Рабочая программа по русскому языку и литературе для 6 класса.
рабочая программа (история, 6 класс) на тему
Данная программа по русскому языку составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение» в 2005 году к линии учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростецкой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы.
Данная программа по литературе составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по литературе к линии учебников под редакцией В.П. Полухиной,В.Я.Коровиной,В.П. Журавлёва, В. И.Коровина. «Литература.6 класс»,Москва « Просвещение»,2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование по русскому языку. | 74.47 КБ |
Планирование по литературе. | 56.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
УМК : Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку 2005.
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Авторы: М.Т. Баранов. Т.А. Ладыженская,
Л.А .Тростенцова,Л.Г. Григорян, И. И. Кулибаба. Москва « Просвещение» 2008.
Учитель: Петрова Е.А.
Класс: 6
Количество часов в неделю:5
Всего часов: 171
- Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений языку к линии учебников под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А .ТростенцовОй, Л.Г. Григорян, И. И. Кулибабы.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. На уроках осуществляется выбор оптимальных программ/методик, методов и приёмов обучения ученика с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку к линии учебников под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростецкой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы, Н.В. Ладыженской.
Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения коррекционной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. При обследовании выявлены следующие нарушения:
1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 5 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других), нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.II. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
3.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
В связи с тем. что по плану не предусмотрено изучение темы « Глагол» в 5 классе, она перенесена на I четверть в 6 кл.
По этой причине изучениям таким темам, как « Числительное», « Местоимение» и « Орфография» отводится меньшее количество часов по программе.
Коррекционная работа с учащимися ведётся в следующих направлениях.
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:— устойчивости внимания;
— способности к запоминанию; способности к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
4. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки | Оборудование урока | Контроль | Домашнее задание |
I четверть (45 часов) | |||||||
Повторение ( 17 часов) | |||||||
Русский язык – один из развитых тых языков мира | Уметь выделять в тексте главную мысль, ключевые слова, отвечать на вопросы: « Почему русский язык является богатым развитым языком?» | § 1. | |||||
Фонетика и графика.Фонетический разбор. | Комбинированный урок. |
| Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; | Карточки. | Письменная мостоятельная работа | § 1. | |
Орфография. | Проверкам знаний. | Методические пособия. | § 2. | ||||
Части слова. | Лекция с элементами беседы. | , | Значение части слова (приставка, корень,суффикс). | § 2. | |||
Морфемный разбор. | Комбинированный урок. | Выделять морфемы На основе словообразователь- ного анализа. | Письменная самостоятельная работа | § 3. | |||
Орфограммы в корне слова. | Лекция с элементами беседы. | Определение окончания; роль и значение окончания. | Обнаруживать изу- чаемые орфограммы и объяснять написание слов. | Тесты. | § 3. | ||
Части речи. | Обобщение. | Морфология. кое и лексическое значение; | Уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | §4. | |||
Морфологический разбор существительного и прилагательного. | Повторение. | Самостоятель- ные и служебные части речи. | Опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания. | Письменная проверочная работа | § 5. | ||
Орфограммы в окончаниях слов. | Исследование. | Нулевые окон- чания, склонения и спряжения; | Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) | Карточки. | § 6. | ||
Словосочетание. | Урок активизации знаний. | Определение словосочетания, их особенности . | Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме. | § 6. | |||
Простое предложение. | Зачёт. | Синтаксис. предложения | Анализировать разные виды простых предложений. | Раздаточный Материал. | § 7. | ||
Знаки препинания в простом предложении. | Контроль. | Отличие простого предложения от сложного. | Уметь находить главные и второстепенные члены предложения. | Контрольное списывание. | § 7. | ||
Сложное предложение. | Урок активизации знаний. | Синтаксис. нённые и сложноподч. Предложения. | Анализировать разные виды сложных предложений. | Таблицы, схемы. | § 8. | ||
Знаки препинания в сложном предложении. | Исследование. | Определять синтаксическую роль изученных частей речи. | Деформированный текст (определить части речи) | § 9. | |||
Синтаксический разбор простого и сложного предложения. | Обобщение. | Производить разбор предложений. | Тестовые задания. | § 9. | |||
Прямая речь. | Прямая и косвенная речь; диалог, разговорная речь. | § 7. | |||||
Диалог. | Лекция с элементами беседы. | Уметь обозначать диалог на письме. | Таблицы. | Устный опрос. | § 8. | ||
Подготовка к диктанту. | Практикум. | Карточки. | § 9. | ||||
Диктант с грамматическим заданием. | Обобщение. | § 106. | |||||
Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Повторение. | § 106. | |||||
Глагол (22 часа) | |||||||
Глагол как часть речи. | Практикум. | Знать определение глагола. | Раздаточный материал. | Проверочная работа. | § 109. | ||
Синтаксическая роль глагола в предложении. | Исследование. | . | Употреблять глагол в прошедшем времени с подлежащим, | Схемы, таблицы. | Комплексный анализ текста. | § 110. | |
Неопределённая форма глагола. | Контроль. | выраженным существительным среднего рода и | Карточки. | § 110. | |||
Правописание -тся- и –ться- в неопределённой форме глагола. | Исследование. | собирательным существительным. | Таблицы. | Осложнённое списывание. | § 107. | ||
Правописание –чь(чься) в неопределённой форме глагола. | Урок активизации знаний. | Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. | Составление плана к тексту. | § 108. | |||
Совершенный и несовершенный вид. | Урок активизации знаний. | § 118. | |||||
Повторение.Совершенный и несовершенный вид. | Повторение. | Письменная самостоятельная работа. | § 119. | ||||
I и II спряжение. | Эксперимент. | Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщениях о событиях прошлого. | Таблица. | § 119. | |||
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | Зачёт. | Раздаточный материал. | § 121. | ||||
Повторение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. | Лекция с элементами беседы. | Уметь использовать в речи глаголы- синонимы. Например, со значением перемещения. | Раздаточный материал. | Письменная проверочная работа. | § 114. | ||
Правописание ь знака в глаголах во 2 лице,ед.ч. | Зачёт. | Работа по карточкам. | § 115. | ||||
Время глагола. | Контроль. | § 116. | |||||
Прошедшее время. | Контроль. | Понимать, как Употребляются формы настоящего и Буд. Времени при упоминании о событиях про шлого. | § 117. | ||||
Настоящее время. | Обобщение. | Тесты\ | § 112. | ||||
Будущее время. | Повторение. | § 112. | |||||
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов. | Чередующиеся гласные. | Уметь употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. | Перфокарты. | §107. | |||
Повторение. Чередующиеся гласные е и и в корнях глаголов. | Урок активизации знаний. | Понимать, как | Перфокарты. | § 107. | |||
Правописание НЕ с глаголами. | Обобщение. | Таблицы. | §122. | ||||
Повторение.Правописание НЕ с глаголами. | Зачёт. | Устный опрос. | § 120. | ||||
Употоребление времён глагола. | Контроль. | § 122. | |||||
Морфологический разбор глагола. | § 122. | ||||||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | Плакат и разда- точный материал. | Устный опрос. | § 122. | ||||
Подготовка к контрольному диктанту. | |||||||
Контрольный диктант. | Контроль. | ||||||
Анализ и работа над ошибками. | |||||||
II четверть (34 часа) | |||||||
Лексика и фразеология (14 часов) | |||||||
Лексика.Повторение. Однозначные и многозначные слова. | Лексика.значение слова; толкова- ние слов. | Карточки. | Упр.53.54. | ||||
Лексика.Прямое и переносное значение слов. | Комбинированный урок. | Раздаточный материал. | Упр.57.58. | ||||
Антонимы. Синонимы. Омонимы. | Проверкам знаний. | Знать понятия, уметь подбирать | Тесты. | ||||
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | Лекция с элементами беседы. | Общеупотреби- тельные,диалек- сиональные слова. | Учебник. | Письменная самостоятельная работа | Упр.68,70. | ||
Заимствованные слова. | Комбинированный урок. | Упр.91. | |||||
Повторение .Заимствованные слова. | Лекция с элементами беседы. | Перфокарты. | Упро.86,87. | ||||
Устаревшие и новые слова. | Обобщение. | Письменная самостоятельная работа | Упр.101.102. | ||||
Неологизмы .Архаизмы. | Повторение. | Упр.104. | |||||
Фразеология. Фразеологизмы. | Исследование. | Упр.101. | |||||
Фразеологический оборот. | Урок активизации знаний. | Письменная проверочная работа | Упр.100. | ||||
Повторение. Фразеологические обороты. | Зачёт. | Карточки. | |||||
Творческая работа с текстом. | Контроль. | Таблицы. | Тесты. | ||||
Комплексный анализ текста. | Обобщающий урок. | Текст. | |||||
Обобщающий урок по теме « Лексика». | Исследование. | Контрольное списывание. | |||||
Словообразование и орфография (20 часов) | |||||||
Словообразование и орфография | Тестовые задания | Упр.113. | |||||
Словообразование. Повторение изученного в 5 классе. | Упр.115,116. | ||||||
Основные способы словообразования в русском языке. | Лекция с элементами беседы. | Названия частей слова,способов ния. | Тестовые задания. | Упр.126,128. | |||
Способы образования слов в русском языке. | Практикум. | (приставочный, Суффиксальный и т.д.) | Знать части сло- | Тестовые задания. | |||
Буквы О и А в корне – кос -, -кас-. | Обобщение. | Уметь выделять | Устный опрос. | Словарь,упр.138.139. | |||
Буквы О и А в корне – гор -, -гар-. | Повтолрение. | Лексическое | Уметь определять способ | Упр.143. | |||
Подготовка к диктанту. | Практикум. | Текстовые задания. | |||||
Контрольный диктант. | Исследование. | В тетради. | |||||
Работа над ошибками. | Контроль. | Проверочная работа. | |||||
Буквы И-Ы после приставок. | Исследование. | Приставки, сос- тав корня,гласные и | Знать условия выбора букв Ы-И | упр.131. | |||
Гласные в приставках – пре- и – при-. | Уроу активизации знаний. | Лексическое значение | Знать о зависимос- | Карточки. | упр.153. | ||
Правописание приставок – пре- и – при-. | Урок активизации знаний. | Присоедине- | Уметь определять | Раздаточный | упр.154. | ||
Трудные случаи написания приставок –пре- и –при-. | Повторение. | Значение | упр.164. | ||||
Соединительная гласная в сложных словах. | Эксперимент. | Соединитель- | Знать об образо- | Таблица. | упр.165. | ||
Сложносокращённые слова. | Зачёт. | Сложносокра- | Знать о видах | Письменная самостоятельная работа. | Словарь. | ||
Повторение. Сложносокращённые слова. | Лукция с элементами беседы. | Уметь определять их значение. | Упр.162. | ||||
Подготовка к контрольной работе. | Зачёт. | Упр.163. | |||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Контроль. | Письменная проверочная работа. | |||||
Анализ контрольной работы.Работа над ошибками. | Контроль. | Карточки. | |||||
Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Обобщение. | Названия частей | Уметь выделять | Словарь | |||
III четверть (часов) | Повторение. | ||||||
Имя существительное (26 часов) | |||||||
Имя существительное .Повторение. | Повторение. | Лексическое и | Знать признаки | Таблицы. | §36,упр.193. | ||
Повторение известных орфограмм. | Перфокарты. | §37,упр.198,204. | |||||
Морфологический разбор существительного. | Комбинированный урок. | Раздаточный | Письменная самостоятельная работа | Тесты. | |||
Разносклоняемые существительные. | Проверкам знаний. | §37,стр.22, 26,30. | |||||
Буква Е в суффиксе - ЕН- существительных на МЯ. | Лекция с элементами беседы. | Правило склонения существительных на -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновывать выбор гласной в окончаниях | Карточки. | §38,словарь, упр.217. | |||
Несклоняемые существительные. | Комбинированный урок. | Несклоняемые | Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных | Письменная самостоятельная работа | §38,словарь, упр.218. | ||
Род несклоняемых существительных. | Лекция с элементами беседы. | Опорные слова, | Уметь употреблять в речи несклоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными | Карточки. | §38 упр.226 | ||
Имена существительные общего рода. | Обобщение. | Существительные общего рода. | Знать об именах | §38, упр.223 | |||
Морфологический разбор имени существительного. | Повторение. | Род, число,падеж,ск- | Знать, как морфологически | Карточки. | Письменная проверочная работа | §41, упр.224 | |
НЕ с именами существительными. | Исследование. | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Образование существительных с помощью приставки НЕ- | Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня . | §42, упр.234,выучить план разбора. | |||
НЕ с существительными. Повторение. | Урок активизации знаний. | Карточки. | §43,правило, упр.240. | ||||
Правописание НЕ с существительными. | Зачёт. | §43,упр.243. | |||||
Правописание НЕ с существительными .Повторение. | Контроль. | Контрольное списывание. | §43,упр.242,текст14,№9. | ||||
Несклоняемые существительные. Повторение. | Обобщающий урок. | §43,Т.З,стр.24,28. | |||||
Правописание суффиксов существительных ЧИК-ЩИК. | Исследование. | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Выбор написания в существительных суффиксов -ЧИК-и -ЩИК-. | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. | Карточки. | §44,упр.249,250. | ||
Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных. | Обобщение. | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Выбор написа- | Тестовые задания. | П.44,упр.248. | |||
Подготовка к контрольной работе. | ния в существительных суффиксов -ЧИК-и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- | Карточки. | §44 ,работа по карточкам. | ||||
Диктант « Азбука тайги» с грамматическим заданием. | Лекция с элементами беседы. | Устный опрос. | В тетради. | ||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Практикум. | §44,словарь,карточки. | |||||
Правописание суффиксов ЕК, ИК. | Обобщение. | Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-Выбор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на практике | Таблицы. | §45,словарь, упр.252. | ||
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | Повторение. | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных | Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных.. | §45,упр.253. | |||
Повторение .Гласные О и Е.после шипящих в суффиксах существительных. | Практикум. | Уметь выбирать буквы Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. | Проверочная работа. | §45,учить словарь. | |||
Повторение изученного материала по теме « Имя существительное.» | Исследование. | Имя существи- | Знать и уметь различать разносклоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории | Раздаточный | §45,работа по карточкам. | ||
Контрольная работа . | Контроль. | ||||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Исследование. | Карточки. | § Выполнить Р.Н.О. | ||||
Повторение изученного по теме « Имя существительное.» | Урок активизации знаний. | §46,упр.261. | |||||
Имя прилагательное (25 часов) | |||||||
Имя прилагательное. | Урок активизации знаний. | Общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте. | Распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, общих признаков, | Карточки. | §47, описание природы, птицы. человека. | ||
Повторение изученного в 5 классе.Синтаксическая роль имени прилагательного. | Повторение. | Определять роль имен прилагательных в тексте, синтаксическую роль | Карточки. | Письменная самостоятельная работа. | §47упр,271. | ||
Степени сравнения прилагательных. | Эксперимент. | Степени сравнения прилагательных. | Знать о сравните- | Перфокарты. | Словарь. | ||
Сравнительная степень прилагательных. | Зачёт. | §49,упр.287,289. | |||||
Превосходная степень прилагательных. | Лекция с элементами беседы. | Письменная проверочная работа. | §49,упр.286. | ||||
Разряды имён прилагательных. Качественные имена прилагательные. | Зачёт. | Разряды прилагательных: | Знать о делении | Устный опрос. | Текст №15 (8,10) | ||
Относительные прилагательные. | Контроль. | Относительные, | Текстовые задания. | Карточки. | |||
Притяжательные имена прилагательные. | Контроль. | Словарь | |||||
Притяжательные прилагательные, склонение прилагательных | Обобщение. | Упр.298. | |||||
Разряды прилагательных. | Повторение. | Проверочная работа. | |||||
Морфологический разбор имени прилагательного. | Определение морфологических признаков имени прилагательного. Морфологический разбор прилагательного | Знать морфологические признаки имени прилагательного | §53,упр.302. | ||||
Самостоятельная работа. | Урок активизации знаний. | §53,упр.304. | |||||
НЕ с прилагательными. | Обобщение. | Таблица. | Диктант. | §54,словарь,упр.305. | |||
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. | Зачёт. | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. | Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными | Перфокарты. | §54,упр.308. | ||
Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | Перфокарты. | §55,словарь. | |||||
Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. | Эксперимент. | Письменная самостоятельная работа. | §56,упр.309. | ||||
Н и НН в суффиксах прилагательных. | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | Уметь применять правила на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать | §56,упр.314. | ||||
Алгоритм выбора Н и НН в суффиксах прилагательных. | Повторение. | структуру слова, графически обозначать орфограммы, безошибочно писать, употреблять в речи | Карточки. | Работа по карточкам. | |||
Образование прилагательных с помощью суффиксов Н и НН. | Письменная проверочная работа. | §57, упр.318,319. | |||||
Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК. | Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключений), относительных прилагательных с помощью суффикса -СК- | Знать способ образования качественных прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК- | Раздаточный материал. | §58, упр.321,322. | |||
Слитное и дефисное написание прилагательных. | Урок активизации знаний. | Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. | Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных | Перфокарты. | Упр.325. | ||
Алгоритм выбора слитного и дефисного написания прилагательных. | Контроль. | Карточки. | Тестовые задания. | Упр.328. | |||
Подготовка к контрольному диктанту. | Упр.339. | ||||||
Диктант. | Зачёт. | ||||||
Работа над ошибками. | |||||||
IV четверть (40 часов) | |||||||
Имя числительное (17 часов) | |||||||
Имя числительное. Числительное,как часть речи. | Комбинированный урок. | . Числительное как часть речи. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. значением | . Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении | §57,стр.145,упр.345. | |||
Количественные и порядковые числительные. | Проверкам знаний. | . Отличие числительного от других частей речи с числовым значением | Учебник. | Письменная самостоятельная работа | §58,упр.346 | ||
.Простые и составные числительные. | Лекция с элементами беседы. | Знать признаки простых и со- | Тесты. упр,351. | ||||
Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Комбинированный урок. | Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных. | ставных числительных. Уметь | §59,стр.148,упр.353 | |||
Мягкий знак в середине числительных и для обозначения мягкости согласных. | Лекция с элементами беседы. | различать простые и составные | Перфокарты. | Письменная самостоятельная работа | §59,словарь, упр.354,355 | ||
Разряды количественных числительных. | Обобщение. | Разряды количественных числительных (целые, дробные и собирательные | числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреблять в косвенных падежах | §59,словарь, упр.357. | |||
Числительные, обозначающие целые числа. | Повторение. | Особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые, дробные и собирательные числа. | §60 упр. 358,360. | ||||
Правописание окончаний количественных числительных, обозначающих целые числа. | Исследование. | Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи | Знать разряды числительных, особенности склонения, правописания . | Перфокарты. | Письменная проверочная работа | §61, упр.362,364. | |
Дробные числительные. | Урок активизации знаний. | Разряды числительных по значению и грамматическим признакам | §62, упр.367,368. | ||||
Собирательные числительные. | Зачёт. | . Собирательные и дробные числительные. | Учебник. | §63, упр.371.372,выучить план разбора. | |||
Согласование числительных ОБА, ОБЕ с существительными. | Контроль. | §64,правило, упр.373,374. | |||||
Порядковые числительные. | Обобщающий урок. | Перфокарты. | Контрольное списывание. | §65,упр.377. | |||
.Правописание порядковых числительных , обозначающих название дат. | Исследование. | Употребление числительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами | Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п. | §66,упр.382текст14,№9. | |||
Морфологический разбор числительных. | Обобщение. | Морфологические признаки имени числительного. Порядок морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные признаки числительного. | Тестовые задания. | §67,Т.З,стр.24,28. | |||
Подготовка к диктанту. | Перфокарты. | Устный опрос. | §68 ,упр.385. | ||||
Диктант. | Лекция с элементами беседы. | ||||||
Анализ диктанта. | Практикум. | П.44,упр.248. | |||||
Местоимение (19 часов) | |||||||
Местоимение. Местоимение как часть речи. | Обобщение. | Знать особенности местоимения как части речи (указательно-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимения; находить местоимения в тексте, правильно их употреблять. | Наблюдение над текстом, замена местоимений существительными. Редактирование текста | Текстовые задания. | В тетради. | ||
Раздельное написание предлогов с местоимениями. | Повторение. | Знать признаки и особенности склонения личных местоимений. | Выборочный диктант | Таблицы. | §69,словарь,карточки. | ||
Личные местоимения. | Практикум. | Уметь отличать личные местоимения от местоимений других разрядов, склонять личные местоимения, правильно употреблять в речи, использовать в речи местоимения ТЫ и ВЫ в соответствии с требованиями речевого этикета, правильно употреблять местоимения 3-го лица, устранять двусмысленность, неточность в предложениях с местоимениями | Анализ поэтических текстов, синтаксический разбор предложений, редакторская правка текста | §70,словарь, упр.385 | |||
Буква Н в личных местоимениях 3 лица после предлога. | Исследование. | Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексическое значение. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме | Осложненное списывание | Проверочная работа. | §71,упр.388. | ||
Возвратное местоимение СЕБЯ. | Контроль. | Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связность и последовательность изложения мысли, использовать средства связи и выразительности | §72,учить словарь. | ||||
Вопросительные местоимения. | Исследование. | Знать назначение вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи с учетом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями | §73,работа по карточкам. | ||||
Относительные местоимения. | Урок активизации знаний. | Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте, различать относительные местоимения в сложном предложении; уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом их склонения; различать вопросительные и относительные местоимения. | Стр.173,упр.413. | ||||
Неопределённые местоимения. Дефис в неопределенных местоимениях. | Урок активизации знаний. | Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь находить неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их. | Знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, | Таблицы. | Стр.174-176, упр.416. | ||
НЕ в неопределённых местоимениях. | Повторение. | Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисно-го написания и написания с НЕ неопределенных местоимений. | §74,упр.417. | ||||
Отрицательные местоимения. | Эксперимент. | Отрицательные местоимения. . | Письменная самостоятельная работа. | §75, описание природы, птицы. человека. | |||
Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | Зачёт. | Образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях | Раздаточный | §76 ,упр,423. | |||
Самостоятельная работа. | Лекция с элементами беседы. | Отрицательные местоимения. Образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях | Словарь. | ||||
Притяжательные местоимения. | Зачёт. | Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоимений. Употребление личных местоимений в значении притяжательных | Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения в значении притяжательных. | Учебник. | Письменная проверочная работа. | §75,упр.430. | |
Указательные местоимения. | Контроль. | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи. | Знать значение указательных местоимений. Уметь находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении. | §76,упр.432. | |||
Определительные местоимения. | Контроль. | Определительные местоимения. Значение, употребление в речи. | Знать значение определительных местоимений, особенности изменения местоимений каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные местоимения в тексте; использовать их в речи. | Текст №15 (8,10) | |||
Морфологический разбор местоимения. | Обобщение. | Морфологические признаки местоимений. Морфологический разбор местоимений. | Перфокарты. | Карточки. | |||
Подготовка к контрольному диктанту. | Повторение. | Словарь | |||||
Анализ контрольного диктанта. | Упр.439 | ||||||
Повторение изученного. Разделы науки о языке. | Урок активизации знаний. | Тестовые задания. | |||||
Орфография. Орфографический разбор. | Обобщение. | Уметь производить орфографический, пунктуационный, фонетический, словообразовательный и синтаксический разборы; | Перфокарты. | Самостоятельная работа. | §77,упр.449 | ||
Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Зачёт. | С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова; находить в словах изученные орфограммы, | Проверочная работа. | §80,упр.453. | |||
Годовой контрольный диктант. | Контроль. | ||||||
Анализ диктанта. |
Список используемой литературы и методические пособия.
Основная литература
1. Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
2. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010.
3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык VI класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.
Мультимедийные пособия.
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
- Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по литературе к линии учебников под редакцией В.П. Полухиной,В.Я.Коровиной,В.П. Журавлёва, В. И.Коровина. «Литература.6 класс»,Москва « Просвещение»,2008.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ теста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом прочтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. Именно на них, на этих талантливых, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
Учащиеся 6-го класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 19, 20 веков. Программа курса включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни). Ведущая проблема данного курса - художественное произведение и автор, характеры героев.
Одним из признаков интерпретации текста является выразительность чтения учащихся. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в приложении к программе. Выбор предложенных текстов зависит от учителя и учеников. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в программе В.Я.Коровиной (стр. 86).
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках литературы. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
В программу по литературе внесены изменения в распределении учебного материала в связи с тем , что сократилось количество
часов: вместо четырёх часов в неделю, по программе теперь предусмотрено три часа .
В программу внесены изменения в связи с тем, что количество часов было сокращено до трёх. Поэтому некоторые произведения были пройдены в обзорном порядке.
Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения коррекционной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. При обследовании выявлены следующие нарушения:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 5 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других), нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
II. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
III. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
Особенности речевой деятельности учеников шестых классов отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Над преодолением этих нарушений и ведётся целенаправленная работа на уроках литературы.
- Коррекционная работа.
Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины)
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— способности к запоминанию; способности к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией
УМК : Программа общеобразовательных учреждений по литературе Москва.: Просвещение 2007 .
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Авторы :В.П. Полухина ,В. Я.Коровина ,В.П. Журавлёва, В. И.Коровин. «Литература.6 класс»,Москва « Просвещение»,2008
Учитель: Петрова Е.А.
Класс: 6
Количество часов в неделю:3 часа
Всего часов: 103 часов
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки | Оборудование урока | Контроль | Домашнее задание |
Введение. | |||||||
Художественные произведения и автор. | Комбинированный урок. | Художественная литература. | Уметь выделять главное в тексте, делать выводы, ставить вопросы. | Таблицы. | Запись в тетради. | Стр.3. | |
Мифы Древней Греции. | |||||||
Мифы Древней Греции.Подвиги Геракла. | Лекция. | Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. | Значение книг в жизни общества. Средства выявления авторской позиции. Выразительное чтение,эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Уметь устно и письменно отвечать на вопросы. | Учебник. | Пересказ подвига. | Стр.5. | |
«Скотный двор царя Авгия». Мифы. | Комбинированный урок. | Царь Эврисфей. | Стр.5. | ||||
«Яблоки Гесперид».Мифы. | Практикум. | Олимпийские игры. | Дополнитель- | Сочинение о Геракле. | Стр.6. | ||
Образ Геракла в мировой художественной литературе. | Практикум. | Рассказ о Богах – олимпийцах. | Стр.7,8. | ||||
Легенда. Легеда об Арионе. | Повторение. | Древнегреческий историк.Легенда. | Работа в тетради. | Стр.13-14. | |||
Мифы древних славян | |||||||
Народный миф о солнце. | Исследование. | Пересказ мифа. | Стр.33-35. | ||||
Устное народное творчество. | |||||||
Обрядовый фольклор. | Исследование. | Миф. Предания. | Уметь сочинять небольшие | Таблицы. | Доклад о фольклоре. | Стр.37-38. | |
Пословицы и поговорки- малый жанр устного народного творчества. | Лекция с элементами беседы. | Пословицы. Эпиграф. | Развивать устную и письменную речь. Уметь составлять | Карточки. | Индивидуаль- ный опрос. | Стр.41-46. | |
Древнерусская литература. | |||||||
«Повесть временных лет.» | Практикум. | Фольклор. | Уметь следить за развитием | Учебник. | Пересказ статьи. | Стр.58. | |
«Сказание о белгородском киселе.» | Повторение. | Летопись. | Словарь. | Пересказ. | Стр.62. | ||
Из русской литературы XIX века. | |||||||
.А.С.Пушкин. | Комбини рованный урок. | Москва.Царское | Знать биографичес- Мастерах слова и историико- | Доклад о А .С. Пушкине. | Стр.65. | ||
Лицейская лирика А.С Пушкина. «И.Пущину» | Урок активизации знаний. | Пейзажи. Лирика. | Учебник. | Стр.71. | |||
«Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. | Повторение. | Жанр послания. | Карточки. | Наизусть. | Стр.69. | ||
«Зимнее утро» | Зачёт. | Наизусть. | Стр.72. | ||||
А.С.Пушкин «Дубровский».Изображение русского барства. | Исследование. | Побобострастие. | Уметь видеть | Ответы на вопросы по главе. | Глава.I-III | ||
А.С.Пушкин « Дубровский».Дубровский старший и Троекуров. | Обобщение. | Генерал- аншеф. | Мысленно рисовать портрет | Учебник. | Глава.IV-VII | ||
«Дубровский».Комментированное чтение. | Контроль. | Купчая.Ябеда. | Уметь увидеть | Выразительное чтение. | Глава.VIII | ||
«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония. | Исследование. | Гувернёр.Флигель. | Уметь следить | Учебник. | Чтение по ролям. | Глава.IX | |
«Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма. | Зачёт. | Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. | Героев на протяжении | Доклад о крестьянстве. | Глава. X-XII | ||
А.С.Пушкин. «Дубровский».Защита чести. | Уметь отнести | Учебник. | Словесный портрет Дубровского. | Глава.XIII. | |||
А.С.Пушкин. «Дубровский».Просмотр фильма. | Значение творчества поэта для поколений. | Составить | Видео. | Глава.XIV-XVIII | |||
А.С.Пушкин. «Дубровский». Просмотр фильма. | Написать | Видео. | Глава.XIX | ||||
А.С.Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви. | Исследование. | Романтика. | Уметь писать | Учебник. | Глава.XIX | ||
А.С.Пушкин. «Дубровский». Защита чести, независимости личности. | Честь, достоинство,личность. | Работа в тетради. | Глава.XIX | ||||
Заключительный урок по теме «Дубровский». | Обобщение. | Уметь писать | Сочинение ополюбив-шемся герое. | Cтр.156. | |||
М.Ю.Лермрнтов.Краткий рассказ о поэте.Стихотворение « Тучи». | Комбинированный урок. | Москва.Тарханы нии. | Запись в тетради. | Стр.157-160. | |||
«Тучи», «Три пальмы», «Листок» - тема одиночества и тоски. | Лекция с элементами беседы. | Кавказ.Метафора. Сравнение. | Учебник. | Доклад о М.Ю. Лермонтове. | Стр.160,161, | ||
Н.В.Гоголь.Краткий рассказ о писателе. | Лекция. | Интонация. Антитеза.Роптать. Аллитерация. | Уметь выделять главное в тексте, делать выводы, ставить вопросы. | Статьи из | Горд « Нежин». | Стр.170-173. Учить биографию. | |
« Ночь перед Рождеством».Пейзаж Рождественской ночи. | Комбинированный урок. | Пейзаж. Обрядовый Фольклор. |
| Картина. | Вечера на хуторе близ Диканьки. | Стр.173-179,план. | |
«Ночь перед Рождеством».Знакомство с героями. Кузнец и Оксана. | Практикум. | Диалектные слова. |
Знать содержание литературного произведения.
| Учебник. | Сочинение о Вакуле. | Стр.180-185,пересказ. Словарь. | |
«Ночь перед Рождеством».Солоха,мать Вакулы. | Практикум. | Архаизмы. | Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.
| Стр.185-191. | |||
«Ночь перед Рождеством».Происшествие с героями в доме Солохи. | Повторение. | Учебник. | Работа в тетради. | Стр.191-198. | |||
«Ночь перед Рождеством».Вакула в гостях у Пацюка. | Исследование. | Карточки. | Пересказ | Стр.199-206. | |||
«Ночь перед Рождеством». Освобождение из мешков. | Исследование. | Доклад о Н.В.Гоголе. | Стр.206-213. | ||||
«Ночь перед Рождеством».путешествие Вакулы в Петербург.Разговор с царицей. | Лекция с элементами беседы. | Уметь выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного. | Учебник. | Стр.214-222. | |||
«Ночь перед Рождеством». Возвращение кузнеца. | Практикум. | Пересказ главы. | Стр.223-228. пересказ. План. Словарь. | ||||
Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. | Повторение. | Портрет, Раздоточный материал. | Пересказ. | Стр.233-235. | |||
«Железная дорога».Значение эпиграфа. | Комбини рованный урок. | Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. | Уметь определять род и жанр литературного произведения. | Учебник. | Доклад о Н.Некрасове. | Стр.236-239. | |
«Железная дорога». Мысль о величии народа- созидателя. | Урок активизации знаний. | Стр.239-241. | |||||
Н.С. Лесков.Краткий рассказ о писателе. | Понятие о сказе. | Портрет. | Фронтальный опрос. | Стр.245-246. | |||
«Левша».Царь Алексей Павлович и атаман Платов. | Исследование. | Ирония. | Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств. | Учебник. | Характеристика царя. | Стр.246-255. | |
«Левша».Окружение царя. | Обобщение. | Дополнитель- ная литература. | Ответы на вопросы по главе. | Стр.255-260. | |||
«Левша» Выполнение работы мастерами. | Стр.261-267. | ||||||
«Левша».Секрет тульских мастеров.Разговор царя и левши. | Повторение. | Словарь. | Выразительное чтение. | Стр.267-273. | |||
«Левша».Левша в Англии.Секрет англичан. | Обобщение. | Чтение по ролям. | Стр.273-282. | ||||
Заключительный урок по произведению. | .Зачёт. | Учебник. | Сочинение о плюбившихся героях. | Стр.273-288. | |||
А.П.Чехов.Краткий рассказ о писателе. | Комбинированный урок. | Комическая ситуация. | Знать основные факты жизни и творчества изученных писателей. | Портрет, Учебник. | Стр.293-294, Биография. | ||
«Лошадиная фамилия».Юмор в рассказе. | Лекция с элементами беседы. | Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | Презентация. | Пересказ | Стр.296-300, Пересказ 301. | ||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | |||||||
Стихи Полонского,Фета,Тютчева. | Лекция. | Знать изученные теоретико-литературные понятия. | Картины, Учебник. | Доклад . | Стр.303-307. Биография. | ||
Е.Баратынский «Весна,весна», «Чудесный град». Никитин « Встреча зимы.» | Комбинированный урок. | Стр.307-310,план. | |||||
А.Н. Майков « Рассвет», « Осень», « Пейзаж.» | Практикум. | Сборник сти- Хов. | Пересказ главы. | Стр.311-313, словарь. | |||
Из русской литературы XX | |||||||
А.П.Платонов.Краткий рассказ о писателе. | Практикум. | Пересказ. | Стр.3-4, учить биографию. | ||||
« В прекрасном и яростном мире».Знакомство с Мальцевым. I глава. | Повторение. | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев. | Учебник. | Доклад | Стр.4-7, выписать слова. | ||
« В прекрасном и яростном мире».Происшествие на железной дороге. | Исследование. | Учебник. | Стр.7-12, пересказ, Проф.слова. | ||||
« В прекрасном и яростном мире».Следствие над Мальцевым.(3-4 гл.) | Исследование. | Наизусть отрывок. | Стр.12 – 17.Знать профессионализмы. | ||||
« В прекрасном и яростном мире».Прозрение Мальцева.( 5 глава) | Лекция с элементами беседы. | Характеристика . | Стр.19-21, пересказ, 22,вопросы. | ||||
М.М.Пришвин. Рассказ о писателе. | Практикум. | Портрет. | Ответы на вопросы по главе. | Стр.35, пересказ. . | |||
« Кладовая солнца».Знакомство с Настей и Митрашей. Сборы в лес. | Повторение. | Роль картин природы в рассказе .Портреты героев как средство изображения их характеров. | Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев. | Учебник. | Стр.36-41, пересказ, таблица. | ||
« Кладовая солнца».Утро в лесу.Антипыч. | Комбини рованный урок. | Выразительное чтение. | Стр.41-48, таблица. | ||||
« Кладовая солнца».Слепая елань. | Урок активизации знаний. | Природа как мир истины и красоты. | Выразительно читать произведениясоблюдая нормы литературного произношения. | Учебник. | Чтение по ролям. | Стр.48-53, пересказ. | |
« Кладовая солнца».Сбор клюквы. | Повторение. | Сочинение о плюбившихся героях. | Стр.53- 58, пресказ. | ||||
« Кладовая солнца». Поведение Травки. Спасение Митраши. | Зачёт. | Учебник. | Наизусть отрывок. | Стр.58-64, таблица, пересказ. | |||
« Кладовая солнца». Встреча детей. Возвращение домой. | Исследование. | Учебник. | Характеристика героя. | Стр.65-67-69, вопросы. | |||
Обобщающий урок по произведениям М.М.Пришвина. | Обобщение. | Ответы на вопросы по главе. | Составить план . | ||||
Военная тематика. К.Симонов. « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» | Контроль. | Учебник. | Стр.100-101, . | ||||
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. | Исследование. | Знать содержание изученных произведений, их связь с определённой эпохой, | Учебник. | Выразительное чтение. | Стр.102-104, чтение выраз. | ||
« Конь с розовой гривой».Знакомство с жителями деревни. | Зачёт. | Внутреннее состояние челове- ческой души: | Их значение для нашего времени, | Чтение по ролям. | Стр.105, учить . | ||
« Конь с розовой гривой» Леонтьевские ребята. Воровство. | Повторение. | смятение, беспокойство, томление. | Важнейшие особенности Их формы ( жанровая принадлеж- ность, композицион- ное своеобра- зие), | Учебник. | Сочинение о полюбившихся героях. | Стр.106-110, Пересказ. | |
« Конь с розовой гривой». На рыбалке. | Зачёт. | представлять себе характеры главных действующих лиц, Владеть минимумом знаний по тео- рии | Стр.111-114, Пересказ. | ||||
« Конь с розовой гривой». Возвращение бабушки. Неожиданный подарок. | Исследование. | литературы, (связанных с образной спецификой литературы и | Ответы на вопросы по главе. | Стр.115-118, Пересказ. | |||
В.Г.Распутин. Рассказ о писателе. | Обобщение. | со структурой художествен- ного произве- дения). | Портрет. | Пересказ. | Стр..119-124, Пересказ, Вопросы. | ||
« Уроки французского». Жизнь в деревне и в райцентре. | Контроль. | Знать определённое количество произведений отрывков | Учебник. | Сравнительный анализ. | Стр.128-130, биография. | ||
« Уроки французского». Игра в « чику». | Исследование. | из них наизусть. | Стр.130-134, пересказ. | ||||
« Уроки французского». Драка с ребятами. | Зачёт. | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | Уметь выразительно читать описательный и повествова- тельный тексты, | Фронтальный опрос. | Стр.134-138, пересказ. | ||
« Уроки французского».Разговор с учительницей. Занятия с учительницей. | Исследование. | Сопереживание. | монологи, диалоги, учитывая жанровое | Стр.139-144, пересказ. | |||
« Уроки французского».Игра в « замеряшки». Отъезд. | Зачёт. | Личность. | своеобразие произведения. | Учебник. | Фронтальный опрос. | Стр.167, вопросы. | |
Русская литература XX века. | |||||||
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. | Комбинированный урок. | Видео. | Запись в тетради. | Стр.169,учить Биографию. | |||
«Тринадцатый подвиг Геракла». Методы ведения урока Харлампия Диогеновича. | Лекция с элементами беседы. | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному. | Учебник. | Стр.169-173 (пересказ),вопросы. | |||
«Тринадцатый подвиг Геракла»На уроке математики\ | Лекция. | Стр174-177. ( пересказ) | |||||
«Тринадцатый подвиг Геракла».Хитрость ученика. | Комбинированный урок. | Стр.178-182,план. | |||||
«Тринадцатый подвиг Геракла».Безысходная ситуация. | Практикум. | Сочинение о полюбившемся герое. | Стр.183-186,пересказ. Словарь. | ||||
Родная природа в поэзии первой половины XX века. | |||||||
Родная природа в русской половине XX века.А.А\Блок, С.А.Есенин. | Исследование. | Художественные средства. стихотворные размеры. | Статьи из | Работа в тетради. | Стр.192-193,пересказ, выписать. | ||
А.А. Ахматова « Перед весной бывают дни такие…»,Н.М.Рубцов « Звезда полей». | Комбинирован- ный урок. | Поэтизация родной природы. | Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях | Учебник. | Доклад . | Стр.198 – 204.. | |
Зарубежная литература. | |||||||
Марк Твен.Краткий рассказ о писателе. | Лекция с элементами беседы. | Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. | Стр.205-211, пересказ, 212-213- вопросы. | ||||
« Приключения Гекльберри Финна».План по спасению Джима. | Практикум. | Уметь владеть различными видами пересказа; Строить устные и письменные высказыва- ния в связи с изученным произ- ведением. | Учебник. | Пересказ главы. | Стр.214-215, пересказ. План. | ||
« Приключения Гекльберри Финна».Подготовка к спасению Джима. | Повторение. | Карточки. | Пересказ. | Стр.216-220, пересказ, таблица. | |||
Джек Лондон. Судьба и личность писателя. | Комбини рованный урок. | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | Доклад | Стр.221-224, таблица. | |||
«Любовь к жизни».Два путника. | Урок активизации знаний. | Учебник. | Стр.225-228, пересказ. | ||||
«Любовь к жизни».Попытка добыть пищу .Борьба с голодом. | Повторение. | Наизусть отрывок. | Стр.229-233, пресказ. | ||||
«Любовь к жизни».Встреча с медведем и волками. | Зачёт. | Портрет, Раздоточный материал. | Характеристика царя. | Стр235-240, таблица, пересказ. | |||
«Любовь к жизни».Борьба с холодом. | Исследование. | Учебник. | Ответы на вопросы по главе. | Стр.242-243, вопросы. | |||
«Любовь к жизни».Страшная находка. Борьба с волком. Спасение. | Обобщение. | Составить план текста. | |||||
Эрнест Сетон Томпсон. Краткий рассказ о писателе. | Контроль. | Уметь выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного. | Портрет. | Выразительное чтение. | Стр.244-248, учить отрывки, Выразительное чтение. | ||
« Снап История бультерьера».Необычная посылка.Привычки Снапа. | Исследование. | Учебник. | Чтение по ролям. | Стр.248-254, чтение. | |||
« Снап История бультерьера». Охота на волков. | Зачёт. | Дополнитель- ная литература. | Сочинение о плюбившихся героях. | Стр.255-259, учить биографию. | |||
« Снап История бультерьера». Смерть Снапа. | Повторение. | Наизусть отрывок. | Стр.273, пересказ. | ||||
Рэй Дуглас Брэдбери. Краткий рассказ о писателе. | Зачёт. | Характеристика царя. | Стр.274 -278,пересказ. | ||||
«Каникулы.» Путешествие на дрезине. | Исследование. | Словарь. | Ответы на вопросы по главе. | Стр.278-283, пересказ. | |||
« Каникулы.»Утро нового мира.Желание мальчика. | Обобщение. | ||||||
«Зелёное утро» Мечта о чудесной победе добра. | Учебник. | Индивиду- альный опрос. | |||||
Рекомендации на лето. |
Список рекомендуемой литературы по предмету .
1. Полухина В. П. Литература. :6 класс.: Учеб.-хрестоматия: В 2ч.- М.: Просвещение 2007.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.
3. Полухина В. П. Литература: 6 кл.:Метод. Советы. – М.: Просвещение , 2007.
4 Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл. Сост. В И Коровин, В Я Коровина. – М.:Интербук, 1995-1996.
5. Вокруг тебя мир. Книга для ученика: 6 кл. М.: « Наука/ Интерпериодика», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс надомное обучение
Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и примерное распределение учебных часов по разделам курса....
Рабочая программа по русскому языку и литературе 5 класс
Рабочая программа с подробной пояснительной запиской, содержанием курса и календарно-тематическим планированием. Программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской, по литературе - В.Я.Коровиной....
Рабочие программы по русскому языку и литературе 6 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе (6 класс) отвечают требованиям к составлению рабочих программ по предметам. Основная структура: титульный лист, пояснительная записка, требования...
Рабочая программа по русскому языку и литературе 6 класс
Подробная рабочая программа с пояснительной запиской и тематическим планированием по русскому языку и литературе. УМК С.И. Львовой, 6 класс...
Рабочая программа по русскому языку и литературе 6 класс
Подробная рабочая программа с пояснительной запиской и тематическим планированием по русскому языку и литературе. УМК С.И. Львовой, 6 класс...
Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс
Рабочие программы разработаны по программе Разумовская,Лекант(русский язык),Меркин,Сахаров,Чалмнительная запискааев(литература) с учётом всех современных требований!Программу предваряет пояснительная ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс
Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс...