Тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс. автор Вигасин А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_temat_planirov.istoriya.rar | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Основные факты, понятия, проблемы | Домашнее задание |
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА (2 ч) | ||||||
1. | Источники знаний по истории Древнего мира | 1 | Заинтересовать учащихся учебным предметом. | История, вещественные источники, археология, этнография. | Введение, привести примеры письменных и вещественных источников | |
2. | Счёт лет в истории | 1 | Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории. | Наша эра, до нашей эры. | Решить задачи о счёте лет. | |
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.) | ||||||
1.1 | Древнейшие люди | 1 | Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. | Человеческое стадо, собирательство | §1, вопросы устно. | |
1.2 | Первобытные охотники и собиратели | 1 | Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. | Родовая община | §2, нарисовать основные орудия труда древних людей. | |
1.3 | Возникновение искусства и религии | 1 | Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. | Религия, духи, душа, молитвы. | §3 | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч) | ||||||
1.4 | Первобытные земледельцы и скотоводы | 1 | Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. | Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие. | §4, определения | |
1.5 | Возникновение неравенства между людьми | 1 | Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. | Знать, вождь, неравенство, соседская община. | §5; вопросы | |
1.6 | Тестирование № 1 по теме « Жизнь первобытных людей» | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы. | Кроссворд по теме | ||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч) Тема 1 Древний Египет (8 ч) | ||||||
2.1 | Местоположение и природные условия Древнего Египта | 1 | Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. | Дельта, дамбы, каналы. | §6 | |
2.2 | Быт земледельцев и ремесленников | 1 | Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников | Фараон, крестьяне, ремесленники | §7 | |
2.3 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. | Вельможи | §8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона | |
2.4 | Военные походы фараонов | 1 | Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. | Колесница, пехотинцы | §9, вопросы, выводы к таблице | |
2.5 | Религия древних египтян | 1 | Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. | Храмы, жрецы | §10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа. | |
2.6 | Искусство Древнего Египта | 1 | Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта | Пирамиды, архитектура, скульптура | §11 альбом афоризмов | |
2.7 | В Древнеегипетской школе | 1 | Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей. | Иероглифы, папирус | §12 рисунок по теме | |
2.8 | Тестирование № 2 по теме « Древний Египет» | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | Кроссворд по теме | ||
Тема 2 ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ ( 7 часов) | ||||||
2.9 | Древнее Двуречье | 1 | Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация | Клинопись | §13 | |
2.10 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. | Аренда, ростовщик. | §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?». | |
2.11 | Финикийские мореплаватели | 1 | Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. | Колонии | §15 | |
2.12 | Древние евреи | 1 | Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой | Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. | §16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок. | |
2.13 | Древнееврейское царство и его правители | 1 | Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. | Иерихон, храм Соломона | §19, вопросы | |
2.14 | Ассирийская держава | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. | Железо, держава. | §18, вопросы | |
2.15 | Образование Персидской державы | 1 | Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. | Сатрапии | §19, разобрать схему. | |
Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч) | ||||||
2.16 | Местоположение и природа Древней Индии | 1 | Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. | Индия, Ганг, Инд, Гималаи | §21, прочесть легенды о Раме и Будде. | |
2.17 | Индийские касты | 1 | Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. | Касты, брахманы, буддизм | §21, повторить термины из словаря | |
2.18 | Местоположение и природа Древнего Китая | 1 | Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. | конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы. | §22, вопросы | |
2.19 | Объединение Китая | 1 | Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. | Гунны, Великая Китайская стена. | §23, вопросы | |
2.20 | Тестирование №3 по теме « Древнее Двуречье. Индия и Китай в древности» | 1 | Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. | |||
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) | ||||||
3.1 | Природа и население Древней Греции | 1 | Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения. | Греция | §24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу. | |
3.2 | Микены и Троя | 1 | Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры. | Ахейцы, дорийцы, Троя. | §25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними? | |
3.3 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. | §26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой. | ||
3.4 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. | §27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку. | ||
3.5 | Религия древних греков | 1 | Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований. | Пантеон | §28, пересказ одного из мифов о богах. | |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.) | ||||||
3.6 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. | Полис, демос, аристократ | §29, термины учить. | |
3.7 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. | Реформы | §30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других? | |
3.8 | Древняя Спарта | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью | Илоты | §31 | |
3.9 | Основание греческих колоний | 1 | Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. | Колонии | §32, подготовить пересказ о царе Скиле | |
3.10 | Олимпийские игры | 1 | Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. | Олимпия, «Священный мир», олимпионик | §33 рассказ от имени участника игр | |
3.11 | Греко-персидские войны | 1 | Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. | Марафон, экспансия, стратег. | §34, нарисовать план Марафонского сражения. | |
3.12 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков. | триера | §35 | |
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.) | ||||||
3.13 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. | Граждане, метеки, пошлина | §36 | |
3.14 | В городе богини Афины | 1 | Сформировать представление о том, что 5-6 вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры. | §37 | ||
3.15 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных | Стиль, палестра, педагог | §38. Рисунок по теме | |
3.16 | В театре Диониса | 1 | Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств. | Орхестра, скене, трагедия, комедия. | §39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы» | |
3.17 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. | Демократия | §40 | |
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (4 ч) | ||||||
3.18 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией. | Македония, монархия, Филиппики, сариссы. | §42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским | |
3.19 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития. | §42, контурная карта. | ||
3.20 | В Древней Александрии Египетской | 1 | Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов. | Обсерватория, музы | §43, сопоставить муз с видами искусств. | |
3.21 | Тестирование №4 по теме «Древняя Греция» | 1 | Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции | Кроссворд по теме | ||
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | ||||||
4.1 | Древнейший Рим | 1 | Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. | Патриции, плебеи. | §44 | |
4.2 | Завоевание Римом Италии | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. | Республика | §45 | |
4.3 | Устройство Римской республики | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер | Консулы, легионы | §46, сделать рисунок римского легионера | |
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | ||||||
4.4 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны. | Пентеры «ворон» | §47, план «Битва при Каннах» | |
4.5 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. | 1 | Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья. | Триумф, империя | §48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание. | |
4.6 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. | Гладиаторы | §49, рисунок гладиатора. | |
4.7 | Тестирование №5 по теме « Древний Рим» | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | Кроссворд по теме | |||
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.) | ||||||
Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. | Аграрный закон | §50 | ||
4.8 | Восстание Спартака | 1 | Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. | §51 | ||
4.9 | Единовластие Цезаря в Риме | 1 | Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер. | Военная диктатура | §52 | |
4.10 | Установление империи в Риме | 1 | Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством. | §53 | ||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) | ||||||
4.11 | В Риме при императоре Нероне | 1 | На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. | Диктатор | §54 | |
4.12 | Первые христиане и их учения | 1 | Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. | §55 | ||
4.13 | Расцвет Римской империи во 2 веке | 1 | Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. | Колоны, рабы с хижинами | §56 | |
4.14 | «Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями. | Термы, Колизей, Пантеон | §57, вопрос 4 письменно | |
4.15 | Тестирование № 6 по теме « Гражданские войны в Риме Римская империя в первые века нашей эры» | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | |||
Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.) | ||||||
4.17 | Римская империя при Константине | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи | Варвары, епископ. | §58 | |
4.18 | Взятие Рима готами | 1 | Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами | §59, подготовка к проверочной работе | ||
4.19 | Тестирование № 7 по теме « Падение западной Римской империи» | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | ||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч.) | ||||||
1. | Контрольное тестирование №1 по теме « Древний Мир» | 1 | Проверка изученного материала. | Подготовка сообщений по теме « Семь чудес света» | ||
2 | Вклад народов в мировую культуру | 1 | Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории древнего мира.5 класс
Календарно - тематическое планирование по истории древнего мира. 5 класс...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 КЛАСС
Учебные занятия по курсу «История Древнего мира» рассчитаны на 2 часа в неделю (70ч. в год). Тематическое планирование составлено по программе курса «История Древнего мира» в 5 кл. общеобразоват...
Календарно - тематическое планирование по истории Древнего мира в 5 классе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»Пояснительная запискаКласс – 5Количество часов в неделю – 2, в год – 68Учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Др...
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс (68 ч. – 2 часа в неделю)...
Календарно - тематическое планирование и истории Древнего мира 5 класс 2 часа в неделю
Календарно - тематическое планирование и истории Древнего мира 5 класс 2 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование по Истории Древнего мира 5 класс (индивидуальное обучение
Данное планирование разработа для ученика 5 класса, который проходит индивидуальное обучение в школе...
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.
Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....