Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории Древнего мира. (5 класс)
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории Древнего мира. (5 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-11кл.). М., «Просвещение», 2010 г. Курс «История Древнего мира».Авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И. С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_drevnego_mira_5_klass.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Коммунаровская СОШ»
Утверждаю Согласовано
Директор МКОУ «Коммунаровская СОШ» зам. директора по УВР
---------------------- Чурзина И.М. ------------------Антонцева Н.А.
«01» сентября 2013 «01» сентября 2013
Рассмотрено на заседании
Методического совета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета по Истории Древнего мира
Для 5 класса
Составитель: Улжабаева Г.А.
2013-2014
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории Древнего мира. (5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-11кл.). М., «Просвещение», 2010 г. Курс «История Древнего мира».Авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И. С.
Цели курса:
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
формирование исторического мышления учащихся;
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
формирование правовой культуры школьников;
формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Внесенные изменения:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов), которые содержатся в примерной программе основного общего образования по истории, 2004 г.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2010 г.
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2010 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.
Майков А. Н. История: введение в историю: 5 класс. – М., Вентана–Граф, 2011 г.
Методическая литература:
Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
Количество часов по рабочему плану: всего 68 часов; в неделю: 2 час
Требования к уровню подготовки учащихся:
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
• давать оценку отдельным явлениям культуры;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
• составлять характеристику исторических деятелей;
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Древнего мира» (5 класс)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания образования | Элементы дополнительного содержания | Основные понятия | Знания, умения | Измерительные формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения, план/ факт |
Раздел 1 Введение (пропедевтический модуль 10 часов) | |||||||||
1 | Что и как изучает история | 1 | Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, нашего родного края | История, раскопки, Древний мир, история России, этнография, древнейшие люди исторические источники, хазары, сарматы | Объяснить смысл терминов урока. Почему изучают историю. Рассказать об истории родного края. Работать с картой | Составить рассказ об источниках древности на территории нашего края. Объяснить значение терминов | Написать рассказ об известных источниках древности на территории нашего края. Рисунки о родном крае | 5.09 | |
2 | Лента времени | 1 | Историческое время. Наша эра, до нашей эры. Летоисчисление | Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до. н.э., Рождество Христово, исторический факт | Объяснить смысл терминов. Объяснить, как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет исторического времени. Устанавливать последовательность счета на ленте времени | Решение задач на счет исторического времени. Составление исторических задач, используя ленту времени - | Составить исторические задачи на счет исторического времени. Сочинить рассказ с использованием терминов урока - | 9.09 | |
3 | Моя родословная. | 1 | Родословная - история семьи. | Родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья | Объяснить смысл терминов урока. Составлять родословную семьи. | Задание на составление родословной семьи. Исследовать как появились прозвища некоторых исторических личностей | Составить генеалогическую таблицу своей семьи. Узнать, что означает ваше имя | 12.09 | |
4 | Я и моё имя | 1 | Имена, отчества, фамилии, прозвища | именины, отчество, прозвище, фамилия | Объяснять возникновения имен, отчеств и фамилий | Исследовать как появились прозвища некоторых исторических личностей | Узнать, что означает ваше имя | 16.09 | |
5-6 | История в архитектурных памятниках История на карте | 2 | Историческая карта и ее значение при изучении истории .Архитектурные памятники. История возникновения различных архитектурных памятников: а) Пирамида; б) Афинский в) Римский амфи Город - архитектурный памятник. История дома | Историческая карта, стороны света, Услов. знаки Архитектурный памятник, сфинкс, фараон, саркофаг, бальзамирование, барельеф, портал, фреска, изба, арка, купол, акведук, портик | Ориентироваться на карте. Объяснять карту, используя условные знаки. Объяснить предназначение: а) пирамиды; б) саркофага; в)акрополя; г) амфитеатра. Описать жилище: его предназначение и отличие от другого жилища. Объяснить смысл терминов | Задание на различие исторической карты от географической. Задание на определение общего в различных видах жилища. Задание на объяснение смысла терминов урока. Задание на описание жилища или города. | Составить таблицу: Общее и различие исторической и географической карт Нарисовать и описать ваш дом или село, город. Перечислить архитектурные памятники вашего города. | 19.09 23.09 | |
7 | История вещей и одежда в разные времена | 1 | Трапеза в разные времена. Дом для одежды. Одежда в разные времена | Трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, порты, кафтан | Описывать, что стояло на столе: а) в замке; б) в греческом доме; в) в королевском дворце; г) в русской избе и объяснить различия. Описать предназначение изменение шкафа, стула. Определить назначение различных видов одежды, кому принадлежала, почему? | Задание на нахождение общего и различного в предметах, используемых во время трапезы. Рассмотреть изменения, происходящие в одежде из века в век | Нарисовать одежду разных народов, используя дополнительную литературу | 26.09 | |
8 | История письменности | 1 | Загадочные письмена: а) иероглифы; б) клинопись. Рождение алфавита. Материал для письма. Палеография | Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография | Определять различие и общее между разными видами письменности. Рассказывать о появлении алфавита. Объяснять значение терминов. Объяснять назначение науки палеографии | Задание на определение различных видов письменности и материала для письма у разных народов. Рассказывать о значении палеографии | Составить сравнительную таблицу различных видов письменности. Сочинить рассказ с использованием терминов урока | 30.09 | |
9 | Гербы, флаги, гимны, государств | 1 | Гербы, флаги, гимны государств. Российская государственная символика | Герб, флаг, гимн, штандарт | Давать определения государственным символам. Знать составляющие элементы государственных символов | Задание на объяснение терминов и составление мини-рассказов. Рассказывать о значении государственной символики | Составить герб своей семьи | 3.10 | |
10 | Россия -многонациональное государство | 1 | Россия -многонациональное государство | Государство, страна, народ, конституция, закон | Знать отличие государства и страны. Уметь использовать данные понятия на практике | Работа с картой | 7.10 | ||
Раздел 2. Жизнь первобытных людей (4 часа) | |||||||||
11 | Первобытные собиратели и охотники | 1 | Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятие и орудие труда. | Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. | Собирательство, стадо, родовая община, люди разумные, сородичи, первобытные люди. | Рассказать о расселение древнейшего человека. Описать портрет древнейшего человека. Объяснить чем занимается, какими орудиями труда пользовался. | Задание объяснения смысла терминов. Задание на описание жизни первобытного человека. Задание на описание орудия труда. | § 1-2, вопросы с. 14 | 10.10 |
12 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | Возникновение искусства и религиозных верований | Колдовской обряд, верования, душа, религия | Объяснить причину появления верований, религий. Рассказать о возникновении первобытного искусства | Объяснение причин возникновения первобытного искусства. | §3, вопросы с.17 | 14.10 | |
13 | Первобытные земледельцы, скотоводы | 1 | Соседская община. Переход от собирательства на земледелие и скотоводство. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Зарождение неравенства и знаний | Представление первобытных людей об окружающем мире | Западная Азия, старейшина, совет старейшин, дух, жертва, знать, племя, молитва, раб, ремесленники, мотыга, гончарный круг | Описывать условия и образ земледельцев и скотоводов. Объяснить смысл исторических понятий урока. Устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека. Сравнить родовую общину и соседскую общину. Рассказать о жизни семей земледельца или скотовода | Задание на описание предметов быта и орудий труда первобытных земледельца и скотовода. Описать жизнь земледельцев и скотоводов. Объяснить причины возникновения ремесла. Задание на объяснение исторических терминов. | Учебник §4, 5 с. 20-27; Подготовить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Составление кроссвордов | 17.10 |
14 | Повторительно- обобщающий урок: «Первобытный мир» | 1 | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации. Рассказывать о жизни и занятиях первобытного мира | Все понятия и значения темы 1, включая понятия темы 3 | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины. Решать кроссворды | Тестирование, решение кроссвордов, диктант (терминов) | 21.10 | ||
Раздел 3. Древний Восток (17 часов) | |||||||||
15 | Древний Египет. Государство на берегах Нила. | 1 | Древний Египет: географическое местоположение и природные условия, население. Возникновение и управление государством в Древнем Египте: фараон - Урок повторения по теме «Древний Египет» | Мифы о богах | Государство, фараон, оазис | Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древнего Египта. | Задание на работу с картой. | §6, вопросы с.35 Нарисовать схему управления Древнего Египта | 24.10 |
16 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль | шадуф, вельможа, налог, каналы, амулет, кораблестроители, колесницы, | Объяснить смысл терминов. Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян. | Составить рассказ описание: «Жизнь и быт Фараона, жреца, земледельца, раба». | §7, вопросы с. 39 | 4.11 | |
17 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Возникновение и управление государством в Древнем Египте: жизнь египетского царского | Каменная гробница | Объяснить назначение пирамид, гробниц | §8, вопросы с.43 | 7.11 | ||
18 | Военные походы фараонов | 1 | Возникновение и управление государством в Древнем Египте: военные походы фараонов. | колесницы | Нарисовать характерные черты политического строя. Выделить основные черты, присущие группам населения. | Задание на изложение выводов и Работа с документами | §9, вопросы с.48 Составить кроссворд. | 11.11 | |
19 | Религия древних Египтян | 1 | Религия древних египтян. | храмы, миф, мумия, саркофаги | Объяснить назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов | Рассказ о мифах и религии египтян. | §10, вопросы с.53 | 14.11 | |
20 | Культура Древнего Египта | 1 | Культура Древнего Египта: а) храмы и пирамиды; б) письменность в) искусства; г) древнеегипетская школа. | пирамида, статуя, рельеф, астрономия | §11-12, вопросы с. 57, 62.Сделать макет египетской пирамиды | 18.11 | |||
21 | Повторительно- обобщающий урок: «Древний Египет» | 1 | Определение длительности существования Древнего Египта | 21.11 | |||||
22 | Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. | 1 | Древнее Двуречье: а) местоположение, природные условия, климат; б)население и его занятия; в) мифы и боги. | Сказания о героях и богах | Двуречье, клинопись | Называть и показывать расположение Древневосточных государств на карте. Уметь работать с историческими документами. | Установление хронологической последовательности развития стран. Ориентирование на географической карте. | Учебник §13, вопросы | 25.11 |
23 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Древний Вавилон: а) Хаммурапи и его законы; б) научные знания и литература | Вавилония, законы | Объяснять: цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи. | Учебник §14, вопросы | 28.11 | ||
24 | Финикийские мореплаватели | 1 | Восточное Средиземноморье: а) Финикия и Палестина. Население и его занятия; б) ремесла, торговля; в) религия. | оливки, колонии, алфавит, буква, | Выделять общее и особенное в образе жизни и занятий жителей Древнего Египта и Западной Азии. | Составление таблиц на сравнение: жизни и занятий людей стран Западной Азии; письменности в Древнем Египте, Междуречье и Финикии. | Учебник §15, вопросы Подготовить сравнительные таблицы | 2.12 | |
25 | Библейские сказания | 1 | Культура народов Западной Азии в древности: а) письменность; б) мифы; в) Библия, храмы. | Сказания о героях и богах | Библия, Ветхий Завет | Сравнивать религии египтян и жителей Западной Азии. | Составление таблиц на сравнение: религиозных | Учебник §16, вопросы Подготовить сравнительные таблицы | 5.12 |
26 | Древнееврейское царство | 1 | Библейские сказания; Предания о первых царях; Правление Соломона; Храм в Иерусалиме | Иерихон, праща, жертвенник | Сравнивать культуру Передней Азии и Древнего Египта | Учебник §17, вопросы | 9.12 | ||
27 | Ассирийская держава | 1 | Ассирийская держава: а) местоположение; б) военное искусство; в)ассирийское искусство, библиотеки. | Библиотека, таран | Уметь работать с историческими документами. Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств. | Составление таблиц на сравнение: политического | Учебник §18, вопросы Подготовить сравнительные таблицы | 12.12 | |
28 | Персидская держава «царя царей» | 1 | Персидская держава «Царя Царей». | Лидийское царство, « царство стран | Показывать передвижения войск на карте. | Учебник §19, вопросы | 16.12 | ||
29 | Древняя Индия | 1 | Древняя Индия: а) природные условия; б) занятия населения; в) религиозные верования, легенды, сказания; г) касты. | Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, буддизм, индуизм | Называть хронологические рамки существования Древней Индии. Показывать по карте, рассказывать об особенностях природных условий Индии. Описывать условия и образ жизни, занятия людей Древней Индии. Составлять описание индийских храмов. Выделять характерные черты положения основных групп населения. | Задание на определение деятельности существования Древней Индии. Задание на работу с картой. Задание на подготовку рассказа об особенностях природных условий Индии . Задание на выявление общего в образе жизни и занятия людей в Индии и Китая. Задание на сравнение политического устройства Индии. Задание на раскрытие основных черт в занятиях людей Индии и Китая. | Учебник §20-21 Вопросы с. 100 | 19.12 | |
30 | Древний Китай | 1 | Древний Китай: а) природные условия; б) занятия населения; в) империя Цинь. Религиозно философские учения, Конфуций | Бамбук, конфуцианство, гунны, ком- пас, бумага, шелк, император | Называть хронологические рамки существования Древнего Китая. Показывать по карте, рассказывать об особенностях природных условиях Китая. Описывать условия и образ жизни, занятия людей Древнего Китая. Называть существенные черты политического устройства Китая. Выделять характерные черты положения основных групп населения. Сравнивать религиозные верования Индии и Китая. | Задание на определение деятельности существование Древнего Китая. Задание на работу с картой. Задание на подготовку рассказа об особенностях природных условий Китая. Задание на выявление общего в образе жизни и занятия людей в Индии и Китая. Задание на сравнение политического устройства Индии и Китая. Задание на раскрытие основных черт в занятиях людей Китая. Задание на выявление общего и особенного в религиозных верованиях Индии и Китая | Подготовить таблицу по сравнительным линиям «Древний Восток»: а) природные условия; б)основные слои населения; в)управление государством; г) занятие на д) религиозные верования; е)знания об окружающем мире; ж) письменность; з) архитектурные па | 23.12 | |
31 | Повторительно- обобщающий урок «Путешествие по Древнему Востоку». Культурное наследие Древнего Востока | 1 | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру | Все понятия раздела 3 | Читать карту с опорой на легенду. Поиск информации в учебнике и помещенных там документах. Описывать исторические объекты и культурные памятники. Рассказать о жизни и занятии людей. Называть имена наиболее известных правителей Древнего Востока | Раскрыть основные понятия. Выбрать необходимую информацию. Выявить общее и разное в культуре стран Древнего Востока. Работа с документами. Работа с картой | Учебник, повторить §6-23 с. 33-110 | 26.12 | |
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм (21 час) | |||||||||
32 | Древнейшая Греция. Греки и критяне. | 1 | Природные условия Древней Греции. Население и его занятия. Древнейшие государства Крит. | Древнегреческая мифология. | Ахейцы, дорийцы, мифология | Рассказывать о при- родных условиях Древней Греции и их влиянии на жизнь людей. Рассказывать о населении Древней Греции и его занятиях. Соотносить миф о возникновении государства на острове Крит с реальными событиями. | Задание на описание природных условий Древней Греции и показ влияния этих условий на жизнь людей. Задание на характеристику занятий населения Древней Греции. | Учебник §24, вопросы с. 116 | 13.01 |
33 | Микены и Троя | 1 | Древнейшие государство Микены. Троянская война. | Рассказывать о Микенском государстве, характеризовать Микенские дворцы. Рассказать о политическом устройстве древнегреческих государств Крит, Микены. Объяснять появление Троянского Царства. Излагать миф о причинах Троянской войны. | .Задание на рассказ о древнегреческих государствах: Крите и Микенах. Используя мифы, характеризовать политическое устройство Критского и Микенского государств. | Учебник §25, вопросы с. 120 | 16.01 | ||
34 | Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | Эллины, Илиада, | . «Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни. | Задание на анализ «Илиады» и «Одиссеи», определение реального и мифического в жизни героев. | Учебник §26-27, вопросы с. 124-129 | 20.01 | |
35 | Религия древних греков | 1 | Религия древних греков, сказания о богах и героях | Легенды о людях и богах | Титаны, фрески | Излагать мифы Древней Эллады, объяснять их значение для изучения истории. Показывать, как в мифах Древней Греции рассказывалось об устройстве мифа и истории общества, о греческих богах. Рассказывать о религии древних греков | Задание на объяснение сути религии древних греков. Задание на изложение мифов Древней Греции, соотнесение в них мифического и реального. | Учебник §28, вопросы с. 133 Составить список греческих богов | 23.01 |
36 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Местоположение и природные условия Аттики. Развитие ремесла и земледелия Афин. Демос и знать. | Полис, колонии, ареопаг, архонты, демос, долговой камень | Объяснить, как образовывались греческие полисы. Объяснить причины деления полисов по роду занятий на торговоремесленные и селькохозяйственные. Рассказать об Афинах как смешанном полисе: торгово-ремесленном и сельскохозяйственном. | Задание на выбор дат из предложенных. Задание на указание места событий реформы, война. Задание на определение по единичным фактам общего явления демократия, реформы, войны. Задание на объяснение понятий урока. | Учебник §29 вопросы с. 137 | 27.01 | |
37 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | . Реформы Солона. Свободные рабы. | Гражданин, демократия | Раскрывать суть реформ Солона, показывать изменения, произошедшие в результате реформ. | Задание на выявление причин и следствий реформ Солона. | §30 вопросы с.140 | 30.01 | |
38 | Древняя Спарта | 1 | Спарта - военный лагерь. | Спарта, Совет старейшин, Народное собрание, лаконичная речь | Рассказывать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство. | . Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте. Задание на поиск информации о занятиях афинян и спартанцев | §31 вопросы с. 144 | 3.02 | |
39 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Греческие колонии. | Пираты, Скил, хитон | Характеризовать политическую власть в Афинах VIII—VII вв. до н.э | Задание на указание места событий реформы, война. | §32 вопросы с. 149 | 6.02 | |
40 | Олимпийские игры в древности | 1 | Олимпийские игры в древности | Олимпия, атлеты, Олимпийские игры | Рассказать о олимпийских играх в древности | Задание на установление последовательности событий. | §33 вопросы с.154 | 10.02 | |
41 | Победа греков над персами в марафонской битве | 1 | Греко-персидские войны | Стратег, фаланга | Раскрывать причины греко-персидских войн. | Задание на дли- тельность события греко-персидские войны. Задание на определение участников греко-персидских войн. | §34 вопросы с. 158 | 13.02 | |
42 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Саламинское сражение | Эллины, Эллада, триера | Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях- | Задание на классификацию по отдельному признаку событий. | §35 вопросы с. 163 | 17.02 | |
43 | Возвышение Афин в V в. до н. э. и рассвет демократии. В гаванях афинского порта Пирей | 1 | В гаванях афинского порта Пирей. Состав населения Афинского полиса. Архитектура Афин. Образование афинян: а)начальная школа; б) гимнасии; в) взгляды древ | Морской союз, Парфенон, театр, орхестра, комедия, трагедия | Находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов Описывать и выявлять особенности архитектуры в храмах | Задание на объяснение назначения памятников архитектуры. | Учебник §36 вопросы с.167 | 20.02 | |
44 | В городе богини Афины | 1 | Город Афины. | Агора, керамик, портики, кариатиды | Описывать город Афины. Определять положение женщин в Афинах | Составление кроссворда "Архитектура и образование" | §37 вопросы с.172 | 24.02 | |
45 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | . В афинских школах и гимнасиях. | Педагог, палестра, гимнасии | Находить общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев. | Сочинение о жизни афинян. Сравнительная таблица образования в Афинах и Спарте | §38 вопросы с. 176 | 27.02 | |
46 | В театре Диониса | 1 | Возникновение театра: трагедия и комедия. | Сатиры, орхестра, скене, театр, трагедии, комедии | Рассказать о театре, отличие комедии и трагедии в Древней Греции. | Сочинение о жизни афинян. | §39 вопросы с. 186 | 3.03 | |
47 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Афинская демократия при Перик-ле. Народное собрание. Друзья и соратники Перикла | Перикл, Анаксагор,Сократ. Геродот | Характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии | Составить рассказ об участниках демократического управления. | §40 вопросы с. 181 | 6.03 | |
48 | Македонские завоевания в IV в. до н. э. Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | Возвышение Македонии. Македонское войско. | Междоусобица, фаланга, осадная башня | Объяснить причины возникновения македонского царства. Характеризовать внутреннюю жизнь Македонии. Описывать состояние македонской армии. Объяснять причины потери Грецией независимости Рассказывать о македонских царях Филиппе и Александре. | Задание на выбор дат из предложенных. Задание на работу с картой: показывать последовательность формирования державы Александра Македонского. Задание на сравнение армий Александра Македонского и Дария Третьего. Задание на выявление причин потери независимости Грецией и распада державы Александра Македонского. Задание на сравнение поведения царей Македонии -Филиппа и Александра. Задание на рассказ о новом городе -Александрии Египетской. | §41 вопросы с. 190 | 10.03 | |
49 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Поход Александра Македонского на Восток. Потеря Грецией независимости. Держава Александра Македонского и ее распад | Рассказывать о войне Александра Македонского против персов. Описывать войско персов. | Задание на сравнение армий Александра Македонского и Дария Третьего. Задание на выявление причин потери независимости Грецией и распада державы Александра Македонского. | §42 вопросы с. 195 | 13.03 | ||
50 | В Александрии Египетской | 1 | В Древней Александрии Египетской. Торговый и культурный центр восточного Средиземноморья, музеи, библиотеки | Фаросский маяк, Александрийская библиотека | Рассказывать об Александрии Египетской. Объяснить причины распада Александра Македонского. Рассказывать о развитии в Древней Греции. Составлять описания памятников архитектуры Древней Греции. Находить общее в быту и образовании афинян и спартанцев | Задание на перечисление имен писателей, драматургов, скульпторов. Задание на описание досуга древних греков. Задание на объяснение назначения памятников Древней Греции. Сравнивать образование в Афинах и Спарте | §43 вопросы с. 202 | 17.03 | |
51 | Урок повторительно-обобщающий по теме «Древняя Греция» | 1 | Политическая сис- тема Древней Греции. Образ жизни и быт жителей Древней Греции. Развитие культуры в Древней Греции | Культурное наследие Древней Греции в эллинистическом мире. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель | Все термины и понятия по разделу | Сопоставить факты. Работать с документами. Решать кроссворды по теме. Выделить главную мысль | Решение кроссворда. Тестирование | Учебник, повторить §24-43 с. 112-198 | 20.03 |
Раздел 5. Древний Рим (15 часов) | |||||||||
52 | Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии | 1 | Природа и населении Древней Италии. Религиозные верования. Занятия и положения жителей. Патриции и плебеи. Возникновение республики. Военные победы римлян. | Веста, ликторы, патриции, плебеи, сенат, консул, республика, право вето, народные трибуны | Называть дату основания Рима и превращение его в крупный город. Описывать условия жизни древних латинян. Излагать легенду об основании Рима, соотносить содержание легенды с реальными научными знаниями об основании Рима. Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим. Рассказывать о религиозном веровании в Древнем Риме | Задание на выбор дат из предложенных. Задание на уста- новление длительности превращения Рима из маленького городка в крупный столичный город. Задание на описание природных условий в Италии. Задание на соотнесение природных условий с занятиями древних римлян. Задание на определение по содержанию легенды системы управления при Ромуле.Задание на работу с контурной картой Задание на рассказ о религиозных верованиях Древнего Рима | Учебник §44-45 вопросы с.208, 211 подготовить рассказ о религиозных верованиях Древнего Рима; | 31.03 | |
53 | Устройство Римской республики | 1 | Выборы консулов и принятие законов. Римское войско | Форум, легионы | Рассказывать о реальном управлении в древнейшем Риме. Объяснять причину разделения населения на патрициев и плебеев. Причину отмены выборности царей. | Задание на перечисление первых царей Рима. Рассказывать о реальном управлении в древнейшем Риме. | Учебник §46 вопросы с.216 | 3.04 | |
54 | Рим - сильнейшая держава. Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Римское войско. Войны Рима с Карфагеном. | Римское право | гладиаторы, амфитеатр, закон, гражданская война, император, меценат | Определять даты по названным событиям. Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия. | Задание на анализ фактов и определение по ним события. Задание на описание войн Римской республики. Задание на описание войска римлян, галлов, карфагенян. | Учебник §47 вопросы с.220 | 7.04 |
55 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в древнем Риме. | 1 | Установление господства Рима во всем Средизем- номорье. Рабство в Древнем Риме. | Император, триумф, имение, гладиаторы, амфитеатры | Установление власти Рима над всем Средиземноморьем. Рассказывать о рабовладении в Древнем Риме: завоевание, жизнь, работа, использование в качестве развлечения. | Задание на описание жизни рабов в Римской республике. | Учебник §48-49 вопросы с.225,230 | 10.04 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов. | Оратор, югер | Рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов. | Задание на анализ фактов и определение по ним события. | Учебник §50 вопросы с.234 | 14.04 | |
57 | Восстание Спартака | 1 | Восстание Спартака. Кризис управления. | Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты | Излагать причины восстания Спартака | Учебник §51 вопросы с.238 | 17.04 | ||
58 | Единовластие Цезаря | 1 | Единовластие Цезаря. | Гражданская война | Объяснить причины и последствия гражданских войн в Риме. Правление Цезаря. | . Излагать причины гражданских войн в Римской республике. | Учебник §52 вопросы с.243 | 21.04 | |
59 | Установление империи | 1 | Установление империи в Риме | Завещание, преоторианцы | Сравнивать управление в древнейшем Риме и молодой Римской республике. | Задание на сравнение управления в древнейшем Риме и Римской республике. Задание на группировку событий Римской республики. | Учебник §53 вопросы с.247Подготовить сравнительную таблицу по управлению в древнейшем Риме и Римской империи | 24.04 | |
60 | Соседи Римской империи | 1 | Территория Рим- ской империи. Соседи Римской им перии. Установление мира с Парфией. Жизнь германцев | Славянские народы, венеды | Описывать жизнь соседей Римской империи. | Задание на уста- новление последовательности событий в Римской империи. Задание на описание условий и образа жизни римлян и их соседей. Задание на выявление характерных черт управления Римской империи. Объяснить смысл появления христианства в Риме. Задание на сравнение систем управления в древнейшем Риме, Римской республики, империи. Задание на описание архитектурных сооружений и скульптурных памятников. Задание на перечисление основных литературных произведений и изложений краткого их содержания. | Учебник §54 вопросы с.250 | 28.04 | |
61 | В Риме при императоре Нероне | 1 | Правление Нерона | Учебник §55 Вопросы с.256 | 5.05 | ||||
62 | Первые христиане и их учение | 1 | Распространение христианства. | Страшный суд, царство божие, Евангелие | Иисус, апостолы, христианство, "Евангелие", священник, Нагорная проповедь, | Рассказывать о зарождении христианства. Рассказывать о труде и досуге римлян. | Учебник §56 Вопросы с.261 | 8.05 | |
63 | Расцвет империи во 2-м веке | 1 | Расцвет Римской империи во II в. | Колоны, рабы с хижинами | Учебник §57 с.265 вопросы | 12.05 | |||
64 | « Вечный город» и его жители | 1 | Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура Древнего Рима. Римская литература. Развитие наук | бетон, пантеон, Колизей, триумфальная арка, | Описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники. Перечислять основные литературные произведения Древнего Рима. | Учебник §58 вопросы с.271 | 15.05 | ||
65 | Римская империя при Константине | 1 | Управление Римской империей.. | Давать характеристику римским императорам: Октавиан, Нерон, Траян, Константин. | Учебник §59 Вопросы с.274 | 19.05 | |||
66 | Взятие Рима варварами | 1 | Разделение Римской империи на западную и восточную. Падение Римской западной империи. | император, преторианцы, варвары | Рассказывать о борьбе римлян с варварами. Объяснять причины распада Римской империи на западную и восточную. | Задание на перечисление событий, обстоятельств и участников важнейших событий в Римской империи. | Учебник §60 Вопросы с.281 | 22.05 | |
67 | Семь чудес света (1 час) | 1 | Семь чудес света. | Скульптор, пирамиды, мавзолей, статуи | Рассказать о семи чудесах света. | Задание на перечисление семи чудес света | Составление кроссвордов, рисунки, проект | ||
68 | Повторительно- обобщающий урок (1 час) | 1 | Особенности цивилизации Греции и Рима. Правление народом. Вклад народов древности в мировую культуру | Семь чудес света | Сравнить цивилизации Греции и Рима. Сравнить древние мировые культуры. Основные черты народо-правления | Тестирование. Работа с документами. Составление таблиц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прoграмма к учебнику Ф. А. Михайловского "Всеобщая история. История Древнего мира" .5 класс.
Представленная рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе основной школы по учебнику Ф. А. Михайловского " Всеобщая история. История Древнего мира", создана с учетом требований Государств...
Рабочая программа "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс
Данная рабочая программа разработана на основе:БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.; Федерального компонента государственного образовательного стандарта, ...
Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» разработана в соответствии с тре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ Всеобщая история .История древнего мира /5 класс/
Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Всеобщей истории (История Древнего мира) 5 класс
Рабочая программа основного общего образования по Всеобщей истории для 5-х классов составлена на основе:фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения ос...
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....
Примерная рабочая программа "Всеобщая история. История Древнего мира"
Примерная рабочая программа к учебнику В.О. Никишина, А.В. Стрелкова, О.В. Томашевича, Ф.А. Михайловского...