исследовательская работа по теме: "Христианство -выбор цивилизационного пути восточных славян"
проект по истории (10 класс) на тему
Работа получила 1 место в региональном конкурсе "Благодатный отрок", выполнила ученица 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: исследовательские работы.
Название работы:
«Христианство – как выбор цивилизационного пути восточнославянских племен: мир языческий, мир христианский, мир соседей-кочевников.
Точки соприкосновения и противоречия».
Автор: Абрамова Анастасия Максимовна,
Ученица 9 класса,15 лет.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя
общеобразовательная школа»
администрации муниципального
образования Киреевский район Тульская область
Руководитель: Игнатова Ирина Геннадьевна
- учитель истории и обществознания.
Тел.: 8-950-909-73-78
Оглавление.
Введение.
1. Отказ от язычества.
2. Как князь Владимир выбирал веру.
3. Религиозные альтернативы.
А) Общие черты.
Б) иудаизм
В) ислам
Г) византийское православие
Д) православие и католицизм
4. Крещение Руси.
5. Последствия принятия Русью христианства.
6. Память о равноапостольном князе Владимире
Заключение.
Аннотация.
Добившись единовластия в Русской земле, князь Владимир обратился к задачам ее внутреннего обустройства. Первой задачей был поиск религии, которая могла бы объединить разноплеменные земли. Почему же великий князь Владимир отказался от язычества и стал искать новую веру?
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Поэтому была велика вероятность принятия любой их трёх религий. Рядом находились сильные государства, где господствовала какая-либо из мировых религий; Хазарский каганат на Нижней Волге (иудаизм), Булгария на Средней Волге (илам) и Византия (христианство). Выбор любой из великих религий представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством.
Конец Х века – это время принятия христианства в очень многих до того не христианизированных обществах Восточной и Северной Европы. Жители Руси и до Владимира начали принимать христианскую веру. Русь имела тесную связь с соседней Византией. На фоне бедной, раздробленной на мелкие государства Европы Византия выглядела богатой и процветающей страной. Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Христианство явилось духовной силой, которая сделала возможным существование и развитие европейской цивилизации, стало исходным пунктом становления современной мировой цивилизации. В этом его всемирно-историческое значение. Ни одна другая религия не смогла сыграть подобные роли. В этом смысле выбор князем Владимиром цивилизационной альтернативы был совершенно верным. Это был выбор ориентации на Европу, а не на Азию. Исследовательская работа состоит из 31 страницы. Приложение включает в себя 1страницу. Презентация прилагается.
Введение.
«Это поворотное событие определило национальную идентичность восточных славян, задав вектор их духовно-нравственного и культурного развития. Войдя в большую семью христианских народов, мы стали причастными к великой христианской цивилизации с ее замечательными достижениями мысли, высокой духовностью и богатейшим творческим наследием. В духовно-историческом и религиозно-культурном понимании все мы, преемники днепровской иордани, являемся, невзирая на разделяющие нас заемные границы, гражданами единого духовного Отечества – Святой Руси. Для наших стран Православие стало той мощной силой, которая повлияла на формирование национального характера, нравственного облики и психологического склада народов исторической Руси. Оно также способствовало созиданию государственности восточных славян, развитию самобытной культуры и самого уклада жизни».
(Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Данная исследовательская работа посвящается 1000-летию кончины Святого князя Владимира. Эта дата, заставляет оглянуться на пройденный исторический путь и особо оценить личность Великого князя Владимира и его главное дело – крещение Руси, которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия.
Цель исследования: изучить различные исторические источники, найти информацию, факты, характеризующие возможные альтернативы в выборе веры для Руси (иудаизм, ислам, христианство). Показать значение принятия православного христианства в истории Российского государства.
1. Отказ от язычества.
Добившись единовластия в Русской земле, князь Владимир обратился к задачам ее внутреннего обустройства. Первой задачей был поиск религии, которая могла бы объединить разноплеменные земли. Первоначально он решил использовать язычество.
Язычеством древнерусские книжники называли верования разных племен – «языков», не знавших учения о едином Боге. Другое древнее название язычников – «поганые». В 980 году князь учредил в Киеве языческий пантеон из шести племенных богов. Почему же великий князь Владимир отказался от язычества, которое казалось вполне жизнеспособным? Историк Соловьев считал, что в конце 9 века оно значительно окрепло на Руси, благодаря чему возникли предпосылки для использования его в качестве государственной религии.
Во-первых, язычество не было религией в современном понимании – как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племён, в чем так нуждались восточные славяне в X–ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Да и в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей.
Языческий пантеон, включавший в себя к X веку множество языческих божеств, был настолько разнообразен, что породил множество отдельных мифологических верований. Религиозная разобщённость во многом не только не сплачивала славянский этнос, но приводила к противостоянию внутри государства.
Во-вторых, языческий культ включал в себя ряд кровавых жертвоприношений. Человеческие жертвоприношения не были исключением в языческом обществе Древней Руси. Особенно часто они происходили после кровопролитных сражений: вражеская кровь должна была искупить кровь павших в бою соплеменников. Одно из самых известных таких жертвоприношений, как описывает историк Рыбаков В. А., свершилось в 971 году, во время осады византийцами болгарского города Доростол (современная Силистрия), за стенами которого укрылось войско великого князя киевского Святослава Игоревича. В ночь перед решающим сражением русы сожгли тела своих погибших воинов, заколов предварительно множество пленных мужчин и женщин. В числе принесённых в жертву были и грудные младенцы, задушенные русами, а также петухи, которых топили в водах Дуная.
В-третьих, соседи Руси не признавали язычества. Языческие обычаи, царившие в древнерусском государстве, не позволяли вести русским князьям равноправные международные отношения с развитыми странами. Византийские хронисты описывают дохристианскую Русь как варварское государство, которое нужно остерегаться.
Языческим богам не могли поклоняться и христиане, жившие в Киеве.
Жители Руси и до Владимира, хоть и не все, но некоторые в разные времена крестились. Во-первых, славяно-русский народ был крещен святым апостолом Андреем Первозванным, который, достигши Киевских гор, благословил их и, водрузив на высоком холме крест, предсказал, что здесь будет город, в котором воссияет Божия благодать. И тех людей, которых он тогда там нашел, научил святой вере и крестил. Затем пошел и в другие русские земли, где ныне стоит Великий Новгород и другие знаменитые города, и всюду, кого смог обратить ко Христу, просветил святым крещением.
Вновь крестилась Русь в царство греческого царя Василия Македонянина, в патриаршестве святейшего Фотия, когда прислан был от них архиерей Михаил, а в то время, в малолетство русского князя Игоря Рюриковича, правил княжением его родственник и воспитатель князь Олег. И когда пришел из Царьграда в русскую землю греческий архиерей, чтобы научить святой вере неверный народ, люди желали сначала видеть какое-нибудь совершенное им чудо, и спросил архиерей, какого чуда им хочется; они же сказали: «Книга, которая учит вашей христианской вере, пусть будет брошена в огонь, и если не сгорит, тогда узнаем, что хороша и истинна ваша вера и велик Бог, тобою проповедуемый».
Архиерей же, уповая на Бога, повелел разжечь перед всеми великий огонь и, воздев руки к небу, помолился, говоря: «Прославь имя твое, Христе Боже!» И сказал это, положил книгу, святое Евангелие, в огонь, и не сгорела книга: все дрова сгорели и огонь погас, а Евангелие оказалось цело, нисколько огнем не повреждено. Увидев то чудо, многие поверили во Христа и крестились.
Еще крестилась Русь в дни великой княгини Ольги, жены великого князя русского Игоря Рюриковича, матери Святослава, бабушки Владимира: она, как говорит ее житие, пойдя в Царьград, приняла там святую веру и наречена была в святом крещении Еленой. Возвратившись же оттуда, многих она в Киеве и прочих русских городах к святому крещению привела, однако всех просветить не смогла, ибо и сына своего Святослава никак не сумела уговорить принять христианство. От тех крещений, бывших прежде Владимира, не могла расшириться и утвердиться на Руси святая вера как из-за частых войн, так и из-за князей, преданных нечестивому идолопоклонству.
Князь Владимир, прекрасно осознавал, что языческая религия это ущербный путь развития для Русского государства, и христианизация Руси была совершенно естественным актом. Обращение князя Владимира в христианскую веру это результат глубокого внутреннего поиска Бога.
2. Как князь Владимир выбирал веру.
Обратимся к легендарной истории , записанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Когда разнеслась слава о храбрости Владимира, единовластии его и размерах его царства, превышавших владения других царей и князей во всей поднебесной, начали приходить к нему проповедники из разных народов, хваля свою веру.
В начале пришли мусульмане, и спросил их Владимир: «Какова вера ваша?» Они сказали: «Мы веруем в Бога, пребывающего на небесах, и есть у нас пророк Божий Мухаммед, который позволяет нам иметь жен, кто сколько хочет и всякими страстями плотскими наслаждаться, только повелевает обрезываться, не есть свиного мяса и не пить вина». И о других делах, свойственных их вере, говорили мусульмане, но писать о них нехорошо. Будучи женолюбив, Владимир о женах слушал с удовольствием, но обрезание и отказ от вина ему не понравились, и он сказал: «Жить без вина мы не можем, ибо на Руси все веселие и удовольствие бывает в подпитии».
Приходили проповедники и от немцев, и от римского папы, и от западного кесаря, и прочих князей посланцы, каждый свою веру называя хорошей, но ни одна из них ему не полюбилась.
Пришли также и евреи, говоря, что лучше всех вер их ветхозаветная вера. И спросил их Владимир: «Где земля и царство ваши?» Они же сказали: «Наша земля—Иерусалим, Палестина и окрестности; но поскольку прогневали мы Бога грехами нашими, расточил за то нас Бог по всей Вселенной, а землю нашу отдал христианам». И сказал им Владимир: «Как же вы иных вере вашей учите, сами будучи отвергнуты вашим Богом? Ведь если бы Бог вас любил, то не расточил бы вас по чужим землям. Может, вы и нам желаете такого расточения?» И сказав это, прогнал их от лица своего.
После всех пришел к Владимиру от греческих царей Василия и Константина и от патриарха царьградского Николая Хрисоверга посол с дарами, человек выдающийся, искусный в слове и боговдохновенный, Кирилл-Философ. Это не тот Кирилл-Философ, который с братом своим Мефодием проповедовал Христа сначала среди хазар, потом в Моравии и перевел книги с греческого языка на славянский, но другой человек, носивший то же имя. Тот Кирилл-Философ жил более чем на сто лет раньше, а этот позже, и некоторые историки называют его не Кириллом, а Киром. Этот философ Кирилл (или Кир) долго беседовал с Владимиром о христианской вере, начав от сотворения мира, рассказал обо всех пророчествах, о воплощении Христовом, о добровольно воспринятом им страдании и крестной смерти ради спасения людей, о воскресении из мертвых на третий день и вознесении на небеса, как о том пространно пишет преподобный Нестор Печерский.
Потом он заговорил о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о бесконечной муке, уготованной грешникам, и о воздаянии праведных в царствии небесном, и дал ему в дар от пославших его большое златотканое полотно, на котором искусно было выткано изображение Страшного суда Божия и разделение грешных от праведных.
И сказал ему Философ: «Если ты, царь, перестанешь делать зло и примешь святое крещение, то будешь удостоен стоять справа, если же пребудешь в нечестии, то и твое место окажется слева». Владимир выслушал слова Философа и, размышляя, сказал: «Подожду еще немного, пока лучше разузнаю о всех верах». И, одарив Философа и его спутников, отпустил их с честью в Царьград.
Когда греческий философ ушел, Владимир созвал всех своих бояр и старейшин и сказал им: «Вот, приходили ко мне мудрецы из различных народов, из мусульман, немцев, римлян, евреев и из прочих народов, каждый хваля свою веру. После всех пришли и греки и говорили, более чем другие, удивительные вещи о своей вере, повествуя о происшедших в поднебесной делах от начала мира и доныне, и говорят, что наступят иной век и иная жизнь, и после смерти все люди воскреснут, и если кто что доброе в этом веке сделал, то в будущем будет радоваться, живя бессмертной жизнью, а грешники будут вечно мучиться». И ответили ему его бояре и старейшины: «Никто никогда не хулит свое, но, конечно же, хвалит. И если ты, великий князь, хочешь вернее узнать истину, то у тебя ведь множество мудрых людей— пошли лучших из них по различным землям и народам, пусть они увидят и разузнают всякую веру и кто как служит своему Богу, а потом, возвратившись, пусть расскажут тебе и нам обо всем подробно и основательно, как очевидцы».
Послушавшись этого совета, Владимир послал толковых и умных людей в разные земли, чтобы они познакомились с верой и службой каждого народа. Те же, пройдя многие страны и царства, пришли, наконец, в Царьград и сказали греческим царям Василию и Константину о причине своего прихода. Цари обрадовались и тут же сообщили о них святейшему патриарху. Патриарх же велел празднично украсить церковь, одел драгоценнейшие святительские облачения и со многими священниками и епископами совершил божественную литургию. Пришли к литургии и цари с посланцами Владимира и, введя их в церковь, поставили на таком месте, откуда им было бы удобно все видеть и слышать. Те же, видя непередаваемую красоту хвалений Бога, каковой красоты нигде никогда не видели, и слыша прекрасные звуки церковных песнопений, каких никогда не слышали, очень удивлялись и полагали, что не на земле уже стоят, а на небе, ибо осиял их в то время свет небесный, и были они как бы вне себя от радости духовной, которой тогда исполнились их сердца. По совершении же божественной литургии цари и патриарх оказали тем русским послам большую честь — устроили для них прием и, одарив их многими дарами, отпустили.
И когда они возвратились к Владимиру, вновь созвал Владимир бояр своих и старейшин и повелел, чтобы возвратившиеся посланники рассказали перед всеми, где что они видели и слышали. Те же рассказали ему все по порядку о вере и о службе каждого народа, но всем слушавшим не нравились те веры. Потом рассказали они о том, что видели у греков: «Когда мы пришли в Царьград, греки ввели нас в свою церковь, где они служат своему богу, и мы видели там такую великую красоту, которую язык наш передать не в состоянии; одежды священников чудесны, служба весьма хороша, и люди все стоят в благоговении, пение же такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И объяла нас какая-то радость, и мы сами не чувствовали себя и не знали, на земле ли мы находимся иль на небе. И нет такой красоты и столь превосходного благохваления во всей поднебесной, какие у греков. И потому мы полагаем, что вера их истинна и что только с теми людьми истинный Бог».
И сказали бояре Владимиру: «Если бы вера греческая не была хороша и истинна, то бабка твоя Ольга не приняла бы ее, ибо женщина она была очень мудрая».
3. Религиозные альтернативы.
А) Общие черты.
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Поэтому была велика вероятность принятия любой их трёх религий. Рядом находились сильные государства, где господствовала какая-либо из мировых религий; Хазарский каганат на Нижней Волге, Булгария на Средней Волге (мусульманство) и Византия (христианство).
Выбор любой из великих религий представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством. Все три великие религии, иудаизм, ислам, христианство, были очень близки.
В отличии от язычества великие религии монотеистичны, т.е. Бог в них один. Поэтому народ как бы составляет одну большую религиозную общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ может отличать себя по своей религии от других народов.
Великие религии становятся основой развития культуры народа и помогают сохраниться культурным традициям даже в самых суровых испытаниях.
Великие религии, в отличие от язычества, обычно дают прочную основу государственной власти. Халиф или король несет на себе Божье благословение, воплощает волю Бога на земле, содействует соединению повседневности и духовного идеала. Религия заставляет народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенства и греховности человека. Покушение на власть или права общественной верхушки считается покушением на основы, заповеданные Богом, и должно подвергаться всеобщему осуждению.
Б) Иудаизм.
Накануне возникновения Киевской Руси одним из сильнейших киевских государств Восточной Европы был Хазарский каганат, созданный в середине Vll в. тюркоязычными племенами и в степях Нижней Волги и Дагестана. Главными городами каганата были Семендер, Итиль, а также Саркел(Белая Вежа) на Дону. Хазарам платили дань поляне, северяне и витячи.
Хазарам удалось создать высокую культуру. В городах были развиты гончарное, кузнечное, косторезное, ювелирное ремесла. Хазары имели письменность на основе тюркского письма.
Переход хазар от язычества к монотеизму был сложен. В разное время под влиянием политического давления Византии и Багдадского халифата они принимали то христианство, то мусульманство, причем население города и гвардия каганата были в основном приверженцами ислама. В конце концов, чтобы обеспечить политическое равновесие, сам каган и его приближенные приняли иудаизм-религию евреев, в VII- VIII вв. в больших количествах переселявшихся из-за преследований Византии, Ирана, стран Ближнего Востока. Правда, большинство населения в стране до самого разгрома хазар дружиной киевского князя Святослава в 965г.осталось языческим.
Выбор иудаизма был для хазар не лучшим выбором. Дело в том, что иудаизм окончательно оформился в религию уже после утраты евреями своей государственности во II в. н. э. Его целью была не поддержка центральной государственной власти, а сохранение культурного самосознания евреев в условиях их расселения в других странах. Главной мыслью иудаизма является мысль о предпочтении Богом евреев всем другим народам, об обещании Бога восстановить и возвеличить еврейское государство, в результате чего будет установлено царство Божие на земле, в мире воцарится вечная гармония. в связи с этим иудаизм устанавливал двойной моральный стандарт отношения к евреям и неевреям, что не способствовало объединению многонациональных обществ. В центре позднего иудаизма оказывалась не фигура царя, а фигура жреца и учителя- раввина, несущего слово Божие.
В Хазарии иудаизм оказался неэффективным как государственная религия по нескольким причинам. Он не мог создать кагану прочной опоры в войске ,где большинство составляли мусульмане, и вскоре рядом с каганом, формальным правителем, появился бек- верховный военачальник, обладавший действительной властью. К принятию иудаизма другими народами подозрительно относились сами евреи, называвшие новых единоверцев"проказой Израиля". Национальный характер иудаизма мешал его превращению в религию иного национального государства. Эта религия не объединяла население страны, а противопоставляла иудаистскую верхушку народным массам. Недаром Владимир во время выбора веры сказал иудаистам:"Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?"
В) Ислам.
Другим духовным центром, близким к Руси, была Волжская Булгария. Основу ее населения составляли тюрки-булгары. Особенностью положения страны было то, что ее столица-Булгар- была крайним северным пунктом арабской торговли мехами по Волге. Дальше булгары арабов не пускали, а продавали им меха, которые самим удалось купить или обменять у северных племен. К IX-X-вв.у Булгарии были связи со всем миром Востока- Ираком и Ираном, Средней Азией и Индией. Благодаря влиянию арабов в Булгарии уже с IX в. начал распространяться ислам, а в 922 г. когда царь булгар стал вассалом Багдадского халифата, он, его приближенные и значительная часть населения приняли мусульманство. С этого времени все действия царя стали обосновываться нормами ислама, появился суд шариата. В главных городах- Булгарии и Суваре- были построены соборные мечети. Булгария стала вести джихад- священную войну против языческих племен, заставляя их платить джизью(налог с немусульман) и харадж(поземельный налог).Страна стала считаться форпостом мусульманской культуры. В Булгаре учили арабской грамоте. Грамотными были даже ремесленники-до нашего времени сохранились сделанные ими надписи на предметах. Надо отметить, что если хазары играли большую роль в политической истории Древней Руси, то отношения с булгарами не менее важны для ее экономической истории. Волжская Булгария известна как страна городов, развитого ремесла и торговли. Ее города имели громадную по тому времени территорию .В них работали кузнецы, медники, оружейники, гончары. При набегах русских князей на булгарские города эти ремесленники часто попадали в плен и размещались во вновь построенных крепостях северо-восточной Руси.
В отличие от иудаизма, ислам смог стать прочной основой для государства в Среднем Поволжье. После установления в XIII в.монголо-татарского ига его заимствовали и татаро -монголы, создавшие позднее Казанское ханство. Он стал основой культурного единства современных и поволжских татар, многих других народов России. Этому способствовала большая объединяющая сила ислама, огромная роль в котором отводится государству. По учению ислама, спасение верующих осуществляется не индивидуально, а в религиозной общине(умме).Отсюда -необходимость сплочения сил верующих для достижения спасения, их обязательная взаимная поддержка, отчисление богатыми части своих средств на помощь бедным и общественные нужды. Глава светской власти- халиф- является вместе с тем и главой духовной власти, проводником воли Аллаха. Повиновение ему является религиозным долгом.
Вообще идея повиновения, послушания развита в исламе до своего предела. Это связано с фатализмом мусульман, их верой в то, что все в мире предопределено Аллахом. Кроме того, ислам претендует на полноту признания истины, вытесняет светские знания. Один из видов повиновения -это повиновение господам, соблюдение законов шариата, отсутствие зависти к богатым. Если христианство делает упор на идее в греховности человека, необходимости страдания и искупления греха, то для ислама главное-это тщета и иллюзорность земной жизни, необходимость надежды на лучшую, небесную жизнь. В связи с этим в исламе подробно разработаны концепции рая и ада, а также способы достижения рая. Лучшим из них является смерть во время священной войны.
Ислам создавал прочные основы цивилизации. Он допускал высокую социальную мобильность в обществе и способствовал развитию предпринимательства. Правда, ислам не давал достаточных стимулов для поддержания капитала в обороте, ибо проповедовал наслаждение богатством и требовал обязательных пожертвований в пользу бедных. Однако в VIII-XIV вв. именно благодаря развитию хозяйства арабо-исламских стран был создан тот "мир Востока", который вдохновлял европейцев на крестовые походы и великие географические открытия. Без практического и научного опыта, накопленного исламскими странами, европейская цивилизация нового времени была бы просто невозможна.
Однако, в отличие от Волжской Булгарии , Древняя Русь находилась в отдалении от Багдадского халифата как оплота ислама, зато была близко от Византии, одного из центров христианства. Политические соображения и культурная традиция, возникшие со времени крещения княгини Ольги, бабушки князя Владимира, подталкивали Древнюю Русь на духовный союз с Византией, одним из сильных государств тогдашнего мира.
Г)Византийское православие.
В X в. Византия была самым большим и экономически сильным из государств Европы. Крупнейшим городом континента был Константинополь, в котором жило около 0,5 млн. человек. Многоэтажные здания, огромные церкви, украшенные мозаиками и фресками, потрясли воображение купцов из лесной Руси, где камень в строительстве практически не использовался. в Константинополе бывало множество иностранных купцов из Европы и Азии. Государство поощряло торговлю в городе, а не на стороне, ибо это облегчало сбор налогов.
Иностранцев поражал блеск императорского двора, абсолютный характер власти императора, который держал в своих руках нити управления огромной страной. Власть императора считалась божественной. Ритуал константинопольского двора, по представлениям византийцев, отражал гармонию и порядок, созданные Богом во Вселенной. Императорский дворец считался святыней, и каждый выход императора разыгрывался как театральное представление: ему отвешивали земные поклоны, целовали стопы и колена, перед ним возжигали свечи и курили фимиам. Император считался владыкой всей обитаемой Земли, а территории, где властвовали "варвары", полагались временно утраченными. Император признавался греками единственным истинным государем, а все остальные правители, в том числе европейские, императором долгое время рассматривались лишь как "архонты", начальствующие. На фоне бедной, раздробленной на мелкие государства Европы Византия выглядела богатой и процветающей страной. Именно отсюда в Европу шли предметы роскоши: ювелирные изделия, шелка, пряности. Византийскую золотую монету безант называют долларом средневековья.
Принятие византийского православия означало для Древней Руси вхождение в круг христианских стран, открывало путь для политических контактов с Европой. Большие возможности давали особенности христианства как духовной основы цивилизации, общие Европе, Византии и Руси. Главной из этих особенностей было то, что в отличие от иудаизма и ислама христианство было обращено непосредственно к личности человека. Христианство не знает культа повиновения, присущего исламу. В нем человеческая индивидуальность может раскрыть себя. Иисус Христос, сын Божий, любит каждого человека, из любви к нему приносит себя в жертву, и тем самым как бы ждет от каждого человека ответного душевного движения. Много, если не все, в деле спасения зависит от собственной воли человека. Эти тенденции в христианстве открывали возможности для самодеятельности человека, развития его экономической и политической активности, прогрессивного движения к более эффективной экономике, лучшему обществу, гуманным формам государства .
При этом христианство могло создавать стабильные формы общества и государства. Ощущение своей греховности, свойственное каждому христианину, богатому и бедному, стремление преодолеть свое духовное несовершенство вело к объединению христиан в церковной общине, представляющей собой инструмент спасения, "тело Христово". Церковь объединяет сословия в общество, группы населения- в народ, создавая духовную почву для этого единства. Одновременно она является прочной основой государственной власти, утверждая принцип "несть власти не от Бога". Церковь стремится к стабильности общества, осуждая одновременно как социальный протест, бунты и восстания, так и чрезмерное накопление богатств и угнетение трудящихся.
Христианство явилось духовной силой, которая сделала возможным существование и развитие европейской цивилизации, стало исходным пунктом становления современной мировой цивилизации. В этом его всемирно-историческое значение. Ни одна другая религия не смогла сыграть подобные роли. В этом смысле выбор князем Владимиром цивилизационной альтернативы был совершенно верным. Это был выбор ориентации на Европу, а не на Азию.
Д) Православие и католицизм.
Православие и католичество одинаково возводят свою веру ко Христу, Сыну Божию, и к евангельскому благовествованию. И тем не менее их религиозные акты не только различны, но и несовместимы по своей противоположности.
Церковно-организационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою Церкви и заместителем Христа на земле, тогда как православные признают единого главу Церкви — Иисуса Христа и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенским и Поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов).
Православие не признает богослужения на латинском языке; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян «причащение» одними «освященными облатками»; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое «приседание»; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого.
Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции; истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи («благотворительность»); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает «правоверие» благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет «не победить, а приобрести братьев» по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русско-православное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам . Ее оружие — не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями — власти (светской, клерикальной, имущественной и лично-суггестивной).
Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм взывает к слепо-покорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.
Все это порождает различие в ценностных ориентациях, придающие католическому и православному мировоззрению характер цивилизационных альтернатив.
Конец Х века – это время принятия христианства в очень многих до того не христианизированных обществах Восточной и Северной Европы. Практически одновременно с Русью принимает христианство Скандинавия, Венгрия, Швеция
4. Крещение Руси.
Летопись рассказывает, что в 988 году Владимир пошел в поход на Корсунь – Херсонес, главный город в византийских владениях в Крыму. Почему русский князь, вместо того чтобы пригласить греческих священников, решил захватить греческий город? Владимир не хотел принимать христианство как подданный Византии: захватив Корсунь, он потребовал, чтобы ему дали в жены царевну Анну. Греческие правители были вынуждены согласиться на брак. Князь и его дружина приняли крещение в Корсуни. Владимир принял христианское имя Василий в честь византийского императора .
Интересна летописная история, произошедшая накануне крещения Владимира. «За несколько дней до прибытия Анны, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И начал он сомневаться в святой вере и в крещении, внутренне колеблясь и говоря: «Боги русские разгневались на меня за то, что я хочу их оставить и иную веру принять, и послали мне наказание слепотой». Царевна же велела ему передать: «Если хочешь быть здоров и видеть, скорее прими святое крещение, иначе от слепоты своей не избавишься. Если же крестишься, то не только от телесной слепоты, но разом и от душевной освободишься». Услышав это, Владимир ответил: «Если окажется правдой то, что ты говоришь, я поверю, что велик Бог христианский». И тут же, призвав епископа, попросил святого крещения. Епископ же сначала огласил его и в святой вере хорошо поучил, затем в церкви Святой Софии, стоявшей посреди города, крестил и нарек ему имя Василий.
При крещении же его произошло чудо, подобное тому, что было с Павлом, гнавшим Божию церковь и ослепшим от блиставшего на его пути в Дамаск небесного света: когда слепой Владимир вошел в святую купель, а епископ по ходу чина крещения возложил на него руки, тут же спала как чешуя с глаз его слепота, и он прозрел и прославил Бога за то, что тот привел его в истинную веру, и век благодарил Христа Господа, радуясь и веселясь. Увидев то чудо, и бояре и воины его крестились, и была большая радость среди руссов и греков, а особенно среди святых ангелов на небесах, ведь если об одном кающемся грешнике те радуются, то насколько больше о столь великих душах, Бога познавших, возрадовались они, и «слава в вышних Богу» воспели».
Вернувшись в Киев, первым делом Владимир крестил своих сыновей и близких людей. А следом за этим поспешил истребить прежние идолы, которых он сам же когда-то и поставил. Одни были изрублены, другие сожжены или утоплены. Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов и только проливал слезы.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку-будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,-будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если б не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”».
На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, где уже собралось «людей без числа». Они вошли в воду, одни-по шею, другие-по грудь, многие держали на руках младенцев, а крещенные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещенных, как вести себя во время таинства. Священники на берегу читали молитвы. Когда завершился торжественный обряд и Священный Собор «нарек всех граждан киевских христианами», Владимир, как свидетельствует летопись, произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного, утверди в них Веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно имя Твоё!» Так крестились киевляне, а за ними и вся Русь. Однако далеко не сразу новая религия глубоко проникла в сознание людей, поскольку невозможно было вдруг отказаться от старой веры.
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным-в Белгороде Киевском, Переяславле и Чернигове. Относительно спокойно крещение приняли только в Киеве, да и то немало людей бежало в степи, чтобы не подвергаться новым обрядам. На остальной части территорий христианство насаждалось силой (особенно в северных областях, где влияние язычества было особенно сильным); при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
До сих пор сохранилось выражение, что Русь крестили «огнем и мечом».
Процесс принятия христианства на Руси растянулся на многие десятилетия и продолжался и после кончины Владимира Святославича в 1015 году.
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов. Духовенство всячески осуждало языческие обряды и празднества (хотя некоторые из них, как мы уже видели, благополучно пережили не только века, но и смену политических эпох). Разрушались культовые сооружения – идолы, капища.
Прогресс, который символизировало христианство, остановить было уже невозможно.
5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА.
Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.
Из Греции пришла на Русь иерархия :в Киеве стал жить русский митрополит , поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы(на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати).В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.
Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке – славянском ,том самом , на котором изложили их славянские первоучители св.Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен русским, и «книжное учение» было поэтому не затруднено.Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники-любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.
Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь.
Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли свои взгляды и нравы, шли вслед Христу и являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры. Стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примеров ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.
Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: «воспрещать злым и казнить разбойников». Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на помилование» , - говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как «всяка власть от Бога» , и так как князь «есть Божий слуга» , то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей, как на дружинных когунгов, которые дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять, если они не угодны, и даже убивать(как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей, смотря на них, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях(«которах» и «коромолах» ), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела» . Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.
Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и городских, церковь образовала собой особый союз – церковное сообщество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. Для церковного сознания все были братья во Христе, и не было пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства: рабы, подаренные церкви, обращались в людей, лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все поступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные суды, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные суды, во-вторых, ведали все семейные дел, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.
В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки, хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, и дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом». Оно еще не каралось законом, но уже осуждалась церковью и становились предосудительным.
Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Рядом с воздействием церкви на гражданской быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников – монастыри. Затем просветительское влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.
Практические примеры христианской жизни являли как мирские, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. В среде простых людей, на первых же порах после принятия новой веры, являются христиане в самом высоком смысле слова. Таков, например, Илларион, из священников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. Таков инок св. Феодосий, игумен Печерского киевского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оставивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно. Вокруг них собрались их последователи и ученики и образовывали целые общины, называемые монастырями. Монастырское (и вообще церковное) землевладение становилось образцом не только для частных, но даже и для княжеских земельных хозяйств.
Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (т.е. десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Киевская церковь св. Софии, новгородская церковь св. Софии и другие храмы в главнейших городах Руси были созданы за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером, и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.
6. Память о равноапостольном князе Владимире.
Приблизилась блаженная кончина к святому Владимиру. Но сначала супруга его, великая княгиня Анна, греческая царевна, виновница просвещения всей русской земли и спасения столь бесчисленного количества душ человеческих, за три года до его кончины преставилась к Господу. И начал Владимир день ото дня изнемогать телом. И болел он много дней и, все что подобает христианину перед кончиной совершив, в добром исповедании предал праведную свою душу в руки Божий месяца июля в пятнадцатый день, в лето бытия мира 6524, от воплощения же Бога Слова 1015. Так скончался святой великий князь Владимир, нареченный в святом крещении Василием, пребыв на великом княжении Киевском, после прихода из Великого Новгорода, тридцать пять лет: перед крещением восемь лет и по крещении двадцать семь лет и несколько месяцев, в двадцать же восьмое лето скончался. И принесли его в церковь пречистой Богородицы Десятинную. И собрались там все киевляне и жители окрестных мест к честному его телу, духовные и мирские, плача и рыдая, как по отце своем и ходатае спасения, и сотворили ему славное погребение и в той же созданной им церкви положили его в мраморном гробе. Затем и память его праздновать постановили как святого и апостолам равного, всю русскую землю просветившего святым крещением.
Первые надежные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку. В 1635 году митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.
Внимание ко дню памяти святого Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году.
Русская Церковь совершает его память в день его представления-15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют ее римокатолики. С 2002 года святой равноапостольный великий князь Владимир считается небесным покоровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящен в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.
Заключение.
Крещение Руси было важнейшим событием в истории славян. Оно имело большое прогрессивное значение для развития государства, культуры, духовной жизни народа. Русская православная церковь несла людям идеи добра, справедливости, миролюбия, благородства и вела борьбу с насилием, жестокостью и злом. Князь Владимир мог бы гордиться тем, что он посеял -взошло, процвело, просияло. Православная вера выдержала много испытаний, но наш народ сохранил её и преумножил. Очень радостно, что в последнее время в нашей стране православие возрождается и крепнет. Растет число верующих, восстанавливаются святые обители. В тоже время князь Владимир огорчился бы тем, что Святая Русь не сохранила своего единства. Он крестил один народ, одну землю, одно Отечество – Киевскую Русь. Русские, украинцы, белорусы – единокровные, единоверные народы, которые сейчас проживают в отдельных государствах. Некоторые страны всеми силами пытаются разорвать это единство, настроить друг против друга братские народы. Сегодня нам нужно вспомнить завет князя Владимира о том, что все мы произошли от одного крещения. Киев – место рождения великой православной цивилизации, объединившей народы Святой Руси. Киев – град единой купели Крещения. Об этом говорит Святой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и призывает противоборствующие силы к миру и братолюбию, к прекращению раздора и смуты. Мы с большой тревогой и волнением следим за событиями , которые происходят в соседней Украине. Верим и надеемся на скорейшее разрешение этого конфликта.
Вспоминая князя Владимира и его сподвижников, обращаясь к их подвигу, мы сохраняем память о наших предках, о великих страницах нашей истории. И важно не забыть, что народ, не помнящий своих корней, обречён на вымирание.
В заключении хочу привести слова Иоанна Кронштадского:
"Доколе Россия будет православна, и будет усердно чтить Бога и Богоматерь, дотоле она будет могущественная и непоколебима, ибо от начала и доселе она выходила из всех бед, укреплялась и расширялась заступлением и помощью Богоматери во всех войнах и ратных, бедственных обстоятельствах - и Российские князья, цари, императоры, и христолюбивое воинство всегда усердно чтили Приснодеву и Матерь".
Список используемых информационных ресурсов:
- Бердышев С.Н. Древняя Русь. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.
- День смыслом наполняя. Православный церковный календарь, издательство Московской Патриархии Русской Православной церкви, 2013.
- Жук С.М. Киевская Русь. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.
- Ионов. И.Н. Российская цивилизация. – М: Просвещение, 1998.
- История России с древнейших времен до конца 17 века. Научно-популярная энциклопедия М.ООО «Издательство Астрель», 2001 г.
- Колыванова В. Владимир Красное Солнышко. Исторический путеводитель. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.
- Православный церковный календарь, издательство Московской Патриархии Русской Православной церкви , 2014.
- Чтение по российской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула: изд-во «Пересвет», фирма «Ослябя», 1995.
Интернет – ресурсы:
ru.wikipedia.org
Приложение.
Молитва святому равноапостольному великому князю Владимиру
О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою иединомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление государства у восточных славян.
Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...
Исследовательская работа на тему"Наполеон и Гитлер: путь к Москве и от Москвы"
1.Биографии Наполеона и гитлера2.Личности Наполеона и Гитлера в военных действиях3.Наполеон и Гитлер: путь к москве и от Москвы4.Общее и различное у Наполеона и Гитлера...
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...
" Князь Владимир - цивилизационный путь развития".
Историческо- музыкальная композиция о выборе веры князем Владимиром....
Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"
Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...
10 класс. Контрольная работа " Восточные славяне в древности. Образование и расцвет Киевской Руси".
Контрольная работа по истории России 10 класс направлена на выявление уровня подготовленности обучающихся по теме " Восточные славяне в древности. Образование и расцвет Киевской Руси"....
Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.
Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....