Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
план-конспект урока (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_-_obobshchenie.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Глагол»
(обобщающий урок по теме «Глагол»)
Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания
Задачи урока,
предметные:
повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и правописании;
метапредметные:
развивать умение грамматического, синтаксического и орфографического анализа слов;
развивать учебно- организационные умения и навыки (организовать себя на
выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самоанализ учебной деятельности) ;
личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм
обучения и создания ситуации успеха.
I. Организационный момент.
1. -Здравствуйте, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Ребята, посмотрите на свои парты, всё ли у вас готово к уроку! Молодцы! За окном сегодня ( не очень ) хорошая погода. Наш друг «Смайлик» весело нам улыбается и желает удачи ( на слайде жёлтый улыбающийся Смайлик)
Читаю стихотворение:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
( В.Кондрашов)
- Ребята, о какой части речи говорится в данном стихотворении? ( О глаголе)
- Вы согласны с тем, что глагол – всё в действие приводит? (Да)
- Давайте тогда запишем в рабочие тетради дату и тему урока. ( тема урока
« Глагол», обращаем внимание на правописание числительного «девятнадцать»)
- О глаголе мы узнали многое , нам осталось лишь подвести итог изучению данной темы, а значит цель нашего урока ( ребята формулируют: повторить все сведения о глаголе)
2. Прежде чем приступить к работе по теме урока , итак ,проверим домашнюю работу. Над чем вы работали дома? Давайте проверим, насколько правильно вы определили вид и спряжение глаголов, умеете ли вы видеть глаголы в тексте. Если вы безошибочно определили вид и спряжение поставьте себе в рабочей тетради + после домашней работы, если есть ошибки, то поставьте себе -.Назовите ошибки, допущенные в домашней работе
- Основная часть урока
1.Упражнение «Верно - неверно» (проверяем теоретические сведения)
На доске высвечиваются фразы ( задание: выписать в тетрадь номера верных утверждений)
1. Глагол - это служебная часть речи.
2. Глагол обозначает действие.
3. Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.
4. Глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?
5. Глагол склоняемая часть речи.
6. Глаголы бывают только переходными.
7. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
8. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
9. У возвратных глаголов суффиксы - ся и - сь.
Верные варианты ответов высвечиваются на доске: 2, 4, 7, 8, 9. ( в оценочный лист ставится оценка «5», если всё выполнено верно, одна ошибка - «4», две ошибки - «3»)
Вывод: дети дают определение глаголу как части речи.
2. Словарный распределительный диктант ( читаются глаголы, ребята должны распределить их в два столбика: первый столбик - с «Ь», второй - без «Ь».Один ученик выполняет онлайн - тест, сидя за компьютером). Затем правильный ответ выводится на доску, если всё выполнено правильно в оценочный лист ставится оценка «5», 1-2 ошибки - «4», 3 ошибки - «3». У ученика за компьютером оценка выставится по завершении работы с тестом, её и он выставляет в оценочный лист.
Слова для диктанта: дожидаться, заниматься, вырывается, улыбаться, радуется,
переворачиваться, настраивается, задуматься, научиться, запоминается, получается,
решиться.
Вывод: чтобы не ошибиться в написании - тся и - ться нужно поставить вопрос, если в вопросе есть Ь , то и в глаголе пиши Ь, если в вопросе нет Ь, то и в глаголе он не пишется
3. Работа с учебником упражнение 542
Списать текст в тетрадь, подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении, 1 группа - выписать из текста 2 словосочетания глагол + существительное, 1 словосочетание глагол + наречие, 2 группа- выписать из текста глаголы и подобрать подходящие по смыслу слова из слов для справки, чтобы получилось словосочетание (один у доски, остальные в тетради, те кто освободился раньше выписывают олицетворения и эпитеты, затем проверка с доски, тот кто сделал устно называет эпитеты и олицетворения ).
Выходит осень на опушку года –
С походкой мягкой рыжая лиса.
Пусть скупо светит солнце с небосвода,
Зато сияют рощи и леса.
В такую пору мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса.
(Н.Рыленков)
Глаголы: выходит, светит, сияют, открывается.
Слова для справок: ярко, на прогулку, на небе, внутрь, быстро, в темноте
Если задание выполняются верно в оценочный лист ставится оценка «5», если одна ошибка - оценка «4», две ошибки - оценка «3»
Вывод: чаще всего глаголы в текстах выполняют роль сказуемого, в словосочетаниях являются главными словами ,следовательно, словосочетания являются глагольными
(олицетворения –осень выходит, природа открывает; эпитеты- лиса рыжая, с мягкой походкой) глаголы - олицетворения не просто обозначают действие, но и украшают речь, делают нашу речь ярче и выразительней.
3.Физминутка
Ребята встают возле парт, я читаю стихотворение и произвожу действия, ученики повторяют за учителем.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел,
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
4.Выпишите из стихотворения упр.542
I вариант - выходит, II вариант - сияют
( Если кто — то закончил раньше: то получают творческое задание мини - сочинение
«Можно ли представить русский язык без глагола?», если не получится проверить
задание на дом, дописать сочинение , дополнив его ещё несколькими
предложениями.)
( два человека у доски, остальные в тетради, затем проверяем правильность выполнения, если нет ошибок - в оценочный лист «5», одна- две ошибки - «4», три ошибки - «3»)
- Складываем оценки в оценочных листах и делим их на 4 задания, полученную оценку выставляем внизу оценочного листа и в дневники. Дети делают вывод : повторили морфологические признаки глагола, вспомнили правописание -тся, -ться, повторили синтаксическую роль глаголов в предложениях и словосочетаниях
- Домашнее задание
1.Выполнить тест
2.Написать ли дописать сочинение на тему «Можно ли представить русский язык без глагола?»
3.Подготовить памятку по теме «Глагол»
Рефлексия учащихся.
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Вызвало затруднение…
- Нужно выучить…
На этом наш урок окончен, Смайлик прощается с вами до следующего урока, желает вам всего хорошего!
Костина Ирина Николаевна МБОУ»Бутылицкая СОШ»Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Времена английского глагола"
Презентация "Времена английского глагола" может быть использована на уроке при изучении времён и как конкурсное задание, например, при проведени недели английского языка....
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....
Спряжение глаголов
Презентация, электронное сопровождение к уроку по названной теме в 5 классе....
Виды глагола
Презентация - электронное сопровождение урока по данной теме в 5 классе....
Гласные перед Л в суффиксах глаголов
Тесты по различным темам для учащихся 5 классов...
Вид глагола
Презентация для урока русского языка в 5 классе....