Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
- Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_konspekt_vneshnyaya_politika_sssr.zavershenie_holodnoy_voyny.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Истории России для 11 класса
по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»
(учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Цели урока:
Образовательные цели:
- Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;
- Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
- Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».
Развивающие цели:
- Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
- Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
- Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).
Воспитательные цели:
- Продолжить формирование ценностного отношения к историческому наследию нашей страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;
- применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности;
- умение давать оценку процессам с позиции историзма;
- применять научные термины и исторические понятия;
- владеть умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;
- владеть умением работать с историческими документами;
- оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.
Метапредметные:
- принимать поставленную учебную задачу, адекватно реагировать на представленную учителем информацию;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- проявлять направленность на успешную учебную деятельность;
- проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, групповой работе;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог;
- уметь анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни:
- формирование патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
- ценностные ориентиры;
- проявление интереса к истории своего народа, родной страны;
- формирование основ гражданской идентичности личности;
- ориентация на выполнение моральных норм.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование и дидактические материалы урока:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийная презентация по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»»
- Раздаточный материал
- Учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014
Ход урока
Этапы урока Методические приемы | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | - проявляют направленность на успешную учебную деятельность | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Введение в новый материал Эвристическая беседа Постановка проблемного вопроса | - принимают поставленную учебную задачу, адекватно реагируют на представленную учителем информацию - умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге - демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи | Организует эвристическую беседу. - На слайде написан ряд аббревиатур – ОБСЕ, СЭВ, ОВД, НАТО и др. (слайд 1) - Ребята определите, что объединяет эти аббревиатуры и связывает их в одну тему. Как они соотносятся с темой международных отношений? - Назовите признаки «холодной войны» - Тема нашего сегодняшнего урока «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»» (слайд 2) План урока: (слайд 3)
Проблемное задание (слайд 4): - Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.
- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы? | Отвечают на вопросы учителя. - организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, совет экономической взаимопомощи, организация варшавского договора, организация северо-атлантического договора. - гонка вооружений, биполярность (раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов. Записывают тему и план урока в тетради. |
3. Работа по теме урока 1. Брежневская дипломатия Объяснение Анализ исторического документа Объяснение
Анализ видеосюжета Объяснение 2. Новое мышление в международных делах. Объяснение Работа в группах Эвристическая беседа | - проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - уменют давать оценку процессам с позиции историзма; - владеют умением работать с историческими документами; -умеют давать оценку процессам с позиции историзма; - уменют давать оценку процессам с позиции историзма; - проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.; - умеют давать оценку процессам с позиции историзма; - проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.; | Объясняет особенности начала брежневской дипломатии. (слайд 5).
Организует работу с историческим документом - Работа с документом учебника с. 309-310 «Из выступления Л.И. Брежнева на съезде Объединённой польской рабочей партии (1968 г.) В чём сущность «доктрины Брежнева»? Какие события повлияли на её формирование? (слайд 6). Объясняет особенности периода разрядки международных отношений (слайд 7, 8, 9)
- Давайте посмотрим небольшой видеосюжет и сделаем вывод о значении Хельсинских соглашений (слайд 10) - Помощь странам «третьего мира». 1979 г. - ввод советских войск в Афганистан. Вооруженное вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами (слайд 11). - Таким образом к 1980-м гг биполярный мир выглядел так (слайд 12). - В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». (слайд 13) Основные принципы:
- СССР и США: начало разоружения (слайд 14) • Ежегодные встречи на высшем уровне • Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности • Соглашение об ОСНВ-1 Решение региональных конфликтов (слайд 15, 16, 17) 1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана 1989г. Визит М.С. Горбачёва в Китай 1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту Распад социалистической системы 1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы 1990г. - согласие на объединение Германии 1991г.- роспуск СЭВ и ОВД Организация работы в группах: 1 группа: -Посмотрите хронику событий этого периода (приложение 1) и ответьте на вопрос: - в чём была важность сокращения обычных вооружений в условиях, когда ведущие страны мира имеют ядерное оружие? 2. группа: Изучите документы социологических исследований (приложение 2) - Почему мирные инициативы М.С. Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди? 3 группа: Прочтите стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» (приложение 3) - Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»? -Таким образом, итогами нового политического мышления явились (слайд 18):
- А теперь ответим на проблемное задание (слайд19) Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.
- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы? | Слушают объяснения учителя, делают записи в тетради Анализируют текст исторического документа Слушают объяснения учителя Смотрят видеосюжет делают выводы Слушают объяснения учителя Выполняют работу в группах, анализируют документы Отвечают на проблемный вопрос |
5. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа | - умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге - оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности. - владеют умением оценивать свои достижения; - владеют умением соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | - Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги. Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока? - А теперь, закончите пожалуйста предложение. 1. Своей работой на сегодняшнем уроке я: - Доволен - Я не доволен, потому что… 2. Что мне сегодняшний урок дал для жизни? - Мне показалось важным… - Я понял, что… - Я почувствовал, что… (слайд 20) | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, |
6. Домашнее задание. | Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания. | Комментирует задание.(слайд 21) § 39. Напишите эссе на тему: «Проблема войны и мира в годы перестройки» | Воспринимают задание, уточняют. |
Список литературы:
- Учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014
- Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии».
- Россия в ХХ веке: реформы и революции . В 2 т . - М . , 2002 .
Приложение 1
Отношения между СССР и Западом. Мирные инициативы СССР в 1985-1991 годах
- 21 ноября — М.С. Горбачев и Президент США Р. Рейган на своей первой встрече заявляют, что «ядерная война недопустима» и «стороны не будут стремиться к превосходству друг над другом».
- 15 января — М.С. Горбачев выступает с программой всеобщего и полного ядерного разоружения к 2000 году.
- 8 декабря — подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: 1752 советские ракеты и 859 американских (паритет не был соблюден из-за неравенства арсеналов и реальных мощностей ракет обеих стран); признано право другой стороны на проведение инспекций военных баз.
- 7 декабря — выступление М.С. Горбачева на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: заявление о готовности СССР в одностороннем порядке за два года уменьшить численность своих войск на 500 тыс. человек, значительно сократить на территории СССР и союзников по ОВД число танков, самолетов, артиллерии.
- 15 февраля - полный вывод советских войск из Афганистана.
- 3 июня — СССР и США подписали договор о ликвидации химического оружия.
1990, 25 августа — делегация СССР подписала резолюцию СБ ООН о применении силы против Ирака в связи с его оккупацией независимого государства Кувейт; в январе — феврале 1991 года произошла война в Персидском заливе между Ираком и США с союзниками (операция «Буря в пустыне»); войска СССР в войне не участвовали.
- 9 ноября — подписание 34 странами «Парижской хартии для новой Европы»; подписание лидерами 22 стран, входящих в ОВД и НАТО, Договора об обычных вооруженных силах в Европе; оба блока сокращали свои арсеналы до определенных в документе пределов (например, по боевым танкам — до 20 тыс. единиц; к моменту подписания у НАТО было 30 тыс., а у ОВД -- 60 тыс. танков), обязались обеспечить гласность и контроль военной деятельности; страны-участники признавали, что «больше не являются противниками, протягивают руку дружбы» и обязуются «строить и укреплять демократию как единственную форму правления в наших странах».
- 1 апреля — роспуск военных структур Организации Варшавского договора.
1991, 31 июля — подписание Договора между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) на 30%; признавалась необходимость взаимных инспекционных проверок. По признанию Президента США, это соглашение впервые с момента изобретения ядерного оружия обратило вспять его непрерывное наращивание и рассеяло недоверие между людьми.
Приложение 2
Глазами советских людей
Исследования Института социологии АН СССР в первой половине 1989 года среди населения Москвы, Куйбышева, Оренбурга и Сыктывкара:
— Большинство (от 53 до 68 %) полностью согласны, что «сила (или угроза силы) не могут быть инструментом внешней политики». При этом предложение СССР о существенном сокращении в одностороннем порядке численного состава и объема вооружения Советской армии поддерживают с оговорками 44 % опрошенных.
Тезис о деидеологизации межгосударственных отношений поддерживают с оговорками от 25 до 40 %.
Вопрос: «Существует ли, по Вашему мнению, в современных условиях угроза вооруженной агрессии против нашей страны?»
«Да» — от 27 до 33 %, «нет» — от 39 до 47 %.
Приложение 3
А. Бекетов:
Аж башни под рубинами
Качнул протест неистовый!
Восстал барак с румынами,
Соцлагерь — под амнистию!
На волю — мы последние.
Нам боязно и завидно,
И рабство тает медленно,
Как лед в колымской заводи.
(Лирический панк-рок. М., Арбатиздат, 1989.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
План конспект урока истории с использованием ЭОР на тему "Внешняя политика Екатерины II"
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов. Тема расчитана на два урока. Представлен первый урок "Южное направление"...
План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).
Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».
Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...
План - конспект урока по истории России в 7 классе "Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг"
Цели:- познакомить учащихся с внутренней политикой России в эпоху дворцовых переворотов;- выяснить, какой вклад внес каждый император в развитие экономики России; как проходило укрепление позици...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...