Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по Истории России для 11  класса

по теме «Первые месяцы большевистского правления»

(учебник История России,  XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Раскрыть политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти;
  2. Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства партии большевиков на судьбу Учредительного собрания;
  3. Сформировать представление о причинах, особенностях и условиях подписания Брестского мира.

Развивающие цели:

  1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
  2. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
  3. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

Воспитательные цели:

  1. Продолжить формирование ценностного отношения к историческому наследию нашей страны.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- применять научные термины и исторические понятия; 

- владеть умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;

- владеть умением работать с историческими документами;

- оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Метапредметные:

- принимать поставленную учебную задачу, адекватно реагировать на представленную учителем информацию;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- проявлять направленность на успешную учебную деятельность;

- проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, групповой работе;

- уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог;

- уметь анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: 

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- проявлять патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование и дидактические материалы урока: 

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Мультимедийная презентация по теме «Первые месяцы большевистского правления»
  4.  Раздаточный материал
  5. Учебник История России,  XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014

Ход урока

Этапы урока

Методические приемы

Планируемые  результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

- проявляют направленность на успешную учебную деятельность

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Мотивационно-целевой этап

Эвристическая беседа

- принимают поставленную учебную задачу, адекватно реагировать на представленную учителем информацию

- демонстрируют умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, взаимодействовать с окружающими

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

- осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- применяют научные термины и исторические понятия;

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Организует эвристическую беседу.

- С какими событиями была связана тема, изученная вами на прошлом уроке?

- В чём заключались и о чём свидетельствовали изменения в составе Советов осенью 1917 г.?

- Расшифруйте ВРК, СНК, ВЦИК

- Представители каких партий покинули заседание II съезда Советов и почему?

- Назовите документы, принятые на II съезде Советов по инициативе большевиков?

- В чём причины и сущность «триумфального шествия советской власти»?

Отвечают на вопросы учителя.

- Большевики берут власть.

- С конца августа 1917 г. руководство Советами (сначала Петроградским и Московским, затем других крупных городов) постепенно переходило к большевикам.  Это было связано с падением влияния на народ главных конкурентов большевиков- умеренных социалистических партий.

- ВРК – Временный революционный комитет

СНК – Совет народных комиссаров

ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет

- Меньшевики и правые эсеры. Были против восстания большевиков организованного за спиной Советов.

- Декрет о мире, Декрет о земле.

- Сущность заключается в том, что после  установления советской власти в Петрограде она стала быстро утверждаться по всей стране.  Причины этого массовая поддержка

первых советских декретов, имевших демократический характер.

Национальные окраины поддержали власть Советов, т.к. Декларация прав народов России обещала народам суверенитет,

равенство, право наций на самоопределение.

3. Введение в новый материал

Эвристическая беседа

Постановка проблемного вопроса

- принимают поставленную учебную задачу, адекватно реагируют на представленную учителем информацию

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

- осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- применяют научные термины и исторические понятия;

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Организует эвристическую беседу.

- Сегодня мы продолжим изучать этот сложный очень важный для страны и ее граждан период становления новой России.

 - Как вы думаете, какие политические и социальные проблемы предстояло решать большевикам после прихода к власти?

- Как видим очень много проблем нужно было решить большевикам.

 - Как вы думаете, большевики располагали достаточным временем для решения этих вопросов? Почему?

- Верно, поэтому давайте рассмотрим, что же предприняли большевики в первые месяцы своего правления и тема нашего сегодняшнего урока «Первые месяцы большевистского правления» (слайд 1)

План урока: (слайд 2)

1. Формирование новых органов власти и управления

2. Советы и партия большевиков

3. Складывание однопартийной системы

4. Преобразования в экономике

5. Социальная политика

6. Начало «культурной революции»

7. Внешняя политика

- В ходе урока Вам предстоит ответить на вопрос Представители каких социальных слоёв будут сторонниками и противниками большевиков? В силу каких  причин они сделают свой выбор? (слайд 3)

Отвечают на вопросы учителя.

- Создать новые органы власти и управления, выстроить отношения с другими партиями в Советах, провести экономические, культурные преобразования, решить вопрос войны.

- Нет, т.к. власть нужно не только получить, но и удержать. А в это время у большевиков было много противников и конкурентов в борьбе за власть.

Записывают тему и план урока в тетради.

4. Работа по теме урока

1. Формирование новых органов власти и управления

Работа с учебником

2. Советы и партия большевиков

Объяснение

Анализ исторического документа

Объяснение

Работа с учебником и сравнительной таблицей

3. Складывание однопартийной системы

Объяснение

4. Преобразования в экономике

5. Социальная политика

6. Начало «культурной революции»

7. Внешняя политика

Работа в группах

Метод 6 шляп

Обобщающая характеристика

Эвристическая беседа

- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- демонстрируют умение работать с книгой

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

- владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;

- владеют умением работать с историческими документами;

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

- уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- проявляют умение работать с книгой

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владеют умением работать с историческими документами;

- демонстрируют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- проявляют готовность к сотрудничеству с соучениками, групповой работе;

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- демонстрируют умение выступать с устными сообщениями

- осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- применяют научные термины и исторические понятия;

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

- проявляютпатриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Организует работу с текстом учебника и заполнение схемы

- Итак, чтобы представить какие органы власти и управления были сформированы в ходе первых месяцев большевистского правления вам необходимо используя текст учебника (с. 91-92) заполнить следующую схему (Приложение 1). (слайд 4)

Комментирует заполненную схему (слайд 5)

- Как мы видим, сразу после взятия власти большевиками началось создание нового государственного аппарата (законодательная Всероссийский съезд Советов; ВЦИК в перерывах между съездами выполнял функции 1-го. исполнительная - Совет народных комиссаров, Народные комиссариаты (наркоматы) – центральные органы государственного управления вместо министерств. судебная - народные суды и революционные трибуналы, избираемые Советами (т.е. изначально подчинены правящей партии)).

Объясняет особенности подготовки Учредительного собрания. (слайд 6).

- Большевики неохотно согласились на проведение всенародных выборов в Учредительное собрание, которое должно было решить вопрос о государственной власти в стране, и проиграли эти выборы Поэтому в конце ноября 1917г. они объявляют партию кадетов «врагами народа», тем самым лишая ее мандатов в Учредительное Собрание. Закрывают ряд органов печати.

5 января 1918г. в Петрограде в Таврическом дворце открылось Всероссийское Учредительное собрание.

С первых же минут работы дискуссия по подготовленной ВЦИК Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, против которой выступили умеренные социалисты.

Организует работу с историческим документом

- Чтобы понять, позицию большевиков в этой ситуации, давайте обратимся к историческому документу. Прочтите речь Н.И. Бухарина на заседании Учредительного Собрания и ответьте на вопросы (учебник с.92):

- Определите отношение большевиков к парламентским формам правления. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте своё мнение.

- (слайд 7). Чувствуя уверенность в своих силах большевики, а за ними и левые эсеры покинули Таврический дворец. 6 января 1918 г. ВЦИК распустил Учредительное Собрание (обвинив его в «несовместимости с задачами осуществления социализма»). Начальник охраны анархист А. Железняков,  сообщив председательствующему эсеру Чернову, что «караул устал» закрыл заседание, предложив депутатам разойтись

- 10 января 1918 г. в том же Таврическом дворце начал работу III Всероссийский съезд Советов, на котором произошло объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Россия была объявлена Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР).(слайд 8) В июле 1918г. на V съезде Советов была принята Конституция РСФСР, которая закрепила новую организацию власти.

Организует работу с текстом учебника и сравнительной таблицей (слайд 9)

- Однако закрепленные в Конституции РСФСР положения и теоретические взгляды большевиков расходились реальным положением дел.

- Перед вами сравнительная таблица «Тактические просчеты В.И. Ленина» (Приложение 2). Вам необходимо используя текст учебника (с. 93-94) заполнить недостающие фрагменты.

Объясняет условия складывания однопартийной системы

- Теперь мы с вами видим, в чем расходилась теория и практика большевиков. (слайд 10, 11)

- Дальнейшее развитие событий привело к разрыву отношений большевиков с левыми эсерами.

(слайд 12)В марте 1918г. после ратификации Брестского мира IV Всероссийским съездом Советов левые эсеры в знак протеста вышли из правительства. Критика левых эсеров с поддержкой оппозиционных сил во ВЦИК и экономической политики большевиков.

- В мае 1918г. Совет партии правых эсеров, которых поддержали и меньшевики,  провозгласил главную задачу – ликвидацию большевистской власти.

- В июне 1918г. большевики отвечают исключением из ВЦИК правых эсеров и меньшевиков, за которыми началось преследование.

- В конце июня эта учесть постигла и левых эсеров, которые решили положить конец Брестскому миру.

- 6 июля 1918г. левыми эсерами был убит посол Германии в России граф В. Мирбах, партийные боевики захватили телеграф и др. важные объекты, что использовали в своих интересах большевики, исключив левых эсеров из ВЦИК и местных Советов.

- Т.е. в Советском государстве утвердилась однопартийная система, т.к. левых у власти осталось очень мало.

Организует работу в группах с документами с применением «метода 6 шляп мышления» Э. де Боно

-  Утверждение нового государства требовало установления новых экономических, социальных, культурных отношений. А также решения вопроса войны или мира с Германией. Однако и здесь теория и практика первых месяцев большевистского правления расходятся.

- Сейчас каждая группа получит задание, которое нужно выполнить, используя «метода 6 шляп мышления» Э. де Боно (объяснение сути метода). (слайд 13)

1 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками рабочий вопрос (Приложение 3)

2 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками аграрный вопрос (Приложение 4)

3 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками вопрос социальной политики (Приложение 5)

4 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Какие цели ставили большевики при осуществлении «культурной революции» (Приложение 6)

5 группа используя текст документа ответьте на вопрос: Как решался большевиками вопрос войны и мира с Германией (Приложение7)

Организует проверку выполнения групповых заданий и заполнения таблицы. (слайды 14-18)

- А теперь представитель от каждой группы рассказывает о результатах работы, а все остальные заносят сведения в таблицу «Политика большевиков в конце 1917 - начале 1918 г.», которая есть у вас на партах (Приложение 8).

Организует решение проблемного вопроса учениками

- Как мы с вами видим, очень много событий произошло в первые месяцы большевистского правления. И многие из них не могут быть оценены однозначно. Давайте вернемся к вопросу поставленному в начале урока и ответим на него.

Представители каких социальных слоёв будут сторонниками и противниками большевиков? В силу каких  причин они сделают свой выбор? (слайд 19)

Работают с текстом учебника, заполняют схему

Слушают учителя, сверяют свои схемы со схемой учителя

Слушают объяснения учителя, делают записи в тетради

Анализируют текст исторического документа

- были против парламентской формы правления, выступали за диктатуру пролетариата.

Слушают объяснения учителя

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу.

Слушают учителя,  делают записи в тетради

Выполняют работу в группах, анализируют документ с использованием «метода 6 шляп мышления»

Сообщают результаты работы группы, заполняют таблицу.

Отвечают на проблемный вопрос

5. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- владеют умением оценивать свои достижения;

- владеют умением соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.

Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?

- А теперь, закончите пожалуйста предложение.

1. Своей работой на сегодняшнем уроке я:

- Доволен

- Я не доволен, потому что…

2. Что мне сегодняшний урок дал для жизни?

- Мне показалось важным…

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что… (слайд 20)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу,

6. Домашнее задание.

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Комментирует задание.(слайд 21)

§ 13.

Используя дополнительную литературу, соберите материал о судьбе одного из деятелей науки или культуры, принявшего сторону большевиков в революционный период.

Воспринимают задание, уточняют.

Список литературы:

  1. Учебник История России,  XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014
  2. Хрестоматия по отечественной истории. 1 9 1 4 - 1 945 гг . М . , 1 996.
  3. Политические партии России : история и современность. - М . , 2000 .
  4. Россия в ХХ веке: реформы и революции . В 2 т . - М . , 2002 .
  5. Сайт «Старые газеты» - http : //oldgazette . narod . ru

Приложение 1

Схема

Формирование новых органов власти

Ветви власти

                                   

                                                                               

   

                                             

Приложение 2

Таблица

Тактические просчеты В.И. Ленина

Теоретические предположения

Реальность

1.Органы аппарата насилия будут распущены, замена кадровой армии «прямым вооружением всего народа»

1.

2. Способность народных масс через Советы управлять государством, отсюда – ненужность традиционных  органов власти

«Каждая кухарка сможет управлять государством»

2.

3.Установление народовластия

3.

Приложение 3

Документ

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ КОНТРОЛЕ[1] 

(Принято ВЦИК, 14 (27) ноября 1917 г.)

2. Рабочий Контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т. п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала,

3. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный Совет Рабочего Контроля, который, будучи органом Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, составляется из представителей Профессиональных Союзов, Заводских, Фабричных и иных Рабочих Комитетов и Рабочих Кооперативов...

6. Органы Рабочего Контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать минимум выработки предприятия, принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.

7. Органы Рабочего Контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду. Коммерческая тайна отменяется. Владельцы обязаны предъявлять органам Рабочего Контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.

8. Решения органов Рабочего Контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов Рабочего Контроля.

9. Предпринимателю или администрации предприятия предоставляется трехдневный срок для обжалования в соответствующий высший орган Рабочего Контроля всех постановлений низших органов Рабочего Контроля.

10. Во всех предприятиях владельцы и представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления Рабочего Контроля, объявляются ответственными перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества. Виновные в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и т.п. злоупотреблениях подлежат уголовной ответственности...

Приложение 4

Документ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАРКОМПРОДУ  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ[2]

(Из декрета ВЦИК) 9 мая 1918 г.

...Продовольственная политика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки... капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти... Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая. И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, Которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия...

Принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил:

1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости...

2. Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.

3. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа, передавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10 лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации, а самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам.

4. В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет насокрытие излишков, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу...

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом предоставить Народному комиссариату продовольствия следующие полномочия:

1. Издавать обязательные постановления по продовольственному делу, выходящие за обычные пределы компетенции Народного комиссариата продовольствия.

2. Отменять постановления местных продовольственных органов и других организаций и учреждений, противоречащие планам и действиям народного комиссара продовольствия.

3. Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безоговорочного и немедленного исполнения распоряжений народного комиссара продовольствия в связи с продовольственным делом.

4. Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.

5. Распускать или реорганизовывать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям народного комиссара продовольствия.

 6. Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения народного комиссара продовольствия...

Приложение 5

Документ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ[3] (1918 г.)

[Извлечение]

Общие положения

9. Основная задача... заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления общества на классы, ни государственной власти.

10. Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской

13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. <…>

17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест!».

Избирательное право

64. Правом избирать и быть избранным в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты Советской армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность...

65. Не избираются и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из перечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствующего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными...

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Приложение 6

Документ

Отрывок из статьи А. В. Луначарского «Ленин о культуре». 21 января 1930 г

Кому неизвестно, что Ленин придавал очень большое значение культурной революции? Он говорил об этом особенно часто уже после Октября <...> Ленина интересовала прежде всего та культура, которая является необходимой предпосылкой для завоевания законченной социалистической культуры, для закрепления политических побед и для успешного строительства социалистического хозяйства в нашей стране, <...>

И если мы спросим себя теперь, что из великого учения Ленина о культурной Стороне нашей социалистической революции сейчас выдвигается на самый первый план, что стало наиболее важным из элементов, и прежде, конечно, присущих ленинизму, то мы должны будем сказать: с неслыханной, настойчивейшей силой надвинулись на нас два вопроса: вопрос о кадрах и вопрос об обострении классовой борьбы в области культурной. <...>

Ленин предупреждал, что в области культуры (и быта!) враг будет особенно силен. Здесь он будет «изворотлив, искусен, цепок».

Бдительность нужна тут огромная. Уменье чистить не только энергичное, но и тонкое. Мы не должны и не можем быть расточительными, мы должны знать, где гангрены, которые нужно резать и жечь, а где то, что можно лечить, что нужно, скрепя сердце, терпеть, пока не заменим новым и своим. Мы должны знать, что поддерживать, наставить, вовремя как следует пожурить.

Бдительная осторожность должна охранять наше культурное творчество но всех областях марксистской философии и методологии — в общественных науках, и реформе естествознания, теоретической и практической педагогики, искусство ведения и, наконец, в форме собственных продуктов художественного творчеств, оформляющего наши идеи и чувства и широко захватывающего массы, которые бурно растут.

Приложение 7

Документ

ОТНОСИТЕЛЬНО ВОПРОСА О ВОЙНЕ И МИРЕ НАМЕТИЛИСЬ ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ[4]

(Письмо секретариата ЦК Николаевскому комитету РСДРП(б)

Относительно вопроса о войне и мире в Питере и в ЦК наметились три точки зрения. Две из них, крайние, таковы: 1) революционная война, 2) мир. ЦК в своем большинстве принял третью, среднюю точку зрения: войну мы прекращаем, мира не заключаем и армию демобилизуем <...>. Третья точка зрения доказывалась тем, что воевать мы сейчас не можем, но, заключая мир, мы отнимаем оружие борьбы у австрийцев и немцев, так как забастовочное движение в Австро-Венгрии и Германии поднято именно по вопросу о мире. Отказываясь от войны и демобилизуя армию, мы лишаем германцев возможности наступать, так как Гинденбург не сможет заставить немецких солдат идти в наступление против пустых окопов. Такая позиция тоже даст выгоду во времени, а если будет необходимость, то для нас никогда не поздно будет заключить явно аннексионистский мир. Все это было до последних событий в Германии, а теперь и Кюльман склонен тянуть с вопросом о мире. Протоколов этих заседаний нет, а потому ничего более подробного пока сообщить не можем

Приложение 8

Таблица

Политика большевиков в конце 1917 - начале 1918 г.

п/п

Направление политики

Содержание

1

Рабочий вопрос

2

Крестьянский вопрос

3

Социальная политика

4

«Культурная революция»

5

Вопрос войны и мира

с Германией


[1] Цит. по: Решения Партии и Правительства по хозяйственным вопросам / Сост. К. У. Черненко, М. С. Смиртюков; Под общ. ред. К. М. Боголюбова, М. С. Смиртюкова. — М., 1967.                                                      

[2] Цит. по: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — М., 1918. — N 35.  

[3] Цит. по: Антология мировой политической мысли. Политические документы. — М., 1997.  

[4] Цит. по: Переписка секретариата ЦК РСДРП(б) с местными партийными организациями. В 3-х т. Т. 2. — М., 1957 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Урок по истории России "Обобщение по теме "Первая половина 18 века"

Перед уроком поставлено проблемное задание. Поиск решения происходит в группах. Решая задания группы выбирают одну из оценок реформ Петра I, подбирая по ходу урока аргументы в защиту выбранной оценки....

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России. По теме: «Образование первых государств».

Тема урока: «Образование первых государств».Тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием первых государств на территории России и ходе их ра...

КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА" ТЕМА: "СОЗДАНИЕ СССР".

Предлагаю разработку урока,который может быть использован и в школе, и в СПО. Данная разработка позволит:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалисти...