1 | 4 | |
5 | Западная Европа в IX – XI вв. | 1 | 5-6 | |
6 | Образование славянских государств | 1 | 8 | |
7 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | - | |
Тема 2. Византийская империя и славянский мир. | 3 часа | |||
8 | Византийское тысячелетие | 1 | 6-7 | |
9 | Образование славянских государств. | 1 | 8 | |
10 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. | 5,7 | ||
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. | 2 часа | |||
11 | Арабский халифат и его распад. | 2 | 9 | |
12 | Возникновение ислама. | 1 | 10 | |
Раздел II. Расцвет Средневековья | 10 часов | |||
Тема 4. Феодальное общество | 5 часов | |||
13 | Крестьяне и феодалы | 1 | 12 | |
14 | Рыцарство: На войне и дома | 1 | 11 | |
15 | Возникновение и расцвет средневековых городов | 1 | 13-14 | |
16 | Ремесло и торговля в средневековой Европе. | 13 стр. 109-115 | ||
17 | Повторение. Обобщение и систематизация изученного материала | |||
Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. | 2 часа | |||
18 | Католическая церковь: путь к вершине могущества | 1 | 15,14, стр. 129-132 | |
19 | Крестовые походы | 1 | 16 | |
Тема 6. Страны Европы в XI-XIV вв. | 3 часа. | |||
20 | Франция: объединение страны | 1 | 17 | |
21 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. | 18 | ||
22 | Германия в XII-XIV вв. | 23 | ||
Раздел III/ позднее Средневековье Тема 7. Страны Западной европы в XIV-XV вв. | 6 часов 3 часа | |||
23 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | 20 | |
24 | Столетняя война | 1 | 19 | |
25 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | 1 | 21 | |
26 | Гуситское движение в Чехии | 1 | 25 | |
27 | Завоевание турками-османами Балканского полурстрова | 1 | 26 | |
28 | Повторение | |||
|
| Тематическое планирование курса «история России с древнейших времён до конца XVI века». |
| |
№ | Тема | Всего часов | №№ параграфов | |
1 | Введение. Что изучает история Отечества в IX-XV вв. | 1 | ||
2 | Раздел 1. Русь Древняя. | 12 | 1-8 | |
3 | Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. | 9 | 9-16 | |
4 | Раздел 3. Русь Московская. | 6 | 17-20 | |
5 | Раздел 4. Россия в 16 в. | 12 | 21-28 | |
5 | Итоговое повторение. | 2 | ||
ИТОГО | 40+ 2 повторение | |||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗА КУРС ИСТОРИИ
6 «Б» КЛАСС
№ | Тема урока | Колич. часов | Тип урока, форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дом. задание | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||||||
1 | Введение | 1 | Вводный. Урок изучения нового | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы | Введение | ||
Раздел I. Раннее средневековье | 12 | ||||||||
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв. | 6 | ||||||||
2 | ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ ГОСУДАРСТВ. | 1 | Комбинированный | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Задания с кратким ответом. | §1 | ||
3 | Королевство франков и христианская церковь. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. | 1 | Комбинированный | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. Анализ причин распада империи Карла Великого. | Фронтальный опрос. | § 2 | ||
4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | Комбинированный | Церковь, католичество, Библия, духовенство. Структура церкви, монашество. | Организация Христианской церквт. Излагать суждения о роли церкви в Средневековье. | Вопросы к документу. Составление схемы. | § 2, стр 23-26 | ||
5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы | 1 | Комбинированный | Понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. | Описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев населения феодального общества. | Составление схем, работа с документом. Взаимоопрос. | § 3, стр 33-37 | ||
6 | Западная Европа в 9-11 вв. | 1 | Комбинированный | Норманны. Викинги. Создание Священной Римской империи. | Работа с картой, походы норманнов и территорию Священной Римской империи. | Тест « феодальные отношения» | § 4 , стр. 37-44 | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения | Западная и Центральная Европа в V- XI вв. | Анализ, сравнение, оценки. | тест :»Западная и Центральная Европа в V- XI вв.» | - | ||
Тема 2. Византия и славянский мир. | 3 | ||||||||
8 | Византийское тысячелетние. | 1 | Комбинированный | Понятия: басилевс, иконопись, фреска, торговый путь из варяг в греки. Факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и России Истор.личности: Юстиниан | Назвать существенные признаки политического устройства Византии. Высказывать и аргументировать свое отношение к личности Юстиниана. | Анализ текста и иллюстраций | § 6-7 | ||
9 | Образование славянских государств. | 1 | Изучение нового материала | Понятия: миссионеры, глаголица, кириллица. Факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый. | Работа с картой, сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян. | Работа с иллюстрациями, документами. Подготовить сообщения по теме | §8 Подготовить сообщения по теме : культура Западной и Центральной Европы в 5-6 вв. | ||
10 | Культура Западной и Центральной Европы в 5-6 вв. | 1 | Комбинированный | Факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы. | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Сообщения, презентации по теме. | § 5, 7 | ||
Тема 3. Арабский мир в 6-11 вв. (2ч.) | |||||||||
11 | Арабский халифат и его распад | 1 | Изложение нового материала | Факты: территория, занятия арабских племен, завоевание арабов в Азии, Северной Африке, Европе. | Работа с картой, называть основные факты истории халифата, причины распада халифата., памятники арабской культуры | Тест : культура западной Европы. Работа с документом | §9 | ||
12 | Возникновение ислама. | 1 | Комбинированный | Факты: Коран, Сунна, шариат. Понятия: путь пророка, распространение ислама. Личности: Мухаммед | Знать понятия, личности. Причины возникновения, развития ислама. , сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. | Фронтальный опрос. | §10 | ||
Раздел II. Расцвет Средневековья | 10 | ||||||||
Тема 4. Феодальное общество | 3 | ||||||||
13 | Крестьяне и феодалы | 1 | Комбинированный | Факты: крестьянская община, повинности. Быт и культура крестьян. Понятия: барщина, оюрок, натуральное хозяйство. | Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). | Задания с кратким ответом | § 12 | ||
14 | Рыцарство: на войне и дома | 1 | Комбинированный | Понятия: рыцарь, турнир, рыцарская культура | Описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстраций | Задания с развёрнутым ответом. Тест. |
| ||
15 | Возникновение и расцвет средневековых городов | 1 | Изложение нового материала | Понятия: отделение ремесла от с/х, коммуна, бюргеры. факты: облик средневекового города, социальная структура города. | Описывать средневековый город, анализировать документы. | Фронтальный опрос | §13-14. | ||
16 | Ремесло и торговля в средневековой Европе. | 1 | Комплексное применение ЗУН | Понятия: мастер, подмастерье, цех, ростовщик, банк. | Описывать основные понятия и образ жизни ремесленников и купцов | Фронтальный опрос | §13., стр. 109-115 | ||
17 | Повторение | 1 | Урок контроля и закрепления материала | Самостоятельная работа по теме «Феодальное общество» | |||||
Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. | 2 | . |
|
| |||||
18 | Католическая церковь в XI – XIII вв. Путь к вершине могущества. | 1 | Изучение нового материала | Понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, анафема, хождение в Каноссу. Факты: разделение церквей, борьба папства с империей, ереси, борьба с еретиками. | Выявлять различия католической и православной церквей. | Составление таблицы. | § 15, 14, стр 129-132 | ||
19 | Крестовые походы | 1 | Комбинированный | Понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.. Факты: причины крестовых походов, участники походов, государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов. | Показывато на карте походы крестоносцев, называть участников религиозных движений. Сравнивать цели участников Крестовых походов. | Анализ текста учебника, работа с исторической картой. | § 16 | ||
Тема 6. Страны Западной Европы в 11-14 вв. | 3 | ||||||||
20 | Объединение Франции | 1 | Урок изучения нового материала | Понятия: генеральные штаты, сословная монархия. Факты: слабость и сила королевской власти, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством. Личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII. | Показывать на исторической карте процесс объединения страны, называть основные события, связанные с прцессом создания государства.. | Работа с исторической картой, задания с кратким ответом. | § 17 | ||
21 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент. Факты: реформы Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента. Личности: Генрих Плантагенет, Иоанн Безземельный | Показывать на исторической карте направления походов норманнов, называть последствия походов норманнов | Фронтальный опрос, работа с картой. | § 18 | ||
22 | Германия в XII-XIV вв. | 1 | Комбинированный | Понятия: междоусобица, курфюрст. Факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян. Личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен | Раскрывать причины охранения феодальной раздробленности Германии. | Работа с документами, анализ текста учебника. | § 23 | ||
Раздел III. Позднее Средневековье. Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. | 6 3 | ||||||||
23 | Крестьянские восстания во Франции в Англии | 1 | Комплексное применение ЗУН | Понятия: рабочее законодательство, ростовщичество. Факты: освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами, Жакерия. Восстание Уот Тайлера. Личности: Уот Тайлер.
| Наносить на контурную карту ход боевых действий. Выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий чумы на экономику и общество. | Вопросы. Таблица | § 20 | ||
24 | Столетняя война | 1 | Урок изучения нового материала | Понятия: дофин, национальная независимость. Факты: причинны, этапы, ход, итоги войны Личности: Жанна д,Арк | Показывать на исторической карте ход войны, рассказывать о причинах и ходе войны, называть известных участников. | Работа с картой, фронтальный опрос. | § 19 | ||
25 | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | 1 | Комбинированный | Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. | Таблица, тест. | § 21 | ||
26 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Комбинированный | Понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные. Факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значения. Личности: Ян Гус, Ян Жижка. | Показывать на исторической карте ход гуситского движения, называть участников движения. | Задания с кратким ответом. | § 25 | ||
27 | Завоевание турками – османами Балканского полуострова | 1 | Организация самостоятельной работы учащихся | Понятия: турки-османы, янычары, церковная уния. Факты: усиление османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния. | Работа с исторической картой, фронтальный опрос. | фронтальный опрос. Тест «Гуситское движение» | § 26 | ||
28 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения | Контрольная работа. | |||||
ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел 1. Возникновение и развитие древнерусского государства.(22часа). | |||||||||
Тема 1. Русь Древняя | 12 | ||||||||
29 | Введение. История России – часть всемирной истории | 1 | Вводный урок | Историческое время Основные понятия: историческое время, историческое прост-ранство, историчес- кий источник, лето- | Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона. Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю | Введение, | |||
30 | Восточные славяне | 1 | Комбинированный | Понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов. Факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования. | Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях. Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения и взаимовлияние друг на друга. | Работа с учебником, анализ текста. | § 1 | ||
31 | Соседи восточных славян. | 1 | Изучение нового материала | Понятия: колонизация, каганат, дань. | Показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов, анализировать взаимоотношения славян и их соседей. | Фронтальный опрос | § 2 | ||
32-33 | Формирование Древнерусского государства | 2 | Комплексное применение ЗУН | Понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги. Факты: причины образования государства, образование 2 полит. Центров Новгород и Киев, путь «из варяг в греки». Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и киев. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманнский вопрос. Понятия: государство, дружина, князь, варяги. Воевода. | Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения древнерусских земель в единое государство. Знать этапы становления древнерусского государства и особенности управления. Хронологические рамки периода. Знать о призвании варягов. | Схема «Основные признаки государства» | § 3 | ||
34-35 | Первые русские князья | 2 | Урок-исследо- вание | Понятия: погосты, Крещение, христианство. Русская православная церковь. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. | Знать хронологические рамки правления первых киевских князей,иметь представление о деятельности Олега, Игоря,Ольги, Святослава. Об их внутренней и внешней политике. | Работа с документами. Понятийный диктант | § 4-5 | ||
36-37 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, его сыновьях и внуках. | 2 | Комбинированный | Понятия: усобица, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения.Факты: борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Усобицы. Любечский съезд князей. Владимир Мономах. «Устав» Мономаха. | Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Иметь представление о системе управления Древнерусским государством. Знать особенности социально-экономического развития Руси. Знать пути формирования феодальной собственнсти на землю и ее формы. | Работа с картой. Составление таблицы «Формы земельной собственности на Руси» | § 6 | ||
38 | Культура Древней Руси | 1 | Комб. урок | Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Нестор. Летописи. Просвещение. Литература. Зодчество. Художественное оформление архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Понятия:культура, патриотизм. Былина, летопись, устав, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность | Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян. Соседних народов и византийских традиций.Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры. | Работа с иллюстра - циями | § 7 | ||
39 | Быт и нравы Древней Руси | 1 | Урок- Исследо-вание | Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения. Понятия: образ жизни. хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница. Зипун, лапти, онучи. | Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси. Знать об особенностях жилища и одежды, предметах быта и оружии. | Работа с иллюстрациями учебника. Тест | §8 | ||
40 | повторение | Контрольная работа « Русь Древняя» | |||||||
Тема 2. Политическая раздробленность Руси | 10 | ||||||||
41 | Раздробление Древнерусского государства | 1час | Изучение нового материала | Социально-политические и экономические предпосылки раздробления. Русь и степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Междукняжеские отношения и усобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробления Руси. Понятия: политическая раздробленность. Удел. Посадник, эксплуатация. | Уметь анализировать причины раздробления Древнерусского государства. Знать события , последовавшие после смерти Ярослава Мудрого. Любечский съезд князей. Уметь характеризовать последствия раздробления государства. Знать систему управления в период раздробленности. | Работа с учебником. Отвечать на вопросы к параграфу. | §9 | ||
42-43 | Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. | 2 | Комплексное применение ЗУН | Понятия: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий. Факты:Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Личности: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. | Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии. Об особенностях управления в этих землях, политическом. Экономическом развитии русских земель в период раздробленности. | Фронтальный опрос | § 10-11 | ||
44-45 | Монголо-татарское нашествие на Русь | 2 | Комплексное применение ЗУН | Понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда. Факты: Создание державы Чингисхана. Монгольское завоевание Азии. Сражение на Калке. Вторжение на Русь. Героическая оборона русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Личности: Чингисхан, хан Батый. | Знать причины монгольской экспансии. Даты и основные направления походов монгол на Русь. Уметь показывать героический характер сопротивления завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси. | Работа с картой, анализ текста . Тест: « Главные политические центры Руси.» | § 12 | ||
46-47 | Борьба русских земель с западными завоевателями. | 2 | Комплексное применение ЗУН | Понятия: крестоносцы, ополченцы. Факты: Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Понятия6 рыцарский орден, крестовые походы, агрессия. Личности: Александр Невский. | Уметь рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Знать об александре Невском, его роли в русской истории. Знать даты сражений. Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в невской битве и ледовом побоище. | «Невская битва», «Ледовое побоище» работа с исторической картой, фронтальный опрос. | § 13-14 | ||
48 | Русь и Золотая Орда. | 1 | Изучение нового материала | Понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, иго. Факты: образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Понятия: Золотая Орда, вассалитет. Баскак, ордынское владычество, ярлык, ордынский выход. | Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию , занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси. | Схема»Система управления Золотой Ордой» Понятийный диктант | §14 | ||
49 | Культура русских земель | 1 | Урок- Исследование | Понятия: Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, Факты:Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». | Иметь представление об особенностях русской художественной культуры. Знать о выдающихся достижениях русской культуры 12-13 веков в литературе, изобразительном искусстве. | Презентации, сообщения, анализ иллюстраций учебника. | § 16 | ||
50 | Повторение | 1 | Контрольная работа «Политическая раздробленность Руси» | ||||||
Раздел 2. Возникновение русского единого государства XIV-XVI вв. ( 18 часов.) | |||||||||
Тема 1. Русь Московская | 6 | ||||||||
51-52 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества в Северо – Восточной Руси. | 2 | Урок изучение нового материала | Понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Факты: Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь в борьбе за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Личности: Иван Калита | Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в 14 веке, определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей. | Фронтальный опрос, понятийный диктант | §17 | ||
53-54 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 2 | Комб. урок | Правление Ивана Калиты. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Личности: Дмитрий Донской. Тохтамыш.. Факты: Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. понятия: национальное самосознание, тактика, маневр. | Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату и ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа. | Карта-схема «Куликовская битва», тест | §18 | ||
55 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | Комплексное применение ЗУН | понятия: единое русское государство, государь всея Руси. Факты: подчинение Новгорода Москве, Стояние на реке Угре, роль православной церкви. Свержение Ордынского ига, присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Личности: Иван III, Василий III. | Показывать на историческаой карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы., характеристика князя Ивана III , Василий III. | Фронтальный опрос., работа с картой. | § 20 | ||
56 | Повторение | 1 | Тест « Русь Московская» | ||||||
Тема 2. Россия в XVI-веке | 12 | ||||||||
57 | Московское государство в конце 15-начале 16 вв. | 1 | Изучение нового материала | понятия: Боярская Дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик, Юрьев день. Факты: становление централизованного государства и самодержавной власти. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497г. | Знать понятия, работа с текстом учебника. | Работа с картой | § 21 | ||
58 | Церковь и государство в конце 15 – начале 16 века. | 1 | Изучение нового материала | Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий Рим». Понятия: ересь, монастырь, стригольники, иосифляне, нестяжатели. | Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать мнастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий рим». | Исторический диктант | § 22 | ||
59-60 | Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. | 2 | Изучение нового материала | Факты: реформы 50-х гг. Избранная рада, сословно-представительная монархия, Стоглавый собор. Социально-экономические и Венчание Ивана 4 на царство. Восстание 1547 года. Понятия: централизованное государство, реформа. Земский собор, дворяне. Казачество. Стрелецкое войско. Личности: Елена Глинская, Иван IV , А. Курбский, А Адашев. | Уметь давать характеристику Ивана грозного как исторической личности. Рассказать о правлении Едены Глинской, сущность и значение реформ избранной рады. | Фронтальный опрос | § 23 | ||
61-62 | Внешняя политика Ивана 4 | 2 | Комплексное применение ЗУН. | Факты: Внешнеполитические успехи России в 50 годы. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей страны. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханств и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака в Сибирь. Покорение Сибири. Понятия: казачество, стрелецкое войско, дворяне, засечная черта, ясак, острог. | Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные даты, характер , ход и результаты Ливонской войны, причины и значение присоединения Казанского , астраханского и Сибирского ханств. | Тест» Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады». | § 24 | ||
63-64 | Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. Итоги опричной политики. | 2 | Комплексное применение ЗУН | Обострение внутриполитической борьбы в начале 60 х годов. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана Грозного на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины. Понятия: опричнина, деспотизм, посад, крепостное право, террор, земщина, заповедные лета. | Знать причины, характер, основные этапы , результаты и последствия опричнины. | Тест « Внешняя политика Ивана Грозного», понятийный диктант. Опережающее задание- §26-28 сообщения, презентации. | § 25 | ||
65-66 | Культура и быт в 16 веке. | 2 | Выступление учащихся | Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатанья. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой». Понятия: шатровый стиль, иконостас, фреска, икона, юродивый. Личности: Дионисий, И.Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев. | Иметь представление о развитии русской художественной культуры и каменного зодчества, формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи. | Сообщения по темам | §26-28 | ||
67 | Повторение и обобщение по теме «Россия в XVI-веке .» | 1 | . | Тест | |||||
68 | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс
рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс...
Рабочая программа по истории России с древности до начала XVI в. для 6 класса
Курс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вносит определяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает ...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Рабочая программа по курсу истории История России XVI – XVII века 7 класс
Рабочая программа по курсу «История России» для 7-го класса к предметной линии учебников издательства «Русское слово» обеспечивает изучение курса отечественной истории в XVI ...
Рабочая программа курса "Всеобщая история. История России" 5-9 класс
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования, следующих авторски...