№ п\п | Этапы работы | Цели, задачи, результаты этапа урока | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
|
|
|
| Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный момент. | Цель: подготовка учащихся к работе, психологическая подготовка, проверка готовности обучающихся к уроку. Метод: эмоциональная речь учителя. Критерии: полная готовность класса, эмоциональность поведения, быстрый настрой. | 1. Приветствие учителя. Сообщение темы урока. | 2. Оформление в тетрадях классной работы. |
|
|
| 3. Диалог учителя и учеников: Что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к ней? - повторить определения, свойства и формулы, которые выучили по арифметической прогрессии; - решить задачи на использование этих формул; - проверить домашнее задание. |
|
|
|
| 4. Сообщение этапов урока: Так и сделаем. Сначала мы повторим все свойства и формулы, которые выучили по арифметической прогрессии, потом проверим домашнее задание к сегодняшнему уроку, потом структурируем задачи по использованным в решении формулам, потом порешаем задачи в парах, впомним кое-что из истории, связанное с арифметической прогрессии. В конце урока получите домашнее задание. |
|
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу. | Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности; дальнейшее формирование у учащихся знаний основ математики. Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, диалог учителя с классом. Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся. Методы и критерии оценивания ответов: положительная оценка, похвала, одобрение. | 5. На протяжение нескольких уроков мы с вами изучали и определение арифметической прогрессии, и формулу n-ного члена, и формулы суммы n первых членов прогрессии, ____(имя ученика) приготовил(а) презентацию об арифметической прогрессии, в которой включены все формулы, определения и свойства.
Послушаем и посмотрим презентацию. | 4. Домашнее задание к сегодняшнему уроку у доски идут оформлять 3 человека. № 673 (а) Найдите члены арифметической прогрессии, обозначенные буквами: а) а1; а2; -19; -11,5; а5,,,,; № 680 (б) Найдите первый отрицательный член арифметической прогрессии 8,5 ; ; … . № 689 (а) Найдите сумму всех двухзначных чисел. Если ученики справляются с заданием раньше, чем класс закончит повторять теоретический материал, то они садятся на свои рабочие места и включаются в работу вместе со всем классом.
|
|
|
| 6. Диалог учителя и учеников: - В ходе просмотра презентации вы что должны сделать с формулами по арифметической прогрессии? - Записать их в тетрадь. - А зачем? Чтоб не забыть, чтоб ваша зрительная память тоже развивалась. |
|
|
|
| 8. ____(имя ученика) учитель хвалит, выставляет оценку, говорит о местах в презентации, которые можно сделать ещё лучше и качественнее.
| 7. ____(имя ученика) проговаривает каждый слайд презентации, ученики в тетрадях фиксируют основные формулы, учитель сидит за компьютером и перещёлкивает слайды. |
|
|
| 9. А теперь проверим домашнее задание.
|
|
|
|
| 10. Ученики у доски рассказывают об условии и ходе решения «домашних» задач, учитель и остальные ученики проверяют каждый номер, задают вопросы, если таковые возникнут, корректируют записи на доске, предлагают, если возможно, рациональный способ решения или записи решения. Каждый ученик, работавший у доски с д\з, получает оценку. |
|
|
|
| 11. Кто не справился с № 673 (а)? Возьмите со своей парты себе в д\з дополнительную карточку, на которой написано «задание 1». Кто не справился с № 680 (б)? Возьмите со своей парты себе в д\з дополнительную карточку, на которой написано «задание 2». Кто не справился с № 689 (а)? Возьмите со своей парты себе в д\з дополнительную карточку, на которой написано «задание 3». | 12. Карточка для тех, кто неправильно выполнит номера из домашнего задания: № 673 (а); задание 1. Найдите члены арифметической прогрессии (а n), обозначенные буквами: а 1; - 8,5; а 3; - 4,5; а 5; а 6; … . № 680 (б); задание 2. Найдите первый положительный член арифметической прогрессии -; ; … № 689 (а); задание 3. Найдите сумму всех трёхзначных чисел.
|
3 | Систематизация ранее изученного материала. | Цель: дальнейшее приобретение опыта систематизировать практические задания по теме. Задачи: разделение задач на группы по используемым в решении формулам, приобретение дальнейшего опыта в применении формул при решении задач, систематизация умений и навыков решения задач по теме. Методы: индивидуальная работа, диалог учителя с классом. Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся. Методы и критерии оценивания ответов: похвала, одобрение. | 13. Диалог: Формулы и определения повторили, домашнее задание проверили. Что дальше? Решать!!! Сначала устная работа. |
|
|
|
| 14. Следующий этап нашей работы – это распределение задач на группы по используемым в решении формулам. Мы с вами прорешали очень много задач на арифметическую прогрессию. И уже мы можем, только прочитав условие, разобраться, какую же или какие же формулы нужно использовать в решении задачи.
Перед вами список из тринадцати задач. Прочитав их условие, разделите их на группы, занеся номер каждой задачи в определённый столбик. Критерий отбора: какая (какие) формулы используются при решении задачи. Время работы: 3 минуты. Учитель с учениками обсуждают, какие задачи в какой столбик занесли. Если есть разногласия по задачам, выясняют вопросы конкретно по каждой задаче, какая формула или какие формулы используются при её решении.
| 15. Кто-то из учеников проговаривает, какие задачи (по номерам) записаны в каком столбце.
Задачи для устной работы
1. Найдите сумму первых пятнадцати членов арифметической прогрессии (х n), если х 1 = - 5,5; х 5 = 0,5. 2. Найдите разность арифметической прогрессии (а n), если а 1 = - 2; а 20 = 55. 3. Между числами 28,8 и 31,6 вставьте 6 чисел так, чтобы они вместе с данными числами образовали арифметическую прогрессию. В ответе укажите третье по счёту вставленное число. 4. Найдите первый член геометрической прогрессии (b n), в которой b 7 = 256, q = - 2. 5. Найдите сумму членов арифметической прогрессии (а n) с седьмого по четырнадцатый, если а 3 = - 4,5; а 5 = - 0,5. 6. Найдите сумму первых 8 членов прогрессии (с n): 3; 6; 12; … . 7. Найдите сумму первых девятнадцати членов арифметической прогрессии (а n), если а 1 = 30; d = - 3. 8. Найдите четыре первых члена геометрической прогрессии, если сумма двух крайних членной равна 52, а сумма двух средних равна 16. 9. Найдите сумму первых тридцати трёх членов арифметической прогрессии (с n), если с 17 = 2. 10. Найдите двадцать первый член арифметической прогрессии (у n), если у 1 = - 2; d = 2,5. 11. Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют арифметическую прогрессию: 3 + 7 + 11 + … + х = 210. 12. Найдите количество отрицательных членов арифметической прогрессии (b n): - 16,6; - 15,1; …. 13. Найдите первый член арифметической прогрессии (х n), если S 3 = 75; S 6 = 186. Заполненная таблица такова: Арифметическая прогрессия |
|
| Геометрическая прогрессия | По формуле n-ного члена | По формуле суммы n первых членов | По формулам n-ного члена и суммы n первых членов | 4, 6, 8 | 2, 3, 10, 12 | 7, 13 | 1, 5, 9, 11 |
|
|
4 | Закрепление изученного материала при решении задач. | Цель: дальнейшее приобретение навыка применения теоретического материала к решению определённого вида задач. Задачи: решение задач по различным уровням сложности; дальнейшее развитие устной математической речи при объяснении хода решения задачи; воспитание ответственности за результат действий в ходе выполнения работы. Методы: индивидуальная работа, взаимопроверка. Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся. Методы и критерии оценивания ответов: положительная оценка, похвала, одобрение. | 16. Устно решали задачи, теперь письменно!!! Следующий вид работы – работа над заданиями из списка задач именно по арифметической прогрессии по парам с взаимопроверкой, как мы работали и ранее на предыдущих уроках. Ещё на одном отдельном листе (он лежит у вас перевёрнутым) записаны все задачи по арифметической прогрессии из первого списка. Для удобства нумерация задач сохранена. К каждой задаче даны два ответа, а к каждому ответу буква. Отвечающий за решение определённой задачи после её решения должен на серую доску прикрепить магнитом лист с правильным ответом и соответствующей буквой. Учитель распределяет детей на 3 группы, указывает номера задач для каждой группы (разделение задач происходит по степени сложности задач, а учеников – по степени успешности по результатам проверочных работ по данной теме) | 17. По одному человеку из пары выходят к доске и решают одну из задач своей группы, второй ученик пары позже проверяет правильность решения путём комментирования с места решения задачи по записям у доски. После этого на отдельной магнитной доске вывешивается лист с правильным ответом и с соответствующей буквой. Если ученик, выступавший у доски, успешно решил задачу своего уровня, то он имеет возможность получить более высокую оценку, решив на своём рабочем дополнительную задачу более высокого уровня сложности, а ученик 3 группы – решив дополнительную задачу своего уровня сложности. Проверка правильности решения дополнительных задач осуществляется учителем.
первая группа учеников | вторая группа учеников | третья группа учеников | Ф. И. учеников | Ф. И. учеников | Ф. И. учеников | вы решаете задачи: |
|
| № 2; 7; 10 | № 1; 3; 12; 13 | № 5; 9; 11 |
Варианты ответов для каждой задачи по арифметической прогрессии (подчёркнутые ответы – правильные): № 1 (60 (П) или 75 (С)), № 2 (3 (К) или – 3 (Т)), № 3 (29,6 ( ) или 30 (Л)), № 5 (84 (С) или 42 (П)), № 7 (1089 (Ю) или 57 (А)), № 9 (66 (У) или 33 (А)), № 10 (48 (Г) или 76 (В)), № 11 (39 ( ) или – 43 (У)), № 12 (12 (А) или 11 (Ё)), № 13 (29 (М) или 21 (Р)). Дополнительные задачи: (карточки № 41-43 для учеников I группы, карточки № 51-53 для учащихся II группы, карточки № 61-63 – для обучающихся III группы) карточка № 41. Найдите первый член прогрессии и разность арифметической прогрессии, в которой S 3 = 60; S 7 = 56. карточка № 42. Найдите сумму первых восемнадцати членов арифметической прогрессии (у n), если у 1 = - 6,5; у 5 = - 0,5. карточка № 43. Между числами 38,2 и 25,6 вставьте 6 чисел так, чтобы они вместе с данными числами образовали арифметическую прогрессию. Найдите эти числа. карточка № 51. Найдите сумму членов арифметической прогрессии (а n) с восьмого по двадцатый, если а 1 = 18; а 4 = 13,5. карточка № 52. Найдите сумму двадцати девяти членов арифметической прогрессии (b n), если а 15 = 1,8. карточка № 53. Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют арифметическую прогрессию: 32 + 27 + 22 + … + х = 116. карточка № 61. Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют арифметическую прогрессию: 2 + 6 + 10 + … + х = 450. карточка № 62. Решите уравнение, в котором слагаемые в сумме, записанные в левой части, составляют арифметическую прогрессию: 30 + 27 + 24 + … + х = 162. карточка № 63. Найдите сумму все натуральных чисел, не превосходящих 100, которые не кратны 5. |
5 | Историческая справка. | Цель: дальнейшее развитие познавательного интереса, расширения кругозора. Задачи: развитие мыслительных способностей, умения анализировать полученную информацию, сопоставлять факты, находить закономерности событий. Метод: поисковый. Критерии: полнота, точность ответов, активность обучающихся. Методы и критерии оценивания ответов: похвала, одобрение. | 18. Составляем слово (или, может быть, 2 слова). ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ????? 20. Физкультминутка. Развернитесь к задней стене, на которой вывешены портреты, поверните головы в одну, другую стороны, посмотрите, есть ли портрет Карла Гаусса среди них. Как раз немного физических упражнений для корпуса и шеи. В это время можно и пальцы рук немного размять. 22. Историческая справка об учёном. Учитель показывает портрет учёного на последнем слайде презентации и на металлической нити справа от центральной доски и рассказывает легенду о том, как в юном возрасте Карл Фридрих устно вычислил сумму чисел от 1 до 100 (то есть воспользовался формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии для первого и последнего членов прогрессии. Годы жизни: 30.04.1777 – 23.02.1855 (77 лет) Немецкий учёный. Работал в Гёттингенском университете Научная сфера: математика, физика, астрономия Известные ученики: Фридрих Бессель, Юлиус Дедекинд, Георг Риман. | 19. Составление нескольких слов путём выстраивания чисел в определённой последовательности. Путём догадок и размышления над закономерностями между получившимися числами выстраивается арифметическая прогрессия чисел: 3; 12; 21; 30; 39; 48; 57; 66; 75; 84 и одновременно из букв складывается слова: «Карл Гаусс». 21. Физкультминутка. |
6 | Задание на дом. | Цель: закрепить знания и умения, используемые на уроке, позволяющие решать различные задач по данной теме. Метод: поисковый. | 23. Учитель объявляет домашнее задание к следующему уроку. Творческое домашнее задание (записано на отдельной карточке у каждого ученика на его рабочем месте): Дана последовательность чисел: 3; 12; 21; 30; 39; 48; 57; 66; 75; 84. Для этой прогрессии составить и решить три задачи - с использованием формулы n-ного члена (на 3 балла); - с использованием одной из формул суммы n первых членов (на 4 балла); - с использованием и формулы n-ного члена, и одной из формул суммы n первых членов (на 5 баллов). Принести дидактический материал. | Ученики забирают домой карточку с домашним заданием. |
|
|
| Итоги урока. Диалог учителя и учеников. Что нового мы с вами узнали на уроке? Чем занимались на уроке? Какие определения, какие свойства, какие формулы связаны с арифметической прогрессией? Объявление и выставление в дневники и журнал полученных за урок оценок. |
|