Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочие программы разработаны по программе Разумовская,Лекант(русский язык),Меркин,Сахаров,Чалмнительная запискааев(литература) с учётом всех современных требований!Программу предваряет пояснительная записка,приведены нормы и критерии оценивания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочие программы 9 класс | 75.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
план | дата | № | Тема урока | Опорные понятия | Развитие речи |
1 | Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса. | Историко – литературный процесс | Оформление тезисов | ||
2 | Из зарубежной литературы. У. Шекспир. «Гамлет» Конфликт пьесы. | ||||
3 | Ж.Б. Мольер «Мнимый больной» .Объект уничтожающего смеха. | ||||
4 | И. В. Гёте. «Фауст».-вершина философской литературы. | ||||
5 | Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. | Слово как жанр древнерусской литературы | |||
6 | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». | Летопись | Доклады | ||
7 | Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. | Патриотизм, идея | Анализ эпизода | ||
8 | Человек и природа в художественном мире поэмы. | Психологический параллелизм | Доклады | ||
9 | Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. | Олицетворение | Устные сообщения | ||
10 | Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору) | Устное сообщение | |||
11 | Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея. | Жанр путешествия | Индивидуальные сообщения | ||
12 | Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева. | Сентиментализм | |||
13 | А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова. | Духовный мир, обличительная литература | Монологическое высказывание | ||
14 | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | Трагикомедия, вольный стих | Частичный анализ эпизодов | ||
15 | Идеалы и антиидеалы Чацкого. | Антиидеал | Монологическое высказывание | ||
16 | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века. | Антигерой | Монологическое высказывание | ||
17 | Чацкий и Молчалин. | Монолог, диалог | Сравнительная характеристика | ||
18 | Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении. | Любовная интрига | Доклады | ||
19 | Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова). | ||||
20 | Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума». | Двуединый конфликт | Монологическое высказывание | ||
21 | И.А.Гончаров о «Горе от ума». | Конспектирова-ниекритич. ст. | |||
22-23 | Классное сочинение.. | Внесценический персонаж | Построение собственного текста | ||
24 | А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. | Эпикурейская лирика | Монологическое высказывание | ||
25 | Темы, мотивы и жанровое много -образие лирики А.С.Пушкина. | Лирический отрывок | Монологическое высказывание | ||
26 | Тема поэта и поэзии. | Частичный анализ | |||
27 | Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина. | Дружеское послание | Частичный анализ | ||
28 | Вольнолюбивая лирика. | Политическая ода | Частичный анализ | ||
29 | Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | ||||
30 | Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник». | Романтическая поэма | Монологическое высказывание | ||
31 | Реализм «Маленьких трагедий». | Реализм | Частичный анализ | ||
32 | Реализм «Повестей Белкина». | Вставная повесть | Монологическое высказывание | ||
33 | Мастерство писателя в создании характеров. | Способы характеристики | Пересказ с элементами цитирования | ||
34 | «Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики. | Лейтмотив | Доклад | ||
35 | «Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. | Роман в стихах | Пересказ с элементами цитирования | ||
36 | Автор и его герой в образной системе романа. | Онегинская строфа | Монологическое высказывание | ||
37 | Онегин и Ленский. | Сопоставление | Сравнительная характеристика | ||
38 | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | Идеальный образ | Монологическое высказывание | ||
39 | Картины жизни русского дворянства в романе. | Открытый финал | Монологическое высказывание | ||
40 | В.Г.Белинский о романе. | Критика | Конспектирова-ниекритич. ст. | ||
41-42 | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина на одну из тем | Построение собственного текста | |||
43 | М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь. | Социально-психологический роман | Пересказ с элементами цитирования | ||
44 | Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника. | Лирический пафос | Частичный анализ | ||
45 | Тема одиночества в творчестве поэта. | Байронический герой | Работа над выразительным чтением | ||
46 | Судьба поэта и его поколения. | Типический характер | Частичный анализ | ||
47 | Патриотическая тема в поэзии Лермонтова. | Гражданская сатира, «интимный» патриотизм | Частичный анализ | ||
48 | Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова. | Работа над выразительным чтением | |||
49 | «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. | Философский роман | Монологическое высказывание | ||
50 | Своеобразие композиции и образной системы романа. | Типический характер | Пересказ с элементами цитирования | ||
51 | Автор и его герой. | Образ рассказчика | Монологическое высказывание | ||
52 | Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. | Психологический портрет | Пересказ с элементами цитирования | ||
53 | Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. | Типический характер | Монологическое высказывание | ||
54 | «История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе. | Повествовательный цикл | Пересказ с элементами цитирования | ||
55-56 | Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем | Сочинение в жанре литературно-критической статьи | |||
57 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя. | Поприще писателя | Пересказ | ||
58 | «Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Цикл рассказов | Пересказ с элементами цитирования | ||
59 | Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя. | Род литературы | Чтение по ролям | ||
60 | Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях» | Сквозная тема | Пересказ с элементами цитирования | ||
61 | Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. | Поэма в прозе | Выразительное чтение | ||
62 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ». | Сюжет, композиция | Монологическое высказывание | ||
63 | Образы помещиков. Манилов. | Система образов | Пересказ с элементами цитирования | ||
64 | Образы помещиков. Коробочка. | Художественное бытописание | Пересказ с элементами цитирования | ||
65 | Образы помещиков. Ноздрев. | Ирония | Пересказ с элементами цитирования | ||
66 | Образы помещиков. Собакевич. | Сатирический гротеск | Пересказ с элементами цитирования | ||
67 | Образы помещиков. Плюшкин. | Антигерой | Пересказ с элементами цитирования | ||
68 | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души. | Художественная деталь | Пересказ с элементами цитирования | ||
69 | Народная тема в поэме. | Образ-символ, вставная тема | Частичный анализ текста | ||
70 | Фигура автора и роль лирических отступлений. | Лирическое отступление | Выразительное чтение | ||
71 | Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. | Творческий метод | Частичный анализ текста | ||
72-73 | Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем | ||||
74 | Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г. | Историко-литературный процесс | Конспектирование лекции учителя | ||
75 | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева. | Частичный анализ | |||
76 | Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета. | Частичный анализ | |||
77 | Поэзия Н.А.Некрасова. «Памяти Добролюбова» | ||||
78 | Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета. | ||||
79-80 | Ф.М. Достоевский «Бедные люди».Тема «маленького человека» | Художественное сознание | Конспектирование лекции учителя | ||
81-82 | Л.Н.Толстой «Юность»:нравственные идеалы. | Литературный род | Конспектирование лекции учителя | ||
83-84 | .М.Горький.Ранние рассказы. | Конспектирование лекции учителя | |||
85 | М.Горький «Песня о буревестнике» | ||||
86 | «Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). | Литературное направление | Конспектирование лекции учителя | ||
87-88 | Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака). | Поэтическое течение | Частичный анализ | ||
89-90 | М.Булгаков. «Собачье сердце».основная проблематика и образы. | Литературное направление, поэтическое течение | Монологическое высказывание | ||
91-92 | М.Шолохов. «Судьба человека»:образы,сюжет,композиция. | Конспектирование лекции учителя | |||
93-94 | В.Быков. «Альпийская баллада». Любовь и война | Литературный процесс | Монологическое высказывание | ||
95-96 | А.Т.Твардовский.Военная тема в лирике. | ||||
97-98 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»:образ Матрёны и рассказчика. | ||||
99-100 | Авторская песня.Новое явление в русской поэзии 20 века. | ||||
101-102 | Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению. | Монологическое высказывание |
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
- О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 - 202.
- Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
- Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы// Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий по русскому языку 5-9 классы, (автор–составитель М. М. Разумовская).
Рабочая программа конкретизирует содержание примерных тем образовательного стандарта для 9-ых классов и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса русского языка направлено на формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенцией.
Изучение русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
• формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
Авторы учебника для 9 класса — М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов.
Основная особенность курса русского языка в 9 классе заключается в том, что в этом классе завершается систематическое изучение предмета, подводятся итоги, проводится государственная аттестация.
Тем не менее есть особенности в подаче материала.
1. Основная тема курса традиционна — сложное предложение.
Всоответствии с современным уровнем развития лингвистической науки сложное предложение трактуется в учебнике как цельная смысловая единица высшего уровня языковой системы, интонационно оформленная и состоящая из двух или более предикативных частей.
Этот подход как нельзя лучше согласуется с языковой подготовкой школьников, которые, начиная с 5 класса, учились дифференцировать простое и сложное предложение, исходя из количества грамматических основ. Таким образом, предложенная трактовка сложного предложения не только соответствует современным научным воззрениям, но оправдана с точки зрения дидактики — реализует принцип преемственности в обучении.
Подача грамматического материала (и связанной с ним пунктуации) сопровождается опорой на средства наглядности: где возможно, даются схемы, таблицы, наглядные памятки, рассчитанные на облегчение восприятия подростками синтаксической теории.
Структурно выделяются следующие разделы: «Язык. Правописание. Культура речи» ( Повторение изученного в 5—8 классах), «Синтаксис и пунктуация» (Сложное предложение), «Речь» (Углубление знаний о стилях и жанрах речи). Включен также материал для итогового повторения (тексты). Имеется справочный материал: орфографический словарик, орфоэпический словарик, толковый словарик, схемы и образцы всех видов разбора.
2. В соответствии с общей концепцией курса русского языка подача грамматического материала сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организованы наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусмотрена отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определенных стилистических условиях; систематически даются задания на употребление учащимися изучаемых предложений, периода в собственной речи.
3. Помимо внимания к речевому аспекту изучаемого сложного предложения имеется специальный раздел «Речь», нацеленный на развитие навыков связной речи.
В 9 классе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте.
Подробно рассматриваются такие жанры, как эссе, путевые заметки, рецензия, деловая речь.
4. Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, в учебнике много внимания уделяется повторению в начале и конце года. По орфографии и пунктуации повторение строится на обобщающем уровне. В данном учебнике имеется довольно большой раздел, включающий разные виды контроля и позволяющий организовать систематическое повторение материала в течение всего учебного года.
5.Имеется справочный раздел — приложения со схемами разбора и словариками разного типа, а также копии фотографий в репродукции картин известных русских художников.
Согласно учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы на изучение русского языка в 9-ом классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Учебная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из них 9 часов отводится на проведение контрольных работ:4ч.- контрольные диктанты, 4ч.- контрольные изложения, 1ч.- контрольная рецензия.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуется и развивается следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года соответствует требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
№ | Тема | Часы | |
Русский язык – национальный язык русского народа. | 2 | ||
Русский язык среди языков мира | 3 | ||
Повторение изученного: фонетика, графика. | 1 | ||
Орфоэпия. Литературная норма и её разновидности. | 1 | ||
РР Повторение изученного о типах и стилях речи. | 1 | ||
Повторение изученного: лексика и фразеология. | 1 | ||
Повторение изученного: морфемика и словообразование. | 1 | ||
РР Обучение изложению: сжатый пересказ. | 1 | ||
Повторение изученного: морфология и синтаксис. | 1 | ||
Повторение изученного: орфография и пунктуация. | 1 | ||
РР Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | ||
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация. Понятие о сложном предложении. | 1 | ||
Типы сложных предложений и средства связи между частями. | 1 | ||
РР Подготовка к изложению. | 1 | ||
Изложение с творческим заданием «Мой друг». | 2 | ||
Сложносочинённое предложение. Сложносочинённые предложения (ССП) и знаки препинания при них. | 1 | ||
Виды сложносочинённых предложений. | 1 | ||
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | ||
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. | 2 | ||
РР Сжатое изложение | 1 | ||
Сложноподчинённое предложение. Понятие сложноподчинённого предложения. | 1 | ||
Виды сложноподчинённых предложений. | 1 | ||
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. | 1 | ||
Рр Использование различных стилей речи в художественном произведении. | 1 | ||
Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием). | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. | 1 | ||
Рр Эссе: понятие о жанре. | 2 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. | 1 | ||
РР Путевые заметки: понятие о жанре. | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным места. | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным времени. | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнительным. | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | 1 | ||
РР Путевые заметки: структура, языковые особенности жанра. | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным цели. | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным условия и уступки. | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения с придаточным причины и следствия. | 1 | ||
РР Сжатое изложение | 1 | ||
РР Рецензия: понятие о жанре, структура, языковые особенности текста. | 2 | ||
Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». Тестирование. | 1 | ||
Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | 1 | ||
Рр Деловая речь. | 1 | ||
Рр Сжатое изложение | 1 | ||
Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 2 | ||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | ||
Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 2 | ||
Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение». Тестирование. | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | ||
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 4 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Уроки повторения | 6 |
Дополнительная литература.
- Егорова Р. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2004.
- Космарская И. В., Руденко А. К. Русская грамматика в тестах. 8-11 классы. – М.: Аквариум, 1997.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос; Под ред. М. М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2000.
- Охременко Н. В., Федина О. В. 400 диктантов и тестов по русскому языку. 8-9 классы. – М.: Аквариум, 1998.
- Тесты к школьному курсу: Русский язык. 9 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Тесты. Русский язык. 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005.
- Уроки русского языка в 9 классе: Поурочные планы по программе М. М. Разумовской./ Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Францман Е. К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 кл. – М.: Просвещение, 1999.
Требования к выпускнику курса русского языка:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса
русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек сте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп ределении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
- СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
· полнота и правильность ответа;
· степень осознанности, понимания изученного;
· речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5» ставится, если ученик:
· обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
· обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
· излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
· излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
· не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
· излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.
Оценка диктантов
.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
- Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемымиорфограммами.Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
- Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.
Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу,
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче так называемой авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из всех правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;
4) в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;
5) в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);
6) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении: их последовательности.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.
Оценка "2" ставится за.диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.
Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.
Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка "2" ставится заработ, в которой не выполнено более половины задании.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350-450.
Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.
Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;
2) соблюдение грамматических норм и правил правописания.
Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» :
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).
4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведенийпо стилистике).
5. Достигнуто стилевое единство
Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»:
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет .
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
4.. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительность.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.
Оценка «3»
1. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.
2. Работа достоверна, в главном, но в ней последовательности изложения.
3. . В работе допущены существенные отклонения от темы.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена .последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пункту ационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на.тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Рабочая программа по русскому языку для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4» Андреевой Альмиры Даниловны
Данная программа рассчитана на изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...