Урок по истории на тему "Какой ценой досталась нам свобода"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Кожикина Татьяна Анатольевна

Урок посвящен Великой Отечественной войне. Папка содержит пояснительную записку. презентацию, текстовый материал с содержанием урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otkrytogo_uroka_po_istorii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  открытого  урока по истории

                                                      по теме

                               « Великая Отечественная война» в 9 классе.

Тема урока :  «Какой ценой досталась нам свобода».

Учитель истории: Кожикина Т.А.

Цели:

  1. Обучающая: повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945 гг;
  2. Развивающая: способствовать развитию познавательных умений устанавливать последствия исторических событий, знать исторические личности данного периода,  . Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

3.Воспитательная: Показать мужество и героизм простых советских людей в борьбе с фашизмом.   Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к старшему поколению, чувство гордости за свою отчизну. .Показать мужество и героизм простых советских людей в борьбе с фашизмом, способствовать ориентации личности школьника на гуманистические ценности в межличностных отношениях, основанных на идеалах мира без войн и насилия, воспитанию патриотизма.

Оборудование урока: Карта «Вторая Мировая война», ксерокопии документов, карта «Великая Отечественная война», плакаты о войне, мультимедийный проектор, карточки с тестами, учебники , презентация.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы урока: словесный, наглядный, частично – поисковый, проблемный, самостоятельная работа, беседа, творческие работы.

Технологии и методы:

 групповая и индивидуальная работа над проблемными вопросами;

 активные и интерактивные методы организации (целеполагание и мотивация, работа над понятиями, обучение при помощи сравнительных и обобщающих схем и таблиц, анализ конкретных ситуаций, постановка проблемных вопросов,  слайд-шоу);

 диагностика процесса и результата познавательной деятельности (тестирование и блочный контроль знаний, наблюдение за развитием умений и навыков работы с текстом, развитие устной речи, способность к творческой реализации знаний, рефлексия-анкетирование).

 Здоровьесберегающий компонент обеспечивается сменой видов деятельности учащегося на уроке.

Ход урока.

Слайд4. Учитель: «Сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Великая Отечественная война», которая является одним из самых тяжелых и в то же время самых славных периодов в истории Советского государства. 1418 дней и ночей гремела буря кровавых сражений, которая закрепилась великой всемирной исторической победой.

        Сегодня мы подводим итоги и ставим проблему: какой ценой и какими усилиями была достигнута победа нашего многонационального государства над милитаристской фашистской Германией. Как мы смогли одержать победу над страной, которая по численности буквально во всем превосходила нас в несколько раз, на которую работала практически вся Европа, страной, которая хотела стереть с лица Земли наше государство, затопить Москву и превратить нас в рабов, и которая 8 мая подписала акт о безоговорочной капитуляции».

24 июня на Красной площади в Москве состоялся парад Победы.

        2.Видеофильм.

        Слайд 5. 3.Документ из речи маршала Жукова на параде победы.

«Ныне все признают, что в достижении исторической победы над Германией Советский Союз сыграл главную, решающую роль. На протяжении трех лет Красная Армия один на один сражалась против вооруженных сил Германии и ее сателлитов. В течение всей войны основные силы немецкой армии были прикованы к советско-германскому фронту и здесь же Красной Армией были истреблены или захвачены в плен. На советско-германском фронте был растоптан авторитет германского оружия и предрешен победоносный исход войны в Европе.

 Война показала не только богатырскую силу и беспримерный героизм нашей армии, но и полное превосходство нашей стратегии и тактики над стратегией и тактикой врага. В победоносном исходе Отечественной войны мы видим торжество нашей передовой сталинской военной науки.

 В Отечественной войне Красная Армия с честью оправдала великое доверие народа. Ее славные воины достойно выполнили свой долг перед Родиной. Красная Армия не только отстояла свободу и независимость нашего Отечества, но и избавила от немецкого ига народы Европы. Отныне и навсегда наша победоносная Красная Армия войдет в мировую историю как армия-освободительница, овеянная ореолом немеркнущей славы.»

Слайд6  4. Ученик читает стих:

                В этот день гремели марши, марши –

                Громогласны, бравурны, легки.

                Из Берлина возвратились наши

                Славой осененные полки.

                Самые отважные солдаты.

                Были те, что не пришли домой

                В день победы в мае сорок пятом,         

                Став навеки родиной самой.

Слайд 7 5. Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности.

        Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и скорейшим окончанием войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.

        6. Учитель говорит о систематической краеведческой работе.

        Доклады: 1)О фронте

                       2)О тыле

                       3)Видеофильм

        Слайд 8 7.Ученик 1:        «В годы войны участников трудового фронта оценивали зачастую наравне с фронтовиками. Характер и режим труда людей в тылу мало чем отличался от многих видов работ во фронтовой полосе. Нагрузка была чудовищной. Кроме основной работы подавляющее большинство трудилось на непосильных сверхурочных работах».

         Ученик 2: «Они заготавливали топливо и продовольствие для фронта, вручную разгружали многотонные составы с каменным углем, вагоны с ранеными, возводили сооружения, дежурили в госпиталях, в качестве доноров сдавали кровь. На тяжелых работах многие подростки были покалечены».

        Слайд 9 8.Работа с документом.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время».

        В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

                1)Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

                2)Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

                3)Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с 6-го месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью – в течении шести месяцев кормления.

                4)Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере.

                5)Отменить внеочередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.

                Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.Калинин  

                Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин.

                                        Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.

Слайд 10 Вопросы к документу:

1)Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?

2)Чем, на Ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 года?

3)Выясните, кто из ваших родных находился в подростковом возрасте в годы войны. Какова роль подростков в работе тыла?

        Слайд 11 9.Ученик 3: «Значительный вклад в дело победы ( добыча полезных ископаемых, производство снарядов, пошив обмундирования ) внесли заключенные ГУЛАГа. ГУЛАГ – Главное управление лагерями, позднее -  Главное управление исправительных лагерей и колоний. ГУЛАГ существовал до 1956 г.».

          Ученик 4: «К началу войны количество заключенных достигло чудовищных размеров – 2 млн. 300 тыс. человек.

В справке о числе спецпоселенцев и заключенных, используемых в народном хозяйстве в годы войны, приводятся следующие цифры:

        Лесоповал – 400 тыс. чел.

        Шахты – 1 млн. чел.

        С/Х – 200 тыс. чел.

        Поставка предприятиями по договорам – 1 млн.

        Обслуживание лагерей – 600 тыс.

        Изготовление лагерного инвентаря – 600 тыс.

        Строительные работы – 3,5 млн. чел.

        

Слайд 12. 10.Учитель задает вопрос классу: «Как вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа, даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте?»

Слайд 13. 11.Ученица: «Укреплению народного духа способствовала активная деятельность творческой интеллигенции: писателей, музыкантов, актеров, режиссеров, художников».

Слайд 14. 12.Учитель: «Вся деятельность была направлена на поднятие духа, на победу. В озаренные солнцем будущее всматривались поэты фронтовой поры. Всматривались, радуясь и скорбя. Нередко первые наброски из лирических циклов умещались на 2-х – 3-х страницах фронтового блокнота».

13.Ученица 2 читает стих «В землянке»:

        Что ж молчишь ты товарищ боевой,

        И задумчиво смотришь в огонь?

        Лучше с песней в землянке сосновой

        Разверни на коленях гармонь.

        

        Отгремят как тяжелые грозы,

        Беспокойные эти годы,

        И к родным белозерским березам

        Нас еще унесут поезда.

        Там родные просторы безбрежны,

        И летит над просторами прочь

        Ветер Ладоги, ветер с Онежья

        До Архангельска, в белую ночь.

        Нам ли хмуриться грустью безвестной?

        Как–нибудь проживем, ничего…

        Здравствуй, тихая, светлая песня,

        С говорком вологодским на «О».

14.Ученик исполняет песню собственного сочинения.

Слайд 15. 15.Ученик 2: « Огромный вклад в дело победы внесли партизанские отряды и подпольные группы сопротивления на оккупированных территориях. Они организовывали диверсии, препятствовали угону советских людей в Германию. Действенной формой партизанской борьбы была «рельсовая война»».

16.Видеофрагмент «Партизанское движение».

        

Слайд 16. 17.Ученик 3: «Усилилось влияние русской православной церкви, были открыты сотни православных храмов. Сталин был вынужден согласиться на избрание патриарха, которым в 1943 г. Решением Поместного собора стал Сергей».

Слайд 17. 18.Ученик 4: «Сталинская система под воздействием патриотического подъема и экстремальной ситуации не могла не претерпеть некоторых изменений».

 

19.Ученик 5: «При назначении на высшие командные посты Сталин ставит на первый план теперь уже не личностную преданность, а военное мастерство.

Однако, некоторое смягчение тоталитарного режима в годы войны не меняло его сущности. В течении военных лет предпринимались акции по разобщению и наказанию целых народов».

Слайд 18. 20. Ученица: «В 1941 г. Жертвой геноцида стали калмыки, которые были загнаны в восточные районы. В том же году выселены карачаевцы.

В 1944 г. – чеченцы, ингуши, крымские татары. На сборы давались 24 часа. Оцепляли районы войсками НКВД, чтобы воспрепятствовать выходу населения за пределы территории. Население приглашалось на сход, затем отпускались на сборы вещей и отправлялись.

Больных тифом запирали в бараках и поджигали.

Слайд 19. 21.Ученица 2: «Далеко не все наши потери были неизбежны или диктовались интересами Родины. Многих жертв и разрушений можно было избежать, если бы немассовые репрессии перед войной, если бы не грубейшие просчеты Сталина накануне и в первые месяцы гитлеровской агрессии».

Слайд 20. 22.Учитель: «Победа над гитлеровской Германией способствовала росту симпатий к СССР у народов многих стран. Советская армия окончила войну самой мощной в мире. Что касается отдельных суждений о якобы низком уровне нашего военного искусства, то здесь уместно напомнить его оценку бывшим командующим 6-ой немецкой армией Паулюсом. Вот какой диалог состоялся между ним и адвокатом:

        Адвокат: «Правда ли, что Вы, когда ваше Отечество находилось в состоянии войны с СССР, читали лекции о стратегии в Высшей Военной Академии противника».

        Паулюс: «Советская стратегия оказалась настолько выше нашей, что я вряд ли мог понадобиться русским хотя бы для того, чтобы преподавать в школе унтер-офицеров. Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену, а также и то, что все эти господа сидят сейчас вот здесь на скамье подсудимых»».

Слайд 21. 23.Победа, завоеванная почти 70 лет назад, определила судьбы всего человечества.

Великую и столь долгожданную победу советский народ завоевал очень дорогой ценой. Общий ущерб нанесенный Советскому Союзу фашизмом составил 2.6 трл. руб.(в довоенных ценах). Но ни в какой валюте невозможно оценить человеческие жертвы.

В пламени войны погибло более 27 млн. советских граждан, включая потери Красной Армии – 8668400 чел. Во вражеском тылу погибло около 4 млн. партизан и подпольцев, более 6 млн. чел. оказались в фашистском плену. Многие из них после возвращения из гитлеровских концлагерей оказались в лагерях сталинских с клеймом предателей.

Тем не менее в народном сознании День Победы стал самым светлым и радостным праздником, означающим конец кровопролитной войны.

24.Групповая работа

(Что обеспечило победу советского народа в войне).

Составление коллажа.

25.Вывод: Победа оказала глубокое воздействие на ход мирового развития и явилась тем рубежом, от которого начался отсчет нового времени.

Слайд 22. 26.Учитель: «Как вы знаете, после войны на Генеральной Ассамблее ООН была принята Всеобщая декларация прав человека.

        1)Когда это было?  (10 декабря 1948 г.)

        2)Какими словами начинается текст Декларации? ( Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах …)

        3)Каково содержание этой Декларации? Что в ней определяется? (гражданские, политические, экономические и культурные права человека).

        4)Когда была принята Женевская Конвенция? О чем?  (1949 г.; о защите жертв войны).

Слайд 23. 27.Индивидуальная работа (тестирование)

                1)Когда должны были прекратиться боевые действия согласно русско-японскому мирному договору?

А. 16.03.1938 г.; Б. 9.05.1940 г.; В. 16.09.1939 г.

        2)Когда Западная Белоруссия и Западная Украина были включены в состав СССР?

А. ноябрь 1939 г.; Б. октябрь 1940;  В. Сентябрь 1938.

        3)Когда был организован ГКО?

А. 22.07.1941 г.; Б. 30.06.1941 г.; В. 12.09.1939 г.

        4)Смоленское сражение началось:

А. сентябрь 1943 г.; Б. июль 1941 г.; В. Лето 1942 г.

        5)Когда началось наступление немецких войск на Москву?

А. 09.02.1941 г.; Б. 30.09.1941 г.; В. 20.09.1941 г.

        6)Прорыв блокады Ленинграда был осуществлен в …

А. февраль 1943 г.; Б. декабрь 1942 г.; В. январь 1943 г.

        7)Курская битва проходила в …

А. июне 1942 г.; Б. июле-августе 1943 г.; В. августе-сентябре 1943 г.

        8)В каком году было подписано соглашение между СССР и Великобританией по вопросам сотрудничества и совместных действий?

А. 1940 г.; Б. 1941 г.; В. 1942 г.

        9)Когда состоялясь Тегеранская конференция?  А. ноябрь-декабрь 1943 г.; Б. январь-февраль 1942 г.; В. октябрь-ноябрь 1943 г.

        10)Чья гвардейская дивизия выбила немцев из центра Сталинграда? А. К.К.рокоссовского; Б. А.И.Родимцева; В. В.И.Чуйкова.

        11)Кто из генералов пришел к руководству фронтами после сражений на Кавказе? А. Н.Д.Черняховский; Б. Н.Ф.Ватутин; В. Л.А.Говоров.

        12)Каковы результаты соглашения о ненападении между СССР и Германией?  А. СССР получил возможность мобилизировать все силы для укрепления обороны страны.

Б. Гитлер смог вести активные военные действия на Западе, не опасаясь угрозы со стороны СССР.

В. СССР завоевал большое уважение в Европе и поддержку со стороны Англии и США.

        13)Советская гвардия появилась после…  А. битвы под Ельней;

Б. битвы под Смоленском; В. битвы за Ленинград.

        14)Каковы результаты войны с Финляндией?

А. СССР получил северное побережье Ладожского озера, район Куолоярви, часть островов Рыбачий т Средний.

Б. Финляндия вошла в СССР в качестве одной из республик.

В. война выявила недостатки в обучении и оснащении советской армии.

 28Дети предоставляют свои снимки и рисунки о войне.

29.Заключение:  Слайд 24

стих «Берегите Землю». 

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!..

30. Подведение итогов, рефлексия. Оценки

(Домашее задание не предусмотрено)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»

Методическая разработка .  Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...

Урок математики «Зависимость между стоимостью, ценой и количеством» в 4 классе.

Урок математики по теме: «Зависимость между стоимостью, ценой и количеством» имеет для детей жизненно практическое значение. При организации уроков необходимо помнить о тесной связи преподавания матем...

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

разработка интегрированного урока истории и литературы "Цена свободы"

интегрированный урок "Цена свободы" посвящен памяти жертв политических репрессий...

Открытый урок по истории в 11 классе: «Причины, цена и значение Великой Победы»

С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий Великой Отечественной войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не з...

Анализ посещенного урока по истории 6 класс "Что англичане считают началом своих свобод?"

Анализ посещенного урока по истории 6 класс "Что англичане считают началом своих свобод?"...

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...