Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Ермолаева Елена Анатольевна

Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;

охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствования и о реформах Избранной рады.

Через исторический материал (воспоминания современников, исторические книги), через музыку (стихиры, написанные Иваном 4) воссоздать эпоху Ивана Грозного, его характер, показать условия формирования его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_issledovanie.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование в 6 классе по истории России

по теме "Иван Грозный и его эпоха"

12 марта 2015 год.

Цели:

Образовательная:

Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;

охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствования и о реформах Избранной рады.

Через исторический материал (воспоминания современников, исторические книги), через музыку (стихиры, написанные Иваном 4) воссоздать эпоху Ивана Грозного, его характер, показать условия формирования его личности.

Воспитательная:

Воспитание интереса к истории “государства Российского».

 Нравственное воспитание.

Форма урока: урок-исследование.

Методы: Словесный, частично– поисковый, репродуктивный, наглядно-иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Приемы деятельности учителя:

образное повествование;

фронтальная беседа;

обобщающая беседа.

Ход урока

1. Организационный момент.

В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп.

Обеспечивается  внешняя обстановка для работы на уроке и психологическая  подготовка  к общению.

2. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

Звучит стихир Ивана Грозного.  В это время учитель читает текст:

 “Внезапну бысть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли покалебаться; и мнози по окрестным градам начала дивитися таковому страшному грому”. (Новгородская летопись 1539 г.)

Иван IV, прозванный впоследствии Иваном Грозным, родился в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был очень желанным ребенком, и его рождения ожидала вся страна. Перед его появлением юродивый Домитиан объявил Елене Глинской, что она будет матерью Тита, широкого ума. Писали, что в момент рождения Ивана земля и небо подверглись неслыханным громовым ударам, что было воспринято как добрый знак. Из династии Рюриковичей, сын Василия III и Елены Васильевны Глинской. Внук Софьи Палеолог.

Кто же он, Иван Грозный? Споры о нём не умолкают до сих пор. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно прозвище Ивана IV – “царь-псарь”, значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись, трепетали перед ним. Третьи называли” царем-батюшкой”, они верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг – опричников.

По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь, “миролюбитель и рабоубитель”, рассёк пополам русскую землю, способствовал наступлению Смуты. Но были и положительные стороны его правления: укрепление государства.

Так что же принесло царствование Ивана IV России? Кто он? Великий патриот земли русской, дипломат, писатель, кровавый тиран, почти сумасшедший, жестокий человек.

Сегодня мы начнём  исследовать Ивана Грозного как личность и его эпоху. Период изучения эпохи Ивана 4 и его деяний  начнётся с 1530 года и закончится 1556 годом.

Иван 4 рано потерял своих родителей. Василий III умер 3 декабря 1533 года, когда сыну было всего 3 года. Предвидя скорую смерть, Василий III сформировал для управления государством «седьмочисленную» боярскую комиссию (именно к опекунскому совету при малолетнем великом князе впервые стало применяться название «Семибоярщина», чаще в современности ассоциирующееся исключительно с олигархическим боярским правительством эпохи Смутного Времени в период после свержения царя Василия Шуйского).

Опекуны должны были беречь Ивана, пока он не достигнет 15 лет. В опекунский совет вошли князь Андрей Старицкий — младший брат отца Ивана, М. Л. Глинский — дядя великой княгини Елены и советники: братья Шуйские (Василий и Иван), Михаил Захарьин, Михаил Тучков, Михаил Воронцов. По замыслу великого князя, должны были сохраниться порядок правления страной доверенными людьми и уменьшиться распри в аристократической Боярской думе.

Опекунский совет управлял страной меньше года, после чего его власть начала рушиться. По воспоминаниям самого Ивана, «князь Василий и Иван Шуйские самовольно навязались […] в опекуны и таким образом воцарились», будущего царя  «начали воспитывать как чужеземца или последнего бедняка», вплоть до «лишений в одежде и пище».

Елена Глинская энергично подавила  стремления бояр управлять государством и успешно начала борьбу с настоящими и потенциальными противниками.

Важнейшим моментом правления Елены Глинской является проведение РЕФОРМ. КАКИХ? Дети заполняют таблицу реформ в тетрадь.

  • Денежной реформы в 1535 году. Была введена единая валюта на территории Руси. Эта была серебряная копейка, весом в 0,68 г; одна четвертая часть копейки — полушка. Был отдан приказ перелить многочисленные резаные и поддельные серебряные монеты в новые, на которых изображался великий князь на коне с копьем в руке. Это был значительный шаг для стабилизации экономики Руси.
  • В 1534 году в Москве был основан первый в России казённый Монетный двор, где изготовлялись монеты для всей страны.
  • Едиными для всей страны стали единицы длины и веса.

 В 1536 году Елена Глинская заставила польского короля Сигизмунда Первого заключить выгодный для России мир, а Швецию обязала не помогать Литве и Ливонскому Ордену. В 1537 году ею был заключен мирный договор со Швецией.

При Глинской одновременно проводилось укрепление и строительство городов, крепостей, особенно на западных границах. Так посад (Китай-город) был обнесен кирпичной стеной.

Правительство Елены Глинской вело также борьбу против роста монастырского землевладения.

Она умерла 4 апреля 1538 года в Москве. По существующим слухам, Елена Глинская была отравлена Шуйскими. Данные исследования останков княгини указывают причину смерти отравление ядом - ртутью.

3. Постановка задания по исследованию исторических документов. 

Все вы прекрасно знаете, что характер человека формируется во младенчестве.

Детям раздаются карточки с выдержками из книг историков России разного временного периода. Прочитав текст, вам нужно ответить на вопросы: Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

После работы с карточками дети отвечают на поставленные вопросы.

При  работе с раздаточным материалом не забудьте назвать имя историка и его труд.

4. Промежуточная рефлексия

Карточка 5 – Документ. Из переписки Ивана Грозного с князем Курбским. (В учебнике).

Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?

В 1545 году Иван достиг 15–ти летнего возраста. Возраста, когда он выходил из-под опеки ненавистных бояр.

Вы знаете, что правители на Руси носили титул Великого князя. Иван IV пожелал принять царский титул.

Почему? 

5. Приём  « Покопаемся в памяти» .

 Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам нужно направиться в Золотую Орду и в Византию и там найти ответ. Ну и конечно проанализировать положение на Руси.

Ответы:

провозгласив себя царем, Иван достигал нескольких целей:

в середине XIII столетия после Батыева нашествия и установления зависимости русских княжеств от монголо-татар титул "царь" начинает последовательно применяться к правителю Золотой Орды. А так как мы освободились от зависимости  Золотой Орды, да и Орда распалась на несколько частей,  титул царь стал чаще применяться к Московским князьям. Но официально это произошло только во времена Ивана 4. демонстрировал независимость от Золотой Орды;

подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие. наследовании царского достоинства и титула из Византии;

венчание на царство означало конец боярского правления.

Главной идеей Ивана, осознанной уже в ранней юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Иван Васильевич стал первым в истории Руси “боговенчанным” царем.

Царский титул позволил  занять другую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. (ФИЛЬМ)

Вокруг царя складывается круг лиц, которые помогают Ивану 4 управлять государством. Этот круг лиц получил название Избранная Рада. В состав Избранной Рады входили: А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.

Страна, истерзанная боярским правлением, нуждается в переменах. Избранная рада проводит преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

6. Поиск характеристик реформ.

Каждая группа даёт характеристику реформ.

Чему способствовали эти реформы? Окончательному собиранию и объединению всех земель русских вокруг сильной центральной власти. Формировалось централизованное государство.

Она просуществовала до 1560 года.

7. Заключительная часть урока. Обобщение исследований. Вывод.

Итак, мы исследовали период начала правления Ивана 4.  В итоге этого исследования, что мы с вами узнали, что определили и к какому выводу пришли?

  1. Окружение Ивана 4 воспитало в нём подозрительного, раздражительного, озлобленного против людей человека.
  2. Продолжил реформы своего отца Василия 3.  Они способствовали формированию централизованного государства, сословно – представительной монархии.
  3. На первый план в правлении государством выходило дворянство, оттесняя бояр.

В конце урока учащиеся получают  оценки за работу и домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1.

Ключевский Василий Осипович «Исторические портреты»

«Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел - на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чём он твердил при всяком случае; «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, как держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, всё заставляли делать насильно и не по возрасту. В торжественные церемониальные случаи - при выходе или приёме послов - его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, порой дразнили. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а первенствующий боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на ласке, обопрётся локтем о постель покойного государя, их отца, и ногу на неё положит, не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Горечь, с какою Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, даёт почувствовать, как часто и сильно его сердили в детстве. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребёнка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слёзы питала в нём раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. К тому же он был испуган в детстве. В 1542 г., когда правила партия князей Бельских, сторонники князя И. Шуйского ночью врасплох напали на стоявшего за их противников митрополита Иоасафа. Владыка скрылся во дворце великого князя. Мятежники разбили окна у митрополита, бросились за ним во дворец и на рассвете вломились с шумом в спальню маленького государя, разбудили и напугали его.

Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?



Карточка 2.

Ключевский Василий Осипович «Исторические портреты»

Влияние боярского правления. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетётся вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон. Это заставило его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нём работал инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства.
Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?


Карточка 3.

Владимир Борисович Кобрин - советский историк. Книга «Иван Грозный»

Итак, с 3 апреля 1538 года Иван IV - круглый сирота. Восьмилетним  мальчишкой он восседает на троне в шапке Мономаха, со скипетром и  державой, а вокруг - ожесточенная борьба боярских кланов за власть. В наши  дни  много пишут о том, как вредно детям видеть на экранах кинотеатров и  телевизоров сцены насилия. Малолетнему Ивану Васильевичу привелось  наблюдать эти сцены не на экране, а вживе. При нем люди из враждующих  группировок врывались во дворец, избивали, арестовывали, убивали, не обращая внимания на просьбы малолетнего государя пощадить того или  иного боярина. В этой обстановке насилия выковывался характер государя. Окружающие не только публично выражали малолетнему великому  князю чувство покорности, но даже раболепно льстили ему, потакал и любой  детской прихоти. Но это были корыстные, неискренние восхваления, а потому  ребенок- государь часто чувствовал себя забытым и оскорбленным. Бояре  заискивали перед великим князем, но пренебрегали мальчишкой.

А мальчишка рос очень приметливым и сообразительным. Причем замечал он то, на что обычно дети обращают внимания. Ему все время казалось, что его обворовывают, растаскивают великокняжескую казну.

Впоследствии он писал, что Шуйские и другие бояре украли из казны золото и серебро, сделали из него себе посуду и вычеканили на ней, чтобы замести следы, свои имена.

Малолетство Грозного - тяжелое время для страны. Бояре целеустремленно пытались разрушить аппарат государственной власти  и вернуть страну к временам феодальной раздробленности.

Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?

Карточка 4.

Николай Карамзин. История государства Российского. Том VIII

Главный Вельможа, Князь Иван Шуйский не оказывал в делах ни ума государственного, ни любви к добру; был единственно грубым самолюбцем; хотел только помощников, но не терпел совместников; повелевал в Думе как деспот, а во дворце как хозяин, и величался до нахальства; например, никогда не стоял пред юным Иоанном, садился у него в спальне, опирался локтем о постелю, клал ноги на кресла Государевы; одним словом, изъявлял всю низкую малодушную спесь раба-господина. Сии крайности беззаконного, грубого самовластия и необузданных страстей в Правителях государства ускорили перемену, желаемую народом и неприятелями Шуйских. Иоанну исполнилось тринадцать лет. Рожденный с пылкою душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все главные качества великого Монарха, если бы воспитание образовало или усовершенствовало в нем дары природы; но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных Вельмож, ослепленных безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою Державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда еще ум, исправитель страстей, нем в юной душе и если, вместо его, мудрый пестун не изъясняет ей законов нравственности. Один Князь Иван Бельский мог быть наставником и примером добродетели для отрока державного; но Шуйские, отняв достойного Вельможу у Государя и Государства, старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлею; питали в нем наклонность к сластолюбию и даже к жестокости, не предвидя следствий. Например, любя охоту, он любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросая их с высокого крыльца на землю; а Бояре говорили: «пусть Державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда Бояре хвалили в нем смелость, мужество, проворство! Они не думали толковать ему святых обязанностей Венценосца, ибо не исполняли своих; не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия; ожесточали сердце, презирали слезы Иоанна о Князе Телепневе, Бельском, Воронцове в надежде загладить свою дерзость угождением его вредным прихотям, в надежде на ветреность отрока, развлекаемого ежеминутными утехами.

Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?

Карточка 5 – Документ. Из переписки Ивана Грозного с князем Курбским.

Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?


Стоглавый собор 1551 года.

Состоялся в феврале – мае 1551 в Москве по воле Ивана Грозного, стремившегося к укреплению централизованной власти и крайне озабоченного состоянием церковных дел. В нем участвовали в основном духовные иерархи во главе с митрополитом Макарием, но отчасти и боярская дума. Деяния собора (перечисленные в итоговом сборнике из 100 глав – отсюда его название) состояли из вопросов царя, подробных ответов на них, а также соответствующих постановлений.

Собор открыл сам царь Иван Васильевич. В Стоглаве высокопарным стилем написано, как он воссел «на царском своем престоле», а когда воцарилось глубокое молчание, то встал и произнес речь. Затем царь передал участникам соборных совещаний ряд текстов: «свое рукописапие» (преимущественно автобиографического характера), «инаа писания» (относительно канонизации святых) и выступил еще с одной (по-видимому, устной - «царь глаголеть к собору») речью, упомянув собор 1549 г., Судебник и уставные грамоты.

Итак, собор 1551 г. выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» держался  на общности интересов, направленных к защите феодального строя, социального и идейного господства над народом, подавлению всех форм его сопротивления. Но «совет» часто давал трещину, ибо далеко не всегда и не во всем совпадали интересы церкви (как организации) и государства, духовных и светских феодалов, наконец, разных групп духовных иерархов. И, конечно, на Стоглавом соборе, из 10 участников которого 9 были осифлянами или их сторонниками, шла идейная борьба. Насколько заманчиво было бы заглянуть на соборные кулисы и послушать те споры, которые там велись! Но документация соборных совещаний исчезла. И единственная возможность для исследователя хоть немного проникнуть в атмосферу идейной борьбы - это попытаться сравнить (и по манере, и по содержанию) царские «вопросы» и соборные на них «ответы».

Царские вопросы, направленные к тому, чтобы искоренить ереси и народные суеверия, укрепить благочиние , принять меры к развитию религиозного образования, вызывали самое благожелательное внимание со стороны иерархов. Однако в проблеме монастырского землевладения мнения церкви и самодержавия столкнулись: хотя царь и склонен был  поддержать «нестяжателей», в целом возобладало мнение церковно-иерархического большинства, состоящего из «иосифлян», приверженных идее экономически-сильных и самостоятельных монастырей . Церкви удалось отстоять и правомочность особого святительского суда, независимого от светской власти.

Ключевский Василий Осиповича «Исторические портреты»

Ранняя развитость и возбуждаемость.  Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. В 1546 г., когда ему было 16 лет, среди ребяческих игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что царь так молод, а уже так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись. Эта ранняя привычка к тревожному уединенному размышлению про себя, втихомолку, надорвала мысль Ивана, развила в нем болезненную впечатлительность и возбуждаемость. Иван рано потерял равновесие своих духовных сил, уменье направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чём бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он был способен разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотом кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты. Иван - один из лучших московских ораторов и писателей XVI в., потому что был самый раздраженный москвич того времени. В сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, он больше заражает, чем убеждает, поражает жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячка головы, нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения. Читая письма царя к князю Курбскому, поражаешься быстрой сменой в авторе самых разнообразных чувств: порывы великодушия и раскаяния, проблески глубокой задушевности чередуются с грубой шуткой, жестким озлоблением, холодным презрением к людям. Минуты усиленной работы ума и чувства сменялись полным упадком утомленных душевных сил, и тогда от всего его остроумия не оставалось и простого здравого смысла. Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил и задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его примером ужаса и отвращения современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе - читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы.

Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?


Ключевский Василий Осиповича «Исторические портреты»

Нравственная неуравновешенность. Но он не был таким. По природе или воспитанию он был лишён устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 г. на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена. Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям: он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее и охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарование или добрые качества. В каждом встречном он прежде всего видел врага. Всего труднее было приобрести его доверие. Для этого таким людям надобно ежеминутно давать чувствовать, что их любят и уважают, всецело им преданы, и, кому удавалось уверить в этом царя Ивана, тот пользовался его доверием до излишества. Тогда в нём вскрывалось свойство, облегчающее таким людям тягость постоянно напряженного злого настроения, - это привязчивость. Первую жену свою он любил какой-то особенно чувствительной недомостроевской любовью».

Каким предстает перед вами Иван? Что повлияло на формирование характера Ивана? Какого было окружение маленького человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Рабочий лист для самостоятельного изучения учебного материала по Истории России по теме: "Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов" для обучающихся коррекционных школ при дистанционном обучении

может быть использован при дистанционном обучении, для учащихся с несформированными графомоторными навыками. Позволяет проверить полученные знания...

Викторина для 10 класса по Истории России "Россия при Петре I"

Презентация с вопросами, может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-викторины....

Тест для 7 класса по истории России. Тема «Формирование единых государств в Европе и России»

Тест по истории России 7 класс. Тема "Формирование единых государств в Европе и России"...

Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"

Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...

Проверочная работа для 8 класса по истории России. Тема «Эпоха дворцовых переворотов»

Проверочная работа по истории России соответствует содержанию и структуре учебника «История России. 8 класс» под редакцией А. В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Проверо...