Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
план-конспект урока (6 класс) по теме

Костина Ирина Николаевна

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_-_obobshchenie.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  «Глагол»

(обобщающий  урок  по  теме «Глагол»)

Цель  урока:  знание грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания

Задачи урока,

предметные: 

 повторить   и  обобщить  теоретические  сведения  о  грамматических  признаках  глаголов,  об их  синтаксической  роли  и    правописании;

метапредметные:

 развивать  умение  грамматического, синтаксического   и  орфографического анализа  слов;

 развивать  учебно-  организационные  умения  и навыки (организовать  себя    на

выполнение поставленной  задачи,  осуществлять  самоконтроль, взаимоконтроль  и  самоанализ  учебной  деятельности) ;

личностные: формировать  интерес  к  предмету  через  использование  различных    форм

обучения  и  создания  ситуации успеха.

I. Организационный  момент.

1.      -Здравствуйте, ребята! Доброе  утро,  уважаемые гости! Ребята, посмотрите  на  свои  парты,  всё  ли  у вас  готово  к  уроку! Молодцы! За окном  сегодня  (  не  очень ) хорошая  погода. Наш  друг  «Смайлик»  весело  нам  улыбается   и  желает   удачи  (  на  слайде  жёлтый  улыбающийся Смайлик)

Читаю  стихотворение:

Что  без  меня  предметы?

Лишь  названия.

Но  я приду – всё  в  действие  придёт,

Летит  ракета, люди  строят  здания,

И  рожь  в  полях  растёт.

                                          ( В.Кондрашов)

- Ребята,  о  какой  части  речи  говорится  в  данном  стихотворении? (  О  глаголе)

- Вы  согласны   с  тем,  что  глагол – всё в  действие  приводит? (Да)

  • Давайте  тогда  запишем  в    рабочие  тетради  дату  и  тему   урока. (  тема  урока

  «  Глагол»,  обращаем  внимание  на  правописание  числительного   «девятнадцать»)  

- О глаголе  мы  узнали  многое , нам  осталось  лишь   подвести  итог   изучению  данной  темы,  а  значит  цель  нашего  урока ( ребята  формулируют:  повторить   все    сведения  о  глаголе)

2.  Прежде  чем  приступить  к  работе   по  теме  урока , итак ,проверим домашнюю  работу. Над  чем  вы  работали  дома? Давайте  проверим, насколько  правильно  вы  определили   вид  и спряжение  глаголов,  умеете  ли  вы  видеть  глаголы  в  тексте. Если  вы безошибочно  определили  вид  и спряжение   поставьте себе  в  рабочей  тетради   +   после  домашней  работы, если  есть  ошибки,  то  поставьте  себе  -.Назовите   ошибки,  допущенные  в   домашней  работе

   

  1. Основная    часть  урока

1.Упражнение   «Верно  -  неверно» (проверяем  теоретические  сведения)

На  доске  высвечиваются  фразы ( задание:   выписать    в     тетрадь   номера   верных  утверждений)

 1.   Глагол  -  это  служебная  часть  речи.

2.    Глагол     обозначает   действие.

3.    Все  глаголы  изменяются  по  лицам,   числам  и  родам.

4.    Глагол  отвечает  на  вопрос   что  делать? что  сделать?

5.   Глагол   склоняемая    часть  речи.

6.   Глаголы     бывают  только  переходными.

7.  В  предложении   глагол   чаще  всего  бывает  сказуемым.

8.  Глаголы   бывают  совершенного и  несовершенного  вида.

9.  У   возвратных  глаголов   суффиксы   - ся   и   - сь.

     Верные  варианты  ответов  высвечиваются  на    доске:  2,  4, 7,  8,  9. (  в  оценочный   лист  ставится   оценка   «5»,  если  всё  выполнено  верно, одна  ошибка - «4»,   две   ошибки   - «3»)

Вывод:  дети  дают  определение  глаголу  как  части  речи.

2.          Словарный  распределительный  диктант (  читаются  глаголы,   ребята  должны распределить   их  в  два  столбика:  первый   столбик -   с  «Ь»,  второй   -  без   «Ь».Один ученик  выполняет  онлайн  - тест,  сидя  за  компьютером).  Затем    правильный  ответ выводится  на  доску,  если  всё  выполнено  правильно  в  оценочный  лист  ставится оценка «5»,  1-2  ошибки  - «4», 3  ошибки  - «3». У  ученика  за  компьютером  оценка выставится  по  завершении  работы  с  тестом,  её и он  выставляет  в  оценочный  лист.

Слова  для  диктанта: дожидаться, заниматься, вырывается, улыбаться,  радуется,

  переворачиваться, настраивается,  задуматься, научиться,  запоминается, получается,

  решиться.

Вывод:  чтобы  не  ошибиться  в  написании   - тся  и  - ться  нужно  поставить  вопрос,  если  в вопросе  есть  Ь ,  то и  в  глаголе   пиши  Ь,  если  в  вопросе  нет Ь, то  и  в  глаголе  он  не  пишется

 

3. Работа  с  учебником  упражнение  542

Списать текст  в   тетрадь, подчеркнуть  подлежащее  и  сказуемое  в  каждом  предложении, 1  группа  -  выписать  из  текста  2 словосочетания   глагол +  существительное,  1 словосочетание   глагол +  наречие, 2  группа- выписать  из  текста  глаголы   и   подобрать  подходящие  по  смыслу  слова   из  слов  для  справки,  чтобы  получилось словосочетание  (один  у  доски,  остальные  в  тетради, те кто   освободился  раньше  выписывают  олицетворения  и   эпитеты, затем проверка  с  доски,  тот кто  сделал  устно называет  эпитеты  и олицетворения ).

Выходит  осень  на  опушку  года –

С  походкой  мягкой  рыжая  лиса.

Пусть  скупо  светит  солнце  с  небосвода,

Зато  сияют  рощи  и  леса.

В  такую  пору  мудрая  природа

Нам  в  буднях  открывает  чудеса.

                                                     (Н.Рыленков)

Глаголы: выходит,  светит, сияют, открывается.

Слова  для  справок:    ярко,  на  прогулку,  на  небе, внутрь, быстро, в  темноте

Если  задание  выполняются  верно  в  оценочный  лист  ставится оценка  «5», если  одна  ошибка  - оценка «4»,  две  ошибки  - оценка «3»

Вывод:  чаще  всего  глаголы  в  текстах  выполняют  роль  сказуемого,   в словосочетаниях  являются  главными  словами ,следовательно,  словосочетания  являются  глагольными

(олицетворения –осень  выходит, природа  открывает;   эпитеты- лиса  рыжая,  с  мягкой  походкой)  глаголы  -  олицетворения  не  просто  обозначают  действие,  но  и  украшают  речь, делают  нашу  речь  ярче    и   выразительней.

3.Физминутка

Ребята  встают возле  парт, я  читаю  стихотворение  и  произвожу  действия,  ученики  повторяют за  учителем.

Спал  цветок  и  вдруг  проснулся,

Больше  спать  не  захотел.

Шевельнулся,  потянулся,

Взвился  вверх  и  полетел,

Солнце  утром  лишь  проснётся,

Бабочка  кружит  и вьётся.

4.Выпишите  из  стихотворения упр.542

I  вариант  -   выходит,    II  вариант  -   сияют 

(  Если  кто — то  закончил  раньше:  то  получают творческое  задание   мини  -  сочинение

«Можно  ли  представить  русский  язык  без  глагола?»,  если  не  получится  проверить

 задание  на  дом,  дописать сочинение , дополнив  его  ещё  несколькими

 предложениями.)

(  два  человека  у  доски, остальные  в   тетради,  затем  проверяем правильность  выполнения,  если  нет  ошибок  - в  оценочный  лист  «5»,  одна- две  ошибки  - «4»,  три  ошибки  - «3»)

  1. Складываем  оценки    в  оценочных  листах  и     делим  их  на  4   задания, полученную  оценку  выставляем    внизу  оценочного  листа  и   в дневники. Дети делают  вывод : повторили  морфологические  признаки  глагола,  вспомнили  правописание  -тся,  -ться,  повторили  синтаксическую  роль глаголов  в  предложениях  и словосочетаниях

  1.  Домашнее  задание

1.Выполнить  тест

2.Написать ли  дописать  сочинение  на  тему  «Можно  ли  представить    русский  язык  без  глагола?»

3.Подготовить  памятку  по  теме  «Глагол»

Рефлексия учащихся.

  • Я вспомнил, что…
  • Я понял…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…      

 На  этом  наш  урок  окончен,   Смайлик  прощается  с вами  до  следующего  урока,  желает  вам  всего  хорошего!

             

   

                                     

                       


Костина Ирина Николаевна     МБОУ»Бутылицкая  СОШ»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Времена английского глагола"

Презентация "Времена английского глагола" может быть использована  на уроке при изучении времён и как конкурсное задание, например, при проведени недели английского языка....

Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"

Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...

Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"

Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....

Спряжение глаголов

Презентация, электронное сопровождение к уроку по названной теме в 5 классе....

Виды глагола

Презентация - электронное сопровождение урока по данной теме в 5 классе....

Гласные перед Л в суффиксах глаголов

Тесты по различным темам для учащихся 5 классов...

Вид глагола

Презентация для урока русского языка в 5 классе....