Урок – исследование. Проблема выбора: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)
план-конспект урока (11 класс) по теме
План - конспект открытого урока по литературе в 11 класс: «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_e.zamyatin_my.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема выбора: «Я» или «Мы»?
(по роману Е.Замятина «Мы»)
Роман «Мы»- это протест против тупика,
в который упирается
европейско-американская
цивилизация , стирающая,
механизирующая,
омашинивающая человека.
Е.Замятин
Всё – мы, во всем – мы,
мы – пламень и свет побеждающий,
сами себе божество ,
и судья, и закон.
В.Кириллов
Где люди? Где?
Г.Баратынский
Цели урока: погрузиться в созданный автором мир, попробовать понять, как передал Е.Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, как боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;
рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе;
увидеть, каким образом автор решает проблему выбора «я» и «мы», выявить основные черты антиутопии;
способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся, развитие навыков анализа и синтеза материала, овладение речью как средством передачи мыслей, чувств , содержания внутреннего мира человека;
воспитывать чувство ответственности за будущее, умение делать правильный выбор.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение цели и темы урока
- «Мы» - первый роман – антиутопия. Создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году. В 1929 был использован для массированной критики Е.Замятина, который вынужден защищаться, оправдываться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и «проявление вредительства интересам советской литературы». Это первый роман – предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей . Писатель проследил логический путь, который непременно ведет к Единому Государству, но вместо идеального, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали социалисты, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные нумера интегрированы в послушное и пассивное «мы», неодушевленный механизм.
Итак , «Мы» - роман о будущем, написанный в эпоху созидания этого будущего, сомнений в своей «единственной правильности» – не вызывающего. Чтобы понять, в какую сторону будет сделан выбор, выстоит ли человек перед всё усиливающимся насилием над его совестью, волей, душой, попытаемся понять мир над названием «Мы».
Что такое «Мы»: органическое соединение разных неповторимых «Я» или нечто безликое, сплошное, однородные, масса, толпа, стая ?
Как по - вашему должны соотноситься «Я» человека и «Мы» человечества?
- Работа в группах
1-группа
Единое Государство. Взаимоотношение государства и личности. Благодетель. Радетель за народ или палача народа?
2-группа
Условия жизни в Едином Государстве
3-группа
Судьба человека Д-503
4-группа
Женские образы в романе
5-группа
Христианская символика в романе.
Числовая символика в романе
1-я группа
Единое Государство: цели, устройство, механизмы, принципы самоорганизации.
Взаимоотношения государства и личности. Благодетель. Смысл двойственной функции: радетель за народ или палач народа. Механизмы управления.
Благодетель
Оперативный отдел
Камера Скрижаль
Подслушивающие, Бюро хранителей
подсматривающие устройства
-Наш долг заставить их быть счастливыми.
-Величественный праздник победы всех над одним, суммы над единицей.
-Мы счастливейшее среднее арифметическое.
-Официальный язык государства – слово.
-Мечта людей: чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье – и потом приковал их к этому счастью на цепь.
Чем достигнут идеальный уклад жизни?
Вывод: Идеальный общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. Всеобщее счастье не счастье каждого человека, а его подавление, полное физическое уничтожение. Одно из главных орудий Государства – Слово, которое может не только подчинить человека чужой воле, но и оправдать насилие и рабство, заставить поверить, что несвобода и есть счастье. Человеческая жизнь обесценивается до предела. «Нумер» легко заменим.
2-я группа
Условия жизни в Едином Государстве: быт, нравы, труд и отдых, заботы, искусство, наука, творчество, любовь.
Какова роль разума в организации жизни. Как решается проблема «Я» и «Мы».
-Права и обязанности: тонне – право, грамму – обязанности.
-Они пришли, чтобы совершить подвиг.
-Цветы судебных приговоров.
-Опоздавший на работу – трагедия.
-Счастье благополучие.
-Регуляция деторождения.
-Несвобода есть наше счастье.
-Счастье в отказе от «Я» и в растворении в безличном «Мы».
-Личное сознание – болезнь.
-Художественное творчество – государственная служба.
-Интимная жизнь – государственная обязанность.
-Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф не может быть.
-Какое неизъяснимое очарование в этой ежедневности, повторяемости, зеркальности.
Как решается проблема выбора «Я» или «Мы»?
Вывод: Произошла подмена всех человеческих ценностей. Идея всеобщего равенства обозначается всеобщей одинаковостью, усредненностью, идея гармонии личного и общего – идей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни.
Малое проявление свободы, индивидуальности – ошибка, добровольный отказ от счастья - преступление.
3-я группа
Судьба человека. История Д-503. Взаимоотношения личности и государства.
Роман написан в форме дневниковых записей – конспектов, их число – 40. Д-503 - математик, первый строитель «Интеграла», движим целью прославить достижения идеально устроенного общества .
Что же победит в душе героя: долг перед Государством или появившееся чувство – любовь, стремление быть свободной личностью, а не рабом ?
Вывод: Мир в романе дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. В нем проступила глубина, появилось иррациональное начало, свидетельствующее о том, что человека нельзя измерить. Герой романа оказывается в состоянии конфликта не только с Государством, но и с самим собой. У него образовалась душа, которая своей огромностью, неуправляемостью страшит. Развязка трагична. «Я» героя не может вынести нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием «Мы».
4-я группа
Женские образы в романе
…у Замятина так хорошо,
интимно и нежно удаются женские типы:
они у него все особенные (А.Воронский)
Итак, любовь – смертельный враг Единого Государства.
И I-330, и О-90 сильные характеры, - не колеблясь, противостоят Единому Государству, но совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.
Вывод: пробуждение любви приводит к пробуждению «Я» в человеке, любовь по своей природе личностна, избирательна, и уже этим противостоит обезличенному миру.
5-я группа
Христианские символика. Числовая символика в романе
- Христианская символика активно используется в романе.
Имя и нумер И-330 возможно, указывают на возраст Христа в момент его жертвенного подвига, умноженный на 10. Удесятерение страдания - женщина приносит себя в жертву в искупление грехов других нумеров Единого Государства.
Раздражающий Х прочитывается как крест.
Еретический дух – божественный дух. Она – Мессия, Мировая душа, призванная спасти земной мир и духовно обновить человечество. Образ близок образу Иисуса Христа.
Часовая скрижаль – своеобразная икона в мире Единого Государства. Летоисчисление в мире антиутопии «ведется, после скрижали»- как после Рождества в «древнем мире».
Голод устранен с открытием нефтяной пищи, которая по сути, напоминает древний символ христианства – хлеб, хлеб и вино – символизируют тело и кровь Христовы.
«Вероятно, из религиозных предрассудков, дикие христиане упрямо держались за свой хлеб». В романе не говорится о хлебе насущном, ведь тем самым подразумевался бы хлеб духовный, но в этом мире не может быть духовной сферы.
- Числовая символика базируется на христианском представлении о мистическом характере чисел. Замечательно число 40.
В христианкой практике оно связанно с молитвой об умершем в течении 40 дней – надеждой, очищением, символ приготовления к новой жизни. Записей в романе ровно 40, можно рассмотреть, как несостоявшуюся возможность приготовления к новой жизни героя романа. Актуальны и другие евангельские параллели. Герою романа в момент свершения событий (на пасху праздник Единомыслия) 32 года, т.е. не дорос до возраста Христа, до его жертвенного подвига.
Д-503в имене - нумере присутствуют числа 5 и 3, видимо, символизируя мистическое единение героя и новой церкви – мира Единого Государства. Цифра «5» воспринималась как знак мистического единения земной церкви, человечества со Спасителем (евангельская легенда о пяти хлебах, насытившись 5000 человек, пять ран Иисуса).
Главный вопрос Замятина. Выстоит ли человек перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?
У человека всегда есть выбор. Но если он подвергается воздействию тоталитарной системы, то просто перестаёт быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму. Растворение «Я» в «Мы» - тупиковый путь развития человека в русле истории. Позитивный – любовь, счастье, свобода, культура.
- Итог урока
- Домашнее задание: сочинение - рассуждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"
Автором представлены разработки серии уроков по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями....
Урок - исследование "Проблема счастья в романе Л.Толстого "Война и мир"
Урок -исследование, в котором внимание обращено к женским образам романа. Что такое счастье? Как его понимают Мари Болконская, Соня, Наташа Ростова и Элен? Кто из героинь действительно счастлив? Почем...
Творчество Е. Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»
Урок по литературе в 11 классе по теме: "Творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе "Мы"....
Итоговый урок по роману Е. Замятина "Мы"
Урок по роману Е. Замятина "Мы". Маршрутный лист для рабочих групп....
Урок-заключение по роману Евгения Замятина "Мы"
Урок- заключение по роману Е.Замятина "Мы". Анализ образа главного героя (Д-503). Включение элементов сопоставления с творчеством Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. К уроку прилагаются индивидуальные с...
Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)
Презентация к уроку литературы «Я» или «Мы»? (по роману Е. Замятина «Мы»)...
План конспект урока литературы в 11 классе на тему: «Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство»
laquo;Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство»...