Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок разработан в помощь учителям географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс урок-исследование | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Почвенные ресурсы России и их охрана
Цели и задачи урока:
1.Изучить закономерноси использования почв человеком, дать знания уч - ся о причинах загрязнения, ухудшения плодородия и деградации почв.
2. Познакомить с мерами по охране почв В России, Мордовии, родном крае.
3.Воспитание чувства ответственности за сохранение почвенных ресурсов страны.
4. Продолжить работу по изучению почвенной карты.
Оборудование:
1. Почвенная карта России.
2. Электронная презентация.
3. Таблицы «Почвы России»
4. Коллекция «Типы почв»
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: Урок - исследование с элементами ролевой игры и компьютерной поддержкой.
Эпиграф урока: «Почвы - это зеркало ландшафта». ( В.В. Докучаев.)
План урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация урока. Вводное слово учителя.
III. Проверка дом. задания. Геогафический диктант.(устно). Тесты - использование компьютера.
IV. Изучение нового материала.
Вопросы:
1. Почвы - национальное достояние страны.
(Слово учителя.)
2. Земельные и почвенные ресурсы.
(Анализ диаграмм.)
3. Причины загрязнения и истощения плодородия почв. (Беседа с уч - ся).
4. Средства охраны почв. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Виды мелиорации.( Беседа с использованием компьютерной презентации)
5. Охрана почв в России - дело государственное.
(Выступления уч - ся)
VI. Закрепление нового материала. Тесты.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Дом задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
Всем добрый день!. Начинаем урок географии. Сегодня урок будет необычным и вы ребята на уроке не просто ученики, а юные исследователи: экологи, почвоведы, мелиораторы, да и сама « Земля» к нам пожаловала со своими проблемами. . А объектом исследования будут почвы - самое удивительное и дорогое на Земле образование.
На уроке мы изучим закономерности использования почв человеком, познакомимся с причинами загрязнения, истощения и деградации почв, а также мерами по охране почвенных ресурсов в России и родном крае.
Продолжим работу по изучению почвенной карты.
Эпиграфом к уроку будут слова знаменитого ученого, основателя науки «Почвоведение» В.В.Докучаева: «Почвы - это зеркало ландшафта»
3. Проверка домашнего задания.
Географический диктант.
1.Что такое почва?
2. Назовите почвообразующие факторы?
3. Назовите твердую, жидкую и газообразную части почвы?
4. Какова роль микроорганизмов, содержавшихся в почве?
5. Какую роль сыграл русский ученый В.В. Докучаев в изучении почв?
6.Из чего состоит минеральная часть почв?
7. От чего зависит темный цвет почвы?
8. В каких почвах формируется горизонт вымывания?
9. Как различаются почвы по механическому составу?
10. Что такое структура почвы?
11. Какие условия необходимы для образования структуры почвы?
12. Какую структуру имеют черноземы?
13. Почему почвы России разнообразны?
14 .Какие почвы в тундре, тайге, смешанных лесах, степи, полупустыне, пустыне?
15. Какие почвы называются тяжелыми?
16. Тип почв, промываемых, с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло - серого цвета?
17. Тип почв, имеющий глеевой горизонт? Главное свойство поч
4. Изучение нового материала.
1 вопрос. Почвы национальное богатство страны. -
(Рассказ учителя)
Почвы! Какое удивительное природное образование лежит у нас под ногами. Буйно зеленеющим нарядом покрывает она землю, давая пищу растениям.Эшелоны зерна, овощей, фруктов, различных сырья для промышленности производит почва, возделанная трудом человека. Очень высоко оценил значение почв для человека В.В. Докучаев.О русском черноземе он писал: «Он дороже золота, это царь почв.Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был и будет кормилицей России. Действительно,без золота мы иожем существовать, а вот без почвы нет»
О дерново - подзолистых почвах ученый писал: « Они пылевидные в сухую погоду и тяжелые глины - в дождь. Но если вносить ежегодно в них удобрения, то они дают богатые урожаи ржи и льна»
О серых и бурых почвах, солонцах писал: «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают ломанного гроша, как только удается ее оросить стоит баснословные деньги. Она дает прекрасные урожаи хлопчатника. сорго, проса»
Характер использования почв бывает различный.
Почвы тундры - это оленьи пастбища, они не распаханы .На почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец
Почвы степей на 85 % распаханы. На них выращивают пшеницу, кукурузу, продсолнечник, сахарную свеклу.В тайге на подзолистых почвах - очаговое земледелие.
Почва - это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить. Мы часто почву называем землей. Но есть еще 2 понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.
2 вопрос. Земельные и почвенные ресурсы.
Анализ диаграмм. ( Слайд )
Земельные ресурсы - это территории страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Часть земельных ресурсов, используемая в с/х и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами. ( Запись в тетрадь)
Вопрос к классу:
Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории (17,1 млн.км.кв.) доля с/х угодий столь невелика.?
В настоящее время в стране практически не осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия. Потребность в с/ х продуктах все время возрастает, а плодородие падает.
В.В. Докучаев научно доказал, что почва живая, а раз она живая, значит ее можно убить. Так кто же виноват в том, что снижается плодородие почв, происходит их загрязнение, деградация, уменьшается доля пахотных земель?
Послушаем «Землю».( Выступление ученицы)
Учитель.
Давайте попробуем выяснить причины от которых страдают наши почвы и кто же должен прийти им на помощь?
3 вопрос. Причины загрязнения, истощения и деградации почв. ( Слайд)
1.Главным врагом почв является водная и ветровая эрозия.
Вопрос: Что такое эрозия?
Учитель: 25% земель России подвержены водной и ветровой эрозии. Водная эрозия выражается в размыве почв во время сильных ливней, весеннего таяния снега, в горах селевые потоки, оползни. Особенно велика водная эрозия на только что распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Восточно Европейской равнины. Повсюду можно увидеть рачлененный рельеф,овраги, балки. Смытые почвы на юге Среднерусской возвышенности достигают - 60%. Средняя скорось образования оврага 3 м в год, а иногда может и до 8 м в год вырасти. Это настоящие язвы нашей страны.
Ветровая эрозия больше характерна для юга нашей страны: южных степей, пустынных и полупустынных территорий: Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, степей Западной Сибири, где черные пыльные бури бывают до 20 дней в году. Смерчи, ураганы, пыльные бури за несколько часов могут унести огромный плодородный слой почвы.
2.Большой вред почвам наносят неразумное применение удобрений, ядохимикатов, поступление вредных химических веществ из атмосферы, от автотранспорта. Ведь избыточное количество марганца никеля,кобальта, свинца, меди снижают урожай зерновых на 20 %, бобовых на 40%, картофеля на 47%, сахарной свеклы на 35%.
А что такое нитратные катастрофы ? Своим исследованием поделится эколог.( Выступление ученика)
3. Порча и разрушение почв различными видами хозяйственной деятельности человека.( строительство дорог, трубопроводов, добыча полезных ископаемых, строительство плотин, промышленных предприятий, сведение лесов, опустынивание.)
Примеры:
1) В местах добычи полезных ископаемых человек создает искусственные горы - терриконы из пустой породы, нанося вред почвам. Обычно в таких районах в радиусе 100 км. не только почвы, но и воды, растения загрязнены опасными химическими элементами. Это безжизненный лунный ландшафт под названием «Бедленд», что в переводе с английского «дурные земли»
2) При строительстве плотин на крупных реках повышается уровень грунтовых вод в пойме реки, разрушаются берега, происходит заболачивание земель.
3) При добыче нефти в Западной Сибири 200 тыс. га. покрыто 5см. слоем нефти.
4) 250 тыс га. в России занимают свалки бытового мусора. Это более 50 млрд. тонн отходов.
5) 5% пахотных земель России имеют низкий уровень мелиорации.
6) В Калмыкии образовалась самая большая пустыня в Европе в результате неправильного выпаса скота.
7) 40% с/х угодий в Росиии заболочены или засолены.
8. Радиоактивное загрязнение почвы для нашей страны также характерно.
В этом виновен, конечно, сам человек!
4 вопрос
Важнейшие средства охраны почв. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Виды мелиорации.
Слово учителя:
Одним из важнейших средств в охране почв и в борьбе за урожай является мелиорация земель.
Слайд
Понятие мелиорации.
Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.
Слайд «Виды мелиорации»Орошение - подача воды на поля, где не достает влаги. В России площадь орошаемых земель составляет более 6 млн. га.
Работа по карте:
Какие территории России нуждаются в орошении? (Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, полупустынные и пустынные территории Калмыкии, Южного Урала). Избыточное орошение может привести ко вторичному засолению почв.Уровень грунтовых вод поднимается, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются на поверхности, почва покрывается коркой соли: солонцы, солончаки.
Осушение - удаление лишней влаги в районах с избыточным увлажнением.
Осушение проводится на большей части нечерноземной зоны нашей страны.
Площадь под осушением составляет - 7 млн. га. Интенсивное осушение может тоже иметь плохие последствия: обмеление малых рек и даже их исчезновение, усиление эрозии почв, исчезновение болот, которые питают реки, усыхание лесов, пожары. Так интенсивное осушение подмосковной Мещеры привело к тому, что в жаркое лето 1972 года осушенные торфянники загорелись и негде было взять воды, чтобы их потушить. В результате выгорели леса и некоторые селения, погибли люди.
Обводнение переброска воды по каналам в безводные районы. Это в пустынных и полупустынных районах страны.
Борьба с водной и ветровой эрозией включает:
посадка полезащитных полос, почвозащитные севообороты, вспашка поперек склонов, закрепление берегов, обвалование вершин оврагов, закрепление песков, террасирование склонов, гидротехнические сооружения от размыва - запруды, лотки из железобетона для сброса вод.
Рекультивация - восстановление продуктивности нарушенных земель в районах добычи полезных ископаемых: карьеров, шахт, терриконов.
Очистка от валунов, камней - последствие деятельности ледника.(Нечерноземная зона России)
Рациональная обработка почвы, т. е. правильные агротехнические мероприятия по возделывани с/х культур: вспашка, рыхление, перемешивание, оборачивание пахотного слоя почвы, чередование севооборотов.
Приемы и способы обработки почвы для разных почв должны быть разными
1.Внесение удобрений: азотные, калийные, фосфорные, органические, комплексные.
2. Необходимо соблюдать нормы и режим внесения удобрений, иначе произойдет отраление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы, а в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.
3. Надо помнить правило: « Нет вредных веществ, есть вредные концентрации».
Известкование: применяется для кислых почв, где развит горизонт вымывания.( Подзолистые, дерново - подзолистые, серые лесные почвы)
Гипсование проводится для улучшения структуры почвы в солонцы, солончаки.( Пустыни и полупустыни)
Гербициды и пестициды применяются для борьбы с сорняками, вредителями полей
5вопрос.
Охрана - почв дело государственное. Охрана почв в России и родном крае.
(Выступления уч - ся)
1. Охрана почв в нашей стране является общегосударственной задачей, поэтому с целью охраны и рационального использования почвенных ресурсов в Росиии принят главный правовой документ «Основы земельного законодательства»
2. НИИ изучают вопросы защиты почв от эрозии, разрабатывают методы, меры по охране почвенных ресурсов страны, ученые разработали природно - мелиоративное районирование России с учетом увлажненности, типов почв, растительности.
Слайд
3. Для сохранения почвенного покрова необходимы следующие меры:
- защита почв от эрозии.
- предотвращение засоления и заболачивания.
- борьба с опустыниванием.
- разумная мелиорация земель.
- рекультивация земель.
- защита почв от химического, физического, механического, радиоактивного загрязнения.
- осуществление строгого контроля за внесением в почву чуждых элементов, которые отравляют почву и затем через продукты людей.
Учитель:
В условиях современных технологий разрабатыватываются новые средства по улучшению плодородия и защите почв от разного рода загрязнений: новые виды удобрений, новые методы оздаравливания почвы как «Биометод» ( выступление учеников)
1) Как растения помогают бороться с загрязнением почвы? - Полякова Кристина
2) Что такое биогумус, вермокультура? - Каранова Света.
3) Охрана почв в России - выступление Зиновьева Игоря.
4) Охрана почв в Мордовии. - Автейкин Саша.
5) Охрана почв в селе Новотроицкое. - Грунюшкин Алеша.
III. Закрепление нового материала.
Географический диктант.- Слайд.
1.Что такое мелиорация?
2.Что такое земельные ресурсы, почвенные ресурсы?
3.Назовите виды мелиорации?
4. Какие отрицательные последствия может иметь орошение почв?
5. Почему необходимо соблюдать нормы при внесении удобрений?
6. В какой природной зоне необходимо известкование почвы?
7. С какой целью проводится террасирование склонов?
8. Что такое рекультивация земель?
9. Какие почвы наиболее плодородные?
10. Какие виды мелиорации проводятся в степях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование по географии. Реки. 6 класс.
Урок формирует целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека. Учащиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся устанавливать причинно- с...
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
Урок -исследование Типы химических реакций 8 класс
Знакомство на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека. Лабораторные опыты. Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных ...
Урок-исследование Типы химических реакций 8 класс с презентацией
На уроке выдвигается вопрос - проблема, учащиеся с помощью лабораторных опытов классифицируют химические реакции по составу реагирующих веществ и продуктов, а также по тепловому эффек...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...