Открытый урок "Петр I:движение вперед или..."
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Белова Валентина Ивановна

Открытый урок по истории для  обучающихся системы НиСПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc205 КБ
Office presentation icon reformy_petra_i.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

1. Тема урока: «Реформы Петра I: движение вперед или …».

2. Психолого – педагогическая характеристика группы.

В группе 1-Б9-10-1по специальности «Автомеханик» 25 студентов, все юноши. Коллектив был сформирован из ребят, окончивших 9е классы Сосновского и Павловского  районов. В группе 20 студентов 1995, 3-1994, 2 -1993гг. Согласно социометрическим измерениям к   положительным лидерам группы относятся: Личиков Ж., Зыков В.К отрицательным лидерам - Рыбаков Д., Зуев В.Отрицательные лидеры привлекают к себе внимание (причем выбирают для этого не всегда корректные формы) тем самым понижают дисциплину на уроке.К группе отверженных, согласно социометрическим измерениям относятся следующие учащиеся:Курнавин С., Лебедев А. Эти ребята малообщительны, замкнуты, не идут на контакт ни с одногруппниками, ни с преподавателями.

3. Групповые характеристики.

3.1 Сплоченность группы

(методика:  социометрические измерения коллектива)

Согласно социометрическим измерениям группа имеет среднюю  степень сплоченности коллектива

3.2 Психологический климат

( методика: тест: «оценка психологического климата в коллективе»)

По результатам теста психологический климат в классе можно расценить как инертный. Ребята не стремятся помочь друг другу, в совместных делах не всегда проявляются  организованность и взаимопомощь. По оценкам учащихся в группе присутствует видимое деление на «своих» и «наших» (что также подтверждается  и результатами анализа социометрических измерений). Учащиеся отмечают, что далеко не всегда все доброжелательно относятся друг к другу, в основном присутствует равнодушие, безразличие к одногруппникам.

4.Особенности учебной деятельности.

4.1Успеваемость.

(Методика: изучение журнала успеваемости)

Согласно исследованиям журнала успеваемости, можно отметить, что средняя успеваемость в группе по предметам  -3,5 балла

4.2 Отношение к учебным предметам

Из учебных предметов учащимся нравятся предметы спец. профиля..

5.Трудовая деятельность

Отношение к труду.

По оценкам куратора студенты данной группы  относятся доброжелательно, ответственно подходят к порученному делу. В оценках студентов по методике: тест «Определение  групповых ценностных ориентаций» трудолюбие стоит в ряду значимых качеств личности.

6.Общественная деятельность.

6.1 Отношение к общественной деятельности.

(методика: беседа с куратором)

Три человека из группы  с увлечением занимаются в  ВПК; несколько ребят посещают  компьютерный кружок. Ребята не проявляют инициативы в делах, но предложенное дело выполнят добросовестно. В совместных делах организованны.

7.Положительные и отрицательные стороны в развитии коллектива.

В группе преобладает  раскованность - ребята открыто высказывают свою позицию, но, к сожалению, отсутствует воспитанность.Не все учащиеся чувствуют свою причастность к жизни группы. Негативно и то, что в группе не всегда присутствует доброжелательное отношение друг к другу. Анализируя вышеприведенные характеристики, отметим, что группа обладает средним потенциалом, средней мотивацией к обучению, средним социально-психологическим климатом, а также  средним уровнем психологической адаптацией  и рефлексией, самоконтролем.

3. Цель урока: анализ значения петровских реформ для развития России, оценка личности Петра I  сквозь призму его реформ.

4. Задачи урока;

   Образовательные: изучение содержания реформ Петра: экономических, государственного управления, в социальной политике, военных, в области культуры;  определение качеств личности Петра I.

   Развивающие:  умение выделять главное, анализировать рассказ учителя, выделять отрицательные и положительные стороны явления, умение делать вывод, о

   Воспитательные: воспитание патриотизма.

5. Тип урока: комбинированный (лекция учителя с элементами эвристической беседы с помощью мультимедийной презентации и лабораторная работа).

6. Хронометраж урока:

1. Организационный момент – 3 мин

2. Проверка и учет знаний и умений предыдущего урока – 8 мин

3. Переход к изучению нового материала – 3 мин

4. Изучение нового материала и первичное закрепление – 52 мин

5. Закрепление изученного материала – 20 мин

6. Выводы по уроку, оценивание студентов – 3 мин

7. Домашнее задание – 1 мин

Всего - 90 мин(парная система уроков)

7.Материалы и оборудование: Карта “Российская империя в первой половине 18 века”, мультимедийный проектор, экран, доска, учебник А. Н Сахарова, А. Н. Боханова. «История России XVII – XIX века».

8. Используемая литература:

Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. - М,2009

Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе.- М,2002

История: 5-11 класы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера/Е.В. Тайкова и др. – Волгоград,2010

Калугин В.К., Воропайкин Ю.И. Романовы. Триста лет на российском престоле. - СПб,2005

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - М,2005

Короткова М.В. Наглядность на уроках истории.- М,2002

Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.- М,2002

Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России.XVII-XIX века».-М:ООО «ТИД «Русское слово», 2006

Степанищев А.Т. История России:IX-XX вв: схемы. – М,2001

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М,2003

Энциклопедия для детей: т.5, ч.1(История России и её ближайших соседей). – сост.С.Т. Исмайлова. – М,1995

9. Ход занятия:

Этапы учебного занятия

Хронометраж

№ слайда

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

1. Организационный момент

3 мин

Приветствие, проверка посещаемости, создание положительного настроя студентов

2. Проверка и учет знаний и умений предыдущего урока

8 мин

Презентация»Начало славных дел Петра.тест

Слайд №1

-15

Преподаватель: итак, ребята мы продолжаем изучать век восемнадцатый, эпоху, которой начался этот полный событий век. Петровскую эпоху, а для начала проверим те знания, которые вы получили на предыдущем уроке о Петре I.

Для этого мы решаем мультимедийный тест, после появления вопроса и вариантов ответа на экране, вы в течение времени пока я читаю  вопрос и ответы должны выбрать правильный вариант, далее я спрашиваю кого-то из студентов.

Выполняют тест.

3. Переход к изучению нового материала

3 мин

Презентация «Реформы Петра I» Слайд 1

 

Слайд 2

Слайд 3

Преподаватель: Очень отрадно, что вы неплохо усвоили материал прошлого урока, начинающего эпоху Петра I, и события Северной войны, продолжавшейся практически на протяжении всего правления Петра I. Но  мы с вами также знаем, что в первую очередь Петр I известен нам как великий реформатор.

Тема нашего урока - «Реформы Петра I: движение вперед или …». Реформы начала XVIII века затронули все сферы жизнедеятельности русского общества: и экономику, и политику, и социальную жизнь и культуру, а вот положительный они имели эффект или наоборот нам предстоит решить.  Неслучайны и эпиграфы нашего урока, обратите внимание, как оценивает Петра I А. С. Пушкин и М.Волошин, мы вернемся к ним в конце нашего урока для  того чтобы сделать вывод: кем же был Петр I для России «чудом» или «чудовищем»?

Итак, целью нашего урока является анализ значения петровских реформ для развития России, оценка личности Петра I  сквозь призму его реформ.

Для этого нам необходимо будет рассмотреть следующие вопросы:

  1. Оценка петровских преобразований.
  2.  Экономические реформы
  3. Реформы в сфере государственного управления.
  4. Cоциальная политика Петра I.
  5. Военные реформы.
  6. Преобразования в сфере культуры.

Записываем в тетрадь план нашего урока.

Слушают, записывают тему урока.

Записывают в тетрадь план занятия.

4. Изучение нового материала и первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное

Закрепление

Первичное

Закрепление

Первичное

закрепление

Первичное

закрепление

52 мин

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд № 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12-13

Слайд 14 -15

Слайд 16

Слайд 17-18

Слайд 19

Слайд 20-21

Слайд

22-23

Слайд 24-25

Слайд 26

Слайд 28

Слайд 27

Слайд 29

Слайд 31

Слайд 32-33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37-38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Преподаватель: Но прежде чем оценить петровские преобразования мы познакомимся с их оценками историками различных эпох.

Итак, досоветская историография по отношению к петровским преобразованиям делится на три группы: западники, славянофилы и Василий Осипович Ключевский. Западники, представленные В.Н.Татищевым, М.В.Ломоносовым, Н.Г. Устряловым, С.М.Соловьевым, были сторонниками петровских реформ, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации. В.О. Ключевский считал, что после Петра государство стало сильнее, а народ беднее…

Славянофилы, М.М. Щербатов, Н. М. Карамзин, К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, были противниками петровских реформ, благодаря которым были разрушены национальные русские устои.

Советская историография относилась к петровским реформам однозначно, видя в них прогрессивный характер в рамках классовых оценок( Е.В. Тарле, Н.Н. Мочалов, В. И. Буганов, Н.И. Павленко и др.). Современная историография в лице Е.В. Анисимова, и А.Б. Каменского усматривает в реформах Петра противоречивый характер, проводились они насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению сил.

Итак, собственно в основу преобразований Петра I были положены идеи:

-служения отечеству как высшей ценности;

- общего блага, «народной пользы» как цели служения;

 - практицизма и рационализма как основы деятельности.

Особенности:

-масштабность и распространение новшеств на различные сферы жизни;

- бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ.

Несмотря на все это существовали реальные предпосылки для реформирования общества? Давайте посмотрим на схему и назовем их.

Ну, а теперь перейдем непосредственно к реформам:

Слушая мой рассказ, и изучая схемы, которые будут представлены к рассказу, вы  составите таблицу, в которой отразите главные факты петровских реформ и их положительное и отрицательное значение для развития России.

Сфера реформирования

Основные реформы

Положительный эффект

Отрицательный эффект

(Таблица на доске)

  1. Экономические реформы.

Преподаватель: Любая война требует огромных затрат и вложений. Старая экономическая система, существовавшая в России не могла удовлетворить растущие запросы страны, поэтому и требовались реформы в экономике. Ведущее место в петровских преобразованиях заняли реформы в промышленности, что диктовалось интересами армии и нескончаемой Северной войны. Петр начал с тяжелой промышленности – металлургии, горного дела, кораблестроения. Развитие текстильной, суконной, кожевенной, полотняно-парусной и других отраслей поначалу ориентировались только на нужды армии и флота. На средства и по инициативе государства в начале XVIII века строились металлургические и железоделательные заводы в Карелии, Белозерском, Липецком и других уездах. Около Нерчинска в Сибири в 1704 был построен первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро.

Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. На Урале в 1723 заложен крупнейший железоделательный завод в России, из которого развился город Екатеринбург. При Петре были основаны Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил. Появляются оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность — в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.

В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати» в 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».

Основной проблемой на русских мануфактурах того времени была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры (такие крестьяне получат название посессионных).

Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.

Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице. Сооружались речные каналы.

В целом политику Петра в торговле можно охарактеризовать как политику протекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установление повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). В 1724 году был введён защитный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности, в результате чего в середине XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству металла. Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233.

А сейчас мы заполним вместе таблицу.

И сейчас ребята мы познакомимся с документами того времени, связанные с экономическими изменениями – решение заданий, транслируемых на экране.(см Приложение 2)

3. Реформы в сфере государственного управления. Следующий блок реформ посвящен изменениям в сфере государственного управления. Далее - лабораторная работа с учебником А. Н Сахарова, А. Н. Боханова. История России XVII – XIX века.с. 136 – читаем материал учебника и заполняем таблицу.  К тому же в помощь студентам – мультимедиа схемы.

Решение заданий с помощью мультимедиа презентации.

4. Cоциальная политика Петра I.

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.

Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.

Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющийсыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

«Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Указ о престолонаследии 5 февраля 1722 года: в связи с отсутствием наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии, но внезапно заболевает и умирает. Указ так и не был издан.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой.

Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться.

Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

 Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных.

Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных.

Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков разорявших своих крестьян, а крестьянам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крестьяне лишились этой возможности).

В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

При Петре создалась новая разновидность зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Важной для крестьянства мерой Петра был указ 11 мая 1721 г, вводивший в практику жатвы хлеба литовскую косу, вместо традиционно употреблявшегося в России серпа. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок», вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала десятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянского хозяйства. Другие меры Петра по развитию сельского хозяйства, включали распространение среди землевладельцев новых пород скота — голландских коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых деревьев .

Городское население

Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

В 1722 году появились ремесленные цехи по западноевропейскому образцу. Основной целью их создания стало объединение разрозненных ремесленных мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая структура на Руси не прижилась.

В период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые царем воеводы были заменены выборными Городскими магистратами, подчинённые Главному магистрату. Эти меры означали появление городского самоуправления.

Решение заданий с помощью мультимедиа презентации.(см. Приложение)

5. Военные преобразования

При вступлении на царство Пётр получил в распоряжение постоянное стрелецкое войско, склонное к анархии и мятежам, не способное сражаться с западными армиями. Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 17001721 годов.

Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 27 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута, холостого парня в возрасте от 15 до 20 лет. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных.

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Решение заданий с помощью мультимедиа презентации.

6. Преобразования в сфере культуры.

Лабораторная работа с учебником А. Н Сахарова, А. Н. Боханова. История России XVII – XIX века.с. 136 – читаем материал учебника и заполняем таблицу.  К тому же в помощь студентам – мультимедиа схемы.

Решение заданий с помощью мультимедиа презентации.

Слушают.

Записывают в тетрадь материалы слайда №7

Изучают схему «Предпосылки реформ Петра I»  и называют их.

Чертят таблицу.

Заполняют предложенную преподавателем таблицу:

Сфера реформирования

Основные реформы

Положительный эффект

Отрицательный эффект

1.Экономика

1. Создание мануфактурной промышленности

Создание в кратчайшие сроки тяжелой промышленности (предприятия Урала). Россия занимает лидирующее положение по выплавке чугуна

Созданная промышленность обеспечивалась крепостным трудом, что обрекало её на низкий рост производительности. Технологическую стагнацию и быструю утрату лидирующих позиций

2.Осуществление государственной политики меркантилизма(экономическая политика, направленная на накопление средств внутри страны) и протекционизма (политика, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции)

Форсированное развитие страны, накопление денег, и как результат успехи на военном поприще

Усиление гнета на народ

3. Активное вмешательство государства в торговую деятельность купечества

Рост торговли, увеличение доходов казны

Разорение некоторых купцов

Заполняют предложенную преподавателем таблицу:

Сфера реформирования

Основные реформы

Положительный эффект

Отрицательный эффект

2. Государственное управление

Заполняют предложенную преподавателем таблицу:

Сфера реформирования

Основные реформы

Положительный эффект

Отрицательный эффект

Заполняют предложенную преподавателем таблицу:

Сфера реформирования

Основные реформы

Положительный эффект

Отрицательный эффект

Заполняют предложенную преподавателем таблицу:

Сфера реформирования

Основные реформы

Положительный эффект

Отрицательный эффект

5. Закрепление изученного материала

20 мин

Слайд 43

Беседа по вопросам:

1. Представьте человека, который уехал из России перед началом петровских реформ и вернулся в последний год жизни царя. Каким переменам этот человек удивился бы? Что нашел бы не подвергшимся изменениям?

2. Можно ли назвать Пётра  царем – революционером?

3. Какое влияние оказал Пётр I на Россию?

Преподаватель: Мы ознакомились с вами с реформами Петра I , так давайте оценим личность Петра сквозь призму этих реформ. Тема эссе «Кем же был Пётр I Алексеевич для России «чудом» или «чудовищем»?»

Преподаватель вместе со студентами размышляют над вопросами.

Пишут эссе, сдают работы

6. Выводы по уроку, оценивание студентов

3 мин

Итак, сегодня мы с вами познакомились и разобрали реформы  Петра I  и постарались оценить личность Петра .При всей неоднозначности оценок личности и деятельности Петра  мы с вами определимся с названием нашей темы «Реформы Петра I  - движение вперед.»

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на занятии.

Слушают

7. Домашнее задание

1 мин

С. 156 в.и з. № 1.2.3.4.5.

Записывают


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Вперед спецназ"

Ежегодное военно-спортивное мероприятие посвященное Дню защитника Отечества. Участвуют ученики 8-11 классов....

Движение вперед!!!!

Мои достижения...

Урок истории в 10 класс "Реформы Петра 1: движение вперед или ..." 2012 г.

Урок повторения и общения в форме передачи «Пусть говорят» Цели: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении    темы; дать нравственную оценку  Петра  I; уч...

Тема урока: «Прогрессия – движение вперед»

Открытый урок по алгебре в 9 классе...

Конспект открытого урока "Культура движения"

Цель нашего урока – сформировать знания о культуре движений и о гигиеническом режиме двигательной активности.         Движение – один из факторов здоровья челов...

Юнармия. Движение вперед!

Анализ и итог работы движения....

Воспитательная программа для учащихся 5 – 9 классов «Новое поколение» «Движение вперед» “FORWARD”

        В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.В.А.Сухомлинский.В числе глобальных про...