Урок-викторина по истории России 9-8 класс
презентация к уроку по истории (9 класс) по теме
Урок-викторина "Ленинград. Возрождение." посвящается годовщине снятия блокады Ленинграда.Можно использовать в сильных классах как викторину с подведением итогов по баллам, в классах со слабой успеваемостью - при изучении нового материала,а также во внеклассной работе.
Урок разработан с участием учителя русского языка и литературы Пучковой Е.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вопросы к тексту | 23.26 КБ |
презентация к уроку | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
- Какие меры предпринимали жители блокадного города по защите города от уничтожения?
- Назови 2 важнейшие цели, которые преследовали организаторы маскировки важнейших архитектурных объектов города.
- Какие «хитрости» использовали ленинградцы, чтобы дезориентировать нацистские бомбардировщики и самолеты –разведчики?
По мере непредвиденно быстрого приближения вражеских войск к Москве, в Ленинграде начинают производиться архитектурно-строительные работы, которые ведутся в 3-х направлениях:
Во-первых, проектируются и строятся всевозможные легкие укрытия и капитальные убежища на случай воздушных налетов и артобстрелов. Для этого наряду со специалистами-строителями задействуют все гражданское население, включая пенсионеров и подростков - люди роют траншеи и щели-укрытия во дворах и скверах, помогают оборудовать в подвалах жилых домов и общественных зданий бомбоубежища.
Во-вторых, выполняются натурные обмеры строений-памятников архитектуры и зодчества. С этой целью формируются специальные обмерные бригады, зачастую требовалось не только точно замерять фасады и интерьеры, но и вычерчивать, а иногда и зарисовывать некоторые их элементы (например, карнизы). Обмеры проводились на случай гипотетического попадания снаряда или осколков в любое строение великих зодчих, которое было бы сложно, а иногда и невозможно восстановить без заранее сделанных измерений.
В-третьих, осуществляется укрытие жизненно важных объектов города и культурных ценностей. Так скульптуры-памятники (Медный всадник и др.) оградили деревянными футлярами и засыпали песком. Конные группы Клодта сняли с постаментов и зарыли в траншеях на территории бывшего Аничкова дворца. В траншеях Летнего сада укрыли здешние мраморные статуи, а также памятник Петру I перед Инженерным замком. А вот памятники А.В. Суворову (на Марсовом поле), Барклаю-де Толли (у Казанского собора), а также матросам миноносца "Стерегущий" (в парке на Кировском проспекте) было решено оставить на своих местах неукрытыми - чтобы вдохновлять современников, как свидетельство ратной славы их предков.
Маскировка зданий и сооружений была необходима не только, чтобы сохранить облик города, но больше - чтобы дезориентировать авиацию противника, для которой планировка старого Петербурга была как отлично размеченная мишень - знай, стреляй. Для этого требовалось срочно ослабить восприятие главных ориентиров: купола Исаакиевского собора, шпилей Петропавловской крепости, Адмиралтейства и др.
По известным причинам начали со Смольного. Главное административное здание Ленинграда в две недели затянули специальными сетями с расписанными кусками брезента, имитирующими кроны деревьев.
В результате поисков оптимальных решений купола и шпили ориентиров (кроме Адмиралтейства) закрасили масляной краской. (Адмиралтейство красить не стали, т.к. его позолота состоит из тончайших пластинок, посаженных на специальный клей, и при снятии маскировочного слоя могла повредиться. Шпиль Адмиралтейства зачехлили брезентом. Чехол весом в полтонны за одну ночь сшили в мастерских училища им. Дзержинского). В ноябре 1941 г. закрасили шпиль Петропавловского собора. Затем аналогичным образом "съели" позолоту шпиля Инженерного замка, куполов Предтечной церкви, Исаакиевского и Никольского соборов.
Нуждались в маскировке и другие объекты. На территории Ипподрома (его громадный эллипс был различим издалека с большой высоты) разобрали остатки трибун и построили огромные шахты, имитирующие плотно застроенные городские кварталы. Среди этой архитектурной декорации от Загородного проспекта до Обводного канала проложили трассу "ул. Дзержинского". Улицу Марата "продлили" от Звенигородской улицы до Витебской железной дороги. (Макет застройки имел натуральную величину, лишь псевдоздания были в несколько раз ниже обычных. Но окраска крыш ничем не отличалась от настоящих). Мосты маскировались под развалины, не мешавшие при этом проезду транспорта.
После укрытия Ипподрома, лишившего фашистскую авиацию важного ориентира, эту часть города стали бомбить наугад - по площади, а не по прямой цели.
Огромное внимание уделялось укрытию объектов, работающих на оборону или обеспечивающих жизнедеятельность города. На плоских крышах цехов заводов создавались макеты зданий, зрительно членившие промышленные корпуса и создававшие иллюзию обычного городского квартала или двора. Отдельные зоны предприятий маскировались под парки и скверы. (Именно так были "спрятаны" некоторые цеха Кировского завода). С электростанции на р. Фонтаке были сняты 4 трубы, явно выдававшие этот объект. Некоторые строения маскировали сетями, что также приносило положительный эффект. Главная водонапорная станция была замаскирована под жилую застройку. Ее высокую башню укрыли горизонтальными козырьками, которые вызывали игру теней, никак не соотносящуюся с представлениями летчиков о тени, отбрасываемой обычной водонапорной башней.
Разбомбить водонапорную станцию (являвшуюся одним из важнейших объектов вражеских бомбардировок), немцам так и не удалось.
С наступлением ранней зимы 1941/42 г.г. осеннюю маскировку пришлось срочно менять на соответствующую сезону, создавать новые декорации. Несмотря на трудности и лишения, эти работы были произведены в срок.
- Перечисли основные события Ленинграда 1944-1946 годов.
- Какой ущерб нанесла война жилому фонду Ленинграда?
- Какие решения это проблемы были найдены в послевоенный период?
Вернувшаяся в Ленинград из эвакуации в мае 1944 г. А. Ахматова писала: "Впечатление от города ужасное, чудовищное. Эти дома, эти два миллиона теней, которые над ними витают, теней умерших от голода…". Приехавший в 1945 г. в город И. Эренбург был не менее удручён и подавлен увиденным. "Что ни дом - то рана или рубец" - вспоминал он. Однако ещё более грустные мысли вызвали у Эренбурга прохожие на Невском - до чего мало коренных ленинградцев!
Но разорённый, разрушенный, обескровленный морально и физически город в очередной раз отказывался умирать. Теперь у тех, кто выстоял в блокаду, была одна задача: как можно скорее возродить свой любимый город. Летом 1944 г. начали реэвакуироваться промышленные предприятия и учебные учреждения. (С октября в Университете уже шли обычные для этого времени года занятия). 28.05.1944 снова пошли троллейбусы (был возобновлён 1-й маршрут - от Адмиралтейства до Сызранской улицы). Восстановительные и реставрационные работы не прекращались, хотя не хватало всего - людей, стройматериалов, средств.
8 июля 1945 г. Ленинград торжественно встречал воинов-победителей - 3 гвардейских дивизии Ленинградского фронта 3-мя колоннами промаршировали по магистралям города, чтобы вместе сойтись на Дворцовой площади для парада: одна шла от Нарвских ворот, другая - по Московскому проспекту, третья - от Володарского моста.
Победа, доставшаяся ленинградцам столь дорого, не позволяла им забывать. 05.01.1946 в 11 ч. утра на площади перед кинотеатром "Гигант" были публично казнены 8 человек - военные преступники германской армии. А через 2 дня (07.01.1946) в Соляном городке открылся Музей обороны Ленинграда - первый в нашей стране музей истории Великой Отечественной войны. Создавать его начали еще во время блокады. Перед первыми посетителями предстали немые, но красноречивые свидетели и участники блокадной эпопеи - 37 000 экспонатов, среди которых: самолеты Ленинградского фронта, боевое оружие, макеты городских укреплений и блокадных квартир, трофеи, подлинные дневники блокадников, военные карты, диорамы, картины блокадных художников и многое другое.
В блокаду было разрушено более 3 000 жилых построек, повреждено - 7 000, разобрано на дрова - 9 000. Всего за период войны Ленинград утратил около 5 млн. кв. м жилой площади.
Значительное количество жилых домов, поврежденных бомбёжками и обстрелами, было непригодно для проживания, не считая полностью разрушенных, сгоревших, разобранных на топливо. Сложность состояла и в том, что восстановление и строительство приходилось вести в условиях постоянного дефицита стройматериалов, техники, квалифицированных специалистов и рабочих, а главное, времени - требовалось строить быстро. В первую очередь восстанавливали то, что пострадало меньше.
На вооружение был взят опыт строительства 1920-х гг., конкретно - строительство домов в 2-3 этажа. В пользу такого решения был и накопленный за войну опыт возведения малоэтажек в районах эвакуации ленинградских предприятий (на Урале, в Казахстане, Поволжье). Кроме того, в Ленинграде уже существовали кварталы домов подобного типа на улице Ткачей, Тракторной, на правом берегу Невы.
Годом массового строительства малоэтажек стал 1947-й. Так, целый комплекс из 92-х низкорослых капитальных жилпостроек, воплощенный с кульманов В. Фромзеля, Н. Назарьина и М. Русакова, появился в Новой Деревне. Кварталы "пролетарских коттеджей" построили на территории Белевского поля (на пр. Энгельса), Большой Охте, в Волковой деревне и др. местах. К их созданию приложили руку такие архитекторы, как И. Ильин, С. Пясковская, А. Жук и др.
- С реставрации каких исторических памятников началось культурное возрождение Ленинграда в 1945 году?
- Назовите имена знаменитых реставраторов, восстанавливавших Ленинград и его пригороды в послевоенные годы. ( с указанием объектов, которые были восстановлены).
- Какие важнейшие промышленные объекты в кратчайшие сроки были восстановлены и запущены в послевоенном Ленинграде?
- Какие крупные культурно- развлекательные объекты Ленинграда удалось создать после войны?
В 1945 г. специально созданное в Ленинграде Архитектурно-планировочное управление (далее - АПУ) приступило к созданию реставрационных мастерских. (Их руководителем был назначен архитектор В. Анохин). Одновременно началось восстановление дворцов: Михайловского (Русский музей), Юсуповского (Дом учителя), Екатерининского (в г. Пушкине), Павловского, а также пригородных дворцов и парков, их фонтанов и др.
Реставраторам приходилось решать сложнейшие задачи - от восстановления, к примеру, целого карниза по сохранившемуся куску лепнины, до подбора мрамора или дерева по тону, фактуре идентичным сохранившемуся оригиналу. Так, только в Русском музее необходимо было восстановить более 15 км (!) лепных карнизов, 2 500 кв. м уникальной плафонной живописи, более 500 кв. м скульптурных горельефов. (Несмотря на колоссальный объём восстановительных работ, главный корпус музея открылся для посетителей уже 09.05.1946).
27.08.1947 по улицам Ленинграда провезли бронзовую статую Самсона для Петергофа (отлитую заново на заводе "Монументскульптура" взамен похищенной немцами).
Ансамблям пригородов и шедеврам архитектуры в черте Ленинграда возвращали их первоначальный облик, искажённый не только военными разрушениями, но и позднейшими переделками. Эту трудоёмкую и кропотливую работу выполняли более 2-х десятков талантливых зодчих высочайшей культуры и широкого диапазона творчества. Вот лишь выборочный и далеко не полный список фамилий архитекторов и их работ: И. Бенуа - воссоздала Кикины палаты, Каменноостровский театр, Строгановский дворец; К. Халтурин - автор реконструкции Троицкого собора, Александро-Невской лавры, Кадетского корпуса; А. Гессен - занимался реставрацией Меншиковского дворца, Домика Петра I, Петровской набережной Летнего сада, Мраморного дворца и искусственных сооружений в Петергофе и Ломоносове; Д. Еникеев - провёл огромные работы по возрождению комплекса Пулковской обсерватории; И. Капица - руководил реконструкцией зданий на Невском проспекте, Михайловской улице, пл. Искусств, Таврического дворца, Московских и Триумфальных ворот, а также дворцов Стрельны и Павловска; А. Ротач - реставрировал дом Лаваль на Английской набережной, 4, Горный институт, Исаакиевский собор, Петровские ворота в Петропавловской крепости, множество старинных мостов и др.; М. Плотников - восстанавливал и реставрировал Елагин и Шуваловский (на Фонтанке) дворцы, дворцово-парковый ансамбль в Ломоносове (Китайский дворец, Катальная горка и др.), корпус Бенуа, Знаменскую церковь в Пушкине.
Преображение района Финляндского вокзала стало наиболее крупной стройкой Выборгского района. (Реконструкционные работы осуществлялись целым коллективом архитекторов под руководством Н.В. Баранова). Была создана новая площадь - с запада, соединённая с Петроградской стороной "Боткинской прорезкой" (Боткинскую улицу продлили до Финляндского вокзала), а старую площадь Ленина расширили, доведя её до Арсенальной набережной, которая также перестраивалась.
Также восстанавливались претерпевшие разрушения предприятия и административно-хозяйственные объекты, инженерные сооружения. Оживали огромные цеха "Электросилы", Кировского, Ижорского, Невского, Металлического заводов и др. промышленных гигантов.
В 1946 г. возобновлено строительство метро, создан специальный институт - Ленметропроект. Подземные галереи и станции прокладывали на значительной глубине. (Ленинградский метрополитен является самым глубоким в мире. Открытие его первой линии произойдёт 15.11.1955).
Говоря о процессе возрождения Ленинграда, нельзя не сказать о строительстве крупнейших парков Победы: Приморского (арх.: А. Никольский, В. Степанов; площадь парка более 130 га) и Московского (авторы проекта: Е. Катонин, В. Кирхоглани; площадь парка 68 га) - оба они были заложены в один день в мае 1945 г. В их основании принимали участие более десятка тысяч ленинградцев.
Разбивали парки по совершенно новой для того времени методике. В частности, до высадки единиц озеленения была создана система сообщающихся прудов, а в Приморском парке помимо прудов построен большой гребной канал.
Одновременно с жилыми домами также возводились спортивные сооружения, школы, больницы, магазины, гостиницы. Почти заново был отстроен стадион им. Кирова (80 000 мест). Это грандиозное спортивное сооружение на Стрелке Крестовского острова стало итогом жизни выдающегося архитектора ХХ в. А. Никольского (1884-1953). Строительные работы, начатые ещё в 1932 г. и почти завершённые к лету 1941 г. прервала война. Возобновлены они были в 1946 г. и проходили одновременно с созданием Приморского парка Победы. При создании стадиона для укрепления прибрежной заболоченной почвы со дна Финского залива подняли больше миллиона кубометров грунта. Ещё около полутора миллиона кубометров песку потребовалось, чтобы поднять общий уровень территории. В результате овальная чаша стадиона возвышается над уровнем Финского залива на 16 м, доминируя в огромном пространстве. Этот стадион (торжественное открытие которого состоялось в 1950 г.) стал своеобразным "морским фасадом" Ленинграда, живописно выделяющимся среди прибрежных построек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даты в истории Блокады Блокада в памяти ленинградцев-петербуржцев Ленинград. Город –воин Мемориалы и музеи Блокады
10 баллов 5 балов 18 баллов 12 баллов 15 баллов 20 баллов 22 балла
Дата окружения Ленинграда нацистскими войсками 8 сентября 1941 года
Дата окончательного снятия Блокады Ленинграда 27 января 1944 года
Дата начала голодной блокады Ленинграда 20 ноября 1941 года
Дата открытия «Дороги жизни» 12 сентября 1941 года
Дата и название первой попытки прорыва Блокады Ленинграда 10 – 26 сентября 1941 г. Синявинская операция
Дата и название военной операции советских войск, в ходе которой был осуществлен прорыв блокады Ленинграда Опера́ция « И́скра » — с 12 по 30 января 1943 года
Дата и название военной операции советских войск по окончательному снятию блокады города « Янва́рский гром», Красносе́льско-Ро́пшинская опера́ция или опера́ция «Нева́-2» 14.01- 30.01.44
10 баллов 8 балов 18 баллов 12 баллов 15 баллов 22 балла 20 баллов 25 баллов
Назовите примерные потери СССР среди гражданского населения в Ленинграде за период Блокады 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках, 632 253 погибло от голода, обморожения, болезней
Назовите примерные боевые потери Красной Армии в ходе операций по прорыву и снятию Блокады 332 059 –боевые потери 111 142 –пропавшие без вести
Перечислите все роли, которые выполняла Дорога жизни для Ленинграда 1. Доставка медикаментов, продовольствия, оборудования 2. Эвакуация раненых, детей и пожилых горожан 3. Контроль над прокладкой коммуникаций – телефон, нефтепровод 4.Информационная и морально-психологическая поддержка города
Назовите точное количество дней, которые продолжалась Блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня
Назовите фамилии советских и нацистских генералов, управлявших войсками в ходе Ленинградской операции Германия В. фон Лееб , Г.фон Кюхлер Финляндия К.Г. Маннергейм СССР К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Л.А. Говоров
Почему нацисты не пошли на штурм города, избрав блокаду как средство борьбы? 6 сентября 1941 года Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть
Почему нацисты не пошли на штурм города, избрав блокаду как средство борьбы? 6 сентября 1941 года Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть
Войска каких государств принимали участие в блокаде города? Германии, Финляндии, Испании
Частью какого секретного плана являлась блокада и полное уничтожение Ленинграда? План «Ост» - в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза— всего не менее 30 миллионов человек
10 баллов 10 баллов 20 баллов 15 баллов 15 баллов 25 баллов 20 баллов
Как называется данный монумент? Где он установлен? Обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания
Как называется данный монумент? Где он установлен? Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
Где сооружён главный памятник блокаде? На Пискарёвском мемориальном кладбище. В 1941—1944 гг. стало местом массовых захоронений. В братских могилах захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (520 тысяч человек — 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих)
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда Как называется единственное культурно – просветительское учреждение, чья деятельность полностью посвящена истории Ленинградской битвы в ходе Второй мировой войны?
Выскажите свое мнение относительно идеи, заложенной в основе мемориала «Журавли»
Выскажите свое мнение относительно идеи, заложенной в основе данного памятника. Укажите его название Памятник «Разорванное кольцо». Расположен на западном берегу Ладожского озера. Открыт 29 октября 1966 года
Видели ли вы этот памятник? Как он называется? Где находится и чему он посвящен? Памятник «Блокадный трамвай». угол пр. Стачек и Автомобильной ул.
15 баллов 10 баллов 20 баллов 12 баллов 15 баллов 25 баллов
Перечислите основные памятные даты, связанные с блокадой. В эти дни проводятся возложение венков, минуты молчания, тематические занятия и вечера в учебных заведениях и учреждениях культуры 8 сентября 1941 года — День начала Блокады 18 января 1943 года — День прорыва Блокады 27 января 1944 года — День полного снятия Блокады
22 декабря 1942 года была учреждена специальная непосредственно связанная с Блокадой. Укажите название медали, кому она вручалась? Медаль «За оборону Ленинграда» учреждена 22 декабря 1942 года. Медалью «За оборону Ленинграда» награждались: 1.военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города; 2. рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО и т.д.
Какой государственной награды звания был удостоен город Ленинград в 1945 году? Высшей награды страны – ордена Ленина " за выдающиеся заслуги трудящихся Ленинграда перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады "
Какой памятный знак, посвященный Блокаде, был введен в СССР 23 января 1989 г. и кому он вручался? Знак «Жителю блокадного Ленинграда» учреждён 23 января 1989 года . Вручается прожившим не менее 4-х месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года)
Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто. Кто автор этих сток? На каком из монументов, посвященных Блокаде, высечены эти слова? Бергольц , Ольга Фёдоровна. На гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады
Какое известное на весь мир произведение композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича посвящено Блокаде? 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде и считается одним из символов борьбы Ленинградцев Седьмая («Ленинградская») симфония. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Игра по истории России в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "История России в XVII веке"
Обобщающий урок - игра по теме "История России в XVII веке". Играют две команды. Учащиеся работают с датами, терминами, историческими портретами и другими материалами. Данный конспект будет инт...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")
Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...