Урок по теме: "Восстание Спартака"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме: "Восстание Спартака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanie_spartaka.zip | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. Быкова Светлана Михайловна
2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Николевка»
3. Учитель истории
4. История Древнего мира
5. 5 класс
6. Восстание Спартака.
7. История Древнего мира. АА. Вигасин, Г.И. Годер. Просвещение 2010г.
Тема урока: «Восстание Спартака».
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся способности делать выводы на основе полученного материала.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию причин восстания Спартака;
- развивать умение анализировать поступки, давать им оценку;
- на материале урока показать значение личного примера человека, его качеств характера для достижения цели;
- воспитывать умения сопереживать людям.
Оборудование урока:
- учебное пособие
- наглядность
- раздаточный материал
Основные понятия урока:
г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий.
Предварительная подготовка:
- подбор текстового материала
Планируемые результаты обучения
- понимание причин восстания Спартака;
- понимание значение личного примера человека, его качеств характера для достижения цели;
- сопереживание другим людям.
Ход урока:
Введение в тему урока.
Ребята, мы с вами уже знакомились с темой рабства в Риме.
-Давайте вспомним, где использовался труд рабов?
-Каково было положение рабов в Риме? Могли они дальше с этим мириться?
-Каким образом рабы должны были противостоять своим хозяевам?
Учащиеся подходят к тому, что рабы должны были поднять восстание против своих эксплуататоров.
Итак, ребята, тема нашего урока: «Восстание Спартака». Запишем её в тетради.
Учащиеся в тетради записывают тему урока.
Работа над планом урока.
-Для того, чтобы изучить эту тему, нам необходимо обозначить основные направления, по которым мы будем работать для ознакомления с этой темой.
-Что нам необходимо узнать по данной теме?
Ребята называют примерные темы плана, которые нам необходимы для изучения данной темы. Т.к. войны и восстания уже изучались данным классом это задание не вызывает больших трудностей.
План урока:
- Причины восстания
- Состав восставших
- Цели восставших
- Героическая личность Спартака
- Ход восстания
- Причины поражения
По первым трём пунктам плана класс работает с документом. Ребята внимательно читают текст и вопросы к нему. Находят ответы в тексте документа. Работают с карандашом. Если возникают вопросы, то учитель индивидуально консультирует.
Плутарх. Марк Красе, 8—11
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.
Вопросы к документу.
- Почему началось восстание рабов в городе Капуя? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)
- Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбежали только 78.)
- Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)
- Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
- Как вы думаете, какие цели были у восставших? (Свергнуть своих эксплуататоров).
- Что рассказывает Плутарх о Спартаке? (Спартак из Фракии, смелый, сильный.)
Ребята зачитывают свои ответы, комментируя и поправляя друг друга. Учитель консультирует.
-Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навеки оставшийся в памяти народа?
Опережающее задание. Сообщение ученика о Спартаке.
О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. Меды были крупным и сильным племенем, воспринявшим к тому же многие черты греческой культуры
Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины общественной пирамиды.
Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. У таких народов карьера военного обычно считалась единственно достойной мужчины, тем более принадлежащего к знатному роду. Спартак здесь не был исключением. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.
После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян. Жизнь солдата, наемника была ближе и понятней для Спартака, чем любая другая.
Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: "Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира - разбойником, а затем за почитание его физической силы - гладиатором." Через какое-то время Спартак вторично попал в плен и был продан в качестве гладиатора в капуанскую школу Лентула Батиата.
-Итак, ребята, что мы узнали о Спартаке, предводителе восставших?
Физкультминутка .
Рассказ учителя.
-Вооружившись дубинами и кинжалами, гладиаторы удалились на гору Везувий, где организовали свой лагерь.
Сначала римские власти не придали событию большого значения. А Спартак совершает набеги на окрестные имения. Его помощниками были гладиаторы Эномай и Крикс. Так как Спартак делился добычей поровну со всеми, вскоре на Везувии собралось множество людей.
-Почему рабы уходили к Спартаку? Каким было положение рабов?
-Серьёзной проблемой для Спартака была организация войска. Что нужно было сделать Спартаку? Почему это было трудной задачей? (неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием).
-Вспомните, каким был римский лагерь.
Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Лестницы раскачивались от ветра, пугала огромная высота. Когда восставшие рабы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали. После этого численность войска восставших стала быстро расти.
Работа с учебником (стр.236 – 237 п. 3) и контурной картой. Читая текст, учащиеся отмечают на карте путь движения армии Спартака. По окончании работы обмениваются, проверяют работу соседа. Учитель консультирует.
Рассказ учителя.
- Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. Наступило решающее сражение. Битва была ожесточённая, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи.
На основании прочитанного и услышанного ребята называют причины поражения восстания Спартака.
А) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.
Б) У Спартака не было чёткого плана действия.
В) Восставших обманули пираты.
Восстание было жестоко подавлено. После битвы 6 тысяч схваченных рабов были повешены вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной смертью от застоя крови и жажды. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.
Проводится рефлексия.
Учащиеся обсуждают, что они узнали на уроке. Оценивают работу товарищей и свою. Учитель консультирует.
Домашнее задание (каждый ученик выбирает в соответствии со своими возможностями).
1. Прочитать параграф 51.
2. Составить рассказ от имени гладиатора: о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе у подножия Везувия.
3.Сочинить синквейн (главный герой – Спартак).
4. Нарисовать последнее сражение Спартака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.
Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон....
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...