Урок-исследование на тему «Цивилизационный выбор России».
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Данный урок проводился в рамках Всероссийской конференции, посвящённой проблемам современного образования. Помимо конспекта урока, материал содержит подробный его анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование.
Тема: «Цивилизационный выбор России».
Цель урока:
Формирование у учащихся навыков исторического исследования через использование и развитие их метапредметных умений при изучении одной из актуальных тем отечественной истории.
Проблема:
Трудности в формировании конкретно-исторического мышления и научного мироввозрения и традиционных ценностей в условиях, когда учащиеся в современном обществе меньше интересуются вопросами истории и не всегда умеют свои учебные умения, полученные на уроках, применять в нестандартной учебной ситуации.
Актуальность:
Важно преодоление некоторой алгоритмизации действий и стереотипности мышления при неумении переноса общеучебных умений в изменившуюся учебную ситуацию, особенно для учащихся выпускных классов, готовящихся к поступлению в вузы.
Гипотеза урока:
При правильно выбранных форме и методах урока, учащиеся смогут усвоить основные аспекты темы, опираясь на метапредметные умения и развить их даже изучая тему с новым учителем.
Методы исследования:
Конкретно-исторический метод, выработка гипотезы урока, постановка целей и задач, работа с документами, сравнительный анализ источников, научная дискуссия, формулирование выводов исследования.
Особенности данной формы урока урока:
Подготовительная работа учащихся с источниками для подготовки к дискуссии по теме, большой объём подготовительной работы учителя по выбору документов, индивидуальное консультирование учащихся и формирование групп.
Метапредметные умения:
1. Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания):
личностная и гражданская самоидентификация, личностное развитие – развитие готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетентности уметь учиться; формирование образа мира, ценностного-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
2. Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические):
формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии;
3. Коммуникативные:
диалогичность и партнёрство - формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
Данный урок включён в учебный модуль «Начало Руси» - «Цивилизационная альтернатива – выбор России». Этому модулю отводится 3 урока.
На первом уроке применяется учебная лекция. Деятельность учащихся сопровождается технологической картой с разными уровнями заданий. В качестве домашнего задания учащиеся помимо работы с материалами лекции и рекомендованы дополнительные материалы к ней и задание в контурной карте для уточнения геополитического положения древней Руси.
Второй урок проходит в форме исторического исследования с использованием конкретно исторического метода работы с письменными историческими источниками. Что позволило формировать у учащихся научное мировоззрение. В основу урока были положены историография как наука и принцип полифоничности исторической науки.
Третий урок – дискуссия с заполнением таблицы, помогающей определить позиции участников полемики.
Продуктивное задание на дом: самостоятельно сделать все возможные выводы о значении и последствиях принятия на Руси православия.
На протяжении всех трёх уроков применяется самооценка учащимися своей деятельности на всех её этапах параллельно с оцениванием учителем и учителем-оппонентом, а так же оценкой учащихся-партнёров и учащихся из других групп.
Словарь урока на доске:
историография, цивилизация, религия, язычество, христианство.
Эпиграф на доске:
Мы
«У нас чужая голова,
И убежденья сердца хрупки...
Мы - европейские слова
И азиатские поступки».
Николай Щербина
Ход урока:
I. Организационный момент:
– актуализация знаний по теме и определение проблемы исследования;
– формирование групп.
II. Работа с картой. Геополитическое положение Древней Руси.
III. Хронолайнер. Периодизация – Древняя Русь, точки зрения на дату принятия христианства.
IV. Презентация «Выбор веры».
V. Деталь ролевой игры «Архивариус». Учитель зачитывает из «Истории государства российского» М. Карамзина:
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие».
Затем, представители групп «идут в архив» (на учительском столе приготовлено нужное количество книг по теме) и выбирают источники, по которым они будут изучать тему.
VI. Работа с источниками.
VII. Выступления групп и заполнение таблицы об основных идеях историков различных эпох по проблеме принятия христианства на Руси.
VIII. Дискуссия по теме.
IX. Рефлексия – оценки и самооценка в технологической карте.
X. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Памятка «Конкретно-исторический метод исторического исследования»
2. Технологическая карта урока.
3. Презентация к уроку, выполненная учащимися.
АНАЛИЗ УРОКА
Урок-исследование на тему: «Цивилизационный выбор России».
Цель урока:
Формирование у учащихся навыков исторического исследования через использование и развитие их метапредметных умений при изучении одной из актуальных тем отечественной истории.
Проблема:
Трудности в формировании конкретно-исторического мышления и научного мироввозрения и традиционных ценностей в условиях, когда учащиеся в современном обществе меньше интересуются вопросами истории и не всегда умеют свои учебные умения, полученные на уроках, применять в нестандартной учебной ситуации.
Актуальность:
Важно преодоление некоторой алгоритмизации действий и стереотипности мышления при неумении переноса общеучебных умений в изменившуюся учебную ситуацию, особенно для учащихся выпускных классов, готовящихся к поступлению в вузы.
Гипотеза урока:
При правильно выбранных форме и методах урока, учащиеся смогут усвоить основные аспекты темы, опираясь на метапредметные умения и развить их даже изучая тему с новым учителем.
Методы исследования:
Конкретно-исторический метод, выработка гипотезы урока, постановка целей и задач, работа с документами, сравнительный анализ источников, научная дискуссия, формулирование выводов исследования.
Особенности данной формы урока:
Подготовительная работа учащихся с источниками для подготовки к дискуссии по теме, большой объём подготовительной работы учителя по выбору документов, индивидуальное консультирование учащихся и формирование групп. Одной из форм подготовки к данному уроку является предварительный «урок в музее» – экскурсия в Третьяковскую галерею с целью знакомства с иконописью на Руси.
Метапредметные умения:
1.Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания):
личностная и гражданская самоидентификация, личностное развитие – развитие готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетентности уметь учиться; формирование образа мира, ценностного-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
2.Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические):
формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии;
3.Коммуникативные:
диалогичность и партнёрство - формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
Данный урок был включён в учебный модуль «Начало Руси» - «Цивилизационная альтернатива – выбор России». Этому модулю отводится 3 урока.
На первом уроке применялась учебная лекция. Деятельность учащихся сопровождалась технологической картой с разными уровнями заданий. В качестве домашнего задания учащиеся помимо работы с материалами лекции и рекомендованными дополнительными материалами к ней, выполняли задание в контурной карте для уточнения геополитического положения древней Руси.
Второй урок проходил в форме исторического исследования с использованием конкретно исторического метода работы с письменными историческими источниками. Что позволило формировать у учащихся научное мировоззрение. В основу урока были положены историография как наука и принцип полифоничности исторической науки.
Для третьего урока была выбрана форма дискуссии с заполнением таблицы, помогающей определить позиции участников полемики.
В качестве продуктивного задания на дом учащимся было предложено самостоятельно сделать все возможные выводы о значении и последствиях принятия на Руси православия.
На протяжении всех трёх уроков применялся метод самооценки учащимися своей деятельности на всех её этапах параллельно с оцениванием учителем и учителем-оппонентом, а так же оценкой учащихся-партнёров и учащихся из других групп. Это очень эффективный метод рефлексии учебной деятельности, позволяющий дополнительно мотивировать учащихся.
Гипотеза подтвердилась. Учащиеся смогли успешно действовать в условиях изменения учебной ситуации. В целом, такая организация урока в старшей школе позволила достигнуть поставленной цели и показала, что в целом УУД учащихся старших классов нашей школы сформированы. Это подтверждает эффективность программы, выработанной нами с целью реализации требований стандартов нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс
Урок разработан в помощь учителям географии...
Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"
Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствова...
Урок – исследование. Проблема выбора: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)
План - конспект открытого урока по литературе в 11 класс: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)...
исследовательская работа по теме: "Христианство -выбор цивилизационного пути восточных славян"
Работа получила 1 место в региональном конкурсе "Благодатный отрок", выполнила ученица 10 класса....
Урок истории в 10 классе " Цивилизационный выбор Руси- между Востоком и Западом."
Разработка урока, на которм рассматривается цивилизационная альтернатива Руси в 13 веке.Урок построен на основе работы с историческими источниками....
Методические рекомендации к интегрированной программе творческо-исследовательской деятельности "Цивилизационное наследие России" к курсу "География" (5-9 классы)
Интеграционная программа ТИД ЦНР составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО предмета «География», представленных в ФГОС ООО, а также с учетом особенностей и результатов...