Урок математики «Зависимость между стоимостью, ценой и количеством» в 4 классе.
план-конспект урока по теме

Фомина Ольга Валентиновна

Урок математики по теме: «Зависимость между стоимостью, ценой и количеством» имеет для детей жизненно практическое значение. При организации уроков необходимо помнить о тесной связи преподавания математики с жизнью. При  обучении детей решению данных задач я направляю усилия на выявление жизненного опыта детей, при отсутствии такого пытаюсь его сформировать. С этой целью были подобраны игры, коррекционные задания, задания устного счёта, которые проверили правильность представлений учащихся о реальных ценах на товары; умения рассчитывать стоимость покупки, находить остаток, разностное сравнение цен товаров.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Разработка урока математики по теме:

«Зависимость между стоимостью, ценой и количеством»

в 4 классе

Выполнила:

учитель начальных классов  

Фомина Ольга Валентиновна

                           

2013-2014 уч.г.

Тема: Зависимость между стоимостью, ценой и количеством.

Цель: научить учащихся решать задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству.

Задачи образовательные:

научить находить стоимость одинаковых предметов, оперируя понятиями «цена, количество, стоимость»;

закрепить навыки устного счета при проведении игры «Магазин»;

закрепить знания учащихся в решении примеров в предалах 100 без перехода через разряд, табличного умножения в предалах 20; в размене денежных монет и купюр;

закрепить умение решать составные задачи с мерами стоимости;

проверить правильность представлений учащихся о реальных ценах на товары;

развивать умения рассчитывать стоимость покупки, находить остаток, разностное сравнение цен товаров.

Задачи коррекционные:

развивать мыслительные процессы анализа, синтеза при решении задач;

развивать умение классифицировать объекты, объединять их в группы по существенному признаку на основе коррекционных заданий игры «Магазин»;

развивать объём, распределение внимания, зрительную память при выполнении коррекционных заданий с предметными картинками и карточками – ценниками при проведении игры «Что изменилось?»

развивать слуховое восприятие на основе восприятия заданий в аудиозаписи;

Воспитательные задачи:

готовить учащихся к самостоятельному приобретению товаров по заданию взрослых.

Оборудование: предметные картинки (торт, соль, сок; тетрадь, цветные карандаши, альбом; хлеб, мука, пирожок), изображение магазина, карточки – ценники, телефон, аудиозапись с текстами задач, таблица «Цена. Количество. Стоимость», карточки с числами, текст составной задачи для каждого учащегося, индивидуальные карточки с заданиями для самостоятельной работы, монеты (1к., 5 к., 10к., 50к., 1р., 2р., 5р., 10р.), индивидуальные карточки для домашней работы.

Этапы урока

Ход урока

1.Оргмомент

1 - 2 Выше голова.

3 - 4 Плечи шире.

5 - 6 Тихо сесть.

7 - 8 Лень отбросим.

(Учащиеся садятся, на партах учебники и тетради)

2.Мотивационный настрой

- Отгадйте загадку и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.

Появились на свет мы давно,

Назначенье у нас одно:

В магазине вы берите

Всё, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И, конечно, заплатите (деньги)

- Как вы догадались, что это деньги?

3.Вводная беседа

- Какие деньги вы знаете? Какие монеты, купюры?

- Как по-другому мы называем монеты и купюры? (меры стоимости)

- Где мы пользуемся этими мерами, кроме магазина? (рынок, транспорт, аптека, оплата за телефон, и др.)

4.Коррекционная игра «Магазин»

- Я предлагаю вам мысленно отправиться в магазин и почувствовать себя в роли продавца.

(Учитель на доске показывает картинку с изображением магазина; ряд предметных картинок: торт, соль, сок, тетрадь, цветные карандаши, альбом, хлеб, мука, пирожок).

- Необходимо разложить эти предметы на полки. Посмотрите, что к чему подходит. Объясните.

(Дети раскладывают предметные картинки по полочкам и объясняют свой выбор. Учащиеся дают название отделам: продуктовый, книжный, хлебный).

5.Коррекционная игра «Что изменилось?»

- Как называются эти вещи, которые мы покупаем за деньги? (товар)

- Каждый товар имеет свою цену. Цена – это деньги, которые мы платим за один предмет.

- Вы слышали когда – нибудь слово «ценник»? На товаре всегда присутствует бирка, на которой указана его цена. Это и есть ценник.

- Я предлагаю вам 3 ценника на товары каждого отдела. Вы должны определить цену товара каждого отдела и указать её ценником. Другие ребята будут контролёрами, проверяющими правильность расстановки ценников.

(Три пары учащихся выходят к доске и указывают цену каждого товара своего отдела; контролёры поправляют ошибки в определении цен на товары).

Торт

100 р.

Сок

 

14 р.

Соль

8 р.

Тетрадь

5 р.

 Цв.карандаши

40 р.

Альбом

25 р.

Хлеб

24 р.

Мука

45 р.

Пирожок

12 р.

- Сейчас я проверю, насколько вы внимательны в магазине. Закройте глаза. Что изменилось?

(Учитель меняет предметную картинку соли на сахарный песок; местами альбом с тетрадью; цену хлеба с 24 рублей на 2 рубля)

- Может столько стоить хлеб?  

(По мере отгадывания учитель возвращает картинки на прежнее место).

6.Устный счёт

- Сколько денег вы потратите, если купите цветные карандаши и тетрадь?

(40 р. + 5 р. = 45 р.)

- Сколько денег останется, если вы купите альбом, отдав в кассу 100 рублей?

(100 р. – 25 р. = 75 р.)

- На сколько рублей сок дороже соли?

(14 р. – 8 р. = 6 р.)

- Сколько будут стоить вместе хлеб и мука?

(24 р. + 45 р. = 69 р.)

- Какие монеты возьмёте, чтобы купить сок?

(10 р., 2 р., 1 р., 1р.)

- Какие две одинаковые купюры возьмёте, чтобы купить торт? (50 р. и 50 р.)

- Хватит ли вам денег от покупки хлеба и пирожка, если у вас купюра в 50 р.?

(да, останется сдача)

7.Изучение нового материала

- Ребята, поднимите руки, кто самостоятельно покупал товары?

- Какие трудности возникали перед вами?

- В каких случаях вам приходилось самостоятельно делать покупки?

(мама сидит с малышом и поручает старшему сыну купить продукты, самостоятельный проезд в транспорте, бабушка заболела и просит что – то купить, покупка канцтоваров  пр.)

(Разыгрывается сюрпризная ситуация – телефонный звонок с текстом задачи)

Задача №1 (см.Приложение 1)

Мама, дедушка заболел и просил купить 4 булочки по 5 рублей. Сколько денег нужно, чтобы за них заплатить?

- Ребята, помогите решить задачу.

- Какова цена одной булочки?

- Сколько булочек нужно купить?

- Сколько денег нужно заплатить за все булочки?

(Учитель на таблице демонстрирует карточки с числами - зависимость цены, количества, стоимости, объясняя значение этих математических понятий)

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

5 р.

4

20 р.

- Каким действием узнаем стоимость всех булочек?

(5 р.* 4 = 20 р.)

(Разыгрывается сюрпризная ситуация – телефонный звонок с текстом задачи)

Задача №2 (см.Приложение 1)

Мама, булочки в магазине закончились, куплю дедушке пирожков. Сколько будут стоить 2 пирожка по цене 8 рублей?

- Что известно в задаче?

- Что показывает число 8? Число 2?

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

8 р.

2

16 р.

- Как узнать стоимость двух одинаковых пирожков?

(8 р. * 2 = 16 р.)

- Итак, ребята, что нужно сделать, чтобы узнать стоимость одинаковых товаров?

(Цену умножить на количество)

8.Работа в тетради по заданию учебника

- Решим задачу в учебнике с.32 з.22

Запись числа, классной работы.

Задача.

Цена 1 тетради 2 р. Купили 5 тетрадей. Определи стоимость покупки?

- Что известно в задаче? Как узнать стоимость 5 тетрадей?

(Учащиеся записывают вопрос, решение и ответ задачи)

Сколько стоят 5 тетрадей?

2 р. * 5 = 10 р.

Ответ: 10 р. стоят 5 тетрадей.

9.Физминутка

- Слушайте внимательно. Если услышите меру стоимости больше 2 р.- хлопайте в ладошки. Меньше 2 р. - топайте.

5 р., 1 р., 5 к., 10 р., 100 р., 100 к., 2 р., 50 р., 1 к.

10.Решение составной задачи

- Мы в магазин приходим не за одним видом товара, а за несколькими. Я предлагаю вам решить задачу.

(Учитель раздаёт текст задачи на листках)

Мама поручила сыну купить в магазине 6 тетрадей по 2 р. и ручку за 15 р. Какова стоимость покупки?

- Что поручила мама купить сыну?

- Какова цена 1 тетради?

- Сколько тетрадей нужно купить?

- Как узнаем стоимость 6 тетрадей?

- Что ещё известно в задаче?

- Как узнаем стоимость всей покупки?

- Во сколько действий решается задача?

- Какой первый вопрос? Какое действие?

- Какой второй вопрос? Каким действием решается?

(Учащиеся вместе с доской записывают вопросы, решение и ответ задачи)

Сколько стоят 6 тетрадей?

2 р. * 6 = 12 р.

Сколько стоит вся покупка?

12 р. + 15 р. = 27 р.

Ответ: 27 р. стоит вся покупка.

- Ребята, подскажите, чем отличается первая задача от второй?

(Находили не только стоимость одинаковых товаров, но и находили сумму разных товаров).  

11.Самостоятельная работа

- Сейчас представьте, что ваша мама или бабушка, сестрёнка поручили вам купить товары определённого количества вот по этому списку. Узнайте стоимость товара, заполнив последний столбик и решив задачу.

(Учитель даёт карточки для индивидуальной работы на нахождение стоимости)

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

4 р.

2

Решение:

5 р.

3

Решение:

8 р.

2

Решение:

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

шоколадка

9 р.

2

Решение:

коробок спичек

5 р.

4

Решение:

наклейка

3 р.

3

Решение:

(Слабым учащимся раздаются монеты и задания с ними)

Задание №1

Учащимся раздаются различные монеты: 10р.,10р.,5р.,2р.,2р.,1р.,1р.,1р.,50к.,10к.,5к.,1к.,1к.

Необходимо разложить в разные коробочки копейки и рубли, сосчитать их сумму, записать на отдельном листке.

Задание №2

Выложить монеты, чтобы получилась сумма денег 17р.12к.

(Учитель собирает карточки для проверки)   

12.Итог урока

- Ребята, вы все активно работали на уроке. Но особенно хочется отметить за работу Димы в устном счёте,

в записи вопроса и решения задачи Сашу, определении цен товаров Алину…

(Учитель оценивает деятельность учащихся)

- А сейчас я хочу узнать ваше мнение об уроке.

(Учащиеся читают и дополняют предложение)

Я узнал…

Мне пригодится…

На уроке было…

На уроке я работал…

Мне понравилось, как…

13.Домашнее задание

- Домашнее задание необходимо выполнить на карточках.

(Учитель раздаёт индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями по объёму и уровню сложности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентапция к уроку математики по теме "Решение уравнений"в 5, 6 классах

Презентация составлена к уроку математики в 5,6 классах (класс - комплект) малокомплектной школы по проблеме разновозрастного убучения в сельской малокомплектной школе....

Урок математики "Сложение чисел с помощью координатной прямой" 6 класс

Данный урок составлен к программе В.И. Жохова. На уроке проводится изучение нового учебного материала по учебнку Н.Я.Виленкина и др. "Математика 6" п. 31 с использование дидактических материалов А.С.Ч...

Урок "Математика на службе армии" (к 23 февраля) 10 класс

Праздничный урок, посвящённый дню Защитника Отечества...

Урок: «Исследование зависимости между массой тела и силой, с которой это тело притягивается Землей» 7 класс

Цель урока: получение связи между силой тяжести и массой тела; решение задач по формулам FT=mg, m= FT /g; повторение и закрепление понятия о происхождении силы тяжести на Земле и других планетах; закр...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Бинарный урок "Исследование зависимости между параметрами колебаний пружинного и нитяного маятников"

Урок проводится как обобщающий после изучения тем по физике "Механические колебания" и по информатике "Работа с электронной таблицей". Урок является бинарным "информатика + физика"...

Технологическая карта урока "Моделирование зависимостей между величинами"

Урок информатики в 11 классе с использованием цифровой лаборатории Releo...