разработка интегрированного урока истории и литературы "Цена свободы"
план-конспект урока (11 класс) на тему
интегрированный урок "Цена свободы" посвящен памяти жертв политических репрессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-rekviem_tsena_svobody.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-реквием
«Цена свободы…»
I Орг момент.
Наш урок проводится в рамках конкурса «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР».
Тема урока: «Цена свободы…»
Какова же цена свободы- самой важной ценности человеческой жизни?
Какой ценой заплачено многими за право быть свободным в своей стране?
II. Актуализация.
Обратите внимание слайды (слайд )
Уч. ситуация №1
-Какие чувства вызывают у вас эти картины?
(картины черепов расстрелянных людей, ужасов могут вызвать только ужас, страх…)
Слайд 2 Афиша спектакля по пьесе А. Афиногенова «Страх»
-
Перед вами афиша спектакля по пьесе А. Афиногенова «Страх».Пьеса была написана в 1931г. И название ее отражало то чувство, которое было общим для миллионов советских граждан.
-Так чего же боялись граждане 1-го социалистического государства?
Мункуева С. с рассказом о главном персонаже пьесы профессоре Бородине, выступившем с трибуны с обращением:
Б о р о д и н. Мы провели объективное обследование нескольких сотен индивидуумов различных общественных прослоек. Я не буду рассказывать о путях и методах этого обследования... Скажу только, что общим стимулом поведения восьмидесяти процентов всех обследованных является страх.
Г о л о с. Что?
Б о р о д и н. Страх... Восемьдесят процентов всех обследованных живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин — насильственной коллективизации, советский работник — непрерывных чисток, партийный работник боится обвинений в уклоне, научный работник — обвинения в идеализме, работник техники — обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха. Страх заставляет талантливых интеллигентов отрекаться от матерей, подделывать социальное происхождение... Страх ходит за человеком... никто ничего не делает без окрика, без занесения на черную доску, без угрозы посадить или выслать. Кролик, который увидел удава, не в состоянии двинуться с места — его мускулы оцепенели, он покорно ждет, пока удавные кольца сожмут и раздавят его. Мы все кролики... Остальные двадцать процентов обследуемых – это рабочие-выдвиженцы, им нечего бояться, они хозяева страны, они входят в учреждения и в науку с гордым лицом и стуча сапогами…
Уничтожьте страх, и вы увидите, какой богатой жизнью расцветёт страна!»
Пьеса и спектакль в целом дали картину взрыва сложившейся системы общественной и частной жизни, в ней пульсировало время тридцатых годов – завершающий этап революции – тоталитаризм.
-Итак, прозвучало слово – тоталитаризм..
Уч. Ситуация №2
-Дайте характерные черты тоталитарного государства. (определение термина)
- Контроль власти над всеми сферами жизни…,
- Приоритет гос интересов над частными..
- Однопартийная система…
- Единая идеология…
- Отсутствие демократических институтов (прламента..)…
- Фактическая ликвидация прав и свобод граждан..
- Репрессии и террор в отношении оппозиции и инакомыслящих…
Вывод, таким образом, в условиях тоталитарного государства человек жил в страхе за свою жизнь, за жизнь своей семьи и близких, друзей…Жил в страхе перед репрессиями…
Массовым репрессиям были подвергнуты миллионы человек из всех слоев населения: крестьянства, духовенства, интеллигенции..
- вспомните, к чему призывал с трибуны профессор Бородин?
Слайд. (Уничтожьте страх и вы увидите, какой богатой жизнью расцветет страна».
-Что это значит – уничтожить страх?
(решиться на протест!)
-Услышал ли кто-нибудь из тех 80% этот призыв профессора Бородина?
III. Выступления уч-ся с проектами:
- Цыренова А. о Ф. Ф. Раскольникове. Слайд.
17 августа 1939г он опубликовал «Открытое письмо Сталину».
(цитаты из письма с обличением террора Сталина)
_Какова цена этого мужественного вызова?
(по одной из версий он был убит агентами НКВД – мнение Роя Медведева)
Имя Ф Раскольникова открывает нашу кровавую азбуку инакомыслия…Слайд «Кровавая азбука свободомыслия»
Эпиграф: Справедливости окровавленные уста..»
Дондуков З. О.Э. Мандельштам.
Батоев А. Академик И. Павлов
Бадмаева Ц. А Баркова
Мункуева С. В. Шаламов.
Учитель:
О них, не сомкнувших свои уста, не убоявшихся, заплативших самую высокую цену за право быть свободным в своей стране пишет Е. Благинина: (звучит Моцарт «Реквием)
Чисты их имена
И горе голос лир
А дух высок, и словно осияно..
На вечны времена:
Владимир, велимир,
Марина и Борис,
И Александр, и Анна..
(слйды с портретами репрессированных, зажечь свечу…)
IV этап. 60-е гг. политический обзор.
Диссиденство..
Эпиграф:
«До Движения мы были обреченными.. Но Движение взорвало мир, перевернуло его с ног на голову, вдохнуло в нас жизнь..»
Ю. Галансков.
Ю. Галансков. – один из организаторов литературных чтений на площади у памятника В. Маяковскому. (слайд «Поэты на Маяковке)
Аргасанова Ю. о поэте
Базаров Г. читает отрывок из «Человеческого манифеста»
- В чем заключен манифестный пафос этих строк? Что такое манифест?
Найдите ключевые слова в этом отрывке…
(ложь, кровавый стяг, тюрьма, могила, слезы..)
- Образ какой страны создается поэтом?
Страна – тюрьма…
От чего отказывается герой произведения?
Ю. Галансков погиб в 33 года…
По-другому сложилась судьба другого организатора литературных чтений на маяковке – судьба В. Буковского
Слайд В Буковский
Куклин Ж. с рассказом о Буковском.
-Какой путь выбирает Буковский для борьбы за права и свободы человека?
(активная политическая жизнь)
А вот другой общественный деятель, писатель, лауреат нобелевской премии А.И. Солженицын в обращении к сов. Интеллигенции предлагает наиболее доступный способ борьбы с режимом:
Слайд: «Самы доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи!»
- интерпретируйте это воззвание.
(Задача художника – писать правду..)
Дондитов В. О судьбе и ТВ-ве писателя.
- Солженицын, верный своему кредо: быть хранителем истины, продолжает когорту поэтов, писателей 30-х гг, боровшихся против несвободы. И цена все так же высока: арест, ссылка, выдворение из страны…
Vэтап. 2000-е годы. Современная ситуация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.(разработка интегрированного урока истории и литературы для 11 класса).
интегрированный урок истории и литературы...
Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»
Интегрированный урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...
Методическая разработка интегрированного урока история география
Подходит для повторения учебного материала и расширения кругозора...
Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь"
Разработка интегрированного урока истории и литературы "Власть и церковь" предназначена для учащихся 7 класса. Урок направлен на формирование умений работы с источниками информации разного типа – исто...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.
Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства....
Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»
Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
- Мне нравится (1)