Тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Кухарь Светлана Ивановна

Тематическое планирование по истории Древнего мира  5 класс. автор Вигасин А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_temat_planirov.istoriya.rar21.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ  В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА (2 ч)

1.

Источники знаний по истории Древнего мира

1

Заинтересовать учащихся учебным предметом.

История, вещественные источники, археология, этнография.

Введение, привести примеры письменных и вещественных источников

2.

Счёт лет в истории

1

Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.

Наша эра, до нашей эры.

Решить задачи о счёте лет.

РАЗДЕЛ  1. ЖИЗНЬ ПРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ  (6 ч)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели  (3 ч.)

1.1

Древнейшие люди

1

Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.

Человеческое стадо, собирательство

§1, вопросы устно.

1.2

Первобытные охотники и собиратели

1

Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.

Родовая община

§2, нарисовать основные орудия труда древних людей.

1.3

Возникновение искусства  и религии

1

Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.

Религия, духи, душа, молитвы.

§3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч)

1.4

Первобытные земледельцы и скотоводы

1

Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.

Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.

§4, определения

1.5

Возникновение неравенства между людьми

1

Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

Знать, вождь, неравенство, соседская община.

§5; вопросы

1.6

Тестирование  № 1 по теме  « Жизнь первобытных людей»

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.

Кроссворд по теме

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК  (20 ч)

Тема 1 Древний Египет (8 ч)

2.1

Местоположение и природные условия Древнего Египта

1

Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Дельта, дамбы, каналы.

§6

2.2

Быт земледельцев и ремесленников

1

Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников

Фараон, крестьяне, ремесленники

§7

2.3

Жизнь египетского вельможи

1

Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.

Вельможи

§8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона

2.4

Военные походы фараонов

1

Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.

Колесница, пехотинцы

§9, вопросы, выводы к таблице

2.5

Религия древних египтян

1

Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.

Храмы, жрецы

§10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа.

2.6

Искусство Древнего Египта

1

Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта

Пирамиды, архитектура, скульптура

§11 альбом афоризмов

2.7

В Древнеегипетской школе

1

Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей.

Иероглифы, папирус

§12 рисунок по теме

2.8

Тестирование № 2 по теме « Древний Египет»

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Кроссворд по теме

Тема 2 ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ ( 7 часов)

2.9

Древнее Двуречье

1

Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация

Клинопись

§13

2.10

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.

Аренда, ростовщик.

§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».

2.11

Финикийские мореплаватели

1

Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.

Колонии

§15

2.12

Древние евреи

1

Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой

Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.

§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.

2.13

Древнееврейское царство и его правители

1

Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.

Иерихон, храм Соломона

§19, вопросы

2.14

Ассирийская держава

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Железо, держава.

§18, вопросы

2.15

Образование Персидской державы

1

Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.

Сатрапии

§19, разобрать схему.

Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч)

2.16

Местоположение и природа Древней Индии

1

Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.

Индия, Ганг, Инд, Гималаи

§21, прочесть легенды о Раме и Будде.

2.17

Индийские касты

1

Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира.

Касты, брахманы, буддизм

§21, повторить термины из словаря

2.18

Местоположение и природа Древнего Китая

1

Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.

§22, вопросы

2.19

Объединение Китая

1

Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.

Гунны, Великая Китайская стена.

§23, вопросы

2.20

Тестирование №3 по теме « Древнее Двуречье. Индия и Китай в древности»

1

Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ  ГРЕЦИЯ (21 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

3.1

Природа и население Древней Греции

1

Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.

Греция

§24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу.

3.2

Микены и Троя

1

Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

Ахейцы, дорийцы, Троя.

§25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?

3.3

Поэма Гомера «Илиада»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.

§26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой.

3.4

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.

§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.

3.5

Религия древних греков

1

Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований.

Пантеон

§28, пересказ одного из мифов о богах.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)

3.6

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике  сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Полис, демос, аристократ

§29, термины учить.

3.7

Зарождение демократии в Афинах

1

Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.

Реформы

§30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?

3.8

Древняя Спарта

1

Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью

Илоты

§31

3.9

Основание греческих колоний

1

Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами.

Колонии

§32, подготовить пересказ о царе Скиле

3.10

Олимпийские игры

1

Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.

Олимпия, «Священный мир», олимпионик

§33 рассказ от имени участника игр

3.11

Греко-персидские войны

1

Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу.

Марафон, экспансия, стратег.

§34, нарисовать план Марафонского сражения.

3.12

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.

триера

§35

Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)

3.13

В гаванях афинского порта Пирей

1

Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

Граждане, метеки, пошлина

§36

3.14

В городе богини Афины

1

Сформировать представление о том, что  5-6 вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.

§37

3.15

В афинских школах и гимнасиях

1

Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных

Стиль, палестра, педагог

§38. Рисунок по теме

3.16

В театре Диониса

1

Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.

Орхестра, скене, трагедия, комедия.

§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы»

3.17

Афинская демократия при Перикле

1

Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин.

Демократия

§40

Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (4 ч)

3.18

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.

Македония, монархия, Филиппики, сариссы.

§42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским

3.19

Поход Александра Македонского на Восток

1

Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.

§42, контурная карта.

3.20

В Древней Александрии Египетской

1

Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.

Обсерватория, музы

§43, сопоставить муз с видами искусств.

3.21

Тестирование №4 по теме «Древняя Греция»

1

Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции

Кроссворд по теме

РАЗДЕЛ  IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

4.1

Древнейший Рим

1

Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.

Патриции, плебеи.

§44

4.2

Завоевание Римом Италии

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

Республика

§45

4.3

Устройство Римской республики

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер

Консулы, легионы

§46, сделать рисунок римского легионера

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

4.4

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.

Пентеры «ворон»

§47, план «Битва при Каннах»

4.5

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э.

1

Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья.

Триумф, империя

§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.

4.6

Рабство в Древнем Риме

1

Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.

Гладиаторы

§49, рисунок гладиатора.

4.7

Тестирование №5 по теме « Древний Рим»

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Кроссворд по теме

Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)

Земельный закон братьев Гракхов

1

Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.

Аграрный закон

§50

4.8

Восстание Спартака

1

Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.

§51

4.9

Единовластие Цезаря в Риме

1

Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру  и носила антинародный характер.

Военная диктатура

§52

4.10

Установление империи в Риме

1

Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством.

§53

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

4.11

В Риме при императоре Нероне

1

На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.

Диктатор

§54

4.12

Первые христиане и их учения

1

Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.

§55

4.13

Расцвет Римской империи во 2 веке

1

Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.

Колоны, рабы с хижинами

§56

4.14

«Вечный город» во времена империи и его жители

1

Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями.

Термы, Колизей, Пантеон

§57, вопрос 4 письменно

4.15

Тестирование  № 6 по теме « Гражданские войны в Риме Римская империя в первые века нашей эры»

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)

4.17

Римская империя при Константине

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи

Варвары, епископ.

§58

4.18

Взятие Рима готами

1

Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами

§59, подготовка к проверочной работе

4.19

Тестирование  № 7 по теме « Падение западной Римской империи»

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч.)

1.

Контрольное тестирование №1  по теме  « Древний Мир»

1

Проверка изученного материала.

Подготовка сообщений по теме « Семь чудес света»

2

Вклад народов в мировую культуру

1

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории древнего мира.5 класс

Календарно - тематическое планирование по истории древнего мира. 5 класс...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 КЛАСС

Учебные занятия по курсу  «История Древнего мира» рассчитаны на 2 часа в неделю (70ч. в год). Тематическое планирование составлено по программе курса «История Древнего мира» в 5 кл. общеобразоват...

Календарно - тематическое планирование по истории Древнего мира в 5 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»Пояснительная запискаКласс – 5Количество часов в неделю – 2, в год – 68Учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Др...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс (68 ч. – 2 часа в неделю)...

Календарно - тематическое планирование и истории Древнего мира 5 класс 2 часа в неделю

Календарно - тематическое планирование и истории Древнего мира 5 класс 2 часа в неделю...

Календарно-тематическое планирование по Истории Древнего мира 5 класс (индивидуальное обучение

Данное планирование разработа для ученика 5 класса, который проходит индивидуальное обучение в школе...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.

Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....