ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Олеся Александровна Беликова

Учебные занятия по курсу  «История Древнего мира» рассчитаны на 2 часа в неделю (70ч. в год). Тематическое планирование составлено по программе курса «История Древнего мира» в 5 кл. общеобразовательных учреждений (68ч.) Автор: Уколова В.И. М. «Просвещение» 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_istoriya_5_klass_2011.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

5 КЛАСС

№ урока(год)

№ урока(четверть)

Название тем, разделов, уроков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Сроки

По плану

Фактически

1 четверть (17 часов)

Введение (1 час)

1.

1.

Что такое история? Счёт лет в истории

Зачем изучать историю? Исторические источники. Периоды истории, исторические эпохи. Счёт лет в истории. Историческая хронология. Календарь.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать,отвечать на вопросы.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Раздел 1. От первобытности к цивилизации (6 часов)

2.

2.

Древнейшие люди

Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. КАМЕННЫЙ ВЕК. Овладение огнём и зарождение первобытного общества

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

3.

3.

Появление «человека разумного»

Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Родовые общины. Появление человеческих рас.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

4.

4.

Рождение религии и искусства

Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Зарождение мифа. Художники пещер.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

5.

5.

Древние земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Появление ремесла, изобретение гончарного круга, ткацкого станка. Возникновение неравенства.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

6.

6.

От неолита к медному веку. Первые очаги цивилизации 

Медный век. Первые города. Возникновение древнейших цивилизаций.Изобретение бронзы. Переход к железному веку.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

7.

7.

Повторение раздела « От первобытности к цивилизации».

Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика процесса складывания цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Вопросы и задания к параграфам раздела (выборочно)

Раздел 2. «Древний Восток» (20 часов)

Тема 1. «Древнейшие цивилизации Месопотамии»

8.

8.

Междуречье : рождение цивилизации

Речные цивилизации. Природа и население Древней Месопотамии.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

9.

9.

Культура Шумера

Шумер-древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города-государства Ур,Урук, Лагаш. Культура Шумера.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

10.

10.

Древний Вавилон

Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Восточная деспотия. Боги, храмы, жрецы Древней Месопотамии.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема2.«Древний Египет»

11.

11.

Страна на берегах Нила и ее жители

Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Власть фараона. Мемфис-столица государства.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

12.

12.

Мир пирамид

Для чего строились пирамиды. Пирамида -гробница. Пирамиды-первое из семи чудес света. Мумии.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

13.

13.

Могущество Древнего Египта

Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Превращение Древнего Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Войны и завоевания.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

14.

14.

Верования древних египтян

Главные боги Древнего Египта. Египетское жречество. Реформа фараона Эхнатона.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 3. «Восточное Средиземноморье в древности»

15.

15.

Финикия страна – мореплавателей

Финикийцы-торговцы и строители городов. Города финикийцев. Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийцы и название континента Европа.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

16.

16.

Древняя Палестина

Переселение древних евреев  в Палестину, отношения с местным народом. Борьба евреев с филистимлянами, Цари Израиля. Иерусалим.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

17.

17.

Библейские пророки

Ветхий Завет-часть Библии. Библейские пророки и десять заповедей.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

2 четверть (14 часов)

Тема 4. «Великие военные империи Ближнего Востока»

18.

1.

Ассирийская империя

От города Ашшур к могущественному государству. Военная мощь ассирийцев. Гибель Ассирии.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

19.

2.

Нововавилонское царство

Завоевания нововавилонских царей. Город Вавилон-«царь городов». Висячие сады-одно из семи чудес света. Падение Вавилона

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

20.

3.

Древняя Персия – «страна стран»

Персидская империя-крупнейшее государство Древнего мира. Дарий 1 во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Народы в составе Персидской империи.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

21.

4.

Повторение тем: «Древнейшие цивилизации Месопотамии»,  «Древний Египет», «Восточное Средиземноморье в древности», «Великие военные империи Ближнего Востока».

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Вопросы и задания к параграфам раздела (выборочно)

Тема 5. «Древняя Индия»

22.

5.

Ранние цивилизации Древней Индии

Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Дравиды. Веды. Санскрит. Индуизм-религия древних индийцев. Йога, карма, шахматы.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

23.

6.

Устройство общества в Древней Индии

Варны и касты. Возникновение буддизма. Государство Маурьев.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 6. «Древний Китай»

24.

7.

Первые китайские государства

Первая Китайская империя, её император Цинь Шихуанди. Войны империи. Великая Китайская стена.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

25.

8.

Древняя мудрость и изобретения китайцев

Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Великий шёлковый путь.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

26.

9.

Цивилизации Древней Америки

Индейцы-древнейшие жители Америки. Государство майя. Солнечный календарь майя. Ацтеки и инки. Государство инков. Узелковое письмо.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом

27.

10.

Повторение тем: «Древняя Индия», «Древний Китай».  

Общие черты и отличия цивилизаций Древней Америки и Древнего Востока.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Вопросы и задания к параграфам раздела (выборочно)

Раздел 3. «Античность»(40 часов)

Тема 1. «Древняя Греция »

28.

11

Природа и население Греции

Эллада и эллины. Области Греции.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

29.

12

Боги греков

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям, творческое задание.

30.

13

Герои греков

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям, творческое задание.

31.

14

Первые государства на Крите

Держава царя Миноса. Раскопки на Крите. Минойская культура.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

3 четверть (19 часов)

32.

1

Ахейская Греция

Греки-ахейцы. Ахейская Греция. Дорийское завоевание и гибель ахейской цивилизации.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

33.

2

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом поэмы, творческое задание.

Тема 2. «Полисы Греции и древнегреческая демократия»

34.

3

Возникновение полиса

Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Великая греческая колонизация..

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

35.

4

Рождение демократии в Афинах

Господство знати. Законодательство Солона. Реформы управления в Афинах. Историческое значение древнегреческой демократии.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

36.

5

Олигархическая Спарта

Возникновение Спартанского государства. Реформы Ликурга. Граждане и неграждане. Спартанская семья.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

37.

6

Греко-персидские войны

Причины войн. Битва при Марафоне. Поход персидского царя Ксеркса.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

38.

7

Нашествие персидских войск на Элладу

Афинский флот. Результаты войн, причины и историческое значение победы греков.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 3. «Расцвет Греции»

39.

8

Афины при Перикле

Народное собрание. Должностные лица, суд. Рабство в Афинах. Строительство  Афин при Перикле.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

40.

9

Афинский Акрополь

Акрополь. Парфенон. Греческие скульптура и архитектура.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

41.

10

Театр. Трагедии и комедии

Устройство театра, актёры, трагедия и комедия.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом поэмы, творческое задание.

42.

11

Олимпийские игры

Спорт в жизни греков. Организация игр, виды состязаний. Судьи. Олимпионики.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом поэмы, творческое задание.

43.

12

Как учили детей в Древней Греции

Школа. Важнейшие предметы изучения. Воспитание мальчиков и девочек.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом поэмы, творческое задание.

44.

13

Повседневная жизнь греков

Греческий дом, одежда, еда. День афинского гражданина.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 4. «Упадок Греции»

45.

14

Города Греции подчиняются Македонии

Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее и её последствия.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

46.

15

Александр Македонский и завоевание Востока

Александр Македонский-историческая личность и легенды о нём. Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Индийский поход Александра. Смерть Александра в  Вавилоне.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

47.

16

Восток и Греция после Александра Македонского

Возникновение новых государств. Фаросский маяк. Александрийская библиотека, наука и ученые.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

48.

17

Повторение тем :«Древняя Греция».

Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Вопросы и задания к параграфам раздела (выборочно)

«Древний Рим»

 Тема 1. «Ранний Рим»

49.

18

Предшественники римлян

Этруски. Их быт и культура.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

50.

19

Рим эпохи царей

Предания об основании Рима. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Свержение последнего царя и установление республики.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

4 четверть (20 часов)

51.

1.

Ранняя республика

Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Сенат, консулы, диктатор.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

52.

2.

Римская семья, нравы и религия

Древние нравы римлян. Римская религия. Римские жрецы.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

53.

3.

Рим завоевывает Италию

Войны с вольсками  и этрусками. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 2. «Поздняя республика»

54.

4.

Пунические войны

Карфаген-могущественная держава Древнего мира. Причины Пунических войн. Падение Карфагена.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

55.

5.

Рим превращается в мировую державу

Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 3 . «Гражданские войны в Риме»

56.

6.

Земельные реформы братьев Гракхов

Судебная реформа, земельный закон братьев Гракхов. Создание римских колоний за пределами Италии.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

57.

7.

Рабство в эпоху Поздней республики

Источники рабов, их занятия. Гладиаторы. Восстание Спартака.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

58.

8.

Гибель республики

Первая гражданская война, «новые люди» в Риме. Внешние войны. Первый триумвират и его распад.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

59.

9.

Диктатура Цезаря

Гай Юлий Цезарь-историческая личность и легенды о нём. Мартовские иды, гибель Цезаря.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 4. «Возникновение и расцвет Римской империи»

60.

10.

Рим становится империей

Единовластие Августа. Расширение Римской империи. Первые столкновения римлян с германцами.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

61.

11.

Преемники Августа

«Кровавые императоры». Гибель Помпеи.Колизей.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

62.

12.

Возникновение христианства

Рим и Иудея. Иисус Христос. Первые общины христиан. Возникновение церкви.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

63.

13.

«Золотой век» римской империи

Война с даками. Филосов на троне-Марк Аврелий.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

64.

14.

Римляне в повседневной жизни

Жилища римлян, еда , одежда, бани. Римская школа, дети в семье и в школе.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

Тема 5. «Поздняя империя»

65.

15.

Империя в 3-нач. 4 века

Распад единой империи и тяжёлое положение населения. Табель о рангах. Восстановление империи. Константинополь-новая столица империи.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

66.

16.

Падение Западной Римской империи

Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Нашествия готов, вандалов, гуннов.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа с текстом учебника по заданиям.

67.

17.

Римское право

Кодификация и значение римского права.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Работа  с текстом

68-69

18-19

Повторение курса истории Древнего Мира.(2 часа)

Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира-фундамент современной цивилизации.

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Творческие задания

70

20

 Повторение. Итоговый  контрольный тест (1 час)

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории древнего мира.5 класс

Календарно - тематическое планирование по истории древнего мира. 5 класс...

Календарно - тематическое планирование по истории Древнего мира в 5 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»Пояснительная запискаКласс – 5Количество часов в неделю – 2, в год – 68Учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Др...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс (68 ч. – 2 часа в неделю)...

Календарно - тематическое планирование и истории Древнего мира 5 класс 2 часа в неделю

Календарно - тематическое планирование и истории Древнего мира 5 класс 2 часа в неделю...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.

Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса истории Древнего мира

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса истории Древнего мира ФГОС к учебнику  А.А.Вигасина, Г.И.Годера...

Тематическое планирование курса истории Древнего мира по ФГОС по учебнику Вигасина А.А. 5 класс

Тематическое планирование курса истории Древнего мира по ФГОС по учебнику Вигасина А.А. 5 класс...