Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»
методическая разработка по музыке по теме
Методическая разработка . Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Лебяженская детская школа искусств»
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
МОУДОД Лебяженская ДШИ
___________/
Протокол
№___ от______________ «____»___________20___г.
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
«Развитие эмоциональности и творческой свободы»
по предмету «Хоровое пение» /хор учащихся младших классов
Автор (составитель)
Бурцева Татьяна Ивановна __________
преподаватель хорового пения
МОУ ДОД «Лебяженская ДШИ»
Обсуждена и принята на заседании
методического совета ДШИ
Протокол № ____ от __________
2013г.
Введение
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету « Хоровое пение». Занятие проходит в течение 45 минут и разработано для учащихся 1-2 классов (возраст детей 7 -8 лет).
Основная часть
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».
Тип занятия: интегрированный.
Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
- Задачи:
обучающая;
- работать над использованием дыхания в пении;
- закреплять понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
- учить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);
развивающая:
- создавать условия для развития эмоциональной сферы;
- развивать творческую фантазию, воображение;
- активизировать слуховое восприятие;
- развивать чувство ритма; музыкальный слух; певческий диапазон;
воспитывающая:
- воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- воспитывать навык общения в группе детей;
- расширять музыкальный кругозор;
- Оборудование для организации занятия:
- рояль;
- музыкальный центр;
- ноутбук.
- Дидактический материал:
- ноты хоровых произведений (приложение № 1);
- картинки с изображением различных эмоций («карточки настроений», приложение № 2); эмоции в музыке, в песнях (грусть, радость, хорошее настроение, спокойное, злость, обида, вопрос, недоумение, дразнилка, любовь )
- плакат «Гамма ДО мажор» (приложение №3).
Ход занятия:
Первая часть урока (работа с распевками и вокальными упражнениями)
- Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.
- Распевка « Здравствуйте, ребята!» (приложение № 4).
Задачи распевки: добиться четкого произношения согласной «Р», пропевания гласных. Индивидуальная работа: определить по манере исполнения попевки настроение каждого учащегося. Дать общий позитивный настрой на урок.
- Распевка « Я иду наверх, я шагаю вниз» (приложение № 5)
Задачи: следить за чистотой интонации, использовать в пении приобретенные вокально-хоровые навыки, уметь тактировать во время пения (показывать рукой движение мелодии); уметь анализировать собственное исполнение.
- Распевка «Звонко, звонко пойте» (приложение № 6).
Задачи распевки: чистое интонирование, развитие певческого диапазона, учащиеся исполняют песню по полутонам вверх и вниз.
5.Упражнение «Волна» по системе Виктора Емельянова. Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со всё возрастающей силой тона, всё большим открыванием рта.
- Задача: сопровождать упражнение движением рук, изображающих всё большую высоту вздымающейся волны, постепенное развитие диапазона.
- Отгадывание загадок.
- Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках песенка (ноты)
- Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки (ноты)
- Исполнение гаммы до мажор разными штрихами (легато, стаккато).
По плакату «Гамма до мажор» дети сначала называют, а затем поют ноты, которые показывает учитель.
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
- Закрепление понятий постановки корпуса во время пения (стихи)
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть,
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Если хочешь сидя петь-
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
- Эмоциональный настой на работу над песней «Танец «Переменка» (музыка Т.Бурцевой (моя), слова М.Садовского, приложение № 7).
- Работа над вокально-хоровыми навыками. Исполнение учащимися песни « Танец «Переменка» под фортепиано.
- Разучивание движений к песне.
- Сочетание пения и музыкально-ритмических движений к песне под минусовую фонограмму.
- Работа с карточками настроений.
- Всем детям раздаются разные «карточки настроений».
- Идёт разговор о разном настроении в музыке.
- Каждый ребёнок рассказывает про свою «карточку настроения».
- Задание: показать мимикой настроение, изображённое на своей карточке.
- Просьба поднять карточки, соответствующие настроению песни «Танец ПЕРЕМЕНКА».
- Эмоциональная подготовка учащихся к работе над произведением «Сурок» Л.Бетховена.
- Рассказ о содержании песни. Просмотр фото или видео ряда к песне «Сурок»: фото Л.Бетховена, сурка, савояра с сурком (оборудование – ноутбук).
"Савояр с сурком" 1716 Ватто Антуан 1684-1721
Первоначально никакой песни не было вообще. Текст, знакомый нам с детства был написан Гете (1749–1832) в 1774 году для пьесы «Ярмарка в Плундерсвайлере» и лишь спустя некоторое время, специально для этого текста Бетховен написал музыку (1792).
Так, появилась песня, которая в русском языке известна как «И мой сурок со мною». Она рассказывает о бедных детях-скитальцах из горной Швейцарии (Савойи), которые, бродяжничеством и попрошайничеством добывали себе средства на пропитание.
Песня исполняется от имени маленького савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах, на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами. Выступления часто сопровождались пением под шарманку.
Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за выступлением детей, Гете был настолько очарован их сноровкой, что ввел в пьесу новый персонаж — крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню «Ich komme schon durch manche Land…» (Прошел уже я много стран).
- Слушание песни.
- Использование карточек настроений .Определяем настроение музыки.
- Разучивание и исполнение фрагмента песни учащимися в соответствующем эмоциональном настроении под фортепиано.
Итог занятия
- Выясняем, что проходили на уроке?
- Какие произведения разучивали и исполняли?
- Какую музыку слушали?
- Кто автор музыки?
- Какое бывает настроение в музыке?
Задание: подрисовать настроение (рожицу) на пустом солнышке. «Рожица должна соответствовать вашему настроению от сегодняшнего урока»
Заключение от автора.
Сценарный план занятия может быть использован педагогами детских школ искусств, музыкальных школ, студий, кружков как базовый для организации своих занятий по предмету « Хоровое пение».
Использованная литература
- Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» - СПб., 1997
- Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981
- Личный опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanec_peremenka_noty.pdf | 66.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....
Методическая разработка «Двухголосное пение в младшем хоре»
Проблема многоголосного пения в детском хоре является одной из основных при обучении хоровому пению. Нестройное звучание партий и плохой ансамбль в хоре не приносит слушателям и самим исполнител...
Методическая разработка открытого урока по предмету: «Коррекционное развитие». для обучающихся с ОВЗ. «Запомню надолго».
Для обучающихся с ОВЗ....
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...