Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Ход и результаты народных выступлений XVII века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_konspekt_narodnye_dvizheniya_3.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории России для 7 класса
по теме «Народные движения»
(учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Цели урока:
Образовательные цели:
- определить причины, проанализировать ход и результаты народных выступлений XVII века,
- сформировать у учащихся представление об характерных чертах народных движениях XVII века.
Развивающие цели:
- продолжить развитие умений применять аргументацию в доказательстве, делать умозаключения и выводы;
-продолжить развитие навыков анализа полученной информации, выявлять причинно-следственные связи между явлениями и событиями.
Воспитательные цели:
- формировать ценностное отношение к историческому наследию нашей страны.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать значимость человеческой личности как творца исторического процесса; проявлять патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны;
Метапредметные: овладеть навыками и умениями самостоятельной деятельности, деятельности в группах; владеть умением работать с учебной информацией; выявлять причинно-следственные связи между явлениями и событиями;
Предметные: применять научные термины и исторические понятия; владеть умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме; оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.
Тип урока:
комбинированный урок.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта «Народные восстания в России в 40–70-х гг. XVII в.».
Ход урока
Этапы урока Методические приемы | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Личностные: -проявляют позитивное отношение к процессу познания, стремление познавать новый материал. Метапредметные: -проявляют положительный настрой на успешную деятельность; владеют умением слушать и слышать. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Мотивационно-целевой этап Тестирование по изученному ранее материалу Организация эвристической беседы Постановка проблемного вопроса | Личностные: -проявляют положительное отношение к процессу познания, стремление познавать новое. Метапредметные: -настроены на успешную деятельность; владеют умением слушать и слышать. Предметные: владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности. Коммуникативные: - умеют выстраивать продуктивное взаимодействие и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Метапредметные: определяют и формулируют тему и цель занятия, самостоятельно ориентируются в собственной системе знаний и осознают важность приобретения нового знания. Предметные: владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности. | Прошу вас освежить в своей памяти, что мы изучили на предыдущих уроках. С этой целью выполним тестовые задания, а затем проверим правильность их выполнения. Тест. 1. Что являлось причиной реформы церкви XVII века? 1) смерть патриарха Филарета; 2) включение в состав российского государства мусульманских народов; 3) различия в толковании священных книг и разница в совершении церковных обрядов снижали авторитет церкви. 2. Назовите приверженца идеи исправления церковных книг в соответствии с греческими каноническими источниками? 1) монах Нестор; 2) протопоп Аввакум; 3) патриарх Никон; 4) патриарх Филарет. 3. Назовите причину конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем? 1) желание Никона установить церковную власть выше светской; 2) попытка Никона объединить католическую и православную церковь; 3) выступление Никона в поддержку старообрядцев; 4) отказ Никона поддержать церковную реформу. 4. Кто такие старообрядцы? 1) верующие, отказавшихся признать церковные реформы XVII века; 2) приверженцы объединения с римско-католической церковью; 3) приверженцы патриарха Никона; 4) язычники. 5. Церковная реформа была проведена в: 1) 1645-1676 гг; 2) 1666-1667 гг.; 3) 1653-1655 гг.; 4) 1632-1634 гг. 6. О ком царь Алексей Михайлович сказал следующее: «Самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся?» Ответ: ________________________________ Организует беседу. - На предыдущих занятиях вы уже успели узнать кто такой российский царь Алексей Михайлович. Он является вторым царем в династической лестнице царского дома Романовых. В историю он получил прозвище «Тишайший». Уточните, почему Алексея Михайловича Романова так называли? Однако, само слово «Тишайший» к периоду его правления совершенно не подходит. Этот исторический период известен под названием «Бунташный век». Подумайте ребята, почему этот исторический период назвали таким образом? Припомните и назовите, какие народные выступления XVII века вам уже известны? - Какая, по вашему мнению тема сегодняшнего урока? - Когда мы изучаем народные выступления, бунты, восстания, что нам необходимо выяснить? - Какую при этом цель мы выдвигаем? Таким образом, проблема которую мы должны разрешить на сегодняшнем уроке «Почему XVII век называют «бунташным»? План урока: 1. Причины и особенности народных выступлений. 2. Соляной бунт. 3. Медный бунт. 4. Восстание Степана Разина. 5. Выступление старообрядцев. | Выполняют тестовые задания и осуществляют взаимопроверку правильности выполнения Отвечают на вопросы учителя. - он был не злым, незлопамятным, иногда строгим, но справедливым. - Было много бунтов. - Восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова. Высказывают свои предположения о теме урока. -причины, даты, итоги. Предположительный ответ: определить причины, проанализировать ход и результаты народных выступлений XVII века Формулируют цель и задачи урока Записывают план урока в тетрадь. |
3. Введение в новый материал 1. Причины и особенности народных выступлений. Эвристическая беседа . | Метапредметные: владеют умением получать новые знания: отыскивать необходимые ответы на поставленные вопросы. Предметные: владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме; владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности. | - Подумайте и скажите, какими другими словами можно заменить слово «бунт»? Назовите синонимы к этому слову. - По вашему мнению, по какой причине совершались эти выступления? - Однако мы знаем, что у Алексея Михайловича был мощный помощник в лице православной церкви, на которую были возложены большие надежды. - Но мы помним, что Алексей Михайлович собственноручно повелел Никону осуществить эту реформу. Что же произошло? | Отвечают на вопросы учителя Мятеж, восстание, выступление. В силу непонимания между правящей властью и народом. Царь не желал замечать, те проблемы что были значимыми для русского народа и, чтобы переключить его внимание, царь регулярно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656-1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др. -Между церковью и правящей властью состоялся разрыв из-за церковной реформы, которую организовал патриарх Никон. - Реформа православной церкви размежевала российское общество на старообрядцев и нововеров, что усилило путаницу в умах простого народа. |
4. Работа по теме урока Организация работы в группах. 2. Соляной бунт. 3. Медный бунт. 4. Восстание Степана Разина. 5. Выступление старообрядцев Объяснительно-иллюстративный | Метапредметные: осмысливают и называют поэтапность действий на уроке; работают по плану; приобретают новые знания: через нахождение ответов на поставленные вопросы, применяя данные учебного пособия; владеют умением различных видов работы с информацией; владеют мыслительными операциями: сравнивают, сопоставляют, анализируют, синтезируют, обобщают, классифицируют . владеют умением совместной деятельности в группе, выражают собственные мысли в устной форме; Личностные: Проявляют мотивацию на включение в учебную деятельность и сформированность личностного смысла познания; владеют навыками сотрудничества, взаимопомощи, исполнения ролей; Проявляют уважительного отношения к другой точке зрения; владеют умением вести диалог, аргументировано излагать собственную точку зрения. Предметные: владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме; владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности. | Учитель организует к самостоятельную работу учащихся в группах. Анализируя текст учебника, вам необходимо выявить причины, ход и результаты народных выступлений XVII века. Итоги своей деятельности необходимо внести в таблицу «Народные движения XVII века» (в таблицу заносим только те данные, которые касаются изучаемого группойнародного выступления) (Приложение1). 1 группа учащихся изучает события Соляного бунта 2 группа учащихся анализирует события Медного бунта 3 группа учащихся рассматривает выступление старообрядцев - Соловецкое восстание 4 группа учащихся изучает восстание Степана Разина. Проверяет результаты самостоятельной работы групп. Задает уточняющие вопросы, по затруднительным моментам. - Почему, по вашему мнению, восстание 1648 г. получило в истории название «соляной бунт», а восстание 1662 г. стало называться «медный бунт»? - Какие общие причины вызвали эти два бунта? - Какие крестьянские выступления называются историческим термином крестьянская война? Восстание Степана Разина было крестьянской войной? Аргументируйте свой ответ. (отвечая на данный вопрос, учащиеся актуализируют знакомые им признаки понятия «крестьянская война»). | Работают в группах с текстом учебного пособия, формулируют выводы. Выступление групп с отчетом о проделанной работе. |
5. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа | Предметные: применяют научные термины и исторические понятия; владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме; владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности. Личностные: владеют умением оценивать свои достижения; полно и ясно выражать свои мысли, владеют диалогической речью. Метапредметные: Владеют умением соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | - А теперь давайте сделаем выводы: 1) Какие же причины вызвали народные выступления? 2) Возможно ли их объединить? (учащиеся отвечают или «да» или «нет» и доказывают свое мнение.) Давайте попытаемся объединить. - Какие цели ставили перед собой восставшие? - Назовите главные причины поражения этих выступлений. Можем ли мы сейчас ответить на основной вопрос урока «Почему XVII век называют «бунташным»? А теперь, закончите пожалуйста предложение. 1. Своей работой на сегодняшнем уроке я: - Доволен - Я не доволен, потому что… 2. Что мне сегоняшний урок дал для жизни? - Мне показалось важным… - Я понял, что… - Я почувствовал, что… | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние. - Закрепощение крестьян и увеличение их повинностей. - Усиление крепостного гнета. - Попытка власти ограничить казачьи вольности. - Раскол церкви и гонения старообрядцев. - Резкое увеличение цен на хлеб и соль. - отсутствие у царя стремления быть ближе к народу. -Захватить Москву. -Уничтожить дворян и бояр. -Избавиться от крепостного права. -Облегчить положение крестьян и ремесленников. -У восставших не было четких целей. -Восставшие верили в «доброго» царя-батюшку, которые вели их за собой. -Были слабо вооружены. -Неоднородный социальный и политический состав выступавших (каждый шел за своей правдой). XVII век называется в истории «бунташный» так как, в этот исторический период произошло большое количество восстаний, народных выступлений. Менее, чем за 50 лет помимо не больших выступлений произошло 3 крупных народных выступления. Царская власть жестоко подавило все эти выступления, но было вынуждено прислушаться к голосу народа, пойти на снижение налогового бремени. |
6. Домашнее задание. | Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания. | Комментирует задание. Прочитать параграф 8. Ответить на вопросы стр.74 Отметить на контурной карте районы народных движений и направления походов Степана Разина. Найти в Интернете и выучить стихотворение А.С. Пушкина о Степане Разине. | Воспринимают задание, уточняют. |
Список литературы:
- Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс, 2014.
- Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – С. 42–45.
Приложение 1
Таблица «Народные движения XVII века»
Народное движение | Соляной бунт (1648) | Медный бунт (1662) | Восстание Степана Разина (1670-1671) | Движение старообрядцев (с 1653г.) |
Форма движения | ||||
Причины | ||||
Участники | ||||
Район восстания | ||||
Лидер | ||||
Главное событие | ||||
Итоги | ||||
Значение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).
Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
План - конспект урока по истории России в 7 классе "Народные движения"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА" ТЕМА: "СОЗДАНИЕ СССР".
Предлагаю разработку урока,который может быть использован и в школе, и в СПО. Данная разработка позволит:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалисти...
КОНСПЕКТ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС Тема: «Либеральные реформы Александра I»
Тема урока: Либеральные реформы Александра I Тип урока: систематизации новых знаний.Вид урока: нетрадиционный.Цели и задачи урока : Образовательные:· умение работать с терминами и пон...